Создание проблемных ситуаций на уроках математики (из опыта работы)
Тема «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»
(из опыта работы)
Вечно изобретать, пробовать,
совершенствовать и совершенствоваться –
вот единственный курс учительской жизни...
К.Д.Ушинский
Мир меняется, время меняется, и изменяются подходы к развитию личности. Особенно актуальным становится развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий. И здесь возникает вопрос как, обучая, развивать учащихся?
Важно отметить, что одна из целей развития учащихся - сформировать систему знаний, умений, навыков, а также достигнуть развития способности к самообразованию. Этому развитию способствует организация проблемного обучения. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
В «Педагогическом словаре по темам» Л.П.Русинова дается толкование проблемной ситуации, как ситуация, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решения. Учитель при помощи определенной системы приемов достигает того, чтобы ученик:
– действительно почувствовал определенную теоретическую и практическую трудность;
– сформулировал основную проблему или уяснил сформулированную учителем;
– захотел решить эту проблему и смог это сделать.
Чтобы создать на уроке проблемную ситуацию необходимо ввести противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.
Для этого в своей практике, использую различные приемы создания проблемных ситуаций:
- подборку заданий на этап урока актуализации знаний до изучения нового материала;
- использование примеров из жизненных наблюдений;
- решение познавательных задач;
- выполнение заданий исследовательского характера;
- выполнение практических заданий;
- постановку вопросов, которые вызывают дискуссию у учащихся;
- задания, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.
- умышленные ошибки в решениях.
Примеры создания проблемных ситуаций:
Создание проблемной ситуации через подборку заданий на этап урока актуализации знаний до изучения нового материала.
Математика 6 класс, тема «Сложение дробей с разными знаменателями»
Задание: Выполните сложение дробей:
+; 2)+; 3)+.
Дети, решая 3 пример, сталкиваются с проблемной ситуацией, а как решить. Предлагают различные варианты решения: 1) необходимо сложить числители и знаменатели; 2) сложить только знаменатели, а числитель оставить прежним. В дальнейшем формулируют тему урока, ищут пути решения.
Создание проблемной ситуации через примеры из жизненных наблюдений.
Математика 5 класс, тема «Площадь».
Задание: Сколько необходимо купить рулонов обоев, чтобы поклеить комнату шириной 5м, длиной 6м и высотой 3м., если в одном рулоне 10 м2 обоев.
Проблемные ситуации:
1. Вычисление площади стен всей комнаты через формулу вычисления площади прямоугольника.
2. Количество рулонов обоев необходимо купить (наименьшее и наибольшее количество)
3. Создание проблемных ситуаций через задания исследовательского характера.
Геометрия 10 класс, тема «Тетраэдр».
Задание: Даны шесть отрезков: 2,3,4,5,6,7. Существует ли тетраэдр с такими ребрами?
Проблемная ситуация: как доказать существование тетраэдра. Учащиеся начинают исследовать, выстраивают тетраэдр, рассматривают различные расположения ребер. Решение сводится к применению теоремы о существовании треугольника.
Такого вида задачи формируют у учащихся прочные знания, навыки и умения.
Создание проблемных ситуаций через решение познавательных задач.
Задача: В двух одинаковых банках насыпано поровну крупы: в одной – рис, в другой – гречка. Из первой банки пересыпают 100г риса в банку с гречкой. Потом все перемешивают, и из второй банки обратно в первую пересыпают 100г гречки с рисом. Чего теперь больше: риса в гречке или гречки в рисе?
Решая задачи, дети учатся выдвигать гипотезы и обосновывать их. Данный прием помогает в дальнейшем легко формулировать гипотезы для индивидуального проекта, где чаще всего учащиеся сталкиваются с трудностями.
Создание проблемных ситуаций через постановку проблемных вопросов, которые вызывают различные мнения у учащихся.
Математика 5 класс, тема «Дроби и деление натуральных чисел».
Перед сообщением темы и постановкой цели урока, задаю проблемные вопросы детям:
Можно ли разделить две конфетки поровну между тремя друзьями?
Можно ли поровну на 7 человек разделить 4 кг мороженого?
Как это сделать?
Какую часть получит каждый?
Дети высказывают свое мнение, вступают в дискуссию, доказывают, формулируют тему и цель урока.
Задания, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.
Геометрия 10 класс, тема «Многогранники».
Фрагмент урока:
Показываю модели многогранников: тетраэдр, куб, икосаэдр, додекаэдр.
Учитель: «Что это такое?».
Дети: Это многогранники.
Учитель: Из чего они сделаны?
Дети: Из картона.
Учитель: Хотите сделать такие многогранники? Вы бы смогли выполнить? В чем затруднение?
Проблемная ситуация: построение развертки многогранников.
Создание проблемной ситуации через выполнение практических заданий.
Геометрия 8 класс, тема «Средняя линия треугольника».
Задание: Найдите длину отрезка, соединяющего середины сторон треугольника.
Для решения такой задачи не хватает данных. Тогда предлагаю перейти детям к выполнению практической работы. Детям предлагаются разные виды треугольников: прямоугольный, равносторонний, разносторонний, равнобедренный.
Этапы практической работы:
1. Определите середину каждой стороны треугольника.
2. Соедините отрезками середины сторон.
3. Измерьте отрезки и стороны треугольника.
4. Установите закономерность между отрезком, соединяющим середины сторон и стороной треугольника.
5. Сделайте вывод.
Выполняя практическую работу, учащиеся приходят к выводу: отрезок (средняя линия треугольника), соединяющий середины сторон треугольника параллельный основанию и равен её половине.
Создание проблемных ситуаций через допущенные учителем ошибки.
Математика 6 класс, тема «Действие с десятичными дробями»
Задание: Найдите значение выражения: 1-(0,5+0,05). Объясняя решение, умышленно допускаю ошибку и пишу ответ 0.
У некоторых детей ответ не сходится, ищут ошибку. Возникает проблемная ситуация. Дети решают проблему.
Используя различные приемы проблемных ситуаций на уроках математики, позволило получить следующие результаты:
- у учащихся появился интерес к предмету;
- повысилось качество знаний учащихся;
- умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность.
Используемая литература
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие – М.:Народное образование, 1998 г.
Лоповок Л. М. Тысяча проблемных задач по математике. – М: «Просвещение», 1995 Г.
Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс] URL: didacts.ru›termin/problemnaja-situacija.html (дата обращения 12.02.2022 г.)
5
Воронцов Сергей Иванович
Горбункова Ольга Ивановна