Творческий отчет «Проектная деятельность как средство реализации ФГОС»

3
0
Материал опубликован 30 November 2017

Пояснительная записка к презентации

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС

(Слайд 1) Основное отличие нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе (личностные, предметные и метапредметные).

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД).

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход.

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность. (СЛАЙД 2)

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. (Слайд 3)

(Слайд 4) «Проект» - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (продукт). Конечно, младшие школьники не могут полностью самостоятельно разработать проект. Огромная нагрузка ложится на учителя.

В работе над проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

(Слайд 5) Проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми или коллективными.

(Слайд 6) По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

(Слайд 7) По продолжительности различают:

минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

краткосрочные — на 4-6 уроков;

недельные - предполагается сочета­ние классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной фор­мой организации проектной работы;

долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

(Слайд 8)Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

Этапы работы над проектом

Содержание работы

Начальный этап

Актуальность темы.

Проблема.

Цель исследования.

Задачи.

Методы, способы, формы реализации проекта

Привлечённые ресурсы.

Основной этап

1) подготовительный;

2) практический;

3) обобщающий;

Заключительный этап

- выступление;

- презентация;

- участие в конкурсах и т.д.

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3 - 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме(Слайд 9)

1-й этап - УЧИТЕЛЬ - ученик,

2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,

Последний этап - УЧИТЕЛЬ - ученик.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, выступления и т. д.

Реализации проекта предшествует серьезная подготовительная работа:

паспорт проекта - документ, в котором отражаются тема, идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология, указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации;

программа проекта – своеобразный маршрутный лист с указанием этапов, мероприятий со сроками, местом и результатом их проведения, ответственными;

средства обеспечения (материально-технические, методические и др.), необходимые для осуществления проекта.

(Слайд 10) Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Презентация 

Предварительный просмотр презентации

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя школа №4» г.Калача-на-Дону Волгоградской области

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты

Критерии Традиционное обучение Проектное обучение Целевая установка учащихся Получить хорошую отметку Проявить свои способности, сделать важное дело Формы работы Индивидуальная Сочетание парной и индивидуальной работы Источники информации Как правило, один – два источника Различные источники из разных областей знания Предметная область Один учебный предмет Содержание полипредметно Характер работы по содержанию Реферирование Сочетание теоретических и практических методов исследования Защита работы Не обязательна Обязательна

Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (продукт).

Проекты индивидуальные парные групповые коллективные

По темам: монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета; межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов; свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

По продолжительности минипроекты краткосрочные недельные долгосрочные

Этапы работы Содержание работы Начальный этап 1. Актуальность темы. 2. Проблема. 3. Цель исследования. 4. Задачи. 5.Методы,способы,формы реализации проекта 6. Привлечённые ресурсы. Основной этап 1. Подготовительный. 2. Практический. 3. Обобщающий. Заключительный этап 1. Выступление. 2. Презентация. 3. Участие в конкурсах и т. д.

1 этап – УЧИТЕЛЬ – ученик 2 этап и 3 этап – учитель – УЧЕНИК Последний этап – УЧИТЕЛЬ - ученик

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации