Исследовательский проект для воспитанников подготовительной группы «Государыня соль»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Исследовательский проект для воспитанников подготовительной группы
Тема: «Государыня соль»
Руководитель проекта:
Воспитатель: Кухальская Оксана
Викторовна
Тавда 2021
А ктуальность:
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, в то же время, непознанная и таинственная.
Гипотеза:
Если мы проведем исследования с солью, изучим познавательную литературу о ней, то мы расширим свои знания о соли, не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и творчества.
Вид, тип проекта:
Краткосрочный, исследовательский, познавательно-творческий.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.
Задачи:
Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
Исследовать свойства соли опытным путём.
Расширить представления о добыче соли.
Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности.
Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
Развивать любознательность, уверенность в своих силах.
О жидаемый результат:
Расширились знания детей о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.
Сформированы навыки экспериментирования.
Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.
Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.
1 этап – подготовительный
Подбор бесед о соли.
Подбор познавательной, научной и методической литературы по теме проекта.
Подбор художественных произведений (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли).
Подбор опытов и экспериментов с солью.
Подбор консультаций для родителей
2 этап – Практический
Беседы:
«Что такое соль и где она используется?»
«Белое золото земли»
«Где на Урале и как добывают соль?»
«Значение соли в древние времена»
«Виды соли и ее свойства»
«Применение соли»
«Соль вредная или полезная»
«Применение соли в быту и медицине»
Тематические выставки книг о соли.
Презентации: «Как соль приходит на стол», «Эта загадочная Королева Соль».
Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики», «Как у нас семья большая», «Игрушки», «Наша группа».
Физкультминутки: «А над морем – мы с тобою», «Мы капусту рубим…».
Ч тение литературы:
Словацкая сказка «Соль дороже золота»
Румынская сказка «Соль в кушанье»
Чешская сказка «Соль»
Русская народная сказка «Соль», «Как Иван-купеческий сын за солью ходил»
Пословицы, поговорки, загадки о соли
О пытно-экспериментальная деятельность:
Изучение свойств и качества соли
Опыт 1.«Эффект Мертвого моря»
Для эксперимента взять два сырых яйца и стакана с водой. Запустить одно яйцо в стакан: оно опустится на дно. Затем во второй стакан насыпать соли (примерно 2 ст. ложки), хорошо размешать и опустить второе сырое яйцо — оно не утонет. Смешать соленый раствор и простую воду — яйцо окажется где-то посередине банки.
В ывод: Соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.
Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть.
Опыт 2. «Выращивание кристаллов»
Чтобы вырастить кристаллы соли, налить в таз тёплой воды, засыпать соли, постоянно помешивать, чтобы она быстрее растворялась. Добавлять соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Потом солёную воду процедить через чистую ткань. Это нужно сделать для того, чтобы грязь не попала в раствор. Опустить в воду еловую ветку, так чтобы она погрузились в раствор. Через два дня ветка обрастет кристаллами соли. Со временем кристаллы увеличиваются.
Опыт 3. «Соль растворяется в воде»
Взять два прозрачных стакана: один с горячей водой, другой – с холодной. Положить в оба стакана по 2 столовых ложки соли. И хорошо размешивать полученные растворы ложкой. Убедится, что в горячей воде соль растворилась быстрее.
Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
О пыт 4. «Выпаривание соли в ложке»
Соблюдение техники безопасности при работе со свечой:
1. Свечку зажигать горящей спичкой.
2. Зажжённая свечка должна находиться на расстоянии 30 см.
3. Гасить свечку, накрывая пламя колпачком.
4. Нагревание проводится в верхней части пламени, т.к. она самая горячая.
Мы насыпали соль в металлическую ложку, развели водой, держали ложку над свечой, пока не выкипела вода. На дне ложки осталась соль.
Вывод: соль не способна испаряться.
Опыт 5. «Незамерзающая соль»
Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться.
Творческая деятельность
Рисование акварелью по соли «Зимнее кружево»
Р исуем солью
Окрашивание соли
Рисуем цветной солью
Баночки-насыпушки из цветной соли
3 -й этап – заключительный
Выставка рисунков детского творчества.
Изготовление картотеки опытов с солью.
Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Подведение итогов реализации проекта.
Консультации для родителей: «Рисуем солью», «Для чего соль в доме нужна».
Достигнутые результаты:
Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.
Выводы:
Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.
Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.
Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.
В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.
Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах.
Наша гипотеза подтвердилась: соль - не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений применения для творчества.
Л итература
Бурыкина М.Ю., Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста, - Б.; 1995г.
«Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/Под ред. О.В. Дыбиной - М.: ТЦ Сфера, 2014г.
Белов Н.В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов.- Минск: «Харвест», 2009 г. – 159 с.
Большая книга «Почему». Перевод с итальянского Ольги Живаго.- М.: РОСМЭН, 2011 г.- 240 с.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007 г
Интернет- ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.kristallov.net/mineraly.html
http://mirkristallov.com
П оговорки и пословицы о соли
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой
На хлебе, на соли, да на добром слове
Без соли, без хлеба — худа беседа
Соли не жалей, так и есть веселей
Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит
Рассыпал соль — быть беде
Пуд соли вместе съесть
Подавая соль - смейся, не то поссоришься
И старая кобыла до соли лакома
Без хлеба не сытно, без соли не сладко
Соли нету, так и слова нету
В воде родится, а воды боится
Речь без пословицы, все равно, что еда без соли
От хлеба-соли и царь не отказывается
Недосол на столе, пересол на спине
За хлебом-солью каждая шутка хороша
Щепотка соли делает сахар слаще
Без соли и хлеб не естся
Без хлеба смерть, без соли смех
Без хлеба, без соли никто не обедает
Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы)
В начале и в конце обеда, для счастья, съешь кусочек хлеба с солью
Ешь солоно, пей горько (вино): умрешь — не сгниешь
Ешь солоно, пей кисло — и в земле не сгниешь
Кисло, сладко, солоно, пресно: хлебнешь — упадешь, вскочишь — опять захочешь (еще попросишь)
Хлеб-соль не бранятся
Боронись хлебом-солью
П омяни соль, чтоб дали хлеба
Хлеб-соль платежом красна
Хлеб-соль заемное дело
Хлеб да соль и обед пошел
Так солоно, что в пот бросает
Не за хлебом-солью сказано (дурное слово)
От хлеба-соли не отказываются
Пей горячее, ешь солонее: умрешь — сердцем здоров будешь
Пить вино вместе, а хлеб-соль пополам
После хлеба-соли 7 часов отдыхать
Присоля, хлебнешь. Посоля, все съестся
Солоно ешь, масли плешь, кисло пей, через край не лей — и на том свете нас помянешь
Юмор это соль жизни, а хорошо хранится то, что хорошо просолено
Хлеб-соль разбойника побеждает
И тесно и на брюхе пресно