РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
физическая культура
для обучающихся начальных классов
Автор-составитель:
Борисова Ольга Александровна,
учитель физической культуры,
первая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2015г.
г. Мичуринск
2015
Пояснительная записка.
Назначение программы.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта основного общего образования. Основана программа на комплексной программе физического воспитания учащихся 1-4 классов следующих авторов: доктора педагогических наук В. И. Ляха, кандидата педагогических наук А. А. Зданевича.
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание его учебных тем и даёт точное распределение учебных часов на их изучение.
Распределение учебных часов на разделы, программы сгруппированы таким образом, чтобы предупреждать учебные перегрузки, соблюдать общие подходы к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
Структура программы.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с конкретным (по модулям) распределением учебных часов по разделам; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физическая) деятельность, которая своей направленность и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности учебный предмет физической культуры структурируется по трём основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
В рабочей программе двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет, три своих соответствующих учебных раздала (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного досуга. В первом разделе «Знания о Физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках Физкультурно-оздоровительной деятельности. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздорови тельных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения. В третьем разделе «Способы Физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития древних и современных Олимпийских игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даётся представление об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью» приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных занятий спортивной подготовкой.
Формы работы по физическому воспитанию следующие:
Уроки физической культуры.
Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня.
Внеклассная и внешкольная работа.
Занятия физическими упражнениями дома.
Основной формой работы являются уроки физической культуры, проводимые в соответствии с рабочей программой, учебным планом школы, по утверждённому расписанию. Уроки являются обязательными для всех учащихся, которые по состоянию здоровья могут заниматься физическими упражнениями. Уроки физической культуры обеспечивают необходимый минимум знаний и разностороннюю физическую подготовку и служат основой для организации других форм физического воспитания.
Средствами физического воспитания школьников являются физические упражнения, труд, соответствующий режим дня и использование естественных факторов природы.
Основные средства физического воспитания в школе – физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Движения применяемые в практической работе, развивают: быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и совершенствуют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазание и др.
Цели.
Общей целью в образовании в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим рабочая программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
• развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
• приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Задачи.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается в учебном процессе решением следующих основных задач:
• укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
• обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
• воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их для отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления собственного здоровья;
• воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических поцессов и свойств личности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетным для учебного предмета «Физическая культура» на всех этапах образования является:
В познавательной деятельности:
• использование наблюдения, измерений и моделирования;
• комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения;
• исследование несложных практических ситуаций.
В информационно-коммуникативной деятельности:
• умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
• умение составлять планы и конспекты;
• умение использовать знаковые системы (таблицы, схемы и т.п.).
В рефлекторной деятельности:
• самостоятельная организация учебной деятельности;
• соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
• владение умениями совместной деятельности.
Результаты обучения.
Результатами изучения предмета физической культуры являются основные требования, направленные на реализацию личностно ориентированного, деятельного и практико-ориентированного подходов и задаются по трем базовым основаниям: «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Основное содержание
1-4 классы
(405 часов).
Распределение учебного времени
на различные виды программного материала
при трехразовых занятиях в неделю.
Вид программного материала |
Количество часов (уроков) |
|||
класс |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
|||
2. Гимнастика с элементами акробатики |
15 |
15 |
15 |
15 |
3. Легкая атлетика |
33 |
33 |
33 |
33 |
4. Упражнения с большими и малыми мячами. |
15 |
18 |
18 |
18 |
5. Подвижные игры |
18 |
18 |
18 |
18 |
6.Кроссовая подготовка |
18 |
18 |
18 |
18 |
Всего: |
99 |
102 |
102 |
102 |
Программный материал для Ι – ΙV классов.
Теоретические сведения.
Специальных уроков по теоретическим сведениям из области физической культуры в начальных классах школы не проводится, но все учащиеся за время обучения должны получить необходимые знания о физической культуре и спорте, понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила и уметь их применять.
В начале урока физической культуры обязательно проводятся кратковременные беседы (5-10 мин).они проводятся и на площадке и в спортивном зале. Кроме того, каждая проведенная беседа дает наряду с теоретическими сведениями практические рекомендации. Эти сведения сочетаются со знаниями, получаемыми детьми на уроках литературного чтения, окружающего мира.
Основы знаний.
Навыки, умения, развитие двигательных качеств.
Гимнастика с элементами акробатики.
Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий.
Гимнастические построения и перестроения способствуют формированию у детей правильной осанки, воспитывают у них подтянутость, дисциплинированность, готовность выполнять распоряжения учителя и старшего товарища, организованность и согласованность при совместных действиях.
Гимнастические построения и перестроения в каждом уроке не проводятся более 8 -10 мин. Особенно это относится к построениям и перестроениям на месте, т. к. длительное стояние влияет на осанку, форму ног и стопы.
Строевые упражнения.
• основная стойка;
Построение
• в колонну по одному, в шеренгу, в круг, из одного круга в два;
• в две шеренги;
Перестроения
• по звеньям, по заранее установленным местам;
• из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две;
• из двух шеренг в два круга, из одной шеренги в три уступами;
• из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом, из колонны по одному по два дроблением и сведением из колонны по два в колонну по одному, разведением и сведением.
Размыкание
• на поднятые руки в стороны; вперед руки.
Смыкание
• приставными шагами.
Повороты
• переступанием, прыжком;
• кругом на месте.
Команды
• «Направо!», «Налево!», «На месте шагом – марш!», «Шагом марш!», «Класс стой!»;
• «На два, четыре шага разомкнись!»;
• «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый – второй рассчитайсь!»;
• «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».
Общеразвивающие упражнения.
• основные положения рук, движения руками; основные движения туловищем и ногами; упражнения для формирования правильной осанки; упражнения с мячами и палками; с большими и малыми мячами;
• упражнения на формирование правильной осанки; комплекс общеразвивающих упражнений без предметов и с гимнастической полкой; со скакалкой; в шеренге и колонне;
• комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики; на и у гимнастической скамейки; в парах;
• общеразвивающие упражнения в движении; на и у гимнастической стенки; на сопротивление; комплекс гимнастики до занятий.
Лазание и перелазание.
Лазанье:
• по гимнастической стенке и канату; по наклонной скамейке в упоре присев и в упоре стоя на коленях;
• по наклонной скамейке в упоре присев; упоре стоя на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног; по канату;
• по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лежа, лежа на животе, подтягиваясь руками; по канату;
• по канату в три приема.
Перелазание:
• через горку матов, гимнастическую скамейку;
• через гимнастическое бревно (высота 60 см);
• через козла;
• через препятствия.
Висы и упоры.
• нет;
• в висе спиной к гимнастической стенке сгибание и разгибание ног; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лежа согнувшись, то из седа ноги врозь на канате и в висе;
• на гимнастической стенке, бревне, скамейке;
• вис согнув ноги; на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе.
Акробатические упражнения.
• группировка; перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях;
• кувырок вперед; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках согнув ноги перекат вперед в упор присев; кувырок в сторону;
• перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; 2 – 3кувырка вперед; стойка на лопатках; из положения лежа на спине «мост»;
•кувырок назад; кувырок вперед; кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках; «мост» с помощью и самостоятельно; комбинации из освоенных элементов.
Упражнения в равновесии.
• стойка на носках, на одной ноге (на полу, малом гимнастическом бревне); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90°-180°; ходьба по малому гимнастическому бревну;
• стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; стойка на двух и одной ноге на малом гимнастическом бревне; ходьба по малому гимнастическому бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты на 90°-180° при ходьбе на носках по гимнастической скамейке и бревну; ходьба по малому гимнастическому бревну с предметами в руках (набивной мяч, гимнастическая палка, скакалка).
• ходьба по малому гимнастическому бревну; повороты на носках и одной ноге; ходьба приставными шагами; приседание и переход в упор присев, упор стоя на колено; сед;
• ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90°-180°; опускание в упор стоя на колене (правом, левом).
Опорные прыжки.
• на горку гимнастических матов, козла;
• вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук.
Основы знаний.
• правила безопасности во время занятий, названия снарядов и гимнастических элементов, правильная ходьба, бег, прыжки, осанка, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание.
ΙΙ. Легкоатлетические упражнения.
Бег, прыжки и метания занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников. Бег способствует развитию мышц, оказывает большое влияние на сердечнососудистую и дыхательную системы, повышает обмен веществ, в процессе обучения обеспечиваем выполнение двух задач: учим детей правильно бегать и использовать бег как средство гигиенического воздействия на организм. На уроках дети учатся бегать мягко, в чередовании с ходьбой, друг за другом и на встречу друг другу, с хорошей осанкой, на носках, на носках меняя темп, в одном направлении, с изменением направления, с преодолением простейших препятствий, с различной длиной шагов, прямолинейно, с высокого старта, ритмично дыша.
При обучении бегу, дети знакомятся с общепринятыми в легкой атлетике определениями: «толчковая нога», «маховая нога». Во время уроков дети привыкают пользоваться соответствующими терминами. Прыжки, являясь естественным движением, имеют прикладное значение. Они укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, спины и рук, воспитывают смелость и решительность, содействуют развитию быстроты, ловкости и координации движений. Дети младшего возраста потребность прыгать, скакать удовлетворяют в играх с элементами прыжков.
Метание изучают во всех классах начальной школы. Являясь ценным прикладным видом физических упражнений, метания способствуют укреплению мышц плечевого пояса, рук, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость, быстроту, глазомер и меткость. Чтобы успешно овладеть умениями и навыками в метании, дети на уроках обязательно делают достаточное количество бросков (12-20) и каждый бросок выполняется в соответствии с заданием учителя.
Легкоатлетические упражнения проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.
Ходьба.
• по кругу, в колонне; по разметкам широкими и средними шагами на носках, пятках, в полуприседе; обычная; под счет учителя; с различным положением рук;
• быстрым шагом, в приседе, широким шагом, с преодолением препятствий; сочетание различных видов ходьбы: с коллективным подсчетом, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам;
• с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, с перешагиванием через скамейки; в различном темпе под звуковые сигналы;
• в различном темпе с преодолением 3-4 препятствий.
Бег.
• в среднем и быстром темпе с изменением направления, с высоким подниманием бедра, на носках, равномерный до 1 км; медленный до 3 мин, с ускорением до 10-15 м, соревновательный (до 60 м), эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров»;
• с высокого старта, с изменением направления, челночный бег 3х10м, бег до 1,5 км; «Круговая эстафета» (расстояние 5-15 м), бег с ускорением от 10 до 20 м;
• с изменением длины и частоты шагов, с преодолением препятствий, с высокого старта 30 м; бег в коридорчике 30-40 см. из различных исходных положений с максимальной скоростью до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые сигналы, бег с ускорением 20-30 м;
• 60 м, до 2 км; с вращением вокруг своей оси на полусогнутых ногах, зигзагом, в парах; «Круговая эстафета» (15-30 м), «Встречная эстафета» (10-20 м), бег с ускорением 40-60 м.
Прыжки.
• на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 90° с продвижением, в длину с места по ориентиру и на заданное расстояние; в длину и высоту с разбега, с высоты до 30 см; через набивные мячи; длинную скакалку, многоскоки (3-6 прыжков) на правой и левой ноге;
• на месте с поворотом на 180°, по разметкам; на одной и двух ногах; по разметкам на разные расстояния; в длину с места; в длину с разбега, с зоны отталкивания 60-70 см; с высоты до 40 см; в высоту с 4-5 шагов разбега, с места и небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов; через длинную и короткую скакалку, многоскоки (до 8 прыжков);
• на двух ногах с поворотом на 180°, по разметкам; в длину с места, стоя лицом, боком к месту приземления; в длину с разбега с зоны отталкивания 30-50 с; с высоты до 60 см; в высоту с прямого разбега с хлопками в ладоши во время полета; многоскоки (до 10 прыжков); тройной и пятерной с места; со скакалкой; с высоты до 50 см;
• на заданную длину по ориентирам; на расстояние 60-110 см в полосу приземления шириной 30 см; чередование прыжков в длину с места в полную силу и в полсилы (на точность приземления); с высоты до 70 см. с поворотом в воздухе на 90° - 120° и точным приземлением в квадрат; в длину с разбега (согнув ноги); в высоту с прямого и бокового разбега; многоскоки; через скакалку.
Метание.
• малого мяча в цель; на заданное расстояние правой и левой рукой; с места на дальность; на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2х2 м.) с расстояния 3-4 м.; большого мяча двумя руками из-за головы; от груди вперед-вверх; из положения стоя ноги врозь, грудью в направлении метания, на дальность; броски и ловля двумя руками.
• малого мяча с места, на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2х2 м.) с расстояния 4-5 м.; на дальность отскока от пола и стены; большого мяча от груди, снизу, по горизонтальной и вертикальной цели, на заданное расстояние, на дальность;
• малого мяча с места, на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5х1,5 м.) с расстояния 4-5м; с разбега на дальность; набивного мяча (1 кг) двумя руками от груди, из-за головы; снизу на дальность и заданное расстояние;
• малого мяча с места, стоя боком в направлении метания: на точность, дальность, заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель(1,5х1,5 м.) с расстояния 5-6м; на дальность; набивного мяча двумя руками из-за головы, от груди, снизу, с места; с шага на дальность и заданное расстояние.
Основы знаний.
• понятия: короткая дистанция, бег на скорость; бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту;
• понятия: эстафета, команды: «Старт», «Финиш»; темп, длительность бега, влияние бега на состояние здоровья, сведения о правилах беговых, прыжковых, метательных соревнований, техника безопасности на занятиях.
ΙΙΙ. Подвижные игры.
Значительное место на уроках физической культуры в начальных классах занимают подвижные игры. Они являются хорошим средствам развития внимания, сообразительности, воспитания дружбы и товарищества.
В 1-2 классах преимущественным правом пользуются игры, где нет деления на группы, команды. Однако в программе есть игры и с элементами соревнований, готовящие детей к простейшим командным играм и игры – эстафеты.
В 3 – 4 классах проводятся более сложные игры. Это игры с водящим, с разделением на команды, подготовительные к спортивным.
В распределении игр учитывается прохождение программного материала по другим видам физических упражнений, т. к. многие игры используются для совершенствования умений и навыков в беге, прыжках, метаниях и других движениях.
При выборе игры четко формулируется подготовительная задача, определяется место игры в уроке, её основное двигательное содержание, физиологическая и эмоциональная нагрузка, учитывается состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности.
В итоге учащиеся должны знать предусмотренные программой игры – их условия и правила – и применять умения и навыки, полученные на уроках, во внеурочное время.
С элементами строя.
• «У ребят порядок строгий», «За мной», «Узнай по голосу», «Класс смирно!», «Запрещенное движение», «Быстро по местам!», «Космонавты».
• «Угадай кто?», «Что изменилось?», «Невод», «Перемена мест», «Отгадай, чей голос?», «Шишки, жёлуди, орехи», «Музыкальные змейки», «Фигуры», «Выставка картин».
• «Невидимки».
• эстафеты: «Наборщик», «Альпинист», «Удочка».
С бегом.
• «Салки (догонялки)», «У медведя во бору», «Ловкие ребята», «Совушка», «Мы веселые ребята», «Два мороза», «Кот и мыши», «Мышеловка», «Коники - спортсмены»; «Гуси - лебеди», эстафета «Кто быстрей?».
Русские народные подвижные игры: «Дорожки», «Змейка», «Челночок», «Лапти».
• «Пятнашки», «Салки с ленточками», «Белые медведи», «Вызов номеров», салки «Ноги от земли», «Третий лишний»;
Русские народные подвижные игры: «Берегись!», «Филин и пташки», «Курочки».
• линейная эстафета, «День и ночь», «Караси и щука», эстафеты;
Русские народные подвижные игры: «Лошадки», «Стадо», «Море волнуется».
• «Догонялки на марше», «Лишний на прогулке»;
Русские народные подвижные игры: «Горячее место», «Горелки», «Уголки».
С прыжками.
• «Волк во рву», «Попрыгунчики - воробушки», «Прыжки по полоскам»;
Русские народные подвижные игры: «Котлы», «Классы»;
• «Зайцы в огороде», «Лисы и куры»;
Русские народные подвижные игры: «Переселение лягушек», «Мешочек»;
• эстафеты с прыжками, лазанием и перелазанием;
Русские народные подвижные игры: «Болото», «Здравствуй сосед!»;
• эстафеты;
Русские народные подвижные игры: «Петушиный бой», «Купи бычка».
C метанием.
• «Метко в цель», «Кто дальше бросит»;
• «Точный расчет»;
• «Попади в мяч»;
• «Выиграть время дальними бросками».
С большими мячами.
• «Передача мяча», «Мяч соседу», «Мяч в корзину», «Попади в обруч».
Русские народные подвижные игры: «Зевака», «Выбей мяч из круга»;
• «Мяч среднему», «Стой!»;
Русские народные подвижные игры: «Мячик к верху», «Старые лапти»;
• «Передал - садись», гонка мячей в колоннах, «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Мяч ловцу;
Русские народные подвижные игры: «Выбей шар»;
• гонка мячей по шеренгам, «Обгони мяч», гонка мячей по кругу, эстафеты с ведением мяча, «Снайперы», мини – баскетбол, игры с ведением мяча;
Русские народные подвижные игры: «Мяч в лунке», «Защищай город».
ΙV. Упражнения с большими и малыми мячами.
Эти упражнения способствуют развитию мышц плечевого пояса и рук, координации и точности движений, глазомера, мышечного чувства, силы.
Упражнения с мячами проводятся с учащимися всех начальных классов школы. Задача состоит в том, что бы научить детей различными способами бросания и ловли мячей, правильно и экономично соразмерять свои силы с весом мяча, дальностью и высотой его полета; подготовить к упражнениям в метании, обучать взаимным и совместным действиям.
Для упражнений используются большие резиновые, надувные мячи (волейбольные, баскетбольные, футбольные), набивные мячи (весом до 1 кг), малые резиновые и теннисные мячи. Малые мячи, сделанные самими детьми, для первоначального обучения лучше, потому что их легче держать.
Упражнения с мячами проводятся в различных построениях: в кругах, шеренгах, на месте и в движении.
В 1-х классах изучают вначале упражнения с большими мячами, а затем с малыми.
С большими мячами.
• поднимание мячей, движение рук с мячом, движения с наклонами, поворотами, приседания, в положении сидя, лежа;
передачи в шеренге влево, вправо; по кругу влево, вправо;
перед собой, за спиной;
передачи в колонне;
перекатывание мяча по кругу;
перекатывание от шеренги к шеренге прямо, наискось (расстояние до 5 м);
подбрасывание мяча и ловля его после отскока индивидуально;
удары мяча об пол и ловля его после отскока индивидуально;
перебрасывание мяча друг другу на расстоянии 2 – 3 – 4 м;
перебрасывание через волейбольную сетку высота 180 см, на расстоянии 1,5 – 2 м.
• упражнения 1 класса, но с большим весом мячей, расстоянием, исходными положениями, способом передачи;
подбрасывание мяча повыше и ловля;
подбрасывание мяча повыше и ловля после отскока от пола;
то же, но с усложнением – ловля после 1 – 2 хлопков в ладони;
перебрасывание мяча в шеренге вправо, влево;
перебрасывание мяча в колоннах назад – справа, назад – слева;
перебрасывание мяча в кругу вправо, влево;
перебрасывание мяча в двух шеренгах, стоя лицом друг к другу (расстояние 2 – 4 м);
перебрасывание мяча в колоннах назад справа, слева (расстояние 3 – 4 м);
перебрасывание мяча в колоннах вперед справа, слева;
перебрасывание мяча из – за головы;
удары мячом о стену и ловля его;
удары мячом о стену и ловля его после отскока от пола;
ведение мяча на месте;
ведение мяча в ходьбе;
• упражнения 1 и 2 классов, но усложненные весом мячей, исходными положениями, расстоянием, дополнительными движениями;
высокое подбрасывание мяча и ловля;
то же, но с приседанием, с приседанием и хлопком, с поворотом на право, налево, кругом;
перебрасывание мяча в парах двумя руками снизу;
от груди, от правого (левого) плеча, из – за головы;
перебрасывание мяча друг другу, чередуя ударами об пол;
• перебрасывание мяча в парах двумя руками снизу, от груди, от правого (левого) плеча, из-за головы, с дополнительными движениями рук, туловища, ног;
перебрасывание мяча друг другу, чередуя с ударами об пол, с дополнительными движениями рук, туловища, ног;
перебрасывание мяча и передача не произвольным способом, а определенным;
передача и перебрасывание мяча с дополнительными движениями (бросить мяч, стать на колено, поймать мяч);
выполнение упражнений с несколькими мячами (что вынуждает быстрее передавать, перебрасывать и ловить мяч);
ведение мяча в беге.
С малыми мячами.
• произвольные упражнения с мячом; подбрасывания и ловля мяча; подбрасывание мяча одной рукой и ловля его двумя руками; подбрасывание мяча одной рукой (по заданию учителя) и ловля его двумя; подбрасывание мяча вверх и ловля его после отскока от пола; удар мячом об пол и ловля его двумя руками; чередование бросков мяча вверх, ловли его, ударов об пол и ловли двумя руками; броски мяча в стену (высота 2 – 3 м) и ловля его двумя руками; броски мяча в стену и ловля его после отскока от пола; броски мяча в стену определенной рукой (по заданию учителя) и ловля двумя руками; то же, ловля после отскока от пола; подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками после дополнительных движений (хлопки в ладоши перед грудью, за спиной, перед коленями, под коленями); удары мячом об пол и ловля его двумя руками после дополнительных движений; чередование бросков мяча вверх, ловли его, ударов об пол и ловли двумя руками после дополнительных движений; перебрасывание мяча друг другу расстояние до 5 м; отбивание мяча двумя руками вверх;
• упражнения 1 класса, но выполняемые более четко и с ограничением пространства; отбивание мяча вверх, удары об пол и их соединения; удары мячом в стену и ловля после дополнительных движений; перебрасывание мячей друг другу по заданию учителя (бросить правой – поймать двумя, бросить левой – поймать двумя); перебрасывание мячей друг другу с дополнительными заданиями (перед ловлей хлопнуть в ладоши, присесть, прыгнутьебрасывание мячей друг другу с дополнительными заданиями ()ительных движений; перебрасывание мячей друг другу по заданию уч); подбрасывания мяча и ловля его одной рукой; удары мяча об пол и ловля его одной рукой; отбивания мяча вверх одной рукой, подбрасывания мяча и ловля одной рукой после дополнительных движений; удары мячом о стену и ловля его одной рукой; перебрасывание мяча друг другу на расстоянии до 8 м; ведение мяча на месте;
• упражнения 1 и 2 классов, выполняемые согласованно; перебрасывания мячей друг другу по заданию учителя (бросить правой – поймать двумя, бросить левой – поймать двумя); подбрасывание мяча вверх одной рукой и ловля (по заданию учителя); то же, но с дополнительными заданиями учителя (хлопнуть в ладоши, присесть, подпрыгнуть, повернуться направо, налево, кругом); броски мяча в стену одной рукой и ловля другой; то же , но с дополнительными заданиями; удары мячом об пол и ловля мяча одной рукой; то же, но с дополнительными движениями; соединение бросков мяча вверх и ударов об пол с ловлей одной рукой; то же, но с дополнительными движениями; перебрасывание мяча друг другу в парах, в шеренгах изученными способами и ловля одной рукой; то же, но с дополнительными движениями; удары мячом об пол и ловля его после отскока правой (левой) рукой; то же, но с дополнительными движениями; броски мяча в стену одной рукой и ловля одной (по заданию); то же, но с дополнительными движениями;
• соединение бросков мяча вверх, ударов об пол и о стену одной рукой и ловлей одной (по заданию учителя); ведение мяча на месте правой (левой) рукой; ведение мяча на месте, чередуя правой и левой рукой; ведение мяча в движении правой (левой) рукой; ведение мяча в движении правой и левой рукой; броски мяча вверх под вытянутой рукой и ловля любой рукой; то же, но ловя рукой по заданию учителя; то же, но с дополнительными движениями; броски мяча одной рукой сзади об пол и ловя его двумя руками с поворотом туловища; выполнение ранее изученных упражнений во время ходьбы в колонне, в шеренге (подбрасывание мяча вверх, удары об пол двумя руками и одной рукой, с хлопками в ладоши и др.).
Перечисленные упражнения можно усложнять исходными положениями, дополнительными движениями, сочетанием различных заданий, выполнением изученных упражнений во время ходьбы по гимнастической скамейке.
Кроссовая подготовка.
• свободный, непринужденный бег; перебежка небольшими группами (5 – 6 человек) по прямой на расстоянии до 15 м.;
бег с сохранением правильной осанки;
бег по «кочкам» или размеченным участкам дорожки (ширина разметки 60 – 80 см);
бег в чередовании с ходьбой до 250 м; бег из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа);
равномерный бег парами, группами на расстояние до 100 м; бег в медленном темпе до 1 мин;
• бег широким шагом;
на носках;
в «коридорчике» шириной 30 – 40 см;
на носках в «коридорчике» с различным положением рук (на поясе, к плечам, в стороны, согнуты в локтях);
бег с изменением направления, обегая расставленные предметы;
бег в чередовании с ходьбой до 300 м; в медленном темпе до 2 мин;
по слабо пересеченной местности;
кросс до 1км;
эстафеты на отрезках до 30 м;
• прямолинейный бег по «коридору» шириной до 30 см;
бег с преодолением препятствий (набивные мячи);
бег на носках;
с высоким подниманием бедра;
в «коридорчике» (расстояние между линиями 80 – 110 см);
с прыжками через условные рвы, через 5 – 6 шагов;
бег с ускорением;
в медленном темпе до 500 м;
бег и ходьба по слабо пересеченной местности;
кросс до 1,5 км;
эстафеты на отрезках до 50 м;
• бег по пересеченной местности;
кросс до 2 км;
эстафеты на отрезках 60 м.
Требования
К уровню подготовки по физической культуре
В начальной школе.
Знать и понимать:
• значение физической культуры в жизни современного человека;
• назначение физических упражнений и исходного положения тела, отличие физических упражнений от обыденных бытовых движений человека;
• организующие строевые команды и приемы их выполнения;
• основные способы передвижения человека;
• правила поведения и профилактика травматизма на занятиях физической культуры.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
• соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном – рисунком, образом, правилом;
• устанавливать различия в физической нагрузке по частоте сердечных сокращений (пульсу) при выполнении физических упражнений;
• выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом, прыжками, передвигаться по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь;
• выполнять метания малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках и ведении мяча, ударах по мячу;
• выполнять упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах, кувырок из упора присев (вперед и назад), стойку на лопатках;
• выполнять упражнения для формирования правильной осанки, развития быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы упражнений гимнастики, физкультминуток и «подвижных перемен».