Создание проблемных ситуаций на уроках математики (из опыта работы)

0
2
Материал опубликован 14 February 2022

Тема «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

(из опыта работы)

Вечно изобретать, пробовать,

совершенствовать и совершенствоваться –

вот единственный курс учительской жизни...
К.Д.Ушинский

Мир меняется, время меняется, и изменяются подходы к развитию личности. Особенно актуальным становится развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий. И здесь возникает вопрос как, обучая, развивать учащихся?

Важно отметить, что одна из целей развития учащихся - сформировать систему знаний, умений, навыков, а также достигнуть развития способности к самообразованию. Этому развитию способствует организация проблемного обучения. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

В «Педагогическом словаре по темам» Л.П.Русинова дается толкование проблемной ситуации, как ситуация, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решения. Учитель при помощи определенной системы приемов достигает того, чтобы ученик:

действительно почувствовал определенную теоретическую и практическую трудность;

сформулировал основную проблему или уяснил сформулированную учителем;

захотел решить эту проблему и смог это сделать.

Чтобы создать на уроке проблемную ситуацию необходимо ввести противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.

Для этого в своей практике, использую различные приемы создания проблемных ситуаций:

- подборку заданий на этап урока актуализации знаний до изучения нового материала;

- использование примеров из жизненных наблюдений;

- решение познавательных задач;

- выполнение заданий исследовательского характера;

- выполнение практических заданий;

- постановку вопросов, которые вызывают дискуссию у учащихся;

- задания, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.

- умышленные ошибки в решениях.

Примеры создания проблемных ситуаций:

Создание проблемной ситуации через подборку заданий на этап урока актуализации знаний до изучения нового материала.

Математика 6 класс, тема «Сложение дробей с разными знаменателями»

Задание: Выполните сложение дробей:

t1645012094aa.gif+t1645012094ab.gif; 2)t1645012094ac.gif+t1645012094ad.gif; 3)t1645012094aa.gif+t1645012094ac.gif.

Дети, решая 3 пример, сталкиваются с проблемной ситуацией, а как решить. Предлагают различные варианты решения: 1) необходимо сложить числители и знаменатели; 2) сложить только знаменатели, а числитель оставить прежним. В дальнейшем формулируют тему урока, ищут пути решения.

Создание проблемной ситуации через примеры из жизненных наблюдений.

Математика 5 класс, тема «Площадь».

Задание: Сколько необходимо купить рулонов обоев, чтобы поклеить комнату шириной 5м, длиной 6м и высотой 3м., если в одном рулоне 10 м2 обоев.

Проблемные ситуации:

1. Вычисление площади стен всей комнаты через формулу вычисления площади прямоугольника.

2. Количество рулонов обоев необходимо купить (наименьшее и наибольшее количество)

3. Создание проблемных ситуаций через задания исследовательского характера.

Геометрия 10 класс, тема «Тетраэдр».

Задание: Даны шесть отрезков: 2,3,4,5,6,7. Существует ли тетраэдр с такими ребрами?

Проблемная ситуация: как доказать существование тетраэдра. Учащиеся начинают исследовать, выстраивают тетраэдр, рассматривают различные расположения ребер. Решение сводится к применению теоремы о существовании треугольника.

Такого вида задачи формируют у учащихся прочные знания, навыки и умения.

Создание проблемных ситуаций через решение познавательных задач.

Задача: В двух одинаковых банках насыпано поровну крупы: в одной – рис, в другой – гречка. Из первой банки пересыпают 100г риса в банку с гречкой. Потом все перемешивают, и из второй банки обратно в первую пересыпают 100г гречки с рисом. Чего теперь больше: риса в гречке или гречки в рисе?

Решая задачи, дети учатся выдвигать гипотезы и обосновывать их. Данный прием помогает в дальнейшем легко формулировать гипотезы для индивидуального проекта, где чаще всего учащиеся сталкиваются с трудностями.

Создание проблемных ситуаций через постановку проблемных вопросов, которые вызывают различные мнения у учащихся.

Математика 5 класс, тема «Дроби и деление натуральных чисел».

Перед сообщением темы и постановкой цели урока, задаю проблемные вопросы детям:

Можно ли разделить две конфетки поровну между тремя друзьями?

Можно ли поровну на 7 человек разделить 4 кг мороженого?

Как это сделать?

Какую часть получит каждый?

Дети высказывают свое мнение, вступают в дискуссию, доказывают, формулируют тему и цель урока.

Задания, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.

Геометрия 10 класс, тема «Многогранники».

Фрагмент урока:

Показываю модели многогранников: тетраэдр, куб, икосаэдр, додекаэдр.

Учитель: «Что это такое?».

Дети: Это многогранники.

Учитель: Из чего они сделаны?

Дети: Из картона.

Учитель: Хотите сделать такие многогранники? Вы бы смогли выполнить? В чем затруднение?

Проблемная ситуация: построение развертки многогранников.

Создание проблемной ситуации через выполнение практических заданий.

Геометрия 8 класс, тема «Средняя линия треугольника».

Задание: Найдите длину отрезка, соединяющего середины сторон треугольника.

Для решения такой задачи не хватает данных. Тогда предлагаю перейти детям к выполнению практической работы. Детям предлагаются разные виды треугольников: прямоугольный, равносторонний, разносторонний, равнобедренный.

Этапы практической работы:

1. Определите середину каждой стороны треугольника.

2. Соедините отрезками середины сторон.

3. Измерьте отрезки и стороны треугольника.

4. Установите закономерность между отрезком, соединяющим середины сторон и стороной треугольника.

5. Сделайте вывод.

Выполняя практическую работу, учащиеся приходят к выводу: отрезок (средняя линия треугольника), соединяющий середины сторон треугольника параллельный основанию и равен её половине.

Создание проблемных ситуаций через допущенные учителем ошибки.

Математика 6 класс, тема «Действие с десятичными дробями»

Задание: Найдите значение выражения: 1-(0,5+0,05). Объясняя решение, умышленно допускаю ошибку и пишу ответ 0.

У некоторых детей ответ не сходится, ищут ошибку. Возникает проблемная ситуация. Дети решают проблему.

Используя различные приемы проблемных ситуаций на уроках математики, позволило получить следующие результаты:

- у учащихся появился интерес к предмету;

- повысилось качество знаний учащихся;

- умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность.

Используемая литература

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие – М.:Народное образование, 1998 г.

Лоповок Л. М. Тысяча проблемных задач по математике. – М: «Просвещение», 1995 Г.

Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс] URL: didacts.rutermin/problemnaja-situacija.html (дата обращения 12.02.2022 г.)

 

5

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет публикации?

14 February 2022

Публикация пуста.

15 February 2022