Проект "Дикие животные Нижегородской области"
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №39»
Проект в подготовительнойк школе группе ОНР.
«Дикие животные Нижегородской области».
Разработала:
Воспитатель группы №4 Лебедева Т. Б.
г. Арзамас2025г.
Содержание:
Паспорт проекта.
Технологическая карта проекта.
Определение перспектив .
Литература.
Приложение.
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта
| «Дикие животные наших лесов»
|
Вид проекта
| творческий, информационно- познавательный |
Участники проекта | воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители, дети подготовительной к школе группы с ТНР. |
Возраст детей | Возраст детей: 6-7 лет. |
Актуальность проекта
| Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети постепенно накапливают знания о наиболее распространенных лесных животных, их приспособленности к жизни в разных сезонах в условиях леса, взаимоотношения с другими обитателями. Развитие экологического сознания у дошкольников невозможно без проживания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него . |
Проблема, на решение которой направлена проектная деятельность | Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. |
Проблемный вопросы | Кто живет в лесу? Как зимуют дикие животные? Почему нужно охранять животных, беречь природу? |
Цель проекта
| Расширение и обогащение знаний детей об образе жизни диких животных. |
Задачи проекта | Для детей:Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу. Обогащать словарный запас детей именами существительными (дупло, берлога, логово, нора); именами прилагательными (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголами (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных. Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе. |
Для родителей:1. Совместный поиск информации по теме в литературе, интернет источниках. | |
Для педагогов Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада | |
Ожидаемый результат: | Дети: овладевают знаниями о диких животных нашего края, об их жизнедеятельности в сезонных изменениях природы; обогащение пассивного и активного словарного запаса; проявляют доброту, заботу, бережное отношение к природе ; возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, Родители: обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; повышение педагогической компетентности родителей. Педагоги: создание методической базы для дальнейшей работы по экологии.
|
Ресурсы проекта | детские энциклопедии, картинки с изображением диких животных наших лесов, схемы этапов развития животных, игрушки животные ,аудиозаписи (звуки природы), шапочки для обыгрывания образов животных, художественная литература, настольные игры, трафареты (дикие животные). |
Продукт проекта
| Выставка рисунков, поделок Размещение материала по теме на сайте ДОУ |
Сроки реализации | Краткосрочный,1 неделя (7дней) |
Замысел: «Что и как мы можем узнать о жизни диких животных в лесу»
Метод трех вопросов:
Использовали модель 3-х вопросов:
«Что я знаю?»
«Что я хочу узнать?»
«Как узнать?»
«Что я знаю?» | «Что я хочу узнать?» | «Как узнать?» |
1.Чем дикие животные отличаются от домашних 2.Сказки про животных 3.Дикие животные живут в лесу и в зоопарке 4.Медведь зимой спит в берлоге 5.Заяц к зиме меняет серую шубку на белую, чтобы его не было видно 6.Белка питается семенами и орехами. | 1.Какие животные обитают в лесах Нижегородского края? 2.Как зимуют животные? 3.Кто спит зимой? В каком месяце медведь ложится в спячку? 4.Чем питаются животные живущие в лесу? 5. Какие животные занесены в Красную книгу Нижегородской области? 6.Зачем нужно охранять диких животных? | Рассказы родителей и других взрослых о животных. Чтение худ лит-ры, энциклопедий. Рассматривание энциклопедий, Картинок. В интернете. Просмотр телепередач, мультфильмов. |
Технологическая карта
«Характеристика деятельности детей и образовательных задач»
Виды и содержание деятельности детей | Задачи |
Социально – коммуникативное развитие | |
Вид деятельности: коммуникативная, игровая. Содержание деятельности: дети обсуждают тему проекта, договариваются о сотрудничестве, способах взаимодействия, играют в сюжетно-ролевые игры: дидактические и настольно- печатные игры. «Сложи картинку», «Часть–целое», крылышко», «Бывает – не бывает», «Подбери признак», «Кто, что умеет делать?», «Назови ласково», «Один – много». | систематизировать представления детей о многообразии животного мира наших лесов(Нижегородского края); закрепить знания о животных леса; развивать умения устанавливать связи между особенностями , между внешним видом и способом защиты от врагов; развивать познавательные и творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь, мелкую моторику; воспитывать интерес к животным, бережное отношение к ним. |
Познавательное развитие | |
Вид деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, ручной труд. Беседы и проблемные ситуации: -«Дикие животные", " Чем питаются животные, где живут", "Какие животные готовятся к зиме", "Зачем животным мех?","Что общего и чем отличаются?", "Почему...?", "Придумай загадку". Дикие животные и ихдетеныши» «Подготовка животных к зиме» Чтение художественной литературы: -Ушинский "Лиса Патрикеевна." -Русские-народные сказки "Теремок.", "Лисичка сестричка и серый волк.", "Лисичка со скалочкой.","Два жадных медвежонка." -С.Старикович "Замечательные звери.", "Заяц-хваста". -Н.Притулина " Где зимуют звери?" - В.Бианки "Заяц и полёвка.", "Приспособился.", "Как звери готовятся к зиме." -Г. Скребицкий "Волчьи хитрости". -Загадывание загадок о диких животных. виртуальное наблюдение за жизнью диких животных (просмотр видеороликов); ручной труд «Медведь спит в берлоге» ФЭМП Нищева «Дикие животные осенью» Опыты: «Медведь - сладкоежка», «Почему волк не может увидеть зайца», «Какая шубка теплее», «Всем на свете нужен теплый дом, даже животным», «Почему белка меняет шубку зимой»,«Почему заяц зимой белый». | Содействовать формированию основных понятий о диких животных. Развивать представления об адаптации диких животных нашего края к происходящим изменениям в природе, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки диких животных. Развивать интерес к живой природе, умение видеть красоту природы. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе, ко всему живому |
Речевое развитие | |
Вид деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная. Содержание деятельности: дети заучивают стихи, поговорки о насекомых. Дидактические игры «Собери насекомое» из многоугольников; «Четвёртый лишний» «Закончи предложение»(употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном. Составление описательных загадок. Координация речи с движением «На водопой» | воспитывать бережное отношение к окружающей природе, Стимулировать внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память. Развивать навыки активного речевого общения. Формировать потребность в чтении литературных произведений, как источника новых знаний. Стимулировать умение эмоционально, осознанно и выразительно читать стихи, произведения устного народного творчества (пословицы и поговорки). Способствовать развитию умения составлять небольшие творческие рассказы по прочитанным произведениям Совершенствовать диалогическую речь: закреплять умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Способствовать формированию умения пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. |
Художественно – эстетическое развитие | |
Вид деятельности: изобразительная, драматизация. Содержание деятельности Раскрашивание раскрасок по теме недели с использованием разных художественных средств. Рисование «Белка» Лепка «Лиса крадется за добычей» | Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Совершенствовать умение аккуратно раскрашивать, не заходить за поля, правильно передавать расположение частей сложных предметов и соотносить их по величине. Развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду. Развивать умение использовать цвет как средство выразительности присоздании художественного образа; Поощрять самостоятельность в выборе материала и способах действий; Развивать предпосылки самостоятельной творческой деятельности детей. |
Физическое развитие | |
Вид деятельности: двигательная. Содержание деятельности: дети играют в подвижные игры. Подвижные игры и игровые упражнения Подвижные игры: «Та самая лиса», «Волк во рву», ««У медведя во бору», «Лиса и зайцы»,»Бездомный заяц», «Хитрая лиса». Физкультурные минутки: «На водопой» | Формировать здоровье сберегающую компетентность дошкольников, развивать общую и мелкую моторику. Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями. Способствовать развитию физических качеств. Становление ценностей здорового образа жизни.Развивать пластику и выразительность движений в играх;Поощрять самостоятельность в двигательной активности детей;Развивать крупную и мелкую моторику рук и пальцев; Закреплять знания о здоровом образе жизни. |
Технологическая карта
«Деятельность педагога и детей».
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационный этап (погружение в проект) | |
| Мотивирует на осуществление деятельности. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, "заражая" стремлением решить ее. Фиксирует внимание детей на осмысление данного мероприятия. | Осознают суть данного мероприятия. Понимают суть данного мероприятия. Решают, могут ли они быть участниками проекта, определяют, что могут сделать для того чтобы ответить на вопрос «Что и как мы можем узнать жизни диких животных в лесу» Концентрируются на поиске решений в своей деятельности. Решают обозначенную проблему. |
Проектировочно – организационный этап (организация деятельности) | |
| Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует: планирование детской деятельности по решению задач проекта распределение ролей и действий, ответственности между субъектами согласно принятой модели взаимодействия. форма презентации результатов, итогов деятельности: викторина «Виртуальная экскурсия по осеннему лесу». | Выбор детьми партнеров для совместной деятельности. Использование алгоритма деятельности. |
Содержательно - деятельностный этап (осуществление деятельности) | |
| Используя косвенные методы руководства, вовлекает детей в процесс совместной деятельности. Помогает организовать деятельность детей внутри малой группы. При необходимости предлагает взаимопомощь друг другу и помощь взрослого (педагога). Осуществляет деликатный контроль за выполнением деятельности. | 1. Выполняют действия в соответствии с предложенным планом. 2. Используют готовые промежуточные результаты для воплощения главной цели (проведения акции). 3. Согласовывают взаимодействие друг с другом в процессе совместной деятельности. 4. Самоконтроль правильности выполнения задания. |
Оценочно – рефлексивный этап (подведение итогов и презентация проекта) | |
| Побуждает детей к эстетической оценке итога проделанной работы. Помогает организовать презентацию. Подводит детей к рефлексии своей деятельности. | Оценивают свою работу. Проявляют творческую активность в проведении вечера. Оценивают свои действия и полученный результат. |
Технологическая карта
«Характеристика компонентов среды»
Компоненты среды | Содержание |
Перечень материалов (что?) | Материалы и оборудование для деятельности: иллюстрации, фотографии по тематике, презентации, схемы поэтапного рисования и конструирования из бумаги, книги по теме проекта, песни, изобразительный материал, раскраски, игрушки. Дидактический материал: тематические альбомы, дидактические и настольно- печатные игры. Спортивный инвентарь. |
Характеристика материалов (какие?) | Иллюстрации с изображением перелетных насекомых для рассматривания. Коллекция насекомых для рассматривания в природном уголке. Энциклопедии и наглядно-иллюстративный материал: для детей «Жизнь леса», «Самые маленькие животные». «Животный мир Земли». Учебник для малышей В. Степанов; «Животный мир России». Учебник для малышей В. Степанов; «Животные России» - самая первая энциклопедия. «Дикие животные»- демонстрационные картины для детского сада. Раскраски по теме недели. «Презентации: " Дикие животные", "Жизнь в лесу". «Дикие животные осенью» С\р игры: « Зоопарк »; « Ветеринарная лечебница », «Цирк» Режиссерские игры «В гости к белочке», «Лесные жители» Книги: Г. А. Скребицкий «Всяк по-своему», В. Бианки «Как животные к зиме готовятся?», Д. Мамин – Сибиряк«Сказка, про храброго зайца», Е. Чарушин «Что за зверь?», «Волчишко»,«Лисята», «Медвежата», Братья Гримм «Заяц и еж». Изобразительный материал: Цветная бумага, клей-карандаш, клеенки для намазывания, ножницы для аппликации. Пластилин, стеки и дощечки для лепки. СD-запись звуков насекомых для слушания. CD-проигрыватель для прослушивания аудиозаписи в группе -Прослушивание музыки Дидактические игры: «Собери картинку», «В мире животных», «Угадай, кто - где живёт», «Угадай кто?», «Семья», «Что ни шаг, то зверь», «Зоологическое лото», «Помоги найти маму», «Назови ласково», «Поймай,скажи», «Человек и животные», «Сравни нас», «Загадай, мы отгадаем», «Чей хвост? Чья морда?». -Просмотр мультфильмов. Подвижные игры: «Волк во рву», ««У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса». Театр: «Колобок», «Теремок», Атрибуты: книжки – малышки изготовленные совместно детьми и родителями. Игрушки для сюжетно- ролевых игр. Спортивный инвентарь: шапочки и ободки с героями сказок для подвижных игр. Работа с родителями: Привлечение родителей к сбору информации о животных . Пополнение книжного уголка книгами о животных. привлечение к помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок, мультфильмов. |
Организационный (где и как представлены?) | Книги, фотоальбомы, иллюстрации, тематические альбомы, размещаются в спокойной зоне на полках выкатных стеллажей, дидактические и н/п игры размещаются в стеллажах полок в рабочей; атрибуты, театр, раскраски находятся в спокойной зоне; игрушки для сюжетно- ролевых игр размещаются в контейнерах в активной зоне (игры для девочек и мальчиков); ободки и маски со сказочными героями размещаются на полках для спортивных игр. Для индивидуальной или групповой работы дети использую столы в группе. |
Личностный (что делают?) | В ходе беседы с воспитателем дети принимают решение как можно больше узнать о животных. Об интересных фактах и жизни животных в лесу. Обсуждают содержание своей работы. Совместно с воспитателем дети сочиняют рассказ, договариваются, кто что будет рисовать, раскрашивать. Совместно рассматривают иллюстрации, альбомы, просматривают презентации, беседуют, разучивают песни и стихи, обыгрывают сценки. |
Результаты реализации проекта:
В результате нашей работы, дети узнали: - что лес – это экосистема, где всё взаимосвязано, что нам всем необходимо беречь и охранять природу родного края;
как зависит образ жизни диких животных от сезонных изменений окружающей среды, как звери приспосабливаются к среде обитания;
- почему некоторые виды животных занесены в Красную книгу;
- у детей расширился и активизировался словарный запас по теме проекта.
Материально-технические ресурсы, предметно-пространственная среда.
-Икт
-Методическая литература
-Художественная литература
-Дидактические игры
-Наглядный материал
-Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
-Наборы конструкторов
-Папки-передвижки
-Наборы по изодеятельности
-Спортивный инвентарь.