Статья «Психологические проблемы контроля и оценки знаний учащихся на уроках технологии в начальной школе»
Учитель технологии МБОУ СОШ № 22
г. Озёрска Челябинской области
И. А. Ключникова
Психологические проблемы контроля и оценки знаний учащихся на уроках технологии в начальной школе
Притязание на признание – одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений. С возрастом дети всё чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности. Каждый урок наглядно доказывает это, поэтому важно в этом случае поддержать ребёнка. Неуважительные реплики взрослого могут привести ребёнка к потере уверенности в своих возможностях. При этом может выработаться комплекс неполноценности, ощущение своей несостоятельности.
В начальную школу приходят дети самые разные, в плане психологической готовности к обучению. Но, каждому ребёнку приходится сталкиваться с оценкой своей готовности и результатов деятельности, она становится главным мерилом, определяющим положение ребёнка в группе сверстников. Ставя отметку надо стараться объективно характеризовать знания и умения ученика, хотя это бывает очень трудно, особенно на уроках ИЗО. Конечно, чаще всего в качестве оценки выступает похвала (порицание) учителя и баллы (отметки), выраженные цифрами (5, 4, 3, 2 и даже 1).
Однако оценка знаний и умений учащихся с помощью отметки имеет глубокие психологические последствия, особенно у первоклассников, поэтому её следует использовать только со второго класса. В первом классе психологический климат в коллективе детей более здоровый, когда используются для оценки работ такие средства как: моментальные выставки, игры, загадки, проверка изделия в действии и т. д.
У младших школьников психология восприятия отметок такова, что очень быстро отметка из знака его успеха (неуспеха) в познавательной деятельности превращается в знак, оценивающий его личность в целом. Этому способствуют, конечно, реакция взрослых. Родители и знакомые (а часто и незнакомые) прежде всего, спрашивают у ребёнка, какие отметки он получает в школе. При этом они выражают удовлетворение лишь самым высоким отметкам. По поводу других отметок выражается разочарование, которое автоматически травмирует маленького ученика. Приходится наблюдать, что дети начинают оценивать друг друга через получаемые отметки. Занимаются накопительством пятёрок. Можно услышать примерно такой диалог:
- У меня уже 10 пятёрок!
-И долго ты их будешь считать?
- 10 лет! Интересно же знать, сколько пятёрок человек заслужит.
Кроме того, плохие отметки одного ребёнка вызывают чувство злорадства у некоторых детей. В свою очередь, успех вызывает у одних чувство превосходства, у других – чувство зависти. Чтобы определить характер психологического климата в коллективе детей следует пользоваться уроком, как микроскопом, это позволяет вовремя заметить нежелательные последствия интенсивного оценивания деятельности детей отметками и предотвратить психический срыв того или иного ученика.
Ш. А. Амонашвили назвал отметку педагогической Бабой Ягой, переодетой в Добрую Фею. Поэтому отметка особенно осложняет жизнь маленьким детям. Начав понимать зависимость своего положения в классе от отметки, ребёнок превращает её в фетиш – знак, который определяет его место во всей жизни.
Можно кроме отметки использовать и другие знаки (звёздочки, флажки, смайлики), но это не спасёт положения. Любые знаки, как только они приобретают значение отметки, вызывают у ребёнка соответствующие реакции и создают ту же психологическую ситуацию, что и отметка. Поэтому следует использовать различные значки только при оценке коллективной работы или групповых соревнований, т. к. проигрыш всей команды переносится детьми легче, чем личная неудача. Следует замечать успех каждого и обязательно отметить его при всём классе, особенно, если у данного ученика занижена самооценка. Неуспех же в учебной деятельности не обязательно осуждать «всенародно». Если же и назрела пора повлиять на ребёнка в присутствии детей класса, то никогда не должна обесцениваться вся личность ребёнка. Достаточно трудно развивать в ученике потребность в товариществе, поэтому надо стараться учить ребят сопереживанию, умению радоваться успехам другого и разделять неудачи.
Оценивая работы детей, всегда следует думать над объективностью той или иной оценки. Порой объективно оценить очень трудно, хоть и существуют определённые критерии оценок, особенно, когда работа творческая. Но часто помогает способ проверки изделия в действии, если это модель или предмет утилитарного назначения. Чтобы оценка не была для ученика неожиданной, надо заранее знакомить ребят с требованиями, которые будут предъявляться к их работе и с такими критериями как:
Точность обработки изделия
Норма времени
Знания ученика
Правильность выполнения трудовых приёмов
Рациональная организация рабочего места
Подводить итоги целесообразно уже во время изготовления поделки, т. к. это предупреждает ошибки в выполнении работы и обеспечивает точность трудовых действий. Необходимо показывать классу наиболее интересные и творческие работы. Следует хвалить даже неудачную, если она лучше предыдущей. Тем самым, с одной стороны оказывается помощь в работе всему классу, и с другой стороны, ещё до окончательного изготовления изделия создаётся вполне обоснованная оценка работы практически каждого ребёнка. Благодаря этому ученики учатся самостоятельно контролировать свою деятельность. Кроме того, важно, выставляя отметку за работу, давать возможность вносить необходимые исправления, улучшения в изделия, даже тогда, когда ученик считает его законченным.
Учитывая, что младшие школьники необычайно остро реагируют на оценку своей деятельности, всегда с нетерпением ждут, как отнесутся к их работе, можно за одно изделие ставить по нескольку оценок. Например, при изготовлении домика – оценки за чертёж, склеивание, качество отделки. Это положительно сказывается и на воспитании многих волевых качеств и не угнетает, легче переносится учеником, если у него 3, 4, 5, стимулирует последующую деятельность.
Организуя работу в бригадах с разделением труда, следует ставить каждому ученику отметку за свою деталь, а потом общую, за совместную работу. Причём необходимо оценить коллективную деятельность не только по готовым результатам, но и по тому, как дети распределяли обязанности, как помогали друг другу. Привлекая к анализу самих ребят, надо вопросы строить так, чтобы ученики могли правильно и беспристрастно устанавливать, кто справился с заданием, а кто нет, и в чём состоит ошибка. Например, при анализе технической модели можно предложить такие вопросы: «Покажи, какая машина сможет дойти до места назначения», «Отбери те машины, которые требуют ремонта», «Какие неполадки необходимо устранить?» В процессе обсуждения работ необходимо дать возможность ребятам сравнить свои работы с работами других, познакомиться с разнообразными решениями при выполнении одного задания, что позволит детям строже оценить самих себя, свои действия, сдержанно выслушать суждения других о своих недостатках.
Когда оценка работ ложится на бригадиров, то следует выбирать их вместе с ребятами по доверию, чтобы их оценка не вызывала обид и воспринималась справедливо, т. к. дети обычно очень требовательны к поделкам товарищей, мимо их глаз не проходит ни один дефект. Но, приходится учитывать при подборе бригадира, что справиться с этой задачей детям чрезвычайно трудно.
Одни всегда беспощадны в суждениях о своей работе, но о поделках других они никогда не судят так строго. Другие ограничиваются уклончивым, неопределённым ответом «не знаю». Некоторые видят недостатки в работе товарищей, а у себя ничего не видят.
Многое можно узнать, присмотревшись к реакции на оценки, поощрения и наказания, которые получает сам ребёнок и его одноклассники. Слова и поступки детей сопровождают эмоциональные проявления.
- Учитель похвалил ученика за помощь, которую тот оказал товарищу. Он видит, что ребёнок улыбается, высоко держит голову, следит за реакцией других детей. Он гордится своим поступком, значит, похвала может закрепить то хорошее, что появилось в поведении ребёнка.
- Другой ученик испортил чужую работу. Он получил выговор от учителя. Ученик покраснел, низко опустил голову, старается не смотреть на товарищей по классу и боится их взглядов. Ему стыдно. И в этом случае учитель видит, что достиг цели.
- Но вот ребёнок в ответ на слова учителя: «Как тебе не стыдно!» - смотрит исподлобья, не отвечает на вопросы. Он злится.
- Другой, получив выговор, весь сжался, губы дрожат, побледнел. Он испугался.
- На третьего порицание подействовало иначе. Он не может устоять на одном месте, дёргается, не знает, что делать со своими руками, и при этом говорит какую-то ерунду, над которой весь класс хохочет. Учитель думает: «Наглый мальчик». А он просто чуть более нервный, чем другие дети и поэтому от обиды не может овладеть своим поведением. Стоит такого ученика оставить одного, и он заплачет.
Таким образом, эмоциональная реакция каждого ребёнка видна по выражению лица, позе, жестикуляции, движениям. Зная каждого ребёнка, можно и нужно стараться индивидуально подходить к выбору способа оценки деятельности.
В заключение хочется сказать ещё о двух основных формах подведения итогов работы. Это выставки и праздники труда. Это хороший стимулятор активной трудовой деятельности и качества работы. Зная заранее, что в конце года подводятся итоги работы, школьники более требовательно, более придирчиво относятся к качеству своей продукции. Дети очень любят разглядывать свои старые работы и замечать при этом, что теперь они умеют гораздо больше, поэтому на выставках стоит поместить первые и последние работы. К сожалению, очень малое их число сохраняется у детей. Кроме того выставки помогают настраиваться младшим ребятам на кропотливый труд в достижении секретов мастерства. Таким образом, выставка и праздник приобретают характер радостной перспективы, мобилизующей активность ребят в их трудовой деятельности.
Источники информации
http://bibl.tikva.ru/base/B256/B256Part30-288.php
https://studfiles.net/preview/1620195/page:28/