Проблемы воспитания приемного ребенка в замещающей семье
Проблемы воспитания приемного ребенка в замещающей семье.
Существующий опыт работы специалистов с замещающими семьями позволяет обозначить линейку проблем, которые предстоит решать при помощи психологов и педагогов.
Самая главная проблема – это неуверенность и страх родителей, которые волнуются о том, как они смогут воспитать ребенка, не придется ли возвращать его в интернатное учреждение. Немаловажную роль играет боязнь осуждения со стороны родных, знакомых, которые могут не одобрить факт приема ребенка в семью. Социальные педагоги и психологи в процессе консультирования должны убрать неуверенность и тревогу у приемных родителей. Педагоги должны дать родителям возможность выражать собственные эмоции и чувства. В таких случаях родители должны уметь разбирать ситуации, справляясь с чувствами тревожности, неуверенности.
Еще одна проблема состоит либо в повышенной, либо пониженной ответственности родителей за приемных детей. В ситуациях либо болезней детей, либо проблем с обучением, родители или не берут на себя ответственность за лечение и вызывают врача, не вмешиваясь в лечение, или проявляют повышенный энтузиазм. Та же ситуация в образовании. Вся ответственность перекладывается на педагогов. В данных ситуациях социальный педагог должен не пропустить либо ответственность, либо безответственность приемных родителей. Родители должны чувствовать поддержку педагогов и психологов, которые объясняют, к чему могут привести те или иные поступки взрослых.
Очень часто поведение приемного ребенка не соответствует представлениям родителей. Принимая ребенка в свою семью, родители транслируют на него свои мечты о том, каким должен быть ребенок.
Каждому родителю хочется воплотить в ребенке неосуществленные в собственной судьбе надежды. Но, приемный ребенок уже сформирован, он отличается от приемных родителей. Поэтому необходимо целенаправленно, творчески, деликатно воспитывать в ребенке все, что хочет увидеть родитель. Соответственно, патронатные родители должны воспитать приемных детей в том же ключе, что и собственных детей.
Зачастую родители не могут принять ребенка из-за его недостатков в воспитании и поведении. Чтобы это произошло, ребенка должны принять родители со всеми его достоинствами и недостатками. Этот процесс чрезвычайно важен, ведь именно здесь составляется основной фундамент, на котором формируются взаимоотношения в замещающей семье между ее членами. Родители примут ребенка спокойно и бесконфликтно, если знают психологию приемного ребенка, понимают его потребности и интересы. Решая принять ребенка в собственную семью, нужно понять, насколько все участники готовы к этому процессу, какие нужно применить педагогические принципы и установки самим родителям, чтобы не было негативных моментов. Педагоги и психологи должны быть знакомы с взглядами родителей на процесс принятия ребенка в собственную семью. Родители должны понимать всю меру ответственности за судьбу приемного ребенка. Поэтому с самого начала желательно начинать заниматься формированием положительной установки у родителей на общение с приемным ребенком.
Попадая в замещающую семью из интернатного учреждения, ребенок усваивает новую роль – он становится либо сыном, либо дочерью. Такая ролевая позиция для ребенка бывает совсем неизвестной, так как у него отсутствует опыт нормального семейного общения. Приемные дети, проживающие в интернатах или детских домах, не знают, что такое родственные чувства, у них отсутствует желание проявлять заботу друг о друге. У детей необходимо воспитать четкие позиции пребывания в семье, понимание правил жизни в семье. Педагоги и психологи должны быть знакомы с реакцией детей, которая проявляется на новые впечатления житья в семье. Необходимо знать, каковы взаимоотношения с членами семьи, какие ребенок выдвигает требования, с кем у него налажены доброжелательные отношения, с кем бывают конфликты. Позиции ребенка утверждаются в процессе его проживания на территории замещающей семьи и в конкретных делах. Он овладевает новыми знаниями, умениями и навыками, достигает в чем-то успехов. Поощряя ребенка в его позитивном желании утвердиться в семье, родители должны помнить о том, что захваливать его нежелательно. Взрослея, ребенок утверждает свои позиции в классе, школе, дворовых группах, секциях. Хотя главное в жизни ребенка - стремление подтверждения своего положения в приемной семье.
Еще одна проблема состоит в отношениях между родными и приемными детьми. Анализ опыта работы с многочисленными замещающими семьями показывает, что существует два типа отношений родных детей и приемных. Конечно, делить детей на своих и приемных неприемлемо, но это происходит достаточно часто. Приемный ребенок очень чутко реагирует на такую ситуацию и соответственно демонстрирует негативное поведение. Родители реагируют соответственно: идет запрет, угрозы. Ребенок испытывает страх того, что его вернут в детский дом. Поэтому социальный педагог должен показать родителям ненужность и вред сравнения собственных и приемных детей.
В случаях, когда приемные родители совершенно одинаково относятся и к своим и к приемным детям, создав им равные условия пребывания в семье, в трудное положение попадают дети, которые в семьях являются родными. Зачастую им кажется, что внимание и любовь родителей к ним потеряна. Родители должны сделать их своими сторонниками, партнерами в деле воспитания приемных детей. Как это нужно делать? Во-первых, и родители, и родные дети должны вместе принимать решение о том, что в семью придет новый член семьи, и это будет новый ребенок. Родные дети должны находиться в полной уверенности в том, что их любят родители, что им необходимо помогать родителям во взаимодействии с приемными детьми. Во-вторых, родные дети являются примером для приемных детей в процессе налаживания взаимоотношений их с родителями. Если в семье присутствует негатив в отношениях между родными детьми и родителями, то это отражается на отношениях между родителями и приемным ребенком. Это будет сложно и проблемно.
Если же приемные дети грубо и некорректно относятся к приемным родителям, то родные дети, которые привыкли подчиняться родителям, получают стресс. Социальные педагоги и психологи должны разрешать данные ситуации, объясняя причины поведения приемных детей. Ни у приемных детей, ни у родных не должно быть накоплены недовольство, тревога. Если родные дети находятся в юношеском возрасте, являясь более старшими по отношению к приемным, то им необходимо помогать налаживать взаимоотношения родителей и приемного ребенка. Этому нужно учить и заниматься этим должны социальные педагоги и психологи. Родные дети должны иметь информацию о том, по какой причине этот ребенок попал в детский дом, как он там жил? У родных детей должен быть сохранен микроклимат его пребывания в родной семье, то есть он продолжает пользоваться своей комнатой, игрушками, вещами. Только самим детям предстоит решить, когда они позволят приемным детям пользоваться ими.
Еще одна проблема заключается в том, что соседей, учителей, родственников могут информировать именно родные дети о том, что в их семье появился приемный ребенок. Но эта информация должна быть дозированной, проверенной, составленной при помощи родителей, социального педагога и психолога, которые курируют данную семью.
Необходимо выработать единую линию общего поведения приемного ребенка, родителей, родных детей, педагогов, психолога в том, чтобы создать для приемного ребенка благоприятную атмосферу его пребывания в замещающей семье. Каждый участник должен осознать меру своего участия в процессе внедрения ребенка в замещающую семью, убрав при этом тревожность, стрессовые ситуации. Нужно поставить во главу угла заботу, любовь родителей, отсутствие конфликтных ситуаций, знание психологии приемного ребенка. Только в этом случае будут отсутствовать все проблемы пребывания приемного ребенка в замещающей семье.
Список литературы:
1. Соломатина Г.Н., Приемные дети: как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье – М.: Москва : ВЛАДОС, 2013 -119
2. Петрановская Л.В., Минус один? Плюс Один! Приемный ребенок в семье –М.: Издательство: Питер, 2015 – 160 с.