Внеурочная работа по технологии как основа реализации ФГОС
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет профессиональной переподготовки
Внеурочная работа по технологии как основа реализации ФГОС
Выпускная работа
Работа допущена к защите
«__»______________2016г Исполнитель:
Дубинин Андрей Владимирович
Работа защищена слушатель группы
«__»______________2016г «
с оценкой «____________»
Председатель АК
______________________
Члены комиссии
1_____________________ Научный руководитель:
2_____________________
3_____________________
4_____________________
Кемерово, 2016
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности школьников
1.1. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Понятие внеурочная деятельность, её цель, задачи, принципы организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.3. Направления и формы внеурочной деятельности. . . . . . . . . 17 1.4. Воспитательные аспекты и раскрытие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 2. Методические основы исследования
2.1. Методические особенности внеурочной работы по технологии. . . . 27
2.2. Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО. . . . . . 30 2.3. Рабочая программа кружка «Резьба по дереву». . . . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Введение
Добрая школа – это хорошо,
Умная школа – это великолепно,
но ребёнок должен быть ещё
и подготовлен к жизни
Дьюи
В настоящее время в России происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря телевидению, компьютерным играм, Интернету, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) общего образования второго поколения. Инновационностью ФГОС общего образования является введение внеурочной деятельности. Выйдя из школы, у ребенка открывается новый мир – творчество, проявление и раскрытие каждым из них своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает свой выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
В процессе совместной деятельности взрослых и детей, детей друг с другом осуществляется воспитание в школе, в которой осуществляется не просто узнавание, а присвоение детьми жизненно необходимых ценностей. Воспитание не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать все виды: учебную (в разных образовательных дисциплинах) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.).
Педагог должен найти способ заинтересовать школьников занятиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Внеурочная деятельность имеет большие возможности, она позволяет
углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело.
Школьная программа ориентирована на «среднего» ученика, а внеурочная работа позволит наиболее полно решить вопрос формирования всесторонне развитой, социально активной личности. Она также способствует развитию потребности в различных видах деятельности, формирует познавательный интерес к различным областям знаний, развивает творческие способности. Эта работа является связующим звеном между школой и жизнью и позволяет более продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни.
Во внеурочной деятельности создаются условия для новых отношений
между учителем и учащимися, где меняется позиция ученика, непосредственное педагогическое руководство переходит в опосредованное влияние учителя.
Возможности внеурочной работы для комплексного решения воспитательных задач должны реализовываться целенаправленно. Каждое внеурочное воспитательное мероприятие должно строится так, чтобы оно влияло на развитие нравственных и эстетических качеств личности, на формирование стремления трудиться на общую пользу.
Разнообразная внеурочная деятельность является важным источников эстетического опыта школьников. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, происходит творческое развитие личности, учащиеся имеют большие возможности для самопроявления, самореализации, развиваются лучшие черты и качества личности. Проблема внеклассной работы в психолого-педагогической литературе изучается давно. В.А. Сухомлинский, например, писал, что «школа становится очагом духовной жизни … и замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков» [42, с.34].
Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах таких известных педагогов и ученых как Н.П. Аникеевой, Н.И. Болдырева, Г.И. Щукиной, В.М. Минаевой, В.Д. Шадрика, И.Ф. Харламова, Д.В. Григорьева, П.В. Степанова и др.
При организации внеурочной работы в условиях ФГОС от руководителей и педагогов образовательных учреждений потребуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности. Учитель должен знать, как организовать воспитательную внеурочную деятельность учащихся, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов и эффектов, в каких культурных формах и на каком содержании это лучше делать, как проектировать различные образовательные программы внеурочной деятельности и претворять их в жизнь.
Цель исследования: рассмотрение теории и практики организации различных форм внеурочной деятельности согласно ФГОС ООО.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности обучающихся.
Предмет исследования: содержание, формы и методы организации внеурочной деятельности школьников по технологии.
Гипотеза исследования: предполагается, что воспитание и образование школьников во внеурочное время будут успешными при выполнении следующих условий:
– содержание внеурочных мероприятий соответствует интересам и потребностям школьников;
–учитель вовлекает учащихся в творческий процесс, включающий различные формы и виды внеурочной деятельности.
– работа должна проводится по специальной программе, предусматривающей использование эффективных форм и методов внеурочной деятельности;
– обучение в кружке способствует развитию творческих способностей обучающихся.
Задачи:
– проанализировать цели, задачи, содержание, методы и формы внеурочной деятельности;
– проанализировать программу внеурочной работы курса по общекультурному направлению «Резьба по дереву;
– повысить эффективность усвоения программного материала посредством внеурочных занятий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности школьников
1.1. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления
В рамках традиционного образовательного процесса за последнее десятилетие сложились следующие виды деятельности:
– учебный процесс;
– система дополнительного образования;
– набор общешкольных воспитательных мероприятий различной направленности;
– воспитательная работа классного руководителя;
– организация работы группы продленного дня;
– индивидуальная работа с учащимися.
Внеурочная деятельность не является ни одним из данных видов деятельности, но может содержать в себе черты каждой из этих видов деятельности. Внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке. Таким образом, внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное на основе определенной программы;
направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока. Для осуществления внеурочной деятельности разработано большое количество программ, которые позволяют выбрать свой вариант внеурочной деятельности в ОУ.
С учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 5–9 классов и составляющих ФГОС ООО можно выделить ряд возможных подходов к организации внеурочной деятельности в основной школе.
Подход 1. Организации внеурочной деятельности в соответствии с направлениями личностного развития учащихся 5–9 классов (учащиеся подросткового возраста). Подход строится на основе понимания структуры внеурочной деятельности. В стандарте отмечается, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Это позволяет определить основную цель внеурочной деятельности: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально-активной, интеллектуально-развитой, культурной личности учащихся.
Для каждого направления разрабатываются свои программы внеурочной деятельности. Наличие пяти направлений позволяет сделать тематические дни в работе с учащимися. Следует отметить, что возрастные особенности учащихся 5–9 классов различны, поэтому, если нет возможности вести внеурочную деятельность в каждой параллели, то лучше объединять в рамках общешкольных мероприятий учащихся 5–7 классов и учащихся 8–9 классов.
Другой возможный вариант реализации данного подхода заключается в организации кружков дополнительного образования. Учитывая стремление подростков к самоопределению, важно создать ситуацию выбора, когда учащиеся могут выбрать из трех – пяти видов деятельности, но выбор следует сделать однородным: подросток выбирает не между театром и футболом, а между футболом, ритмикой и оздоровительной физкультурой. Общая логика остается та же: день занятий спортом, день творчества (театр, музыка, хореография), день познавательной деятельности (клуб интеллектуальных игр, научное общество учащихся), день социальной адаптации (клуб «Правовед», кружок «Хозяин в доме», клубы общения), день самопознания (волонтерское объединение, дискуссионный клуб).
Подход 2. Организации внеурочной деятельности, в соответствии с основными чертами портрета выпускника основной школы. Подход строится на основе портрета выпускника основной школы, заявленной в стандарте:
− любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
− осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
− активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
− умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
− социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
− уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
− осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
− ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Выделение в портрете выпускника восьми базовых черт позволяет выделить восемь составляющих программы внеурочной деятельности:
− Программа патриотического воспитания
− Программа обретения жизненных ориентиров «Главные ценности жизни»
− Программа развития любознательности и интеллекта
− Программа достижения успехов в учебной деятельности
− Программа развития ответственности «Я отвечаю за все»
− Программа развития коммуникативной культуры
− Программа здоровье сбережения и здоровье созидания «Здоровье»
− Программа профориентации.
В идеале для реализации каждой программы создается творческое объединение учащихся, которое организует внеурочную деятельность для всех учащихся 5–9 классов.
Подход 3. Достижение личностных результатов. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. В этом случае, предполагается создание одиннадцати программ внеурочной деятельности, каждая из которых ориентирована на достижение конкретного личностного результата. К примеру, программа «Путешествие в мир прекрасного» способствует формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств учащихся. Подход 4. Внеурочная деятельность как пространство воспитания и социализации подростков. В пункте 18.2.3. ФГОС ООО представлены требования к Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. Выделим задачи, которые должны решаться в процессе реализации Программы воспитания и социализации:
− духовно-нравственное воспитание обучающихся как приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество;
− освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
− формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
− формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
− формирование экологической культуры.
На основе каждой из данных задач может быть выстроена программа внеурочной деятельности. Таким образом, существует достаточно широкий круг подходов к организации внеурочной деятельности.
Можно выделить ряд условий качественной организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
Условие 1. Рассмотрение внеурочной деятельности как компонента целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Внеурочная деятельность из стихийного набора внеурочных мероприятий и решения текущих проблем школьной жизни становится целенаправленным компонентом учебно-воспитательного процесса при наличии конкретной цели деятельности образовательного учреждения. При этом заявленная цель должна определяться на уровне совершенствования человеческого качества учащихся, а не только освоения соответствующих образовательных стандартов. В этом случае, возникает необходимость рассмотрения образовательного учреждения как определенной воспитательной системы.
Условие 2. Определение смысла, цели и основных функций внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Уникальность внеурочной деятельности в образовательном учреждении заключается в широком спектре функций, которые можно осуществлять в процессе ее организации:
− Укладо-образующая функция, направленная на целенаправленное построение уклада школьной жизни (нормы и правила, традиции и ритуалы, события и праздники) определенной ценностно-смысловой направленности. − Компенсаторная функция, позволяющая компенсировать возможные недоработки учебного процесса.
− Функция дополнительного образования, направленная на предоставление возможности учащимся по получению дополнительного образования, как способа углубленного изучения школьных предметов, так и освоение различных жизненных и культурных навыков.
− Досугово-организационная, обеспечивающая педагогически целесообразное осуществление досуга и свободного времени учащихся.
− Социально-воспитательная функция, направленная на социальную адаптацию учащихся, «подготовку к жизни», осуществление индивидуальной работы с учащимися.
− Функция выбора и самореализации, позволяющая учащимся выбрать и осуществить свои потребности, желания, увлечения в различных видах деятельности.
Условие 3. Структурирование и программирование внеурочной деятельности в образовательном учреждении. В рамках внеурочной деятельности в образовательном учреждении можно выделить:
− систему общешкольных мероприятий, которая способствует созданию определенного образа школьной жизни, обеспечивает ориентацию учащихся на определенную систему ценностей;
− организацию работы с учащимися класса, направленную на создание дружного коллектива класса как базового элемента классно-урочной системы школы;
− систему дополнительного образования в школе, позволяющую упорядочить деятельность кружков, секций и клубов;
− организацию ученического самоуправления, способствующую проявлению инициативы и участию учащихся в управлении образовательном учреждении;
− деятельность ГПД, обеспечивающую педагогически целесообразным организацию второй половины дня учащихся школы;
− систему внешкольной работы, направленную на упорядочение мероприятий проводимых с учащимися вне стен школы (экскурсии, выездные сборы, походы, участие в различных конкурсах);
− систему индивидуальной работы с учащимися по решению их проблем, направленную на осуществление психолого-педагогического, медико-социального сопровождения образовательного процесса и оказание своевременной помощи учащимся.
Условие 4. Технологическое обеспечение внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Пространство внеурочной деятельности по сравнению с учебным процессом является достаточно неорганизованным. Несмотря на тот факт, что в последние годы предлагается широкий спектр сценариев и технологий проведения классных часов школьных праздников, внеурочных мероприятий необходим серьезный поиск воспитательных технологий и их успешное освоение в ходе внеурочной деятельности. Описание основных технологий проведения внеурочной деятельности, представление педагогических находок в области проведения внеурочных мероприятий может служить показателем высокого качества внеурочной деятельности. Особо следует отметить поиск эффективных технологий проведения воспитательного мероприятия.
Условие 5. Изучение интересов обучающихся и их потребностей.
Условие 6. Обеспечение результативности внеурочной деятельности в образовательной деятельности. Рассматривая влияние на ребенка можно выделить 4 составляющих, которые говорят нам об эффективности внеурочной деятельности:
− изменение поведения ребенка, формирование определенных навыков и умений, привычек;
−из возможностей ребенка в решении различных жизненных проблем, формирование и развитие готовности и способности к выявлению, осмыслению и эффективному решению проблем мешающих достижению жизненных целей;
− изменение индивидуально-личностных качеств ребенка, создание условий для индивидуально-личностного развития ребенка, формирование социально-значимых качеств;
− изменение ценностно-смысловой позиции ребенка, формирование системы социально-значимых ценностей, создание условий для ценностно-смыслового самоопределения и духовно-нравственного становления ребенка.
Повышение качества внеурочной деятельности в школе обеспечивается:
− целенаправленной деятельностью по созданию и развитию воспитательной системы;
− организацией системы школьных событий, разработка стиля отношений в школе, норм и правил поведения на основе определенной системы ценностей;
− развитием дополнительного образования в школе, направленного на самореализацию учащихся;
− включением учащихся в решение школьных проблем через деятельность ученического самоуправления;
− совершенствованием воспитательной работы в классе, освобождение классного руководителя от перегрузки;
− оказанием психолого-педагогической помощи родителям в осуществлении семейного воспитания.
Условие 7. Уникальность созданной в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности. Демонстрация уникальности системы внеурочной деятельности позволяет отметить авторство и инновационность деятельности педагогов при осуществлении различных видов внеурочной деятельности. Проведение опытно-экспериментальной работы по разработке новых способов осуществления внеурочной деятельности, наличие авторских программ, моделей, технологий, форм организации внеурочной деятельности свидетельствует о качестве проведенной работе. В целом качественное осуществление образовательного процесса невозможно представить без целенаправленной внеурочной деятельности, структурированной и программно обеспеченной.
1.2. Понятие внеурочная деятельность, её цель, задачи, принципы организации.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС основного общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. В первую очередь – это достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого сектора занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом желания обучающихся и их родителей (законных представителей).
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески развитой личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей обучающегося.
1.3. Направления и формы внеурочной деятельности
В ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей:
общекультурное,
общеинтеллектуальное,
социальное,
духовно-нравственное,
спортивно-оздоровительное.
Рекомендуется использовать формы:
экскурсии,
кружки,
секции,
круглые столы,
конференции,
диспуты,
школьные научные общества
, олимпиады,
соревнования,
поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики.
То есть предлагается применять известные формы воспитательной
работы и дополнительного образования.
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
1. Общеинтеллектуальное:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.
Участие в олимпиадах
Разработка проектов к урокам.
2. Спортивно-оздоровительное:
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.
3. Социальное:
Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.
Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.
Участие в творческих конкурсах, в акциях.
Духовно-нравственное:
Беседы, экскурсии.
Участие и подготовка к мероприятиям.
Разработка проектов.
Сюжетно-ролевые игры.
4. Общекультурное:
Беседы, экскурсии.
Подготовка и участие в конкурсах.
Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия
5. Духовно-нравственное:
Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.
Формы внеурочной работы - это виды объединений, способы организации учащихся и педагогов для совместной деятельности после учебных занятий, а также конкретные просветительско-познавательные и воспитательные акции, рассчитанные на массовое или дифференцированную ученическую аудиторию.
К основным формам внеклассной работы по предмету «технология» относятся следующие:
Кружки
Массовые формы: экскурсии, выставки, встречи с представителями предприятий
Трудовые объединения школьников
Тематические вечера, обсуждение интересных статей, книг, фильмов.
Все кружки делятся на три группы:
Предметные
Физико-технические
Непредметные
Кружок
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.
Отличительные признаки:
1. Приоритет предметно-практических задач.
2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.
3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.
Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Студия
Отличительные признаки:
1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, прикладное, литературное творчество и т.д.).
2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.
3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.
4. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.
5. Высокое качество творческого «продукта» детей.
6. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.
Возможные подходы к классификации студий:
а) Однопредметные
б) Полипредметные
Мастерская
Отличительные признаки:
1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).
2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.
3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.
4. Наличие собственного помещения – мастерской.
5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).
Художественная мастерская
Занятия состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Для работы в области живописи предлагается использовать такие материалы, как гуашь, акварель, акриловые краски. Для работы в области графики – карандаш, гелевые ручки, уголь, фломастеры, пастель. А также такие техники, как монотипия, кляксография.
Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен раскрыть выразительные возможности, которыми обладает тот или иной вид изобразительной деятельности. Так, например, в живописи это цвет и колорит, фактура и форма, в графике – точка, линия, пятно, тон, штрих. По мере усложнения задач, как в композиционной деятельности, так и при работе с натурой детей подводят к следующим понятиям: композиционный центр, ритм, контраст, нюанс, доминанта, равновесие, перспектива, обобщенность. Это поможет им в дальнейшем воспринимать произведения искусства в музеях и на выставках.
1.4. Воспитательные аспекты и раскрытие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Раскрытие творческого потенциала обучающихся (много,надо убрать часть)
Отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Именно поэтому содержание и методика основного общего образования продолжает обеспечивать психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Добиваться этих целей помогают и внеурочные формы обучения. Главная цель внеурочной деятельности – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, развить индивидуальные склонности, дарования и способности обучающихся. Внеурочная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу школьников .
Дети обладают разнообразными способностями. Задача учителя – создать благоприятные условия для выявления этих способностей в доступной и интересной для детей деятельности. Развить способности – это значит вооружить детей способами деятельности, создать условия для выявления и развития их одаренности. Способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии. Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту.
Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса ребенка к творчеству. Решение этой задачи можно достичь, используя в работе декоративно-прикладное творчество: резьба по дереву, изготовление столовых предметов из дерева с последующей их росписью и др. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Благодаря коллективным творческим работам, происходит не только формирование и развитие творческих способностей, но и реализуются воспитательные задачи по сплочению коллектива, умению ставить и выполнять общую задачу, внося в эту работу индивидуальность, решения и творчество каждого участника[15].
Таким образом, творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Существенным условием активизации познавательной деятельности обучающихся, в том числе и в процессе понимания, является создание обстановки доверительного общения, в которой поощряются вопросы учащихся, выдвижение ими гипотез и предсказаний по поводу свойств изучаемого предмета, явления, хода процесса и т.д. Спокойные доброжелательные отношения в группе освобождают детей от боязни ошибок и, придания уверенность в своих силах, стимулируют творческую активность.
Для развития продуктивных форм творческой активности необходима такая организация обучения, при которой учащийся действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска. Предложив учащимся открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек, использованных стрежней от шариковых ручек, пенопласта и т.п., отметьте наиболее оригинальные (редко встречающиеся), многочисленные и разнообразные ответы. Такие развивающие творческие задания, используемые на занятиях внеурочной деятельности, стимулируют интерес учащихся. Эти задания можно использовать как для групповой работы учащихся, так и для работы в парах. Для стимуляции активности необходимо пользоваться вопросами типа: как это изменить? А если это увеличить или уменьшить? А если это соединить с чем – либо? и т.д.
Развитие творческих способностей обучающихся происходит на основе развития воображения и мышления. Во внеурочной деятельности предложить ученикам представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе у ученика могут возникнуть затруднения, мешиющие продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т.е. помогает развитию воображения.
Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, и обрести, а не потерять возможность для самореализации.
Глава 2. Методические основы исследования
2.1. Методические особенности внеурочной работы по технологии
Особенностью внеурочной деятельности предметной области «Технология» является то, что она направлена на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий (обще- учебных умений и навыков), включающее формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, является главной целью учителя технологии. Детей следует учить самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей и прогнозируя результаты и возможные последствия разных вариантов решения; оценивать полученные результаты и находить способы совершенствования проектирования и изготовления изделий.
Предмет «Технология» и внеурочная деятельность по этому предмету рассматривается сейчас как «область знаний о деятельности человека по преобразованию материалов, энергии и информации». Они направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно- преобразующей деятельности, создание новых ценностей, что соответствует потребностям развития общества. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Именно такой подход заложен в основу технологического образования с учетом государственного стандарта общего образования. Схема технологического мышления
Внедрение компетентностного подхода требует от учителя использования современных образовательных технологий – информационно-коммуникационной, проектно-исследовательской, модульной, игровой, технологии развития критического мышления, дифференцированного, личностно - ориентированного, проблемного обучения и др. Учитель сегодня – это учитель – консультант, помощник, тьютер, умеющий целенаправленно строить образовательный процесс, стимулирующий самостоятельную работу ученика, умеющий максимально организовывать траекторию обучения и нагрузку каждого, владеющий навыками управления групповой работы, дискуссий и т.п.
Основная форма обучения на занятиях и во внеурочной работе по технологии – это учебно-практическая деятельность.
Приоритетными методами являются лабораторно-практические, учебно-практические, проектные работы. Проектная деятельность способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. В процессе овладения учащимися проектной деятельностью формируются универсальные учебные действия: целеполагание, анализ ситуации, отбор необходимой информации, планирование, преобразование, систематизация, формируется умение слушать, вести диалог, рефлексия, самоконтроль, коррекция.
Рассмотрев специфику организации внеурочной деятельности в целом, остановлюсь подробнее на организации внеурочной деятельности в системе технологической подготовки. Анализ обозначенной проблемы позволил заключить, что внеурочная деятельность по технологии создает условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы [2].
Главная цель занятий (в том числе по внеурочной деятельности) по технологии- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи, которые я ставлю перед учениками, состоят в том, чтобы
научить их основным техникам изготовления изделий из дерева, развить внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной деятельности, воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность, стараюсь привить интерес к народному искусству, обучить специфике изготовления поделок с учетом возможностей материалов.
Организация внеурочной работы по технологии, как и по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на расширение и углубление знаний учеников по предмету, привитие интереса к изучаемому, развитие их творческих способностей.
2.2 Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения.
Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету (предметной области). Задачи рабочей программы: - сформировать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета; - определить содержание, объем, порядок изучения учебных предметов с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
4 Рабочая программа выполняет следующие функции: - является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме; - определяет содержание образования по учебному предмету на базовом и повышенном уровнях; - обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету; - включает модули регионального предметного содержания; - создает условия для реализации системно-деятельностного подхода; - обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.
5 При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: - федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, фундаментальному ядру содержания общего образования; - Примерной программе по учебному предмету (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию); - основной образовательной программе школы; - учебно-методическому комплексу (учебникам);
6 Что значит составить рабочую учебную программу по предмету? Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью необходимо: сравнить содержание примерных программ и Фундаментального ядра содержания общего образования; сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и Фундаментального ядра содержания общего образования; выявить расхождения, зафиксировать их; добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы; перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре.
Возможны и другие варианты продолжительности программы внеурочной деятельности. Большее количество программ позволяет решать большее количество задач с привлечением большего количества педагогических работников. Чем меньше программ, тем более сложные задачи они позволяют решать. Программа внеурочной деятельности может осуществляться в течение ряда лет (например, с 5 по 9 класс), что позволит решать еще более сложные образовательные задачи. Следующий важный момент связан с выбором названия программ внеурочной деятельности. Название программы должно отражать суть деятельности, в которую будет включаться обучающийся. Например, «Футбол», «Спортивные игры на свежем воздухе», «Дискуссии о смысле жизни», «Творческое общение». Это позволит обучающимся и их родителям понять предназначение этих программ. Не рекомендуется использовать в названиях программ воспитательные или учебные цели: «Патриотическое воспитание обучающихся» или «Интеллектуальное развитие». В ФГОС ООО определены рамочные параметры организации внеурочной деятельности, что позволяет выбирать наиболее оптимальную модель для конкретного образовательного учреждения.
2.3 Рабочая программа кружка «Резьба по дереву»
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Провожу внеурочную работу по предмету, которая является важным звеном в подготовки учащихся к самоопределению.
Мой курс разработан и ориентирован на социально – трудовую подготовку учащихся возрастных групп, с 5-го по 9 класс. Внеурочная работа призвана дать простор для развития их творческой инициативы и фантазии, пробудить у них живой интерес к изучаемому и стремление полнее овладевать знаниями и умениями.
Программа рассчитана на 1 часа в неделю, сроком реализации на 4 года обучения. Основанная на индивидуально-личностном подходе к обучению, программа учитывает разный уровень психофизических возможностей детей. При реализации программы отдается приоритет воспитанию личностных качеств обучающихся, воспитывая в детях дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности.
Занятия проводятся в соответствии с требованиями СанПиН для общеобразовательных учреждений.
Прививаю им любовь, уважение к традициям родного края, развиваю умение видеть красоту окружающего мира и творить прекрасное своими руками.
Резьба по дереву национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Она всегда сопутствовала русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовали простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров, богатые традиции.
Цель: Ознакомление с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.
Задачи:
Обучающие:
формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;
формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;
формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины;
Развивающие:
развитие речи: обогащение и усложнение её словарного запаса; усложнение её смысловой функции;
развитие мышления: учить анализировать, выделять главное; учить сравнивать, обобщать и систематизировать;
развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, точности и ориентировки в пространстве;
развитие двигательной сферы:
развитие моторики мелких мышц – умение управлять своими двигательными действиями;
развитие двигательной сноровки, соразмерность движений.
Воспитывающие:
воспитание трудолюбия и приобщить детей к истокам русской народной культуры;
воспитание высокой коммуникативной культуры;
воспитание толерантного сознания подрастающего поколения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
5класс
Учащиеся должны знать:
основные сведения о древесине и её свойствах
о классификации видов резьбы;
об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву
правила безопасности при обработке художественных изделий;
Учащиеся должны уметь:
рисовать с натуры и делать с них композиционные схемы;
делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
создавать не сложные композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева;
выполнять узоры геометрической резьбы на изделиях из дерева;
выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале;
владеть инструментом для резьбы по дереву;
выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
6 класс
Учащиеся должны знать:
образ мира в художественной резьбе. Классификацию видов резьбы по дереву;
об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву.
Учащиеся должны уметь:
рисовать с натуры и делать с них композиционные схемы;
делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе технологии резьбы “Татьянка”;
владеть инструментом для резьбы по дереву;
вырезать фрагменты линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе. Техника резьбы “Ивушка”:
7класс
Учащиеся должны знать:
о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву;
о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;
правила безопасности при обработке художественных изделий.
Учащиеся должны уметь:
вырезать фрагменты линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе;
техника резьбы “Муравка”
техника резьбы “Ромашки”
вырезать на сферических поверхностях
разрабатывать резные композиции и реализовывать их в материале
8 класс
Учащиеся должны знать:
классификацию видов резьбы;
историю возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву;
о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;
правила безопасности при обработке художественных изделий;
о технике резьбы “Альпийская роза”. Про резание контура сердцевины цветка и вырезание первого ряда лепестков цветка.
Учащиеся должны уметь:
разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе технологии резьбы ;
владеть инструментом для резьбы по дереву;
владеть техническими приемами резьбы ;
выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
разрабатывать резную композицию и реализация её в материале , техника резьбы “Альпийская роза”.
Преподаватель должен использовать рабочую программу творчески, исходя из конкретных условий работы и уровня подготовки учащихся.
В результате занятий художественными, декоративными и конструктивными видами деятельности в рамках рабочей программы «Резьба по дереву» развиваются следующие качества личности учащихся:
аккуратность и трудолюбие;
нравственные и эстетические чувства;
целостное и гармоничное восприятие мира;
интерес к родной природе, своему народу, уважения к его культуре;
коммуникабельность.
Оценка эффективности занятий:
анкетирование учащихся;
анкетирование родителей;
участие в выставках, конкурсах;
выполнение проектов;
изготовление макетов.
Личностные УУД:
Социализация личности.
Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в мировую художественную культуру;
развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельной и личной ответственности за принятое решение: умению создавать собственные творческие композиции
развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и художественному ремеслу;
формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;
формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;
формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества к традиционному художественному ремеслу;
бережное отношение к духовным ценностям;
Метапредметные УУД:
освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в деятельности и искусстве и собственной творческой деятельности;
развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические и музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому свое представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой; овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
воспитание умения и готовности вести диалог по поводу искусства, излагать свое мнение;
овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль; конструктивно разрешать конфликты.
Предметные УУД:
Сформировать представление о различных видах резьбы по дереву
сформированность основ резьбы по дереву с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;
умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать свое отношение к художественному произведению;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п |
Содержание курса внеурочной деятельности |
Формы организации |
Виды деятельности |
1 год обучения |
|||
1 |
Введение |
Беседа |
познавательная |
2 |
Основы материаловедения.
|
практическая работа |
Освоение основных приёмов работы с материалами, |
3 |
Основы конструирования. |
практическая работа |
Освоение основных приёмов работы с материалами, |
4 |
Техника выполнения геометрической резьбы. |
практическая работа |
Освоение основных приёмов работы с материалами, |
5 |
Заключительное занятие |
практическая работа |
|
2 год обучения |
|||
1 |
Введение. |
Беседа |
познавательная |
2 |
Материаловедение для художественных работ по дереву. |
практическая работа |
Освоение основных приёмов работы с материалами, |
3 |
Техника резьбы “Ивушка”: |
практическая работа |
Освоение основных приёмов работы с материалами, |
4 |
Заключительное занятие |
практическая работа |
|
3 год обучения. |
|||
1 |
Введение |
Беседа |
познавательная |
2 |
Техника резьбы “Муравка” |
практическая работа |
Освоение основных приёмов работы с материалами, |
3 |
Техника резьбы “Ромашки” |
практическая работа |
Освоение основных приёмов работы с материалами, |
4 |
Заключительное занятие |
практическая работа |
|
4 год обучения. |
|||
1 |
Введение |
Беседа |
познавательная |
2 |
Техника резьбы “Альпийская роза” |
практическая работа |
Освоение основных приёмов работы с материалами, |
3 |
Техника резьбы “Чешуйки” |
практическая работа |
Освоение основных приёмов работы с материалами, |
4 |
Заключительное занятие |
практическая работа |
Тематическое планирование
Наименование тем и разделов |
Кол-во час. |
Форма проведения |
Форма контроля |
|||||||||||||||||||||
всего |
теория |
практика |
||||||||||||||||||||||
1 год обучения |
||||||||||||||||||||||||
1.Вводное занятие |
1 |
1 |
Виртуальная экскурсия |
беседа |
||||||||||||||||||||
2.Основы материаловедения. |
2 |
2 |
Презентации, |
Беседа |
||||||||||||||||||||
3.Основы конструирования. |
9 |
4 |
5 |
Практическая работа |
Выполнение упражнений |
|||||||||||||||||||
4. Создание не сложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева |
10 |
4 |
6 |
Практическая работа |
Выполнение упражнений |
|||||||||||||||||||
5. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева |
10 |
10 |
Практическая работа |
Выполнение упражнений |
||||||||||||||||||||
6.Заключительное занятие. |
2 |
1 |
1 |
Презентации |
Беседа |
|||||||||||||||||||
Итого |
34 |
12 |
22 |
|||||||||||||||||||||
2 год обучения |
||||||||||||||||||||||||
1. Введение. |
3 |
3 |
Презентации |
Беседа |
||||||||||||||||||||
2. Декоративные свойства дерева. |
3 |
2 |
1 |
Практическая работа |
Выполнение упражнений |
|||||||||||||||||||
3.Технология выполнения резьбы “Ивушка”. |
18 |
6 |
12 |
Практическая работа |
Выполнение упражнений |
|||||||||||||||||||
4. Разработка резной композиции и реализация её в материале |
8 |
1 |
7 |
Практическая работа |
Выполнение упражнений |
|||||||||||||||||||
5.Заключительное занятие |
2 |
1 |
1 |
Презентации |
Беседа |
|||||||||||||||||||
Итого |
34 |
13 |
21 |
|||||||||||||||||||||
3 год обучения. |
||||||||||||||||||||||||
1. Введение. Народные художественные промыслы. |
3 |
3 |
Презентации |
Беседа |
||||||||||||||||||||
2. Технология выполнения резьбы “Муравка”. |
4 |
4 |
Практическая работа |
Выполнение упражнений |
||||||||||||||||||||
3. Разработка резной композиции и реализация её в материале |
13 |
3 |
10 |
Практическая работа |
Выполнение упражнений |
|||||||||||||||||||
4. Технология выполнения резьбы “Ромашки” |
1 |
1 |
Практическая работа |
Выполнение упражнений |
||||||||||||||||||||
5. Разработка резной композиции и реализация её в материале |
11 |
2 |
9 |
Практическая работа |
Выполнение упражнений |
|||||||||||||||||||
6.Заключительное занятие |
2 |
1 |
1 |
Презентации |
Беседа |
|||||||||||||||||||
Итого |
34 |
14 |
20 |
|||||||||||||||||||||
4 год обучения. |
||||||||||||||||||||||||
1. Введение. |
4 |
3 |
1 |
Презентации |
Беседа |
|||||||||||||||||||
2. Технология выполнения резьбы “Альпийская роза” |
4 |
4 |
Практическая работа |
Выполнение упражнений |
||||||||||||||||||||
3. Разработка резной композиции и реализация её в материале |
10 |
2 |
8 |
Практическая работа |
Выполнение упражнений |
|||||||||||||||||||
4. Проектная деятельность. |
Практическая работа. Презентации |
Беседа |
||||||||||||||||||||||
6.Заключительное занятие |
2 |
1 |
1 |
Презентации |
Беседа |
|||||||||||||||||||
Итого |
34 |
16 |
18 |
Заключение.
Таким образом, актуальность внедрения внеурочной деятельности в рамках предмета «Технологии» именно для педагогов - предметников обусловлена, тем, что:
по новым стандартам школа обязана предоставить учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Как следствие необходимы разработки программ различных кружков и секций;
так как ребёнок посещает занятия внеурочной учебной деятельности по желанию, и к их проведению школа может привлекать специалистов со стороны, появляется педагогическая конкуренция. В этих условиях возникает необходимость в повышении качества дополнительных образовательных услуг;
повышает творческую активность, компетентность и мобильность педагога;
при тенденции к сокращению часов учебного предмета «Технология», ведение внеурочных занятий позволяет сохранить педагогическую нагрузку преподавателя, что является немаловажным личностным фактором в условиях современной экономики [1].
При этом нужно отметить, что практически все направления взаимосвязаны. Действительно, ведь проектная деятельность не исключает научно – исследовательскую или общественно - полезную, а говорить о патриотическом воспитании гораздо легче осваивая на практике старинное рукоделие или приготовив обрядовое блюдо, связав тем самым патриотическое и эстетически-художественное направление.
Говоря об организации внеурочной деятельности, необходимо отметить, что сам принцип использования традиционных форм и методов классно-поурочной системы работы здесь не уместен. Составляя программу курса, кружка я старался использовать самые разнообразные нетрадиционные формы проведения занятий. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности, дети охотно включаются в процесс обучения, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. При выборе форм работы по внеурочной деятельности принимаю во внимание возрастными и личностными особенностями учащихся, а также цели и задачи, которые ставлю перед собой , разрабатывая программу в целом или на отдельно взятом занятии.
Занятия художественным трудом позволяют развивать у учащихся мелкую моторику, творческое и пространственное воображение, воспитывает навыки организации труда.
В среднем звене (5-7 класс) у детей появляется потребность к прикладной практической деятельности, им хорошо подходят занятия по осваиванию резьбы по дереву. Художественно- эстетическое и патриотическое направление ВУД позволяют удовлетворить эти потребности в полном объёме. Необходимо отметить, что освоение новых знаний, связанных с историей и культурно – бутовыми традициями нашей страны (как впрочем, и любого другого материала) гораздо успешнее осваивается через практическую деятельность. Архитектурное наследие города Мариинска как раз позволяет реализовать эту задачу.
Практика показывает, что, как правило, у большинства учащихся к 8 классу интерес к прикладному творчеству снижается, и возникает потребность в активной социализации и профессионального самоопределения. Поэтому в старших классах (8-9 классах я работаю по проектным, общественно- полезным и научно – исследовательским направлениям. При этом учащиеся приобретают готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, к самостоятельным поступкам и действиям, готовность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию.
Реализация организации внеурочной деятельности по технологии с учетом выше сказанного способствует:
овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;
формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки [4].
Таким образом, организация внеурочной деятельности в условиях новых стандартов образования позволяет решать целый комплекс задач: от сохранения здоровья подрастающего поколения, до формирования и развития разнообразных личностных качеств и способностей учащегося. И здесь для учителя предоставляется обширное поле деятельности как в выборе форм и методов работы, так и в выборе конечного (прогнозируемого) результата, так как внеурочная деятельность не ограничена рамками программы.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол-во час. |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1 год обучения |
||||
1 |
Вводное занятие. Правила ТБ. |
1 |
||
2-3 |
Основные сведения о древесине и её свойствах |
2 |
||
4-5 |
Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. |
2 |
||
6 |
Классификация ручного инструмента. |
1 |
||
7 |
Подготовка инструмента. |
1 |
||
8 |
Технологическая карта |
1 |
||
9-10 |
Способы раскроя материала |
2 |
||
11-12 |
Подготовка поверхности для резьбы |
2 |
||
13-14 |
История возникновения и развития |
2 |
||
15-16 |
Элементы геометрической резьбы. |
2 |
||
17-18 |
Сочетание различных элементов |
2 |
||
19-20 |
Способы вычерчивания орнамента |
2 |
||
21-22 |
Создание не сложных композиций на бумаге. |
2 |
||
23-24 |
Нанесение на заготовку |
2 |
||
25-26 |
Способы выполнения резьбы |
2 |
||
27-30 |
Резание рисунка. |
4 |
||
31-32 |
Отделка изделия |
2 |
||
33-34 |
Итоговое занятие |
2 |
||
2 год обучения |
||||
1 |
Вводное занятие. Правила ТБ. |
1 |
||
2-3 |
Роль художественной традиции |
2 |
||
4-6 |
Декоративные свойства дерева |
3 |
||
7-8 |
Технологическая карта |
2 |
||
9-10 |
Способы раскроя материала |
2 |
||
11-14 |
Подготовка поверхности для резьбы |
4 |
||
15-16 |
Создание композиций на бумаге. |
2 |
||
17-18 |
Нанесение на заготовку |
2 |
||
19-20 |
Способы выполнения резьбы |
2 |
||
21-22 |
Виды резьбы по дереву. |
2 |
||
23-24 |
Характерные особенности и разновидности резьбы |
2 |
||
25-30 |
Резание рисунка. |
6 |
||
31 |
Отделка изделия. |
1 |
||
32 |
Способы устранения дефектов |
1 |
||
33-34 |
Итоговое занятие |
2 |
||
3 год обучения |
||||
1 |
Вводное занятие. Правила ТБ. |
1 |
||
2-3 |
Народный традиционный орнамент |
2 |
||
4-5 |
Характерные особенности резьбы “Муравка”. |
2 |
||
6-7 |
Своеобразие резьбы “Муравка”. |
2 |
||
8-9 |
Технологическая карта |
2 |
||
10-12 |
Подготовка поверхности для резьбы |
3 |
||
13-14 |
Создание композиций на бумаге. |
2 |
||
15 |
Нанесение на заготовку |
1 |
||
16-18 |
Резание рисунка. |
3 |
||
19-20 |
Отделка изделия. |
2 |
||
21 |
Отличительные черты резьбы “Ромашки” |
1 |
||
22-23 |
Технологическая карта |
2 |
||
24-25 |
Подготовка поверхности для резьбы |
2 |
||
26-27 |
Создание композиций на бумаге. |
2 |
||
28 |
Нанесение на заготовку |
1 |
||
29-32 |
Резание рисунка. |
4 |
||
33-34 |
Итоговое занятие |
2 |
||
4 год обучения. |
||||
1 |
Вводное занятие. Правила ТБ. |
1 |
||
2-3 |
Отличительные черты резьбы “Альпийская роза” |
2 |
||
4-6 |
Технологическая карта |
3 |
||
7-12 |
Изготовление изделия для нанесения резьбы “Альпийская роза” |
6 |
||
13-14 |
Создание композиций |
2 |
||
15-16 |
Нанесение на заготовку |
2 |
||
17-25 |
Резание рисунка. |
9 |
||
26-27 |
Отделка изделия. |
2 |
||
28-30 |
Метод проектной деятельности. |
3 |
||
31-32 |
Создание презентации. |
2 |
||
33-34 |
Итоговое занятие .Защита проекта. |
2 |
Чудов Александр васильвеич