Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы

Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы
Развитие творческих способностей через проблемное обучение есть один из способов мотивации учащихся.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, содержание которого представлено решением проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Проблемное обучение сегодня является приоритетным направлением в образовании, так как оно обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися. Использование проблемного обучения может способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе .
Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей. Реализуя проблемное обучение на уроках русского языка и литературы, я выбираю такие методы, как проблемное изложение, проблемный диалог (подводящий и побуждающий). Среди приёмов, играющих важную роль в приобретении знаний учащимися, я выделяю следующие: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификацию и дифференциацию, лингвистический эксперимент, создание проблемной ситуации и использование наглядности (в т.ч. составление таблиц, графических схем). Систематически использую самостоятельные работы на разных этапах урока. Элементы проблемного обучения ввожу уже с 5 класса.
Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость, поскольку оно направлено на творческое усвоение знаний: основ литературоведения, приемов анализа произведений; на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, содержащихся в курсе литературы; на воспитание навыков самостоятельного оперирования логическими приемами и методами исследования в сочетании с приемами художественного отражения действительности.
Одним из самых активно применяемых методов является метод проблемного диалога.
Проблемный вопрос – это вопрос, требующий анализа. Всегда лучше, если он возникает постепенно, если учащиеся придут к нему сами. Проблемный вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме противоречия, поэтому становится увлекательной задачей для учеников, стремящихся доказать свою точку зрения, оспаривая другие версии. Чтобы решение проблемного вопроса развернулось в дискуссию, он должен быть ѐмким, охватывать не единичный факт, а широкий круг материала.
Зачастую на этапе актуализации знаний я использую репродукции картин. Это помогает проблемный диалог сделать более продуктивным.
Проблемное обучение обладает рядом достоинств:
При правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия побуждают задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения);
самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.);
развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения);
Обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается);
Развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств выбираемого решения, аргументации).
Создание на уроке проблемной ситуации и решение поставленных вопросов, помогает сложный материал легко усвоить, сделать доступным. Такой урок становится намного эффективней, чем традиционной. Также ученики привыкают самостоятельно ставить вопросы, что им непонятно и подробно работать над их объяснением.
Таким образом, проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует развитую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он стремится разрешить проблемы самостоятельно, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.
Проблемное обучение - фактор интеллектуального развития школьников. Каждый урок должен быть направлен не только на изучение теоретического материала и формирование умений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует интеллектуальному развитию. Достоинствами проблемного обучения является высокая самостоятельность учащихся, формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося, развитие мыслительных способностей учащихся.
создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности
и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся.
- повышается интерес к учебе;
- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
- не допускается переутомления на уроке;
- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;
- развитие речи, логического мышления;
- развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к
предметам;
- вырабатывается активная позиция детей;
- дети показывают высокий уровень обученности.
Преимущества
- умение добывать знания;
- воспитывает самостоятельность;
- делает работу на уроках организации новых знаний интересной для
учеников и учителя;
- высокая мотивация способствует формированию интереса к учебе;
- носит здоровьесберегающий характер.
- обеспечивают на уроках подлинно творческую деятельность, как
учащихся, так и учителя.