Статья «Психологические особенности социализации Интернет-ролевиков»
Психологические особенности социализации Интернет-ролевиков
Свободная интерактивная личность с некоторыми структурными ограничениями становится в современном мире микрокосмом для всех субъектов социального познания. Свобода субъекта реализуется через социальное действие, взаимодействуя с другими людьми в своем окружении, чтобы создать определенного типа межличностный универсум.
Интернет-социализация –непрерывное взаимодействие одной личности с другими в Интернет-пространстве, благодаря которому осуществляется обогащение опыта человека, усвоение социальных норм и ценностей Сети, расширение зоны вариативного развития, что составляет содержательную сторону этого процесса (Лучинкина А., 2012).
Лучшим отражением виртуального,фантастического, привлекательного мира являются ролевые компьютерные онлайн-игры, которые дают человеку уже готовый почти настоящий мир собственного персонажа, возможности его развития с предоставлением различных альтернатив, разного рода деятельности, экономика на которую можно воздействовать, множественность иерархии по разным направлениям, социальные отношения, миф и история возникновения мира (Немирова А., 2001 г.).
Целью нашего исследования стало исследование отличий содержательной стороны социализации у Интернет-ролевиков в зависимости от типа игр. В исследовании приняло участие 50 подростков 8-9классов.
На первом этапе эмпирического исследования нами было определено два типа игры: «Боёвки» и «Моделирующие» игры. Под «Боёвками» мы понимаем боевые действия игроков, как индивидуальные, так и массовые. Игровые бои могут носить как характер поединков, так характер открытых сражений. В любом случае, это один из важнейших игровых пластов. В описании каждой игры, где предполагается боёвка, есть специальный раздел правил, который регламентирует все боевые действия. Итак, игра «Боёвка» – процесс, боевая роль, подразумевающая, прежде всего игровое оружейное взаимодействие, с практически обязательным соревновательным компонентом поведения и игроков. В «Моделирующих» играх сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа. «Моделирующие» игры – процесс отражения реальности, или фантастической реальности в игре. Подавляющее большинство игр моделирует те или иные аспекты реальности. Действие ролевой игры происходит в мире игры. Мир игры может выглядеть как угодно, но именно он определяет ход игры.
Подавляющее большинство игр моделирует те или иные аспекты реальности. Что касается усвоения моральных норм, нами было выявлено, что игроки находятся на второй (социоморальные обоснования отражают мораль, которая исходит не из явных проявлений типа физической силы, а из перспектив, выводимых из отношений с другими) и третьей стадиях «автономной» морали (социоморальные обоснования отражают стремление построить внутренние взаимности или межличностные ожидания просоциальных чувств, заботы и поведения). На второй стадии находится преобладающее количество играющих в «Боёвки»( 80%), играющих в «Моделирующие» ( 75%). На третьей стадии играющих в «Моделирующие» игры - 25% и 20% играющих в «Боёвки».
Анализ показателей базовых убеждений двух групп игроков позволяет сделать вывод о том, что существует статитически достоверное отличие базовых убеждений играющих в «Моделирующие» игры от игроков в «Боёвки».
Так же существуют различия в ценностях, в зависимости от типа игры. У играющих в «Боёвки» преобладают такие эмоции как: праксическая, пугническая и глорическая. У играющих в «Моделирующие» игры преобладают такие эмоции как: гедонистическая и акизитивная..
Оценка игроком героя «Боёвок» выше, нежели самооценка игрока, следовательно, игрок четко представляет себе свой идеал, к которому будет стремиться.Предпочитающие «Боёвки» реалистично смотрят на виртуальный мир, способны адекватно оценивать его и свои возможности, полагают, что мир в целом справедлив, полагают, что способны управлять событиями, но полагаются на везение.
Играющим в «Моделирующие» игры присуща готовность, осваивать и эффективно применять аналитические компьютерные программы, строить долговременные жизненные планы и работать на перспективу, групповой игровой деятельности онлайн, как раскрепощенность, доступность социальных контактов. Убеждены в том, что мир полон смысла и события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости, в мире больше добра, чем зла. У ребят данной группы высокий уровень самооценки и самоконтроля.
Благодаря прохождению комплекса социально-психологических инициаций в игровой деятельности, реальная социальная ситуация трансформирует в отроческом сознании в совершенно новые ценностные ориентации - подросток начинает рефлексировать на изменения в обществе, исходя из понимания необходимости подчиняться социальным нормам, идентифицирует себя с социумом, в котором ему предстоит жить, оставаясь при этом уникальной личностью.