Статья «Проблемы гражданской социализации студентов»

4
0
Материал опубликован 26 January 2020

Проблемы гражданской социализации студентов



И.А. Шумилова, социологический факультет, 2 г.

Научный руководитель – О.Л. Сытых, д.ф.н., профессор


                В  последние  несколько лет очень много говориться о социализации молодежи, подрастающего поколения. Социологические исследования  публикуются  в различных научных журналах  по  проблемам социализации  молодежи,  в  том  числе  учащейся.  В  них  анализируется деятельность отдельных социальных институтов в области профессиональной социализации  учащихся,  показываются  особенности  их  социализации  в процессе реформирования российского общества. Однако, на мой взгляд, еще недостаточно  освещаются  вопросы  о  гражданской  социализации подрастающего  поколения. Немного изменю определение: “гражданская социализация”[1], на мой взгляд, оно характеризует  операциональный процесс становления каждой  личностью действенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ей функционировать в качестве полноправного члена общества. Проблема состоит в том, что проблема гражданской социализации студенческой молодежи вытекает из проблемы общества которое само испытывает риск быть дезинтегрированным и десоциальным. Проблемы интеграционных процессов в обществе еще мало изучены и исследованы от сюда вытекает сложность иссследования интеграции молодежи как социальной группы в «общество риска»[4,165]. Для функционального анализа немаловажно и то, какова специфика функционирования студенчества в качестве социально-статусной группы. Чаще всего учёные обращают внимание на незавершённость становления её субъективности, нестабильность положения в системе общественных отношений, этот недостаток, возможно преодолеть используя феноменологический подход к определению молодежи.

Студенческую молодёжь традиционно определяют как становящийся субъект общественного воспроизводства. Однако,  в отечественных работах не всегда учитывается, что годы студенчества - вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развития (в том числе студенческую группу), субкультуру, участвует в таких видах деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно-образующих факторов и определяют модель будущего социального поведения. Известный американский социолог Дж. Хоманс писал: «Группа является наиболее распространенным и широко известным социальным образованием. Социология может здесь найти свой исходный пункт» У. Томас и Ф. Знанецкий также утвер­ждали, что поскольку первичная группа широко распро­странена во всех обществах и классах, то именно она служит наиболее репрезентативной моделью для изучения общественных отношений. Принадлежность молодого человека к той или иной группе оказывает решающее влияние на выбор норм и стандартов, которым он следует в своем поведении, что определяет конкретный его социально-правовой статус. В нашем случае социальная группа учащейся молодёжи - студенчество, является большой и реальной группой, но по трактовке некоторых авторов - вторичной. Если говорить о гражданской социализации то это на мой взгляд быть и состояться в частности в профессии.

Только 20-30% специалистов идут работать по профессии после окончания высшего учебного заведения.[2] С 2016 года Росстат начнет проводить сплошное обследование выпускников профессиональных учебных заведений на предмет их трудоустройства. Результаты показывают, что 80 процентов выпускников трудоустраиваются в первый год после окончания учебы, девять процентов не могут найти работу совсем. При этом треть окончивших вузы и среднеспециальные учебные заведения (33%) не смогли устроиться по специальности. Что касается качества полученных знаний, три четверти опрошенных заявили, что их вполне достаточно для работы, 14 процентов отметили, что знания, полученные в учебном заведении, не пригодились, и еще 14 процентов заявили обратное: учебной информации крайне недостаточно для работы по специальности. На российском рынке труда сохраняется серьезный дисбаланс, который возник два десятилетия назад. Люди стремятся получить высшее образование, а требуются простые рабочие, хотят выучиться на экономиста, например, а рынку нужны инженеры. Труднее всего устроиться на работу, по словам статистика, работникам сельского и рыбного хозяйства, обладателям гуманитарного и экономико-управленческого образования. Их доля среди безработных - одна из самых высоких: по 7-8 процентов.

На базе МБОУ «Михайловский лицей» среди выпускных классов был задан один единственный вопрос «Если в селе создать колхоз, и колхозникам платили по 25-30 тысяч рублей, то вы бы пошли в него работать?» на мое удивление 66,6% опрошенных респондентов согласны идти работать, и остаться жить в деревне! А от сюда следует масса выводов:

  1. Приток новой молодой рабочей силы.
  2. Сокращение роста безработицы.
  3. Повышение рождаемости.
  4. Строительство новых муниципалитетов.
  5. Строительство жилых домов, и так далее.


Разве это не есть гражданская социализация?

Среди наиболее востребованных сегодня на рынке - специалисты по информационной и вычислительной технике, занятость среди обладателей этой профессии 93 процента, а доля в числе безработных - всего 2,4 процента.  Кстати, 56,1 процента зарегистрированных в службе занятости - женщины. Средний период поиска работы ими - 5,6 месяца. В то же время молодёжь - не только и не столько возрастное понятие, сколько социальное и историческое. Поэтому антропологически включённый в понятие «молодёжь» студенческий возраст имеет не столько свои возрастные, сколько социальные, правовые, психологические, общественные и другие особенности. Несмотря на то, что усиливающаяся социальная дифференциация учащейся молодёжи делает проблему выявления интегрирующих факторов и признаков её целостности ещё более сложной, среди наиболее устойчивых факторов социологического определения молодёжи выделяются:

•     возрастные границы и социально-психологические особенности;

• специфика социально-правового статуса, ролевых функций, социокультурного поведения;

•    процесс социализации в профессионально-учебном заведении как механизм, реализующий единство социальной адаптации и интеграции молодёжи.

Научная корректировка и обновление каждой из отмеченных позиций не меняют определения этой социальной группы: именно эти факторы определяют данную социальную общность, что позволяет рассматривать студенческую молодёжь в единстве её объективных и субъективных характеристик, а также в соотнесении с другими социальными группами,  как  целостность. Студенческую общность необходимо рассматривать, прежде всего, с точки зрения наиболее важного атрибута этой социальной группы - непосредственной учёбы в стенах вузов как осваиваемого в ходе социализации вида деятельности, - тем не менее, очевидно, что объединение происходит не только по этому критерию. В спектре признаков обособления студенчества как социальной группы  мы обнаруживаем наличие: специфического языка, символов, знаков, одежды, особенностей мышления и интересов, ценностей и целей, мотивов и потребностей, внутренней структуры межличностных взаимоотношений, внешней формальной организации, определённого возраста, исходной материальной базы и др. Также среди критериев, выделяющих социальную группу студенческой молодёжи как субъекта общественных отношений, можно выделить и наличие определённых субкультурных норм и ценностей. Особенностью современного студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь идёт не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путём формирования собственной субъективности посредством проявления различных форм активности и выбора форм социального взаимодействия  в правовом пространстве.

Таким образом, студенческая молодежь рассматривается нами как самостоятельная социально-статусная группа с характерными для неё возрастными, социально-психологическими свойствами и социально-правовыми ценностями, которые обусловливаются уровнем социально-правового, культурного развития, спецификой правовой социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению проблем учащейся молодёжи, дифференцированному подходу к студенчеству как внутренне неоднородной и вместе с тем специфической общественной группе, имеющей особый социально-правовой статус.

Социализация как процесс касается не просто личности, а всего образа жизни (от игры в детстве до труда и досуга в зрелости). Окончание школы означает поворот на жизненном пути, основа которого - выбор нового для личности образа жизни новой доминантой. Это студенческий образ жизни с учёбой в качестве основного вида деятельности, либо образ жизни работающего человека с доминантой производственного труда,  либо смешанный образ жизни (ведущими формами деятельности могут быть и учеба, и труд), в частности, у учащихся профессиональных училищ, у молодых людей, работающих и обучающихся в учебных заведениях без отрыва от производства. Множественность форм доступа к высшему образованию не всегда обеспечивает расширение возможностей его получения для всех групп населения. Между социальными группами существуют различия в доступности высшего образования вообще и качественного (престижного), в частности. Очевидно, что социальные различия между представителями из разных групп населения среди студентов дают о себе знать и в плане доступности разных видов знаний и навыков, что в итоге влияет на выбор образа жизни студента.

Возможности социализации молодежи становятся все более
широкими и непредсказуемыми. Развитие личности связано
расширением вариантов выбора поведения, среди которых
варианты асоциального поведения. Расширению возможностей
выбора способствуют многие факторы  социализации  (семья,
учебное заведение, социальная среда, массовые средства информации).

В рамках данного исследования важным является определение этапа правовой социализации, когда молодой человек становится субъектом правовой социализации. Процесс правовой социализации предполагает наличие субъекта, объекта и средств (пра­вовое воспитание и образование молодежи в семье, школе, вузе, политико-правовых организациях, социальных группах, нормативная юридическая система как основа контроля процессов ее осуществления, а так же юридическая литература, за­конодательство, СМИ, в т.ч. новые средства коммуникации – Интернет и  т.п.) правовой социализации, что определяет конкретную модель правовой социализации молодежи [4, c.157-160].

В сфере образования возник и получил развитие свой спектр форм социализационной деятельности. Соответственно, здесь есть свои классификации. По целям и объектам освоения элементов культуры социальная адаптация - первая историческая форма адаптации – разделяется на три направления, или уровня: обучение, воспитание и собственно образование.

По основанию классификации форм социализации, связанных с образованием, в тот или иной исторический момент в обществе будет доминировать либо формальное образование (наряду с другими формами институциональной социализации), либо неформальная социализация. Последняя формируется структурами повседневности, бытовым взаимодействием людей в простых и неспециализированных акциях совместного проживания. Внутри образования еще существует разделение на общее и специальное. И хотя здесь классификация другого уровня, но здесь важно указать то, что функционально эти два уровня и вида образования разнонаправлены и реализуют разные цели социализации. Среднее общее или основное, образование призвано обеспечить социальную адаптацию нового поколения, т.е. сформировать индивида и поколение как часть данного социума. Это, значит, развить у его представителей индивидуальное и групповое мышление, природные творческие задатки, наделить их элементарными представлениями и навыками жизнедеятельности в данном обществе, знанием основных институтов, норм и правил поведения, сформировать основные ценностные установки (трудолюбие, любознательность, лояльность, толерантность, законопослушность и др.).

Высшее профессиональное образование реализует совершенно другую форму и цель социализации, не сводимую к конкретно-социальной адаптации. Его цель и форма - профессионализация, т.е. адаптация на более высоком уровне. Эта форма социализации допускает моменты конкретно-социальной дезадаптации, поскольку предполагает расширение культурного горизонта за пределы наличного бытия.









Библиографический список

  1. С.И. Сергейчик. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977.
  2. Тоффлер О. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи. Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI.

века. Нью-Йорк. 1990. 2. Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5. С. 191.

  1. Российский статистический сборник. М., 1997. С. 196, 212; Россия в цифрах. М., 1998. С. 91; Образование в Российской Федерации. М., 1995. С. 97, 224.
  2. Российский статистический сборник. М., 1997. С. 196, 212; Россия в цифрах. М., 1998. С. 91; Образование в Российской Федерации. М., 1995. С. 97, 224.
  3. http://www.rg.ru/2011/03/31/studenty-site.html
  4. http://www.sarinfo.ru








Комментарии
Комментариев пока нет.