Проблемное обучение в начальной школе
Актуальность.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных заданий, создающих проблемные ситуации.
Таким образом, актуальность нашего исследования вызвана недостаточной разработанностью технологии проблемного обучения в начальных классах и необходимостью повышения эффективности процесса обучения младших школьников на основе активизации и интенсификации их самостоятельной деятельности путем систематического подключения к выполнению проблемных заданий.
Цель: заключается в научно-теоретическом обосновании технологии проблемного обучения младших школьников путем разработки системы проблемных заданий, обеспечивающих активизацию и интенсификацию учебной деятельности.
Задачи:
рассмотреть возникновение и развитие проблемного обучения в психолого-педагогической литературе;
осуществить анализ методологические основы проблемного обучения и его основные категории ;
разработать методику использования проблемных заданий при формировании новых понятий и воспроизводства знаний;
изучить технологические аспекты составления проблемных заданий.
Методы:
теоретические (анализ литературы, обобщение и систематизация, изучение педагогического опыта);
-эмпирические (наблюдение, сравнение, анкетирование).
Гипотиза
Если использовать на уроках проблемные задания, то будет повышаться интерес к изучаемому предмету, на усвоение способов самостоятельной деятельности, знаний, умений и навыков, а также на развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.
Глава 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Возникновение и развитие проблемного обучения в психолого-педагогической литературе
Знание истории отечественной и зарубежной, педагогической мысли, этапов развития технологий обучения позволяет использовать все особенности процесса обучения в любом педагогическом исследовании.
В своей «Великой дидактике» Я.А. Коменский, например, призывал учителей «Воспламенять в мальчике жажду знания и пылкое усердие к учению». Метод обучения, предложенный им, должен был возбуждать у детей радость от овладения знаниями, позволяя без скуки идти по пути познания.
Характеризуя методы обучения, немецкий педагог А.Дистервег писал: «Всякий метод плох, если приучает учащихся к простой восприимчивости или пассивности, и хорош в той степени, в какой возбуждает самостоятельность» . Он считал, что вопросы и ответы учащихся на уроке должны быть связаны с «исканием и нахождением» истины.
Проблемную ситуацию как особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, который требует обнаружения новых, ранее не известных знаний или способов деятельности. Иначе говоря, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
1.2 Методологические основы проблемного обучения и его основные категории
Успех любого педагогического исследования зависит от обеспеченности его научным инструментарием, который исследователь черпает в фондах педагогики. В последние годы быстро увеличивается общий объем научных знаний. Это приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в школе.
В современной педагогической науке процесс учения рассматривается как один из видов познания.
Проблемное обучение используют как движущую силу учебного познания. В проблемной ситуации ученик ставиться перед противоречиями, вызывающими состояние познавательного затруднения и потребностью в самостоятельном поиске выхода из этих противоречий.
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Методика использования проблемных заданий при формировании новых понятий и воспроизводства знаний
При анализе базовых учебников для начальных классов, по которым обучается большинство учащихся, обнаружено, что в системе предлагаемых задач число проблемных заданий весьма ограничено.
Выполняются проблемные задания при совместной деятельности учителя и учащихся, в процессе анализа и сопоставления различных суждений, точек зрения.
Учебный диалог между учителем и учащимся, является специфической особенностью технологии проблемного обучения в младшем школьном возрасте. При организации диалога следует придерживаться некоторых методических требований:
взаимообмен независимыми высказываниями;
уважительное отношение к высказыванию товарища по учебе;
стремление к пониманию друг друга;
стремление к совместному поиску новой истины;
рассмотрение всех предложенных суждений и др.
2.2 Диагностика уровня формирования технологии проблемного обучения в начальных классах.
Опытно-экспериментальная работа по формированию учебных действий с помощью проблемных технологий проводилась с 7 сентября по 30 ноября 2016 года на базе МБОУ Лицей № 3 имени академика В.М. Глушкова Ростовской области города Шахты. В эксперименте приняли участие ученики 2 «Б» и 2 «А» классов. Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Первый этап констатирующий.На первом этапе были использованы методы: Наблюдения Тестирование Анкетирования
На формирующем этапе была разработана программа по формированию учебных действий и навыков на занятиях математики: «Математическая карусель»
На контрольном этапе была проведена диагностика по выявлению познавательного интереса. Диагностика показала, что познавательный интерес детей 2 «Б» класса заметно выше, чем во 2 «А» классе.
У 73 % детей 2 «Б» класс проявляется активность, заинтересованность, умение работать в группе, самостоятельность. У 18 % детей активность и интерес проявляется избирательно во время выполнения отдельных заданий. И у 9 % учащихся инициатива и активность почти не проявляются.
Вывод.
Говорить о проблемном обучении никогда не рано. Но, несомненно, необходимо учитывать возрастные особенности младших классов. Дети младшего школьного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми более старшего возраста. Проблемное обучение предполагает творческое мышление. Поэтому творческую энергию у младшего школьника намного легче развивать, чем у взрослого, который никак не может отказаться от старых стереотипов. Самооценка ребенка, как правило, достаточно высокая и высока их раскрепощенность, отсутствие закомплексованности, стереотипов. Это большие плюсы для ребенка, которые должны опираться на проблемное обучение в начальных классах.