12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карданова Любовь Владимировна316
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь,только в этом случае он обретает право учить»- писал В.М. Лизинский.
Россия, Кабардино-Балкарская респ., г. Майский

Не пытайтесь объяснить ребёнку то,

до чего он может додуматься сам.

Давайте возможность каждому ребёнку

сделать своё маленькое открытие .

Э.И. Александрова


Проблемное обучение является ведущим элементом современной педагогической науки. Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск - одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению

Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.

Развитие творческого мышления.

Развитие навыков самостоятельной работы.

Развитие способности к самообучению.

Формирование исследовательской активности.

К недостаткам методики можно отнести следующее:

уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;

стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;

требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);

метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.

Несмотря на эти недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения. Самое сложное в этом методе - создать правильную проблемную ситуацию.

проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.

проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.

ситуация должна содержать в себе противоречие.

ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

Виды проблемного обучения:

«Научное» творчество - это теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие учеником нового правила, закона и т. д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем. Этот вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблем.

Практическое творчество - поиск практического решения, т. е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем. Это практические занятия на уроке, предметном кружке, факультативе.

Художественное творчество - это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т.д. Решение индивидуальных или групповых учебных проблем.

  Признаком создания у учащихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция: удивление, затруднение. А суть проблемного урока состоит в «творческом достижении и усвоении знаний».

В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы:

 Постановка проблемы, то есть возникновение проблемной ситуации.

 Поиск решения, где проходит выдвижение и проверка гипотез.

 Выражение решения - формулировка нового знания научным языком.

 Реализация продукта - решение проблемы. Решением проблемы в учебной деятельности будет новое знание. Как правило, это новый алгоритм.

 

Способы создания проблемных ситуаций:

 

1. При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

2. При организации практической работы учащимися;

3. При побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводя их в столкновение с прежними житейскими представлениями;

4. При формировании гипотез;

5. При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

6. При побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

7. При исследовательских заданиях.

  Основным инструментом в технологии проблемного обучения является проблемный диалог. Существует  две его разновидности:

Подводящий диалог - система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих их к открытию мысли. Подводящий диалог способствует развитию логического мышления и незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Побуждающий диалог - отдельные стимулирующие вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.

 Побуждающий же диалог, развивает творческие способности и обязателен при обучении одаренных, способных школьников.

Учебную проблему можно поставить, используя: подводящий к теме диалог, который шаг за шагом подводит школьников к формулированию темы урока; сообщение темы урока с мотивирующим приемом («яркое пятно»,  «актуальность»); побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Каждый из этих методов, в умелых руках педагога, так или иначе, обеспечит внутреннюю мотивацию обучающихся к усвоению новых знаний, но истинно «творческое достижение знаний» все же начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. Одни противоречия вызывают у обучающихся чувство удивления, другие же - затруднение.

От столкновения с противоречием, у обучающихся рождается интерес к новой теме - внутренняя познавательная мотивация, так  необходимая любому учителю. И теперь, используя побуждающий диалог, подвожу детей к осознанию противоречия проблемной ситуации и формулированию учебной задачи.

Поскольку проблемные ситуации создают разными приемами, то и текст побуждающего диалога для каждого приема использую свой:

 

Побуждение к осознанию противоречия

Прием 1

Что вас удивило? Что интересного заметили?

Прием 2

Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3

Вы как сначала думали? А как на самом деле?

Прием 4

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

 

Затем дети самостоятельно формулируют учебную задачу, которая в свою очередь может звучать как тема урока («Какова будет тема урока?») или как вопрос, ответом на который и будет новое знание («Какой у вас возникает вопрос?»).

Вторая фаза проблемного урока - поиск решения и открытие нового знания.

Выдвижение гипотез (выдвинуть гипотезу - значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка) и проверка гипотезы (приведение аргументов («это так, потому что…») или контраргументов («это не так, потому что…»), т.е. принятие или отвержение гипотезы).

Проблемные ситуации можно подразделять по: области научных знаний (литературное чтение и окружающий мир, уроки рисования и художественного труда, окружающий мир и рисование) или учебной дисциплине (русский язык, математика); направленности на поиск недостающего нового;  уровню проблемности; типу и характеру противоречий.

        Нужно отметить, что самая сильная мотивация мышления на уроках формируется именно в проблемной ситуации. В результате у ребёнка возникает желание (мотив) узнать, выяснить, понять действительные причины тех трудностей, на которые он неожиданно натолкнулся. В своей работе использую проблемные ситуации, в которых:  усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия). Например: Урок «Окружающий мир». Как объяснить, что у грызунов, которые всю жизнь что - то грызут, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? (ответ: зубы грызунов растут всю жизнь); усваиваемое неизвестное составляет способ действия. Например: Урок русского языка. На доске написано слово «снегопад». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. Не основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах). Проблемные ситуации такого типа можно использовать при усвоении многих предметов, предполагающих формирование у учащихся достаточно сложных способов выполнения тех или иных действий (языковых, математических операций, многих практических умений и двигательных навыков); неизвестным являются новые условия действий. Например: Урок «Окружающий мир». При изучении условий произрастания растений учитель предлагает детям провести эксперимент: сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трех разных условиях – семена предварительно замачиваются; семена замачиваются в питательном растворе, семена высевают сухими. Учитель предлагает выдвинуть предположения о том, при каком условии растении будет развиваться лучше, записать данные. По ходу опыта проводятся обсуждения, какая гипотеза оказалась верной, какие есть доказательства этого. Чаще всего в начальной школе используются проблемные ситуации теоретические при усвоении новых знаний и практические, если неизвестным является способ выполнения действия.  

     Проблемные ситуации помогают раскрыть дидактический смысл применения их в учебном процессе: систематическое использование проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся; для того чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо найти противоречия, которые побуждают у учащихся интерес и приводит в движение прежние знания; именно в проблемной ситуации происходит осознание противоречия, преднамеренно поставленными учителем.

       Прежде чем запланировать проблемное изучение определённой темы, необходимо учителю установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при её изучении. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер. Большое внимание должно быть уделено выявлению внутренних условий мышления учащихся и предварительной работе. Учитель должен совместно с детьми в ходе бесед выработать основные положения самоорганизации мыслительного процесса, хода решения задачи и записывать их в виде таблиц, памяток, алгоритмов и т. п.

           В зависимости от выявленного уровня внутренних условий мышления учащихся разрабатывается соответствующая система конкретных заданий и рассчитанных на то, чтобы обнаружить противоречия на пути движения школьников от незнания к знанию и тем самым создать проблемные ситуации. На основании анализа главной проблемной ситуации формулируется основная проблема. В формулировке этой проблемы и заключается одна из основных трудностей проблемного обучения. Учет особенностей учебного предмета при создании проблемных ситуаций обеспечивает более глубокое проникновение в сущность явлений, а также дает возможность познакомить школьников с методами изучаемой науки.

            Учащиеся на уроках усваивают более обобщенные знания при поиске неизвестного в проблемной ситуации потому, что столкновение с трудностью при выполнении конкретного задания, предложенного учителем, пробуждает интерес, желание найти ответ. Учащиеся оказываются перед необходимостью открыть то общее отношение, свойство, способ, которое поможет им выполнить это конкретное задание. (Пример: Урок «Математики». Тема «Умножение многозначного числа на многозначное число, оканчивающееся нулём». Учитель предлагает трём учащимся у доски записать пример и решить его. 345.673*2.800. У ребят получаются разные ответы. Учащиеся выясняют, почему так получилось. Учитель называет свой ответ. Ребята вспоминают алгоритм и записывают его каждый шаг на доске, одновременно решая пример, и находят ошибку с помощью учителя, то есть особенность в записи примера такого характера. Например: Урок «Окружающий мир». Тема «Полезные ископаемые». Ребятам предлагается вспомнить, какими полезными ископаемыми богат наш округ, наша страна. Далее учитель показывает, какими значками на картах изображаются наиболее известные детям полезные ископаемые. Затем учитель просит обратить внимание на доску, где изображены какие – то значки и просит пояснить что это. Варианты ответов учащихся могут быть разными. Ребятам предлагается подойти к доске, где висит карта полезных ископаемых и ответить на вопрос с её помощью. Учитель грамотно подводит детей к тому, что у них возникает желание сделать сообщение о неизвестном ребятам полезном ископаемом. Сам факт столкновения с трудностью, невозможность выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации, одним их главных её компонентов.  

      Из проблемной ситуации может быть 4 выхода: учитель сам ставит и решает проблему. (Пример:  Урок «Математики» 2 класс. Учитель знакомит учащихся с получением долей и их обозначением); учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения (Пример: Урок «Русского языка». Тема «Перенос слов». 2 класс. Учитель говорит о том, что мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова и зачем их переносят. Дети выдвигают разные предположения. Идеи детей и учителя  записываются на доску. Все вместе приходят к выводу, чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно его разделить на слоги); учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и помощью учителя (Например: Урок «Математики».  «Понятие о равенствах и неравенствах». Учитель просит ребят списать в один столбик математические высказывания со знаком =, а в другой – математические выражения со знаком < , >. Учитель просит ребят дать математическим высказываниям каждого столбика свои названия); учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают её без помощи учителя (но, как правило, под его руководством). Пример: Урок «Математики». Тема «Умножение двузначного числа на трёхзначное». Учащиеся уже умеют умножать двузначное число на двузначное, поэтому умножение на трёхзначное число у ребят не составит проблем. Учитель  только,  дополняет алгоритм умножения двузначного числа на трехзначное число. 

      Учителю, в основе проблемных ситуаций, нужно помнить принцип несоответствия или противоречия в структуре уже имеющихся знаний, умений и навыков. Несоответствие, доходящее иногда до противоречия, возникает между старым, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения данных задач. Пример: девочка записала по диктовку – к 2 прибавить 6 и помножить на 4 так: 2+6*4=26; а мальчик записал так:  2+6*4=32.  Найди ошибку в записях; между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Пример: Урок «русского языка». Учитель говорит: «У дороги дуб. Какое последнее слово? Какие звуки по порядку мы слышим, произнося это слово? [Д] [у][п] Посмотрите, как пишется это слово. Сравните со звуковым составом слова»; между научными знаниями и до научными, практическими, житейскими. Пример: Урок «Окружающий мир». Учитель просит нарисовать на альбомном листе ручку, резинку, грушу, пенал. Затем даёт задание нарисовать дом или машину в натуральную величину.  Ученики понимают, что  это невозможно.  Под  руководством учителя,  они приходят к выводу, что нужно использовать масштаб.

      Проблемная ситуация может возникнуть на уроках тогда, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Пример:  Почему в нашей стране люди отмечают новый год и старый год? Почему многие сказки начинаются со слов «Жили – были…» или «В одном царстве,  в одном  государстве…»? Отважных, смелых воинов в средние века, которые носили тяжёлые доспехи, называли рыцарями и  в наше время человека могут назвать рыцарем. Кто он, рыцарь наших дней?  Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью не только опыта, но и рассказа об интересном факте, опыте. Проблемную ситуацию учитель может создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных. При создании проблемных ситуаций, учителю очень важно не стремиться исправить ошибку учащегося немедленно. Это только даёт возможность появления у учащихся робости, страха ошибиться, сковывает инициативу ученика в постановке и решении им интеллектуальных проблем.

     Учебный процесс может побуждать или не побуждать школьников к активному учению. В процессе восприятия учащимися нового учебного материала нужно уделять внимание подготовке детей к активному восприятию новых знаний, которая должна заключаться в том, чтобы вызвать движущие силы учеников. Эту роль выполняет проблемная ситуация. Одно из главных условий в работе учителя, осознанное восприятие нового материала учащимися. Это зависит от логики объяснения материала учителем. Важнейшим признаком правильной логики объяснения нового материала учащимся является то, что каждое новое понятие, закон, правило оформляется в сознании учащегося как ответ на возникший у них или поставленный учителем вопрос и как необходимое логическое построение. Правильная логика объяснения нового материала способствует тому, что одна ситуация переходит в другую естественным путём.

     Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации. В результате её анализа возникает, формулируется задача. Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько  этапов: возникновение проблемной ситуации, осознание сущности затруднения и постановки проблемы, нахождение способа решения путём догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы, доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблем.

      Учитель должен помнить, что при столкновении с трудностью у учащихся может и не возникнуть познавательная потребность, если задание, которое должно выявить затруднение у детей, даётся без учета их возможностей (интеллектуальных). Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью уже имеющихся знаний и способов действия, учащиеся не могли его выполнить, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа (понимания).  

        Учитель должен уметь создавать на уроках последовательную систему проблемных ситуаций, которая является необходимым условием развития мышления.

       Учитель должен знать, что в структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента: неизвестное, познавательная потребность и интеллектуальные возможности человека.

Подведя итоги, следует подчеркнуть, что проблемное обучение:

  развивает познавательные и творческие возможности, речь обучающихся;

воспитывает инициативную личность ребенка;

 развивает внутреннюю мотивацию к обучению;

способствует стойкому качественному усвоению знаний.

  Проблемный урок должен обеспечить не только «творческое достижение», но и «творческое усвоение» знаний, которое углубляет понимание нового материала и развивает речь обучающихся.

Таким образом, проблемное обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний и основной целью проблемного обучения является развитие интеллекта и творческой активности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

https://infourok.ru/problemnoe-obuchenie-v-nachalnoj-shkole-na-urokah-okruzhayushego-mira-4504895.html

www.evkova.org/kursovye-raboty/osobennosti-problemnogo-obucheniya

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Соколова Елена Борисовна, 22.07.22 в 22:56 0Ответить Пожаловаться
Любовь Владимировна, Вы повторно опубликовали данный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.