Статья на тему «Проблемы коррекционной работы в воспитании и обучении детей с РАС»
ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РАС.
Слепенкова А.В.
Социальный педагог социально-реабилитационного
отделения для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими способностями ГКУСОН АО КЦСОН г. Знаменск
В настоящее время здоровье детского населения РФ представляет собой серьезную социальную проблему. Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа детей с расстройствами аутистического спектра.
Аутизм - это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека. Дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в разнообразной развивающей помощи. Стратегия вмешательства должна быть четко спланирована и точно соответствовать потребностям и возможностям ребенка, а также долгосрочному плану или поставленным отдаленным целям. Области вмешательства соответствуют ключевым симптомам аутизма: дефицит социального взаимодействия и коммуникации, а также другие трудности ребенка, включая проблемы обучения. Стратегия должна учитывать проблему слабых организационных возможностей ребенка, способную стать преградой на его пути к плодотворному научению и приобретению необходимых в реальной жизни навыков. Обязательноучитываться поведенческие проблемы и сенсомоторные расстройства.Важные приоритеты вмешательства:
• развитие функциональной, спонтанной коммуникации; инструктирование относительно социального поведения в различных обстоятельствах;
• развитие игровых навыков и способности к игре со сверстниками;
• положительные поведенческие вмешательства в проблемное поведение;
• развитие учебных навыков и интеграция в общеобразовательную обстановку.
Раннее вмешательство может существенно изменить качество жизни многих детей, хотя не все дети достигнут одинаковых успехов. Вмешательство должно быть плановым и интенсивным:
- необходимо использовать особый коррекционный план занятий;
- участие семьи имеет решающее значение с точки зрения обобщения (генерализации) приобретенных навыков;
- активно вовлекать ребенка в предусмотренное вмешательством поведение/деятельность;
Главная цель коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь ребенку усвоить как можно больше навыков, дать ему возможность стать продуктивным и самодостаточным человеком во взрослом возрасте.
Программыкоррекционной помощи для детей с РАС должны быть довольно интенсивными, одна из возможностей, добиться такой интенсивности - это обучение родителей, которые смогут применять полученные знания в работе со своим ребенком. Программы вмешательства должны быть направлены на развитие основных навыков: социальные навыки, навыки общения, игры (для детей младшего возраста) и досуга (для детей старшего возраста), поведенческие основы научения и препятствия на пути к нему, организационные навыки (усидчивость, сосредоточенность внимания на задаче, контакт с педагогом), а также обобщение (генерализация) и применение знаний в реальной обстановке (адаптивные навыки).
В воспитании и обучении ребенка с РАС очень важно устанавливать границы дозволенного и недозволенного, при этом необходимо проявлять твердость и последовательность. Разработку программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком необходимо начинать с психолого-педагогического обследования. Содержание программы должно включать в себя задачи, методы и приемы работы с ребенком, учитывающие актуальный уровень развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. зону ближайшего развития. Индивидуальная программа планируется на небольшой период - на два или три месяца.
План работы с ребенком с РАС всегда индивидуален и ставит перед собой наблюдаемые и измеримые цели и задачи. Программа должна подходить ребенку, а не наоборот!
Спецификой или проблемой в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра является обостренная чувствительность. Как правило такие дети очень чувствительны и с трудом переносят шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение. По этой причине им может быть очень тяжелоадаптироваться в новой ситуации и обстановке. Чем больше разнообразных стимулов в работе с ребенком, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над поведением и эмоциями, что может приводить к тому что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. При аутизме нарушено чувство опасности. В таких случаях ребенок ведет себя так, как – будто у него нет инстинкта самосохранения.
Следующей проблемой является то, что таких детей сложно чем-либо заинтересовать, они не проявляют интереса к играм и упорно отказываются от взаимодействия с другими детьми, при этом показывая стереотипность действий и ярко выраженные аффективные реакции.
Во многом проблемы, встающие перед семьей, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, схожи с проблемами любых семей, имеющих детей с нарушениями здоровья.И от того, насколько конструктивна позиция родителей и других членов семьи, напрямую зависит будущее ребенка.
Список литературы:
Шаргородская Л. В. Создание специальных образовательных условий в динамической модели обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. 2016. № 5. С. 47–53.
Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок- М.: Теревинф, 2017, 134 с.