12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Марина М1268
Россия, Вологодская обл., Вологда
Материал размещён в группе «Воспитательная работа в ДОУ»
10

Проект «Формирование творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через кружковую деятельность»

Ум ребенка - на кончиках его пальцев.

В. И. Сухомлинский.

Анализ ситуации.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста.

В дошкольных учреждениях с целью обучения детей традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.

В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).

Период от 3-до 7 лет принято называть периодом дошкольного детства. Он связан с изменением условий развития ребенка, его взаимоотношений со взрослыми. Изменяются отношения и со сверстниками. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. В этом же возрасте ребенок овладевает и техникой рисования, лепки, конструирования, аппликации.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Занятия по художественному творчеству:

• способствуют развитию мелкой моторики малыша,

• позволяют развивать воображения, координацию рук, память, творческие и умственные способности, интеллект,

• дают ребёнку возможность получить дополнительные знания и практические навыки, расширяя одновременно свой кругозор,

• повышают уровень развития речи, усидчивость, внимание, выдержку,

• проявлять индивидуальность.

Актуальность.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Рисование, лепка, аппликация — одни из самых любимых видов деятельности, доставляющих удовольствие для ребенка.

Поэтому я организовала кружок: «Озорные пальчики»

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к видам художественного творчества.

2. Помочь детям овладеть приёмами и техниками художественного творчества.

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

4. Развивать познавательную активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Воспитывать аккуратность при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца, помогать своим товарищам.

Гипотеза.

Развитие художественного творчества будет успешным если:

• Будет создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

• У ребёнка будет развиваться познавательная активность, мышление, воображение, способность обобщать и анализировать.

• Сотрудничество ДОУ и родителей будет активным и продуктивным.

Участники проекта: дети 2 младшей группы №15, воспитатели, родители.

Тип проекта: художественно – эстетический, познавательный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный с октября по май 2014-2015 учебный год.

Направления работы.

1. Развитие творческих способностей

2. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Познавательное развитие

Основные методы и приемы работы:

рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий,

наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном;

чтение художественных произведений,

игры (дидактические, подвижные)

Здоровье развивающие технологии:

пальчиковая гимнастика,

гимнастика для глаз,

дыхательная гимнастика,

артикуляционная гимнастика,

динамические паузы

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется интерес к видам художественного творчества.

Ребёнок овладеет приёмами и техниками художественного творчества

Разовьются познавательная активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

У детей будет развита мелкая моторика рук.

Ребёнок научится аккуратно выполнять работы, доводить задуманное до конца.

Инструменты и материалы:

Цветная бумага, цветной картон, салфетки

Клей ПВА, клей-карандаш

Гуашевые краски

Восковые мелки

Кисточка

Ватные палочки, поролон

Пластилин

Трафареты, шаблоны

Используемые техники:

Рисование ладошкой, пальчиком.

Рисование ватными палочками, поролоновой кистью.

Волшебный рисунок (восковые карандаши)

Оттиск смятой бумагой, пробкой.

Рисование с использованием трафарета.

Аппликация из готовых форм.

Скатывание бумаги (аппликация салфетками)

Аппликация из ваты, ватных дисков.

Аппликация из пластилиновых шариков, жгутиков.

Пластилинография (размазывание пластилина)

Этапы реализации:

1. Поиск, изучение и обработка информации (организационный этап)

2. Диагностический этап

3. Работа над проектом (основной этап)

4. Оценка результатов (аналитический этап)

5. Заключительный этап

 

План реализации проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

 

1 этап  - организационный

 

Подготовительные мероприятия

1. Опрос родителей на предмет организации дополнительного образования.

2. Обработка полученных результатов личных наблюдений.

3. Постановка проблемы.

4. Составление плана.

5. Организация кружка «Озорные пальчики»

 

 

 

2 этап – основной

 

 

 

Аппликация

 

Знакомить детей с  правилами наклеивания деталей для получения плоской аппликации

 

«Осеннее деревце»

«Цветы для мамочки»

«Снеговик» (1)

«Аквариум с рыбками»

 

 

Знакомить детей с  правилами наклеивания деталей для получения объемной аппликации

 

«Елочка»

«Снеговик» (2)  «Сюрприз для мамы»

 

 

Познакомить с аппликацией из резаных ниток, ваты

 

«Цыпленок»

«Ягода - малина»

«Лошадка»

«Овечка»

 

 

Закреплять знания детей о правилах наклеивания геометрических фигур

 

 

«Котенок»

«Собачка»

«Ежик по лесу идет»

 

Формировать умение составлять композицию из бумажных комочков

 

 

«Наливное яблочко»

«Воздушный шарик»

«Клен»

 

 

 

 

 

 

Рисование

 

 

Познакомить с техникой пальчикового рисования и рисование ладошкой.

 

«Рябинка»

«Котенок»

«Утенок»

«Цветочек»

 

 

Познакомить с техникой рисования тычком (ватной палочкой), комочком бумаги

 

«Лошадка»

«Мишка»

 «Деревья в снегу» «Божья коровка»

 

Познакомить с техникой - оттиск пробкой.

 

 

«Шарики»

«Цыплята»

«Одуванчик»

 

 

Познакомить с техникой рисования восковыми мелками

 

 

«Ежик»

«Любимая игрушка» «Воздушный шарик»

 

 

 

 

 

Лепка

 

 

Закреплять знания детей о приеме скатывания комочков, учить соотносить цвет пластилина с цветом ягод

 

«Обед для птичек»

 «Мухомор»

«Жираф»

«Золотая рыбка»

 

Знакомить с техникой выполнения аппликации из пластилина приемом размазывания

 

«Яблочки»

«Птичка»

 

 

Знакомить детей с  техникой выполнения картинки из пластилиновых жгутиков

 

 

«Солнышко»

«Ежик»

 

Работа с детьми

 

 

1. Игры-занятия в кружке «Озорные пальчики»

 

2. Дидактические  и развивающие игры

 

 

3.  Эксперименты с красками

 

 

 

 

«Волшебная поляна» «Азбука цвета» «Разноцветные лепестки» и др.

 

«Подкрасим воду» «Разноцветные льдинки»

 

Выставка детского творчества

 

 

Поделки из пластилина

 

«Корзинка с яблоками»

«Дружба зверей»

 

Рисунки

 

 

«Зимушка- зима»

«Моя любимая игрушка»

 

 

Аппликации

 

«Осенняя пора»

«Угощение для  друзей»

 

Изготовление поделок на праздники:

 

Новый год

8 Марта

 

Работа с родителями

 

 

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

 

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

 

 

Опрос

 Беседы

 

 

 

Консультации

 

 

3 этап  заключительный

Изготовление папки с детскими работами.

Проведение консультации для родителей. 

 Выставка детских работ.

Разработка памятки для родителей. 

Анализ выбора детьми вида деятельности.

 

 

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Количество детей: 25 человек

Перед началом и в конце реализации проекта провела наблюдение за отношением детей к творческой деятельности. Я наблюдала за тем, какому виду деятельности отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности: творческая деятельность, игровой уголок.


Анализ выбора детьми вида деятельности

 

Выводы: Без развития творческих способностей невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения кружковой работы с использованием разных видов деятельности показал, что они:

помогают многогранному, всестороннему развитию детей

развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации

тесно связаны с сенсорным воспитанием (формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве)

сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями

успешно реализуется интегрированный подход, занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

 

Список литературы:

1. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

2. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

3. Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

4. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

5. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

8. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г

9. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г

Опубликовано в группе «Воспитательная работа в ДОУ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.