12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Анна Владимировна83
Россия, Пермский край, Пермь

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 61» г. Перми.

ПРОЕКТ

«Дневник Олимпионика» как форма домашней работы учеников начальной школы по предмету «Физическая культура».

Автор:

Колесникова Анна Владимировна

Учитель физической культуры 1 категории

МАОУ «СОШ № 61» г. Перми

 

В современной школе у учащихся наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной этого является недостаточный интерес детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, малый объём знаний о здоровом образе жизни. В настоящее время сокращаются возможности детей для занятий физической культурой и спортом, т.к. спортивные секции в основном работают на коммерческой основе. Неудовлетворённая потребность в двигательной активности, отрицательно влияют на гармоническое физическое развитие, двигательную подготовленность младших школьников.

Поэтому одной из актуальных задач, стоящих передо мной, как учителем физической культуры, является обеспечение массовости занятий физической культурой и спортом учащихся во внеурочное время. Я нахожусь в поиске различных эффективных и доступных путей, способствующих активизации работы по повышению физической подготовленности, двигательной активности и укреплению здоровья детей школьного возраста.

Среди других актуальных задач, требующих дальнейшего, в том числе и научно-методического, совершенствования, я выделяю задачу формирования у школьников навыков и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями. В этом, на мой взгляд, хорошую помощь оказывает грамотно простроенная домашняя работа.

Домашняя работа - это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися самостоятельной учебной и практической работы после классных занятий. Эта работа тесно связана с уроками, дополняет их, способствует более прочному и сознательному усвоению знаний, умений, навыков. Я организую и направляю самостоятельную учебную работу ученика. Учу рациональным приемам самостоятельного учебного труда.

Работу по введению домашнего задания по физической культуре есть смысл начать уже с младших классов, так как в этот возрастной период, у детей ярко проявляется добросовестное отношение ко всем поручениям учителя. В дальнейшем это позволит сформировать положительное отношение к домашним заданиям.

Домашнее задание, как средство формирования самостроительной компетенции

Многие школы на протяжении долгих лет культивируют самостоятельную работу учащихся в домашних условиях в целях их физического совершенствования. Домашние задания являются составной частью процесса обучения, характерной чертой которого является их органическая связь с уроком физической культуры. Считается, что домашняя работа имеет большое значение для обучения навыкам самостоятельного учебного труда, чувства ответственности за порученное дело. Она имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Это особенно важно, когда в задачу школы входит воспитание потребности к постоянному самообразованию.

Домашние задания для учащихся младшего школьного возраста направлены на решение следующих задач:

Укрепление здоровья детей.

Повышение двигательной активности детей и приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Укрепление основных мышечных групп.

Развитие физических качеств учеников.

Формирование правильной осанки.

Подготовка и освоение учебного материала программы к выполнению учебных нормативов.

Формирование здорового образа жизни у детей.

Воспитание у учеников целеустремленности, силы воли, работоспособности преодолевать трудности.

Выработка у учащихся простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.

Я стараюсь вызвать интерес у учащихся к выполнению домашней работы. Стремлюсь организовать домашние задания так, чтобы ребята качественно научились выполнять физические упражнения, умели применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности, видели свои успехи и неудачи и могли провести коррекционную работу для самосовершенствования. Кроме того, система выполнения домашних заданий приучает учащихся к соблюдению определенного двигательного режима, а это уже шаг к воспитанию организованности и дисциплины учащихся.

Организация и содержание домашних заданий для учащихся младших классов.

Хотя основная масса учеников младших классов справляется с требованиями учебной программы, рекомендуется с первого класса приучать детей к регулярным занятиям физическими упражнениями и начинать давать домашние задания. Они должны быть не сложными по координации и не требовать особого оборудования в домашних условиях. При этом обязательно учитывается состояние здоровья, показатели физического развития и двигательной подготовленности каждого конкретного учащегося.

Для развития интереса к выполнению домашних заданий, мы, совместно с детьми 4 класса, разработали форму индивидуальной работы каждого ученика дома. Эту форму мы назвали «Дневник Олимпионика». До того как дети в домашних условиях самостоятельно начали работать с этим дневником мы разучили с ними несколько комплексов упражнений:

Общеразвивающие упражнения типа зарядки, упражнения на осанку, предназначенные для ежедневного выполнения учащимися утром;

Упражнения с предметами – мячами, скакалками, гимнастической палкой,

Упражнения для физкультминуток с разучиванием текста физкультминуток.

Комплексы утренней гимнастики, состоящие из 5-6 упражнений, воздействующих на различные мышечные группы: плечевой пояс, мышцы спины, брюшной пресс, мышцы нижних конечностей.

Упражнения на растягивание;

Упражнения в метании мяча;

Упражнения в прыжках на месте и с места:

4.Контроль за выполнением домашних заданий.

                 Польза от домашних заданий будет большей, если учитель добьётся не только их систематичности, но и постоянного контроля, проводимого в разных формах.

    Это проверка правильности выполнения упражнений, определение сдвигов количественных показателей, выявление степени повышения уровня физической подготовленности конкретного ребенка. Кроме этого, контролировать выполнение домашнего задания мне помогает и разработанный совместно с детьми «Дневник Олимпионика». Идея этого дневника - постепенное самостоятельное продвижение ребенка к физическому и личностному самосовершенствованию. Дневник рассчитан на учебный год. Состоит из нескольких ступеней, проходя каждую из которых, ребенок движется к покорению своей индивидуальной вершины – Олимпа.

Первая ступень – «Олимпионик-это Я» (Включает индивидуальные данные ребенка, его физические возможности и интересы в области физкультуры и спорта, которые учитывает учитель при построении дорожной карты) (См. приложение 1).

Вторая ступень – «Дорогу к Олимпу осилит идущий». Включает индивидуальные дорожные карты, разработанные учителем по каждому разделу учебной программы. Учитель, основываясь на личных данных ребенка, простраивает различные варианты его продвижения, предоставляя школьнику выбор собственного маршрута. Ребенок, выбирает один маршрут из 3-х предложенных и, ориентируясь на поставленную цель, сам простраивает систему домашней работы, направленную на достижение этой цели. Программу своей домашней работы ребенок отражает на странице дневника, где кроме комплекса упражнений фиксирует и промежуточные результаты. (См. приложение 2)

Третья ступень – «Олимпийский пит-стоп» Включает рефлексию ребенком каждого отрезка проделанного пути и выбор дальнейшего продвижения. Ребенок фиксирует в дневнике то, что у него получилось хорошо, и что нет, ориентируясь на результаты работы на уроках. На этой ступени важна помощь учителя. (См. приложение 3)

Четвертая ступень – «Олимпийский рывок». Коррекция пройденного пути и новые шаги к достижению итогового результата.

Пятая ступень – «Вершина Олимпа». Самопрезентация и соотнесение запланированного итогового результата с полученным. В случае успеха ребенок получает медаль достижения по определенному разделу программы. В конце года на основании полученных медалей, ребенку вручается изображение олимпийского огня, которое он вклеивает в конец дневника. (См. приложение 4)

Дневник Олимпионика отражает домашнюю работу школьника и ведется им самостоятельно. Роль учителя – разработка индивидуальных дорожных карт и помощь в коррекции выбора дальнейшего пути продвижения на третьей ступени продвижения.


 

Приложение 1

Антропометрические данные

Год, месяц, число

Длина тела, см

Масса тела, кг

Окружность грудной клетки, см

       
       
       

 


 

Спортивные достижения

 

 

месяц

октябрь

декабрь

май

упражнения

1

Челночный бег 3*10 м, с

     

2

Прыжок в длину с места, см

     

3

Наклон вперед из положения сидя, см

     

4

6 – минутный бег, м

     

5

Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (м)

На низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (д)

     

6

Сгибание разгибание рук в упоре лежа, (кол-во раз)

     

7

Сгибание разгибание туловища, кол-во раз, 30с

     

 

«Мои интересы»

 

Вопрос

Ответ

1

Спортивная секция

 

2

Участвую в спортивных соревнованиях?

(в каких)

 

3

Занятия физической культурой и спортом мне нужны для того, что бы….

 

4

Занимаешься физическими упражнениями самостоятельно? (форма )

 

5

Как ты организуешь свой досуг?

 


 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Мой режим дня
 

Самочувствие после урока физическая культура

I четверть


 

 

урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Показатели

1

самочувствие

                                               

2

настроение

                                               

3

аппетит

                                               

4

сон

                                               


 

отличное хорошее удовлетворительное


 


 

Самочувствие после урока физическая культура

II четверть

 

урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Показатели

1

самочувствие

                                               

2

настроение

                                               

3

аппетит

                                               

4

сон

                                               


 

Самочувствие после урока физическая культура

III четверть

 

 

урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Показатели

1

самочувствие

                                               

2

настроение

                                               

3

аппетит

                                               

4

сон

                                               

Самочувствие после урока физическая культура

IV четверть

 

урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Показатели

1

самочувствие

                                               

2

настроение

                                               

3

аппетит

                                               

4

сон

                                               
 

урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Показатели

                                               

1

самочувствие

                                               

2

настроение

                                               

3

аппетит

                                               

4

сон

                                               


 

Приложение 2

 

Раздел 1. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА


 

Перечисли способы передвижения человека:______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Заполни таблицу критерии бега.

 

Критерий

Как выполнять?

1

   

2

   

3

   

4

   

5

   

6

   

7

   


 

Как научиться быстро бегать?________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Зачем человек должен уметь прыгать?_______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из каких элементов состоит

прыжок в длину с места

Элементы прыжка

Как выполнять?

   
   
   


 

Как научиться далеко, прыгать?_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите упражнения для разминки указанных групп мышц:

Группа мышц

Упражнения для разминки

1. Мышцы головы и шеи.

1.

2.

3.

2. Грудные мышцы.

1.

2.

3.

3. Мышцы брюшного пресса и спины.

1.

2.

3.

4. Мышцы рук.

1.

2.

3.

5. Мышцы ног.

1.

2.

3.


 


 

Раздел 2. ГИМНАСТИКА с элементами акробатики

Зачем нам нужны гимнастические упражнения?________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Напишите комплекс общеразвивающих упражнений с предметом


 

Группа мышц

Как делать?

дозировка

1.

   

2.

   

3.

   

4.

   

5.

   

 

Акробатические упражнения

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Составь акробатическую комбинацию


 


 


 

Упражнения в равновесии ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Составь комбинацию на гимнастическом бревне


 


 


 


 

 

Лазанье по канату
 

 

1способ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2способ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем отличается первый способ от второго? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зачем надо уметь лазать?___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Прыжки

 

Какие ты знаешь прыжки?_________________________________________________

__________________________________________________________________________

Зачем надо уметь прыгать?_________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Составь комбинацию прыжков на скакалке

 

Физическое качество

Характеристика (определение)

1

   

2

   

3

   

4

   

5

   

 

Зачем надо развивать физические качества?__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Допиши каждому виду спорта свое наиболее важное физическое качество.

Баскетбол

 

Легкая атлетика

 

Прыжки с трамплинов

 

Биатлон

 

Спортивная гимнастика

 

Футбол

 

Плавание

 

Бокс

 


 


 

3 раздел ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
 

Зачем мы должны уметь кататься на лыжах?_______________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как катание на лыжах влияют на наш организм?______________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечисли шаги на лыжах, и напиши отличие.

   
   


 

Выяви работу рук и ног на лыжах.

   
   

 

Как научиться, быстро кататься на лыжах?________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

От чего зависит скорость передвижения на лыжах?

 

Какими способами можно преодолеть подъем (подняться в гору)?


 

На что надо обратить внимание при подъеме на лыжа?


 

Основные способы поворотов на лыжах

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________


 

Как можно тормозить на лыжах?(изобрази графически положение лыж)

1

2

3

4

 

Как можно развивать выносливость на лыжах?_______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________
 

Как можно развивать быстроту на лыжах?__________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечисли зимние виды спорта:

 

 


 

Тест по физической культуре

1. Назовите основное отличие бега от ходьбы.

А) это более быстрый способ передвижения.

Б) присутствует период полета.

В) можно сильнее устать.

Г) разная работа рук.

2. Какое исходное положение в прыжке в длину с места правильное?

А) ноги вместе.

Б) ноги врозь и широко.

В) ноги врозь на ширине длины стопы.

Г) носки стоп разведены в стороны.

3. При выполнении спуска с горы на лыжах правильное положение палок:

А) подняты вверх.

Б) прижаты к туловищу, кольцами назад.

В) разведены в стороны.

Г) вынесены вперед кольцами перед туловищем.

4. Правильная постановка стопы на опору в беге на короткие дистанции:

А) с передней части стопы.

Б) с пятки.

В) на всю стопу.

Г) с пятки с перекатом на носок.

5. Ноги в полёте в прыжке в длину с места:

А) прямые в стороны.

Б) согнутые.

В) согнуты и подтянуты к груди.

Г) прямые и отведены назад.

6. Основной принцип классификации лыжных ходов на попеременные и одновременные:

А) по варианту работы рук.

Б) по варианту работы ног.

В) по длине проката.

7. Для увеличения скорости бега по дистанции стопа ставится:

А) как удобно.

Б) широко в стороны.

В) носками во внутрь.

Г) по одной линии.

8. Приземление в прыжке в длину с места должно быть:

А) на носки.

Б) на пятки.

В) на всю стопу.

Г) на внутреннюю часть стопы.

9. Основными способами поворотов на лыжах на месте являются:

А) переступанием, махом, прыжком.

Б) «ёлочкой», «лесенкой», ступающим шагом.

В) «упором», «плугом», боковым соскальзыванием.

Г) одновременные и попеременные.

10. Какие главные критерии для оздоровительного бега?

А) длина дистанции.

Б) продолжительность бега.

В) пульс и продолжительность.

Г) длина дистанции и скорость бега.


 

Приложение 3

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.


 

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

«Плюс-минус-интересно».

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


 

Плюс

Минус

Интересно

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Приложение 4

Здесь надо прописать запланированный результат, чему бы ребенок хотел

 

Запланированный результат

Полученный результат

   
   
   
   
   
   
   
научиться в течении года.

 


 


 


 

Опубликовано в группе «Учителя физической культуры и Инструкторы физического воспитания.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.