Методическая разработка «Проблемно-диалогическая технология как средство реализации ФГОС»
МБОУ Сузопская сош «Филиал МКОУ
Ново-Троицкая оош им. Героя
Союза Н.Н.Еремушкина»
Учитель Хорина Н.И.
Проблемно-диалогическая технология как средство реализации ФГОС
1.Актуальность проблемно-диалогического обучения
Социально – экономические преобразования, характерные для России последних лет, резко изменили ценностные ориентации российского общества, что повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием.
Осуществление социальной политики государства связано сегодня с все более глубоким анализом отечественного и зарубежного опыта, научным прогнозированием, точным обоснованием принимаемых решений.
Человек в современном мире должен уметь решать творческие, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнения других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять знания путем самообразования.
В пояснительной записке к Федеральному государственному образовательному стандарту отмечается, что «особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знания к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции».
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые
формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть
сформированы навыки, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного уровня творческого развития. Надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума, возможного для него. На мой взгляд, не менее чем получение знаний, умений и навыков имеет значение развитие мышления учащихся, их творческих способностей, а значит, правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
Меня заинтересовало в этой технологии то, что новые знания не даются в готовом виде, а приобретаются детьми в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. 1
На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу.
Данная технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
- здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Эта технология реализована в образовательной развивающей системе «Школа 2100».
Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого». Личность ученика самоценна, у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие мира. Нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила , основанные на взаимном понимании, тогда этот тезис можно воплотить.Проблемно-диалоговое обучение – один из способов реализации вышеназванного подхода.
2. Историческая основа проблемно-диалогической технологии.
Эта технология берёт начало в теоретических разработках Алексея Михайловича Матюшкина, доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования. В их основе определяющими являются два принципа: проблемность и диалогичность. Согласно первому, обучение должно представлять собой творческий процесс постановки и решения проблем. Согласно второму, обучение должно быть диалогом учителя с учениками. Иными словами, А.М.Матюшкин доказал, что ученики на уроке должны ставить и решать проблемы, причем непременно в диалоге с учителем.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.Т. Шумилин и др.) - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Эта теоретическая идея потребовала разработки соответствующей технологии, которая получила название «технология проблемно-диалогического обучения». Она базируется на концепции А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла».
Над систематизацией методов и средств обучения по этой технологии много работали Амонашвили Ш.А., Леонтьев А. А., 2
Бондырева С. К., ЛадыженскаяТ. А., Бунеев Р. Н.,Бунеева Е. В., Горячев А. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д.
Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования Академии ПКиППРО (г. Москва).
3.Основное содержание технологии
В словосочетании «проблемный диалог», по словам Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на
уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все
звенья научного творчества. На этапе введения знаний ученики должны
поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или
вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется,
проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку
проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: тропа
догадок и дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен
выбирать между двумя видами диалога. Побуждающий от проблемной ситуации диалог и подводящий к теме диалог.
1. Побуждающий (так называемый «бульдозер»: в ходе этого диалога легко сбиться с курса и попасть не туда, этот диалог позволяет повторить этапы научного творчества);
2. Подводящий («локомотив»: медленно, но верно доставит к пункту назначения).
Эти два диалога устроены по-разному, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.
Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и развивают творческие способности школьников. Такой диалог выстраивается от проблемной ситуации, которая обязательна.
Подводящий диалог - это система посильных для учеников вопросов и заданий, он задействует и развивает логическое мышление школьников. Этот диалог не требует создания проблемной ситуации, представляет систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые приводят к формулированию темы урока. Вопросы могут быть репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу и т.п.);
мыслительные (на сравнение, обобщение; это не анализ!), но все звенья опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет сформулировать тему урока. При подводящем диалоге меньшая вероятность появления ошибочных ответов. Если ошибка появляется, необходима принимающая реакция учителя: «Хорошо. А кто думает иначе?». Эти вопросы имитируют творческий процесс.
Итак,проблемный диалог состоит из двух основных этапов: 1) этап постановки проблемы; 2) этап поиска решения. Рассмотрим эти этапы в двух видах диалога:
Побуждающий диалог | Подводящий диалог |
Этап постановки проблемы: Учитель создаёт проблемную ситуацию, противоречие; специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. Этап поиска решения: Учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путём проб и ошибок. | Этап постановки проблемы: Учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока. Этап поиска решения: Учитель выстраивать логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие без ошибок, «царственной дорогой». |
|
|
Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивая интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация учеников позволяет учителю организовать поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим учитель обеспечивает открытие знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала: нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично сам.
4.Структура урока по проблемно-диалогической технологии.
Как и любой развивающий урок, проблемно-диалогический урок имеет чёткую структуру. Предполагается несколько этапов:
1)создание проблемной ситуации (Существует несколько приемов создания проблемной ситуации:
- Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.
-Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал.
-Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским(т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку», затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет 6научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».
-Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».);
2) формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы;
3) выдвижение гипотез;
4) актуализация знаний учащихся;
5) открытие нового знания;
6) применение нового знания.
Итак, проблемно–диалогический урок начинается с создания проблемной
ситуации.
1 этап (создание проблемной ситуации)
На этом этапе учитель разными способами добивается следующих результатов:
- подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,
сопоставлять факты;
- ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или
противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Чаще всего используются три наиболее эффективных метода постановки учебной проблемы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают
мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов - в
характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Я предлагаю вам рассмотреть эти методы подробнее.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным,
поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
- создания проблемной ситуации;
- побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
- побуждения к формулированию учебной проблемы;
- принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Рассмотрим эти действия.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с
которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или
затруднения.
На уроках литературы использую суждения или мнения великих ученых, критиков, политиков, побуждая учеников к сравнению, сопоставлению. Например, при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» в 9 классе учащиеся находят высказывания литературных критиков о Плюшкине: «Герои все более делаются мертвыми душами, чтобы потом почти совсем окаменеть в Плюшкине». (А. Вронский)
«Манилов, может быть, и «симпатичнее» Плюшкина, однако процесс в нем уже завершился, образ окаменел, тогда как в Плюшкине заметны ещё последние отзвуки подземных ударов. Выходит, что он не мертвее, а живее предшествующих персонажей». (Ю. Манн)
Предложенные варианты представляют противоположную оценку образа Плюшкина, что создает проблемную ситуацию и побуждает учащихся аргументированно доказать свою точку зрения, опираясь на содержание произведения.
Таким образом, проблемный урок в сочетании с технологией КСО (коллективной мыследеятельности) кроме предметных умений формирует навыки исследовательской деятельности, развивает умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем, то есть у учащихся формируются метапредметные и личностные УУД.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами.
Данную проблемную ситуацию предлагаю вам рассмотреть на примере:
Фрагмента урока русского языка в 6 классе по теме «Диалектные слова».
Ученики знакомятся с диалогом героев, из которого узнают, что отношение к диалектным словам у разных людей разное.
Мнение 1 участника:Прекрасно можно обойтись в нашей жизни без диалектизмов. Фиксирую этот факт на доске.
Мнение 2 участника: Диалектные слова-это историческая ценность, о них нужно знать. Фиксирую 2 факт на доске.
- Сравните 2 факта, какое наблюдается противоречие?
- Сформулируйте проблему урока.
- запись проблемы на доске: Нужно ли знание о диалектных словах в наше время?
Таким образом, создание проблемной ситуации по аналогии можно провести
на любом предмете, по любой теме.
При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже
совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы.
Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). Необходимо направлять учеников к переформулированию учебной проблемы: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».
А если вы не готовы работать с ошибочными версиями, то поможет
подводящий к теме диалог, т.к. он позволяет максимально исключить
ошибочные версии.
Подводящий к теме диалог –
это система вопросов и заданий, с помощью которых пошагово подвожу учеников к формулированию темы. Учащиеся выстраивают логическую цепочку умозаключений, ведущую к новому знанию.
Вопросы опираются на уже пройденный классом материал, а последний
обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока(«О и А в корне –кас- и –кос-«)
Учитель:
изучите слова на доске: растение, собираюсь, предложить, росли, полагали, коснусь, взращение, касались.
Проведите АНАЛИЗ.
Ученики:
Это слова, в корнях которых происходит чередование.
Учитель:
Проведите КЛАССИФИКАЦИЮ слов. Какие 2 слова для вас являются лишними?
Ученики:
Коснусь и касались. Все остальные мы встречали, изучая корни с чередованием.
Учитель:
СДЕЛАЙ ВЫВОД.
Ученики:
Слова имеют корни с чередованием:-кос- и -кас-
Учитель:
Что нас будет интересовать?Над какой темой будем работать?
Ученики:
Буквы О и А в корнях –кос- и –кас-.
Наиболее простой метод постановки учебной проблемы, но не менее интересный сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что я сама сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.
Первый прием «яркое пятно»
заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Так при изучении «Песни про …купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова при анализе образа царя Ивана Васильевича предлагаю посмотреть фрагмент фильма «Князь Серебрянный», где царь показан в момент расправы, деспот и злодей. Затем чтение статьи из энциклопедии (почему получил прозвание Грозный).Потом сообщаю тему «Образ царя Ивана Васильевича». Поработав с текстом, находим противоречивые доказательства мнению, сложившемуся после просмотра и чтения.
Второй прием«актуальность»
состоит в обращении к социальному опыту учащихся, основан на их личных переживаниях.
Можно показать на фрагменте урока литературы в 7 классе.(Платонов «Кусака»)
Учитель: Ребята, постарайтесь вспомнить ваши ощущения, когда вы видите в фильмах, в жизни брошенных(бродячих) собак или читаете о них в книгах. Я вижу, вас беспокоит эта проблема, вам жаль их, брошенных людьми после того, как их приручили.
Сегодня на уроке мы поговорим о том, что чувствует брошенная собака…
О ком пойдет речь? Правильно, о Кусаке. Тема урока: Предали дважды.
Этот прием заключается и в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников. Иногда используются оба приёма. Например, в начале изучения темы «Н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях» можно представить классу страничку из меню: «Жареные в сметане грибы», «Копчённая нарезка», «Жаренные грибы» - и спросить: «Как вы думаете, чем могли удивить меня названия этих блюд? Что можно сказать о грамотности человека, составлявшего меню для кафе?»
Сходство этих методов в том, что все они обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. 8 Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.
2 этап (формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы)
На этом этапе организуется подводящий к теме диалог учителя с учениками. Он представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающий формулирование темы урока, учебной проблемы учениками. Вопросы задаются следующие:
-Какой у вас возник вопрос на основе выявленного противоречия?
-Что нам предстоит сегодня выяснить?
Учащиеся формулируют учебную проблему. Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным).
Учебная проблема – форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия. К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хотя бы одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.
Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.
Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.
Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы.
Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта.
3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.
4. Немалую роль играет естественность постановки проблемы.
Если учащихся специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.
3 этап (выдвижение гипотез)
На этом этапе учитель организует диалог, который побуждает к выдвижению
гипотез. Он имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения(призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказками (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя.
При выдвижении гипотез побуждающий диалог выглядит так. Общее побуждение осуществляется стандартной репликой «Какие есть гипотезы?», которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как ошибочных, так и решающей. Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные гипотезы, дается подсказка к решающей гипотезе, которая продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением решающей гипотезы.
При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так. Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Вы согласны с этой гипотезой? Почему?». Подсказка дается к аргументу или контраргументу, в крайнем случае последние сообщаются в готовом виде. Для практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Как нам проверить эту гипотезу?», подсказка дается к плану проверки, в крайнем случае, план сообщается в готовом виде.
Версии принимаются любые, даже абсурдные. На доске записываю ключевые слова версий. Из опыта скажу, что для детей, как правило, это самая занимательная часть урока. Например, на основной вопрос урока: (А.Пушкин «Станционный смотритель») почему Самсон Вырин поехал разыскивать дочь?
Дети предположили: Ему было скучно жить одному, он не справлялся с домашними делами, теперь никто не задерживается на станции долго и там всегда пусто.
Создание проблемных ситуаций в учебном процессе преследует следующие дидактические цели:
-привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу;
-возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
-поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
-помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
-побудить ученика к активной поисковой деятельности;
- помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
4 этап (атуализация знаний учащихся)
.
В проблемно–диалогическом уроке этап актуализации знаний учащихся, начинается после создания проблемной ситуации. Этот этап состоит из актуализации знаний и планировании способов деятельности. Я задаю
вопрос: «Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме?»
В диалоге ученики вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты) и выясняют, что необходимо узнать, каких знаний не хватает, чтобы решить эту проблему и определяют где и как их добыть (открыть).
Затем выполняют разнообразные задания:
- расставь события в правильной последовательности;
- заполнение таблицы;
- умение выбрать признаки понятия;
- разделить признаки по соответствующим группам;
- работа с понятиями: вставить пропущенные буквы, объяснить значение слов и пр.
5 этап (открытие нового знания).
На этапе поиска решения проблемы (открытия нового знания) я готовлю
разноуровневые задания по извлечению новых знаний. На уроках литературы с текстом произведения ученики знакомятся дома в ходе предварительного чтения, а в классе им необходимо найти решение или часть решения проблемы. Учащиеся, работая с дополнительной литературой, наглядными пособиями, используя компьютерные технологии, рассказывают о результатах, а я полученные знания фиксирую на доске в виде тезисов, рисунков или символов. Назову лишь несколько видов заданий, используемых мной:
- задания на аргументацию или подтверждение своей точки зрения;
- работа по эпизоду: ответы оформить в таблицу;
- устная работа по иллюстрации;
- составление сравнительной таблицы;
-составление РАФТов, синквейнов, акрозаписей.
В ходе работы чередуются разные формы: индивидуальная, парная, групповая и общая беседа.
6 этап (применение нового знания).
Когда проблема уже поставлена, открыта новая тема, получены новые
знания, наступает момент, когда дети должны применить полученные
знания на практике.
Вы помните, что по ходу урока у нас на доске уже зафиксированы версии
учеников, план действий, решение проблемы. На данном этапе эти записи помогут ученикам ответить на вопросы, и после этого им легче будет провести самооценку.
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
– Чьи версии подтвердились?
–– Используя свои новые знания, выполните задание (дается задание на
продуктивное применение знаний).
– Как вы оцениваете свою работу?
Для оценивания учениками результатов своей работы, я использую
технологию оценивания учебных успехов. Самооценка может проводиться
или в конце урока, или после выполнения определенного задания. Ученик
самостоятельно оценивает результат своих действий, находит и исправляет
собственные ошибки.
Оценивание осуществляется по алгоритму самооценивания:
1. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было
получить в результате?
2. Удалось получить результат?
3. Выполнил задание полностью верно или с ошибкой?
4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
5. Определи отметку, которую ты себе поставишь.
(Критерии оценивания:
«5» - выполнил полностью верно
«4» - выполнил частично (1-2 ошибки)
«3» - выполнил частично (3-4 ошибки)
«2» - не справился)
Такая структура урока проблемно - деятельностного обучения способствует тому, что все учащиеся включены в учебную деятельность, каждый ребенок понимает, зачем он делает, что он делает, как он делает и достиг ли он результата собственной деятельности.
Понятно, что центральную часть проблемно-диалогической технологии составляет описание проблемно-диалогических методов. Наибольшее внимание уделяется побуждающему диалогу как наиболее сложному методу в работе учителя.
На уроке используются не только методы и приёмы, но ещё и формы и средства обучения.
Формы обучения:
-групповая;
-парная;
-фронтальная.
Проблемно-диалогические методы дают возможности варьирования форм обучения: к примеру, проблемная ситуация со столкновением мнений – в групповой работе; практические задания – фронтальная работа.
Средства обучения:
-учебник;
-ТСО;
- Опорные сигналы.
На проблемно-диалогическом уроке создание опорного сигнала обязательно. Практически любое задание может быть выражено опорным сигналом, главное, чтобы по этой схеме можно было рассказать новое правило.
Этапы проблемного диалога на уроках литературы традиционны:
1) формулирование проблемного вопроса;
2) выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения;
3) доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения;
4) решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов.
Используя технологию проблемного диалога на уроках литературы, необходимо учитывать, что не всякий вопрос является проблемным. Проблемный вопрос – это вопрос, требующий анализа. Будет лучше, если он возникнет постепенно, если учащиеся придут к нему сами. Проблемный вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме
противоречия, поэтому становится увлекательной задачей для учеников, стремящихся доказать свою точку зрения, оспаривая другие версии. Чтобы решение проблемного вопроса развернулось в дискуссию, он должен быть ёмким, охватывать не единичный факт, а широкий круг материала. Диалоговое изучение литературы выстраивается из трёх основных этапов.
I этап – сюжетно-познавательный.
Цель: познание личностью себя и другого как непохожих друг на друга участников диалога и пробуждение интереса к ситуации предъявления себя в диалоге.
Иногда вхождение в диалог связано с определёнными затруднениями. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету.
При вхождении в диалог применяют несколько приемов. Например, предварительное обсуждение вопроса в малых группах. Иногда целесообразнее инициировать выступление ученика перед классом с докладом (сообщением), раскрывающим суть проблемы. Учитель может прибегнуть к краткому предварительному опросу.
Методические приёмы создания ситуации диалога:
-апелляция к ассоциативному образному мышлению;
-инсайд (разрыв, озарение);
-размышление над эпиграфом;
-работа, направленная на единицу художественного текста (фразу, слово);
-предъявление противоречивых точек зрения (столкновение цитат);
-вопросное состояние;
-использование мнимой ошибки;
-приём сравнения;
-проблема «лёгкой» темы;
-урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными;
-диалог с критиком.
II этап - «коллективно-аналитический».
Цели: развитие интереса к предмету, к коллективной деятельности; накопление опыта межсубъектного взаимодействия.
Формы учебных занятий:
-проблемная лекция;
-эвристическая беседа;
-семинар;
-диспут;
-дискуссия;
-урок-исследование;
-урок-взгляд.
К разновидностям учебной дискуссии можно отнести также дебаты, дискуссию «стенка на стенку», заседание экспертной группы и др.
III этап - «личностно-рефлексивный»
Цели: развитие интереса к собственному самосовершенствованию; совершенствование навыков самообразования.
Виды деятельности:
-рефлексивные паузы;
-настройка личностного аппарата;
-подбор материала к уроку;
-«закончи предложение»;
-письменные творческие работы.
Таким образом, проблемно - диалогическое обучение – это тип обучения,
обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством
специально организованного учителем диалога.
Итак, сначала я в побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Принципиально важно при этом:
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с
общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания,
чтобы развивалась и монологическая речь. (Алгоритм подготовки учеником
ответа на продуктивный вопрос:
1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).
4.Мысленно сформулировать ответ.
5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что вo- первых…, во вторых…»).
Таким образом, используя проблемно - диалогическую технологию, мы
сможем научить ребенка думать, действовать, а не просто сидеть и брать
готовые истины. И если учитель понимает, что он должен формировать у
детей, зачем он это делает, и как организовать урок, чтобы дети учились
учиться, то они научатся ставить цель и формулировать учебные задачи.
Что нужно учителю для осознанного освоения технологии проблемного диалога? На мой взгляд, изучение данной технологии и желание применять её. В то же время учителя должны понимать, что проблемно-диалоговое обучение – это не система наводящих вопросов и хоровые ответы обучающихся. Вопросы для диалога необходимо заранее продумывать и прогнозировать ответы учеников. От учителя требуется отличное знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке. И всё же от уроков с применением технологии проблемно-диалогического обучения удовлетворение получат и обучающиеся, и учителя.
Технология проблемно-диалогического обучения позволяет не только успешно рассматривать различные довольно сложные темы курса, но и развивать у детей самостоятельность, способность находить материал, интерпретировать его, высказывать свою позицию, аргументировать ее, вести цивилизованный диалог.
Данная технология направлена на развитие каждого ученика, позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.
Михаил Михайлович Бахтин сказал в свое время: «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании
создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний».
Список использованных источников и литературы:
1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:
Пособие для учителя. – М., 2004г.
2.Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения //
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – М, 2008г.
3. httl: // metodist.edu54.ru/node/ Проблемно-диалогическое обучение.
4.httl://festival.1september.ru/ Использование технологии диалогического обучения.
5. Леонтьева А.А. Образовательная система "Школа 2100". Дошкольная
подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа. Сборник
программ . М.; Баласс, 2008г.
6. Мельникова Е.Л.. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра
№ 6, 2005 г.
7. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог. Начальная школа
плюс до и после. 2009г. № 8.
8. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации
учителя. Инновационные проекты и программы в образовании.М.,2013г.
9. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы,
средства обучения. Образовательные технологии. Сборник материалов.
М., Баласс, 2013г.
16