Урок географии на тему «Топливно-энергетический комплекс» (9 класс)
Урок географии в 9 классе по теме «Топливно-энергетический комплекс»
Дата: 15. 11. 2018.
Предмет: география
Класс: 9 «а»
Учитель: Овчинкина Татьяна Анатольевна
Тип урока: изучение нового
Оборудование: Доска, проектор, компьютер, атласы, учебники, задания для выполнения на уроке, задания для домашней работы
Цель деятельности учителя: создать условия для организации изучения материала по теме: Топливная промышленность
Цели урока:
Дидактическая: Учащиеся сформируют представление о размещении месторождений нефти, газа и угля. Познакомятся с проблемами ТЭК. продолжат развивать умение работать с экономическими картами. Выявят значение ТЭК.
Развивающая: Учащиеся должны четко и грамотно формулировать свои мысли, делать выводы, используя грамотную речь. Развивать творческое мышление и воображение. Уметь работать в коллективе.
Воспитательная: Учащиеся должны уважительно и доброжелательно относится друг к другу, уметь внимательно выслушивать мнение других людей. Быть активными и трудолюбивыми. Уметь адекватно оценивать свои знания и знания своих одноклассников.
УМК: 1)В.П.Дронов, Л.Е.Савельева Рабочие программы. География 5-9 классы М.: Просвещение, 2011.-176 с. Рабочие программы. География.5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. -М.:Дрофа, 2014. - 409с
2) Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл. Учебник. М.:Дрофа, 2014
Организационная часть.
Актуализация. Просмотр видеоролика. Определение темы урока (Мозговой штурм). Учащиеся самостоятельно формулируют тему, используя ключевые слова.
Используя план изучения МОК, учащиеся самостоятельно ставят задачи урока.
Изучение нового материала. Тема: Топливная промышленность.
Записывают тему, знакомятся с критериями оценки своей работы.
Задачи: Выявить
- Состав комплекса и роль отраслей, входящих в него.
- Значение МОК в хозяйстве.
- Факторы размещения отраслей.
- Районы размещения производства (базы).
- Перспективы и проблемы развития комплекса.
Состав. – Какие виды топлива вы знаете? (дрова, уголь, нефть, газ, торф, горючие сланцы)
- Какое топливо используют на электростанциях?
Итак, мы свами определили состав топливной промышленности
Далее работа в группах. На доске – правила работы в группе. Изучение нефтяной, газовой и угольной промышленности определяют жеребьевкой.
Учащиеся самостоятельно распределяют обязанности в группе. Обсуждают правила работы в группах.
Задания выполняют, используя параграф 19 учебника, атлас.
1 группа – Нефтяная промышленность,
2 группа – газовая промышленность,
3 группа – угольная промышленность
На работу отводится 12 минут, затем 1 человек от группы выступает с сообщением, показывая на карте основные базы. При выполнении пункта: «Проблемы комплекса» акцентируем внимание на экологических проблемах, связанных с добычей угля, нефти и газа, а так же на проблемах коренных народов, проживающих на территориях добычи данных видов топлива.
Приложение 1. Групповой маршрутный лист
Нефтяная промышленность
План изучения: |
Ответ: |
Значение |
|
Фактор размещения |
|
Районы размещения производства (базы). |
|
Перспективы развития комплекса |
|
Проблемы развития комплекса |
Групповой маршрутный лист
Газовая промышленность
План изучения: |
Ответ: |
Значение |
|
Фактор размещения |
|
Районы размещения производства (базы). |
|
Перспективы развития комплекса |
|
Проблемы развития комплекса |
Групповой маршрутный лист
Угольная промышленность
План изучения: |
Ответ: |
Значение |
|
Фактор размещения |
|
Районы размещения производства (базы). |
|
Перспективы развития комплекса |
|
Проблемы развития комплекса |
Приложение 2. Индивидуальный маршрутный лист
Нефтяная промышленность
|
Газовая промышленность
|
||||||||||||||||||||||||
Угольная промышленность
|
МОУ ИРМО «Смоленская СОШ» Индивидуальный маршрутный лист Учащегося 9 «а» класса _________________________________________________(Ф. И.) Тема урока: _______________________________________ Дата: 15.11.18. Оцени свою работу на уроке:
«5» - отлично «4» - хорошо «3» - удовлетворительно «2» - не работал на уроке МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК ______________ |
Рефлексия Сегодня на уроке я узнал ______________________________________________________________ Сегодня на уроке я научился ______________________________________________________________ Я испытывал интерес ______________________________________________________________ Это для меня осталось неизвестным ______________________________________________________________ Дорогой Друг! Ты успешно изучил тему: Топливная промышленность! Изобрази свое настроение с помощью смайлика: |
Задания для закрепления В каком из перечисленных регионов России производится больше всего нефти? а) Ставропольский край; в) Ульяновская область; м) Ханты-Мансийский АО – Югра; у) Республика Карелия. В каком из перечисленных регионов России угледобывающая промышленность является одной из основных отраслей хозяйства? н) Краснодарский край; о) Кемеровская область; ж) Астраханская область; е) Республика Карелия. В каком из перечисленных регионов России добывают наибольшие объёмы природного газа? б) Оренбургская область; г) Республика Коми; л) Ямало-Ненецкий АО; я) Республика Башкортостан. Какой из перечисленных регионов лидирует в России по добыче нефти, природного газа и каменного угля? м) Поволжье; к) Европейский Север; о) Западная Сибирь; ы) Дальний Восток. В каком из перечисленных географических районов России наиболее развита нефтедобыча? т) Дальний Восток; г)Центральная Россия; д) Западная Сибирь; к) Северо-Запад России. Какой из перечисленных регионов лидирует в России по добыче нефти и природного газа? е) Западная Сибирь; к) Европейский Север; в) Восточная Сибирь; и) Дальний Восток. Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам: а) угля; ц) природного газа; о) нефти. Вставьте в таблицу букву правильного варианта ответа. Какое слово у вас получилось?
|
Ответы:
Если ответили правильно, то у вас получилось:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
м |
о |
л |
о |
д |
е |
ц |
Приложение №3
Рабочий лист группы №___
Состав группы:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Распределите обязанности в группе
Роль |
Ответственный |
Информатор (выбирает самое главное для сообщения) |
|
Докладчик |
|
Художник – оформитель |
|
Хронометр (следит за временем) |
|
Контролер (оценивает работу команды, выставляет оценки) |
Приложение №4
Правила работы в группе:
Будь активным
Будь вежливым
Будь внимательным
Будь доброжелательным
Будь аккуратным
Умей слушать и слышать!
Домашнее задание. На контурной карте, используя полученные знания на уроке и атлас с. 22, обозначьте: 1) нефтяные, газовые и угольные базы страны. 2) НЕФТЕПРОВОДЫ : 1.Альметьевск – Омск – Ангарск; 2. Альметьевск – Санкт – Петербург – Кириши; 3. Запад Альметьевск – Брест, нефтепровод «Дружба»; 4. Юго – запад Альметьевск – Новороссийск 3) ГАЗОПРОВОДЫ : 1. Уренгой – Помары - Ужгород; 2. Уренгой – Москва; 3. «Голубой поток» - через Черное море в Турцию 4.Оренбург- Западная граница («Союз»)
Итог урока: В процессе работы вы изготовили книжку для подготовки к ОГЭ
Использованная литература:
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии.9 класс.- М.: ВАКО, 2013
Каплан Л.С., Ражетдинов У. З. «Введение в технологию и технику нефтедобычи». г.Уфа, 1995 г.
Атлас 9 класс, карта "Топливно-энергетический комплекс России".
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
https://www.youtube.com/watch?v=kYZmka-sCNY
https://www.youtube.com/watch?v=6y7EGGR-ryE