Методическая разработка урока литературы в 6 классе «М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. Тема одиночества в стихотворении "Тучи"»
Методическая разработка урока литературы в 6 кл
Учитель –Хорина Н.И.
Алтайский край
Солтонский район
МБОУ Сузопская сош(Филиал МКОУ Ново-Троицкая оош им.Героя Советского Союза Н.Н.Ерёмушкина)
Предмет | Литература | Класс | 6 |
Тема урока | М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. Тема одиночества в стихотворении «Тучи» | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Выявлять авторскую позицию, понимать тему, идею художественного произведения. Уметь делать смысловой анализ художественного текста, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций. Формировать эстетический вкус. Устанавливать связи литературного произведения с исторической эпохой. | Умение работать индивидуально. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Освоение культурного наследия России. Воспитание любви к Родине. Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира. | |
Решаемые учебные проблемы | Рассмотреть историю создания стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи». Вспомнить литературоведческие термины: лирический герой, эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, риторический вопрос. Развить умение выразительного чтения, устной речи учащегося, обогатить его словарный запас. | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | аудиозапись, видеозапись. | ||
Методическое назначение средств ИКТ | Повысить интерес к теме урока, личности М.Ю. Лермонтова. Усилить наглядность в обучении. Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на применении средств ИКТ. |
Структура Урока
Учитель | Ученик | |
Приветствие, оргмомент Вы любите преодолевать трудности? – Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. – Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? – Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? | Оценивает свой настрой. | |
Мотивирование к учебной деятельности; формулировка целей(задач) | ||
1).«Индукция» («наведение») Цель: создание эмоционального настроя, включение подсознания, создание личного отношения к предмету обсуждения. (это мотивация, настраивание каналов ввода информации, актуализация опыта). 2).Самоконструкция Цель: Для развития творческого потенциала личности школьника необходимо сформировать у него стремление найти решение проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. 3).Афиширование и разрыв Цель: внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов. 4). Постановка учебной задачи (проблемы). Цель: организация коммуникативного взаимодействия на основе предложенных материалов. 2.Построение нового знания 1.Подготовка к восприятию стихотворения(планирование деятельности) Поиск информации. Самоконтроль. 3.Применение полученных знаний 1.Практическая деятельность 2.Актуализация, самоконтроль 3. Применение новых знаний. Цель: тренировка способности к самоконтролю и самооценке; проверка своего умения применять полученные знания. 4.Практическая деятельность 8.Рефлексия. Цель - самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний. Контроль деятельности ученика. Цель - Создание ситуации успеха. | Я расскажу эпизод из произведения Ю.Нагибина «Заступница»: Бабушка, узнав о смерти внука, упала, как срубленная. А когда пришла в себя, будучи человеком очень верующим, велела вынести прочь из дома, в сельскую церковь икону: «Как я живу еще? Разве я имею право жить? Ответь, Господи? Что ты молчишь? Зачем ты отнял его у Земли, лучшее твое создание, твой драгоценный дар? Неужто ты так скуп, Боже? Ты не меня одну, ты всю Россию осиротил. Или сам не ведаешь, что творишь? Я ли не молила тебя? Нету у меня теперь Бога, умер мой Бог!...» О ком могла так говорить бабушка? Она его воспитывала, растила, оберегала. пятиминутка: Узнайте по биографическим данным КТО ОН?(фиксация на доске основных моментов) 1.В датах его жизни замысловатая игра цифр: 1814-1841 2.Детство его прошло в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой : Тарханы 3.После обучения в Московском Благородном Университетском пансионе, проучившись год с небольшим в Московском университете, выбирает военное поприще, поступив в Школу гвардейских юнкеров 4.Когда умер Пушкин, он написал обличителное стихотворение, за которое был сослан на Кавказ. «Смерть Поэта» 5.Его перу принадлежит стихотворение о Бородинском сражении «Бородино» 6.Убит на дуэли с майором Мартыновым 15 июля у подножия горы Машук Убит на дуэли КТО ЭТО? Это тема первой части нашего урока. -По формулировке темы предположите, какие вопросы будут рассмотрены? ( Сформулируйте задачи, которые будут стоять перед нами). 1.Видеозапись о Лермонтове, (06.43) 2.Слово учителя (продолжение) Лермонтов получил прекрасное домашнее образование, изучал географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал. Именно в Тарханах он научился думать, размышлять, искать ответы на волнующие его вопросы ,т.к. в доме ведутся споры о свободе, о дружбе, о любви, о Родине. Вскоре Елизавета Алексеевна переезжает в Москву, чтобы определить его в учебное заведение. В13 лет он поступает сразу в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона. Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14 лет, хотя напечатаны они были много позже .Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет, писал уже стихи, поэмы.. В его стихах звучит мечта о подвиге для блага людей. Вскоре его покойная жизнь ломается. За участие в студенческом кружке, его настоятельно просят оставить университет. Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. Трудным был этот перелом. Поэт скучал по Москве, по друзьям. В 1837 году, после трагической смерти Пушкина, он написал стихотворение « Смерть поэта», полное любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен царем в ссылку на Кавказ. 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль, в ее особняке на Английской набережной в Петербурге, произошла ссора Лермонтова с Эрнестом Барантом, сыном французского посланника при дворе Николая I. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь, и Лермонтова арестовали. Царским решением Лермонтов был переведён в Тенгинский пехотный полк, действовавший на Кавказе. Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждала его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. В последний вечер перед уездом он был в гостях у Карамзиных, написал прямо там новое стихотворение; вот что вспоминает один из современников: Найди в статье, как создавалось это стихотворение. Сформулируем вторую часть нашей темы Запись темы урока в тетради -Сформулируйте задачи, которые будут стоять перед нами теперь? -Вспомните, к какому роду литературы относится стихотворный текст? -Как называется герой, чьи мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении? На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Поэтому лирический герой Лермонтова – это гордая одинокая личность. У него нет друга, способного поддержать его «в минуту душевной невзгоды», он одинок в толпе. Во многих стихотворениях поэта лирический герой осознает, что он избран, чтобы стать поэтом, но одновременно обречен быть странником, гонимым миром. Поэтому тема одиночества в творчестве поэта считается одной из главных. Послушайте стихотворение, определите, есть ли в нем лирический герой. Аудиозапись стихотворения «Тучи». Нарисуйте ваше настроение после прочтения стих. Есть ли в стих. лирический герой? - Рассмотрим поэтические образы стихотворения. Обратимся к названию. Что автор берет в название: тему или идею? - Какие слова ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? «тучи» - Подберите определения к слову «тучи». - Какое настроение возникает у читателя, слушателя? - О чем это стихотворение? - Прочитаем начало стихотворения: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Автор потребляет слово «тучки», подберите эпитеты к этому слову. Я предполагаю, что это стихотворение радостное: ведь они-тучки, «цепью жемчужною» по «степи лазурной»(что это за средства?) мчатся. Согласны? Докажите или опровергните мою точку зрения Почему же настроение не соответствует этим эпитетам? Как называет тучки поэт? Кто такой странник? Какова же судьба тучек? Но это судьба тучек, а какова судьба лирического героя? Почему у лирического героя грустное настроение? Итак, 1 строфа, рисуя пейзажную зарисовку вскрывает состояние лирического героя: он-изгнанник с милой Родины Как читать первое четверостишие? Спокойное начало, переходящее в напряженное переживание. Читает учитель. - В чём особенность построения 2 строфы? Какие по ЦВ предложения? Ждет автор на них ответа? Такие вопросы называют «Риторические вопросы». Обращены в первую очередь к себе. - На какой вопрос ищет ответ лирический герой? Что гонит? Перечислим. Что самое страшное? Как читать 2 строфу? Вопросительная интонация с внутренним напряжением. Читает учитель. Найдите ответ в третьей строфе: что гонит тучки? От чего свободны тучки? Хочет ли герой быть таким же свободным? Так завидует тучкам или жалеет их лирический герой? Как построено стихотворение? Какова его композиция? Обратите внимание: вначале стих. герой называет себя изгнанником с милой Родины, а в конце? Он закольцовывает идею стихотворения. Каков же преобладающий прием в стихотворении: сравнение или антитеза? А теперь прочитайте стих выразительно. О чем это стихотворение? Какие мысли хотел донести до нас поэт? Это мысли о любви, о пейзаже, о судьбе Родины, размышления о жизни человека в переплетении с жизнью природы? Такие размышления называют философскими. Подберите слова, характеризующие состояние лирического героя. Оцените свою работу, используя смайлик Д/З: Выучить стихотворение «Тучи» наизусть. Подготовить рассказ о стих., используя памятку: Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская) Стихотворение «…» принадлежит к …лирике Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики Стихотворение может быть отнесено к … лирике Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя … Можно сказать, что лирический герой… Тема - вопрос, которого касается автор Автор «…» развивает традиционную тему… Это стихотворение посвящено… Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о… Идейный уровень(идея, эмоция) Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что… Здесь высказано мнение автора… В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив грусти… Выделение композиционных частей(если есть Стихотворение состоит из … строф… Произведение построено… Оно имеет четкую структуру.. Кульминация стихотворения приходится на… Истолкование названия Стихотворение названо так потому, что… Характеристика образов(существительные-образы)- В первой строфе возникают образы (существительные)… | индивидуальное создание гипотезы, решения Соотносит свои знания с представленным материалом. Отвечает на вопрос Михаил Юрьевич Лермонтов Вспомнить сведения о жизни Лермонтова, узнать новое. Чтение статьи учебника, выбор нужного материала. Стихотворение «Тучи». Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Должны будем анализировать стихотворение: определить тему, идею, понаблюдать над его композицией, выделить изобразительно-выразительные средства. Текст относится к лирике. Такой герой называется «лирический герой». Слушают фонохрестоматию. Рисует, объясняет. Да, на это указывает местоимение «я» Отвечает. Дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо Темные, свинцовые, серые, унылые. Грустное О природе и человеке. Здесь два мира: мир людей и мир природы. Легкие, воздушные, светлые, пушистые. Это метафоры. Доказывают. Вечные странники. Странник – тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок. нет приюта, скитаются без дома, без родины – это их страшная судьба. ( Изгнанник, т.е. должен оставить родину не по своей воле, а он её любит: «с милого севера»). Это вопросительные предложения. Автору не нужен на них ответ. Судьбы решение, зависть тайная, злоба открытая, преступление, клевета друзей. Варианты ответов. «наскучили нивы бесплодные» Ответы учащихся Варианты ответов с доказательствами. Нет у вас Родины, нет вам изгнания, а у него есть! Доказывают высказывание. Готовятся, читают. Выбирают вариант. Т - тоска Т-томление У - уныние Уугнетенность Ч - чувства Ччувственность И – искания И-испытания Я справлялся со всеми заданиями без подсказок, вспоминал термины и применял эти знания на практике. Я выразительно прочел стих. Мне все понятно с урока и я могу поделиться знаниями с другими. Я справлялся не со всеми заданиями, использовал подсказки, вспоминал не все термины и применял эти знания на практике только с подсказки.. Я выразительно прочел стих. Мне многое понятно с урока, но я не могу поделиться знаниями с другими. Я не справлялся с заданиями, не вспоминал термины и не применял эти знания на практике. Я прочел стих. по слогам. Я не могу поделиться знаниями с другими. |
Самоанализ урока
Класс-6
Предмет-Литература
Автор учебника-Коровина В.Я.
Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи».
Основные цели урока:
Предметные:-вспомнить и узнать основные факты из жизни Лермонтова
-учиться делать анализ стихотворного текста
-вспомнить изобразительно-выразительные средства
Метапредметные:- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
- уметь соотносить свои действия с планируемым результатом
Личностные:- формирование мировоззрения , учитывающего культурное, духовное наследие мира
-формирование эстетического вкуса
Тип урока: комбинированный.
Стратегия урока классическая для современного урока: удивление-интерес-познавательная деятельность-открытие- рефлексия.
Структура урока:1.Мотивация к учебной деятельности, формулирование темы, целей урока(ученик)
(Для мотивации использовала индукцию(по технологии пед. мастерской) или приём «яркое пятно»(по проблемно-диалогической технологии).
2.Построение нового знания(этап учебно-познавательной детельности)
3.Физкультминутка (выбрана именно для этого ребёнка, с учетом его психосоматики)
4.Применение полученных знаний (этап интеллектуально-преобразовательной деятельности)
5.Рефлексия.
Научное освещение материала соответствует возрастным особенностям ребенка (упор на детские и юношеские годы его жизни)
Урок соответствует требованиям программы, связан с изученным ранее материалом.
Поисковая(исследовательная) деятельность на уроке преобладала над репродуктивной.
В ходе работы направляла ребёнка побуждающим или подводящим к теме диалогом.
В целом же ребёнок работал самостоятельно.
Использованы методы: Ассоциативно-творческая работа, наблюдение, поиск информации, чтение, анализ, доказательство.
Средства обучения подобраны в соответствии с темой и этапами обучения.
Наглядный материал может показаться недостаточным, но это сделано специально, чтобы не перегружать информационные центры ребенка.
Виды учебной деятельности чередовались, как и материал разной степени трудности.
В ходе рефлексии ребенок указал на эмоциональное удовлетворение от урока.
Домашнее задание оптимального объема.