Статья на тему «Социализация студентов, проживающих в общежитии»
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ
В статье показан опыт работы по социализации в общежитии.
Ключевые слова: социализация, самоуправление
Концепция модернизации российского образования определяет воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, а в качестве важнейших задач выдвигает формирование гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Целевой установкой воспитательной работы в учебном заведении является социализация и гармонизация личности гражданина России, формирование умений познавать мир и умело строить рационально организованное общество.
Социализация- процесс приобретения людьми опыта, ценностных ориентаций, норм и правил поведения в обществе, процесс обретения человеком своего статуса в обществе на базе освоения культурного наследия, обучения, образования и воспитания.
Социализация имеет две стороны. Первая характеризуется процессами адаптации личности к общественным условиям, усвоением человеком социального опыта. Вторая сторона имеет в виду самореализацию личностью своих потенций, творческих сил в социуме и предполагает определенный результат деятельности человека. Важной закономерностью в процессе социализации является обусловленность результатов самореализации личности в обществе результатами ее социальной адаптации. Если человек в ходе социализации усваивает отрицательный общественный опыт, то и результаты его самореализации будут носить асоциальный характер.
Источники проблем в социализации подростков:
1.Противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.
2.Недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений.
3.Юности свойственна некая природная дисгармония. Желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера.
4.Абстрактные идеалы и жизненные планы.
5.Трудность социальной и психологической адаптации к условиям нынешней жизни(без опеки родителей) и желание побыстрей освободится от этой опеки.
6.Стремление найти "свои" идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения.
7.Эгоцентризм и "чувство стадности" "в одном флаконе", плюс сознание своей собственной исключительности.
8.Желание самим сделать свой выбор, но ответственности за него не нести.
Общежитие учебного заведения - не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям, социализации. Молодые люди приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения. В общежитии в большей степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения молодого человека.
Для того, чтобы студенты легче адаптировались в новых условиях жизни:
-С сентября знакомлю вселяемых в общежитие с правилами внутреннего распорядка.
-Знакомлю с правами и обязанностями проживающих в студенческих общежитиях (собрания, беседы).
-Провожу мероприятия, направленные на сплочение коллектива(вечер знакомств, дискотека, викторины, конкурсы и т.п.).
-Привлекаю к работе по профилактике вредных привычек и пропаганде ЗОЖ (оформление "Уголка здоровья, беседы, викторины, консультации приглашенных врачей, конкурсы , оформлению плакатов, индивидуальная работа, например, с курильщиками).
-Привлекаю к работе в самоуправлении.
Социальное развитие личности осуществляется в системе коллективной самоорганизации студенческой среды – в системе студенческого самоуправления. Оно играет важнейшую роль в процессе самореализации и самоактуализации личности. Здесь студент приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки организатора, в процессе работы воспитываются творческие способности, умение работать в команде, лидерские и личностные качества, необходимые профессиональному специалисту, ученому, руководителю, общественному деятелю.
Студенческий совет общежития, являясь общественным органом самоуправления, создается для широкого привлечения студентов к подготовке и проведению мероприятий, направленных на улучшение воспитательной, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы, организации досуга, утверждения нравственных норм и правил, здорового образа жизни, оказания помощи руководству общежития в улучшении жилищных условий и бытового обслуживания.
С сентября в нашем общежитии проходит подготовка и выборы самоуправления.
В состав самоуправления входят: председатель общежития и его заместители, старосты, представители секторов: сан-тройка, пресс-центр, спортивный сектор, культмассовый сектор и конфликтная комиссия.
Сан-тройка контролирует сан. состояние комнат, проводит конкурс "Самая чистая комната в общежитии".
Спортивный сектор способствует формированию у студентов потребности в занятиях физической культурой и спортом, организует проведение спортивных соревнований, пропагандирует здоровый образ жизни.
Культмассовый сектор организует проведение таких мероприятий как: праздник "Новый год", "День Валентина", поздравление юношей с 23 февраля, девушек с 8-м марта и т. п., проводит дискотеки, конкурсы.
Конфликтная комиссия помогает в разрешении психологических, межличностных конфликтов и способствует примирению сторон.
Пресс-центр организует выпуск газеты "Новое время", оформляет наглядную агитацию, члены редколлегии оформляют общежитие к праздникам, организуют работы поздравительной почты общежития.
Инициатива и самостоятельность студентов в организации разнообразных мероприятий дают им возможность приобрести навыки менеджмента, развить организационные способности, умения общаться с людьми и добиваться соответствующего результата, то есть развивать такие компетенции, которые, только сидя за партой, не приобретешь и способствует социализации.
На базе общежития работает кружок «Пресс-центр», руководителем которого я являюсь. Студенты могут реализовать свои способности при выпуске газеты "Новая жизнь"(выпускается раз в три месяца), участвуя в проведении опросов и анкетировании, организовать работу поздравительной почты и т.п.
Работа построена таким образом, что потенциально перед каждым студентом открывается возможность быть услышанным и понятым и, прежде всего, – своими товарищами, которые, в свою очередь, вовлекаются в процесс сотворчества, конструктивного и плодотворного человеческого общения. Стимулируется внимание к личности друг друга. Все это закладывает основы для формирования здорового коллективизма, способствует социальной адаптации человека, попавшего после средней школы в совершенно непривычную для себя среду и столкнувшегося с необходимостью осознать себя в новом общественном статусе.