12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Молошникова Елена Алексеевна230
Образование: высшее, окончила Воронежский государственный педагогический университет по специальности история и педагогика в 1994 году, квалификация: учитель истории, методист по воспитательной работе. В 1991, 1993, 1995 – 1999 гг., в летний период времен
Россия, Воронежская обл., Воронеж
1

Статья на тему «Проблемно-поисковое обучение на уроках истории и обществознания»

Статья «Проблемно-поисковое обучение на уроках истории и обществознания».

Основным требованием ФГОС ООО является построение урока на основе системно-деятельностного подхода. Поэтому возникает необходимость использования в учебном процессе образовательных технологий, которые предполагают активную познавательную деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение. Оно развивает у обучающихся самостоятельность, ответственность, критичность, нестандартность мышления. Проблемное обучение предполагает постановку учителем проблемного вопроса, создание для учащихся проблемной ситуации, осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы.

Проблемное изложение новых знаний существенно отличается от объяснительно-иллюстративного изложения. При проблемном изложении новых знаний учителя в большей степени заботит не только то, о чем он будет говорить, но и что при этом будут делать его ученики. Учитель побуждает к активной мыслительной деятельности. И делает он это не только средствами наглядности, с помощью своей эмоциональности, но, и логикой построения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем. Исходной в этой системе обычно является основная учебная проблема. Искусство учителя заключается в том, чтобы в процессе проблемного изложения новых знаний постоянно, на разных уровнях познания умело выдвигать учебные проблемы по изучаемой теме. В процессе проблемного изложения могут возникнуть и незапланированные, «стихийные» проблемные ситуации в результате вопросов самих учеников. И в этом случае учитель не должен их обходить, а, по возможности, разрешать вместе со своими учениками. Одной их форм решения проблемного вопроса является дискуссия. Например, в ходе изучения темы: «Глобальные проблемы современности» целесообразно проведение игры «Идем в ноосферу» для учащихся старших классов (игра разработана Васильевым Евгением Александровичем, начальником лагеря «Лесной»: 1963 -2003 гг., МДЦ «Артек»). Вопросы игры рассчитаны не на эрудицию, а на выявление особенностей мышления учеников. Учащимся предлагаются конкретные жизненные или приближенные к жизни учебные ситуации. Происходит процесс использования их знаний в условиях этих ситуаций и формирования новых знаний. Обсуждая вопросы, ученики работают в группах, а затем предоставляют свой вариант решения определённой проблемы. Привожу примеры вопросов игры «Идём в ноосферу». «Развязанная Гитлером, Вторая Мировая война, за торжество фашизма, унесла жизнь более 65-67 миллионов человек, в том числе, около 12 миллионов человек погибли в концлагерях. По официальным данным в результате сталинского террора расстреляно около 786 тысячи человек. Как вы считаете, кого история оправдает больше – Гитлера или Сталина?». Вопрос создаёт затруднения, которое необходимо для проблемной ситуации при обсуждении вопроса создаётся ситуация диалога. В ходе обсуждения ученики высказывают свою версию, позицию, но в итоге, приходят к выводу, что история никогда не сможет оправдать ни Гитлера, ни Сталина, потому что насилие невозможно оправдать в принципе. Другой вопрос: «Идеологи сексуальной революции считают, что свобода сексуальных отношений является показателем истинной свободы человека. С точки же зрения мировых религий, вседозволенность – это начало всех бед человеческих, а значит и лишение человека подлинной свободы. Как вы считаете, сексуальная вседозволенность – это показатель свободы человека или же начало всех его бед?». В ходе обсуждения поднимается проблема ответственности человека за свой выбор, его духовной сущности. Таким образом, проблемные задания создают ориентировочную основу деятельности. Ученики принимают участие в творческом поиске, получают возможность для самовыражения, формируется их позиция. Проблемное изложение новых знаний активизирует познавательную деятельность, способствует формированию творческого подхода к решению учебных проблем, непроизвольному запоминанию нового материала, осознанному поэтапному его усвоению, знакомит с методами научного поиска.

Одним из главных направлений формирования познавательной самостоятельности является частично-поисковый метод. Обучающиеся выполняют отдельные задания по теме, направленные на самостоятельное овладение учебной дисциплиной. Учитель, при изложении нового материала, определяет перед учениками проблемные задания для самостоятельного поиска по отдельным вопросам темы.

Высшей же степенью творческой активности и самостоятельности обучаемых в процессе изучения учебных дисциплин характеризуется исследовательский метод обучения. Получая исследовательскую задачу, ученики оказываются перед необходимостью самостоятельно поставить проблему по данной задаче, анализировать ее, выдвигать гипотезы и разрешить проблему. Иногда при такой работе необходима помощь учителя, но она заключается не в подсказке, а в руководстве познавательной деятельностью. Обучающиеся разрабатывают план и логику исследования, собирают информацию по теме, формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, доказывают или опровергают их. Таким образом, происходит углубление знания учащихся путем самостоятельной работы, а это самый верный путь превращения знаний в убеждения. Посредством проблемного обучения реализуются такие важнейшие дидактические принципы обучения, как: принцип творческого подхода к овладению и применению знаний на практике, принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся в учебе; принцип связи обучения с жизнью (единство теории и практики); принцип единства процессов обучения и воспитания и др.

Таким образом, проблемное обучение — это метод, позволяющий осуществлять взаимообусловленную деятельность учителя и обучающихся, которая направлена на совместное решение проблемно-поисковых задач.

Литература:

Проблемное обучение: http://www.tinlib.ru/nauchnaja_literatura_prochee/nastolnaja_kniga_praktikuyushego_pedagoga/p3.php

Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций// Педагогика. - 1996. -№2.

Проблемное обучение – перспективная педагогическая технология: http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=231

 


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.