12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Астраханцева17
0

Статья «Проблемные ситуации и пути их создания на уроках в начальной школе»

Проблемные ситуации и пути их создания на уроках в начальной школе

Перейдя на обучение по ФГОС НОО и необходимость реализации личностно-ориентированного обучения младших школьников передо мной, как и многими учителями начальных классов, встала проблема в поиске методов, позволяющих развивать творческое мышление обучающихся, их познавательные процессы.

Разрешением проблемы послужило применение технологии проблемного обучения. Данный метод даёт развёрнутый ответ на то, как можно создавать на уроках проблемные ситуации и научить младших школьников их решать.

Создание проблемных ситуаций является необходимым условием для активной умственной деятельности обучающихся. Перед детьми ставится определённая задача, вызывающая заинтересованность в её решении, но при этом они понимают, что имеющиеся в их запасе знания и опыт недостаточны для выполнения задания, то есть возникает конкретная трудность. Обучающиеся стремятся найти выход из создавшейся ситуации, затруднения побуждают их к анализу возникшего положения и поиску решения поставленной задачи. Так создаётся противоречие между практическими, познавательными задачами и степенью знаний обучающихся, вызывающее активную мыслительную деятельность, которая направлена на разрешение возникшей трудности.

Главная цель создания проблемных ситуаций состоит в осознании и разрешении данных ситуаций в ходе совместной деятельности учителя и обучающихся, при этом детям даётся оптимальная самостоятельность, а учителю отводится направляющая роль в овладении обучающимися знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

При этом учитель должен помнить, что возникающие трудности у обучающихся могут и не вызвать познавательной потребности. Такая ситуация может возникнуть, если задание, которое должно вызвать затруднение у детей, будет дано без учёта их возможностей (достигнутого ими уровня знаний и интеллектуальных возможностей). Поэтому учителю необходимо знать возможности учащихся в проведении анализа условий задания и освоении нового знания. Задание должно быть дано с такой степенью трудности, чтобы с помощью имеющихся знаний и способов действия обучающиеся не могли его выполнить, но при этом их знаний хватило бы для самостоятельного понимания содержания и условий выполнения задания. Как раз такое задание и будет способствовать в создании проблемной ситуации. Решение задачи, которая не содержит познавательного затруднения, содействует только репродуктивному мышлению и не даёт возможность достигать целей, которые перед собой ставит проблемное обучение. Кроме того, проблемная ситуация, которая имеет чрезвычайную сложность, для младших школьников не имеет значительных положительных результатов.

Основными условиями применения проблемных ситуаций со стороны обучающихся являются:

- умение определять отсутствие или наличие у себя общего способа решения задач: «это я уже знаю и умею», «этого я ещё не знаю, но мне надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё лучше разобраться»;

- умение выдвигать гипотезы;

- уметь задавать вопросы;

- уметь применять имеющиеся знания и переносить их в новые ситуации.

Условием использования проблемных ситуаций о стороны учителя заключается в умении формировать у обучающихся способность оценивать свои возможности, объективно определять уровень имеющихся знаний для выполнения новой задачи, каких знаний ему недостаёт, то есть, умение учить умному незнанию. Если ребёнок осознаёт то, чего он не знает, то он и не знает, что ему нужно узнать.

Вследствие этого система обучения, которая не направлена на формирование детской самооценки, ограничивает самостоятельную познавательную активность детей, их свободный поиск в решении задач. Именно поэтому для обучающихся не менее важно уметь самостоятельно оценивать свои учебные достижения, чем уметь грамотно писать и правильно считать. Это говорит о том, что ребёнок, который не умеет оценивать свои возможности, не может быть настоящим субъектом, хозяином своей учебной деятельности, своих интеллектуальных богатств, он постоянно будет нуждаться в контроле, руководстве и оценке учителя.

Применять проблемные ситуации можно на любом уроке по любому предмету.

Например, на уроке русского языка при изучении правописания согласной буквы на конце слова, говорю предложение: «У меня болит зуб».

- Какое последнее слово в предложении? (Зуб)

- При произношении этого слова, какие звуки мы слышим по порядку? [з][у][п].

- Посмотрите внимательно, как написано на доске слово. Сравните эту запись с звуковым составом.

- Почему слышим «п», а пишем «б»? (Возникает проблема, которую можно решить при получении новых знаний).

После этого даю представление об орфограмме.

На уроке по окружающему миру, при изучении темы «Масштаб», прошу детей нарисовать на альбомном листе в натуральную величину ластик, карандаш, пенал, парту. Обучающиеся понимают, что могут изобразить все перечисленные предметы кроме парты (проблема). Поэтому нам необходимо использовать масштаб.

На уроке математике часто составляю проблемные задачи с избыточными или недостаточными данными, со специально допущенными ошибками, задачи без вопроса и другие приёмы.

Например, даю задачу следующего содержания. На столе лежало 10 яблок. Маша съела 2 яблока, Витя съел 3 яблока. Сколько яблок съели дети? В ответе получили 5 яблок. Задаю вопрос:

- Какое число мы не использовали при решении задачи?

- Как нужно поставить вопрос, чтобы число 10 нам тоже потребовалось?

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что основная ценность создания проблемных ситуаций на уроке заключается в том, что:

- детям в очередной раз предоставляется возможность наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- дети приходят к убеждению, что не на все вопросы есть готовые ответы;

- дети понимают, что каждый из них имеет право находить свой ответ и отстаивать своё мнение.

При этом задача учителя заключается в том, чтобы не выискивать из множества ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребёнка живую мысль. Ставя перед ребёнком проблемные ситуации, мы помогаем ему не бояться проблем, а находить возможности их разрешать.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.