Проект для подготовительной группы «Майский жук»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11» города Смоленска
Проект по экологическому воспитанию
в подготовительной к школе группе
«Майский жук»
Автор: Белоусова Т.Г
Воспитатель первой
квалификационной категории
Актуальность проекта.
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Им хочется узнавать о насекомых, рассматривать их и наблюдать за ними в их естественной среде обитания. И большинство современных детей редко общаются с природой… По этой причине ребята не умеют видеть в ней красоту, в маленьких живых организмах особую привлекательность. Необходимо дать как можно больше знаний о них и научить правильному к ним отношению, что бы дети научились беречь и любить окружающий мир.
Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны в своих видах. Наши знания о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
Даже такое необычное насекомое, как майский жук, способно привлечь к себе всеобщее внимание.
Насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения. Дети по природе своей исследователи. Объектом исследования данного проекта является насекомое – майский жук (хрущ).
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Тип проекта: краткосрочный (с 15.06.2020 по 23.06.2020).
Участники проекта: дети и родители подготовительной группы ДОУ, воспитатели.
Возраст детей: 6-7 лет.
Цель: расширить знания и представления детей о майских жуках.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность о жизни майского жука, его строении, питании, среде обитания.
2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Принципы к формированию содержания проекта:
1.Принцип развивающего образования.
2.Принцип научной обоснованности и практической значимости.
3.Принцип интеграции содержания проекта в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей 6-7 лет.
4.Принцип сотрудничества детей и взрослых.
Подходы к формированию содержания проекта:
1. Личностно-ориентированный подход
2.Системно-деятельностный подход
Планируемые результаты:
- приобретение детьми знаний о жизни майского жука (о среде обитания, о стадиях развития насекомого, от личинки до взрослой особи, чем питается, как долго живет);
-знания о том, какую роль играет майский жук в мире насекомых и человека;
- повышенный интерес к исследовательской деятельности;
- повышение эмоционального благополучия.
Проблемная ситуация: отсутствие элементарных знаний и представлений о жизни майского жука, о развитии, питании, об отличительных особенностях данного насекомого.
Продукты детской деятельности (совместной с педагогом):
- схема этапов развития насекомого (от яйца до взрослой особи);
- рисунок майского жука (со стороны спинки и брюшка);
-макет «Стадии развития майского жука» (аппликация, лепка).
Этапы проекта:
1.Организационный:
- подбор методической, художественной, научно-популярной литературы, а также мультимедийного материала по теме проекта;
- составление плана реализации проекта;
- предварительная работа с детьми и родителями;
- подбор дидактического материала;
- подготовка презентации для показа;
- выбор материала для совместной творческой деятельности.
2.Этап реализации проекта:
Дни недели | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Понедельник 15.06.20 | Показ презентации «Майский жук» и беседа по просмотренному Цель: познакомить с строением жука и стадиями его роста до взрослой особи | Поиск жука на территории сада во время прогулки. |
Вторник 16.06.20 | Майский жук в природе. Полет майского жука. Цель: наблюдение за насекомым в естественной среде обитания. | Поиск и наблюдение за майским жуком в естественных условиях обитания. |
Среда 17.06.20 | Рассматривание жука (не живую особь) с помощью лупы и рисование карандашами или красками (по выбору детей) с натуры Цель: закрепить представление детей о данном насекомом | Поиск насекомого для подробного рассматривание тельца жука с помощью лупы, рисование с натуры. |
Четверг 18.06.20 | Коллективная работа «Схема поэтапного развития майского жука» Цель: закрепить знания детей о стадиях развития насекомого | Распределение обязанностей, выстраивание цепочки развития жука от яйца до взрослой особи. Рисование каждой стадии. |
Пятница 19.06.20 | Изготовление макета «Развитие майского жука» Цель: закрепить знания детей о стадиях развития жука – внутри почвы и вне. | С помощью коробки и цветной бумаги делают основу для макета, |
Понедельник 22.06.20 | Беседа «Роль майского жука в природе, в жизни человека – друг или враг», «Значение насекомых в жизни человека». Цель: расширить знания детей о пользе или вреде насекомых, о роль жука в природе и жизни человека | Слушают и делаят выводы о роли майского жука в природе, о вреде сельскому хозяйству. А также о том, какую роль |
Вторник 23.06.20 | Итоговая беседа «Что я знаю о майском жуке» Цель: обобщить знания детей, полученные в ходе проекта, о майском жуке | Отвечают на вопросы, делают выводы. |
3. Заключительный этап:
За время проведения проекта была проделана большая и интересная работа.
Для ребят были приготовлены беседы и презентация. На следующий день, совместно с детьми вспоминали все, что узнали из беседы. Дети самостоятельно рисовали схему развития насекомого со всеми стадиями, которые проходит насекомое в своем развитии: от яйца до взрослой особи, роль педагога в данном виде работы заключалась лишь в наблюдении, подсказках.
В течение всей недели проекта ребята искали на площадке насекомого. Нам удавалось находить и живых жуков, что позволяло наблюдать за ним в движении, в полете. С помощью лупы рассматривали насекомое, пытались даже его накормить. Неживые экземпляры мы забирали в группу для подробного рассматривания и дальнейшей работы.
После бесед, наблюдений, сочинению песен о майском жуке, ребята начали делать макет – схему.
Даже после окончания проекта, ребята наблюдали за жуками вне детского сада, привлекали родителей.
Данный проект позволил
Список используемой литературы:
1.Беседы о насекомых с детьми 5-8лет. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с. – (Вместе с детьми)
2.Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 3. – Компания «Ключ-С», Москва 1994г.