Проект «Формирование основ культуры здоровья через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта»
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Формирование основ культуры здоровья через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта» |
Разработчик проекта | Старший воспитатель МБОУ «СОШ № 25» корпус 3, Котова М.П. |
Вид проекта | краткосрочный, групповой |
Тип проекта | физкультурно-оздоровительный |
Интеграция областей | речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
Цель проекта | укрепление здоровья и повышение работоспособности детей старшего дошкольного возраста через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта |
Основные задачи | способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей, удовлетворять потребность детей в движении; формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность; развивать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.); развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.); воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой, как к организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей; охранять и укреплять здоровье детей. |
Сроки реализации проекта | Март-апрель |
Участники проекта | дети подготовительной группы (возраст детей 6-7 лет), воспитатели |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | У воспитанников сформируются следующие знания: простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение двигательного режима, значимость для здоровья подвижных игр и игр с элементами спорта); представления о важности и необходимости занятий физической культурой и спортом для сохранения собственного здоровья; спорт – это жизнь; знания о различных видах спорта. У воспитанников сформируются следующие умения: расширятся двигательные возможности за счет освоения новых движений, подвижных игр, игр с элементами спорта; активизируется речевая активность, пополниться словарь; приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей. Работа с родителями: совершенствование знаний родителей по формированию основ культуры здоровья через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта. |
Результативность (продукт проекта) | Лэпбук «Чемодан здоровья». Фото-выставка «В здоровом теле – здоровый дух». |
Практическая значимость проекта | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды по направлению «Физическое развитие». Создание картотек «Спортивные игры», «Игры с элементами спортивной игры «Футбол» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Разработаны информационные материалы для родителей по теме «Значение спортивных игр по формированию культуры здоровья у детей 6-7 лет» |
Адресная направленность | Данный опыт может быть использован воспитателями групп детского сада в работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста устойчивой потребности в здоровом образе жизни и важности занятий физическими упражнениями. Следует отметить, что данный опыт может быть также творчески использован и дополнен. |
Актуальность проекта:
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.
Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно и качественно овладевать разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом. Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре.
Целеполагание: постановка проблемы:
В нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является физкультурно-оздоровительное, и это очень важно в наше малоподвижное время. В нашем детском саду созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей, оснащённый необходимым оборудованием, спортивная площадка.
А началось с того, как-то я заметила, что дети плохо выполняют спортивные упражнения на занятиях по физической культуре, на прогулке не играют в подвижные игры и имеют слабые представления о играх с элементами спорта.
Встал вопрос: у воспитанников нет представлений о важности и необходимости занятий физической культурой и спортом для сохранения собственного здоровья.
Необходимо отметить, что дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда закладываются прочные основы физического, психического и социально-нравственного здоровья. В результате была определена проблема: дети должны понимать, что представляет собой тот или иной вид спорта, какой спортивный инвентарь нужен для того, чтобы им заниматься, где можно ему обучиться и т.д.
Так возник проект «Формирование основ культуры здоровья через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта». Проект представляет собой комплекс игр, которые способны влиять на состояние здоровья ребёнка.
Девиз проекта: «В мире нет рецепта лучше, будь со спортом неразлучен. Проживешь сто лет, вот и весь секрет».
Основная цель и задачи проекта:
Цель: укрепление здоровья и повышение работоспособности детей старшего дошкольного возраста через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта.
Задачи:
способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей, удовлетворять потребность детей в движении;
формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность;
развивать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.);
развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);
воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой, как к организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей;
охранять и укреплять здоровье детей.
Методы и приемы обучения:
Наглядный: демонстрация наглядных пособий.
Игровой: подвижные игры, игры с элементами спорта.
Информационно-рецептивный: совместная деятельность педагога и ребенка.
Практический: моделирование.
Словесный: чтение художественной литературы, беседы с детьми, рассказы по иллюстративному материалу.
Рабочий план график реализации проекта:
I этап – подготовительный:
Обсуждение цели, задач с детьми.
Создание необходимых условий для реализации проекта: подобрать материалы, игрушки, атрибуты к игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Здоровье и спорт».
Перспективное планирование проекта. Подготовка атрибутов для спортивных игр, занятий.
Подбор материала для продуктивной деятельности.
II Основной этап.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению и формированию представлений дошкольников о спорте и здоровом образе жизни, и его значении в жизни человека.
III этап- заключительный
Оформление результата проекта в Лэпбука «Чемодан здоровья».
Фото-выставка совместно с родителями «В здоровом теле здоровый дух!».
Приобретение родителями базовых знаний о поддержании и укреплении здоровья в семье с помощью занятия спортом.
Интеграция образовательных областей | Формы работы |
Социально-коммуникативное развитие | Дид.игры «Спортивное лото», «Что перепутал художник?» Настольная игра «Хоккей». |
Познавательное развитие | Рассматривание иллюстраций Цикл бесед «Виды спорта», «Великие спортсмены», «Сила и здоровье», «С физкультурой мы дружны», «Правильное питание», «Закаливание», «Личная гигиена». Решение проблемных ситуаций. |
Физическое развитие | Разучивание спортивных игр и игр с элементами спорта. |
Речевое развитие | Разучивание загадок о видах спорта, спортивном инвентаре, оборудовании, спортивных сооружениях, стихотворений о спорте и здоровье, спортивных игр, на занятиях и в свободной деятельности, на прогулке. Чтение и обсуждение художественной литературы по теме. |
Художественно-эстетическое развитие | Лэпбук «Чемодан здоровья». |
Работа с родителями | Фото-выставка «В здоровом теле – здоровый дух». Информационные материалы для родителей по теме «Значение спортивных игр по формированию культуры здоровья у детей 6-7 лет». |
Ожидаемые результаты проекта:
Мы, взрослые, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, становились сильнее, входили в будущую жизнь не только знающими людьми, но и людьми здоровыми.
Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, партнерских отношений работников ДОУ и родителей. Ведь здоровье – это бесценный дар.
Важнейшим фактором укрепления здоровья детей является физическое воспитание в семье и в ДОУ. В современном обществе мы наблюдаем недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей, которые ссылаются на недостаток времени, средств, спортивного оборудования.
Участвуя в реализации данного проекта, мы хотим расширить представления родителей, детей и педагогов о здоровом образе жизни, сформировать положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом.
У воспитанников сформируются следующие знания:
простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение двигательного режима, значимость для здоровья подвижных игр и игр с элементами спорта);
представления о важности и необходимости занятий физической культурой и спортом для сохранения собственного здоровья; спорт – это жизнь;
знания о различных видах спорта.
У воспитанников сформируются следующие умения:
расширятся двигательные возможности за счет освоения новых движений, подвижных игр, игр с элементами спорта;
активизируется речевая активность, пополниться словарь;
приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.
Работа с родителями:
совершенствование знаний родителей по формированию основ культуры здоровья через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта.
Оценка результативности проекта:
Проект можно считать результативным. Результатом проекта стало, то, что у детей и их родителей повысились знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о спорте, подвижных играх, играх с элементами спорта.
Адресная направленность проекта:
Данный опыт может быть использован воспитателями групп детского сада в работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста устойчивой потребности в здоровом образе жизни и важности занятий физическими упражнениями. Следует отметить, что данный опыт может быть также творчески использован и дополнен.
Используемая литература:
Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.
Погадаев Г.И. «Физкульт-Ура!» Физическая культура дошкольников. Пособие для родителей и воспитателей. М.: «Школьная Пресса», 2003. - 96с.
Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе: Программа и методические рекомендации. - М.: Школьная пресса, 2005. - 64с.
Электронный ресурс: Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей 6 - 7 лет.
Приложение № 1: Загадки о видах спорта, спортивном инвентаре, оборудовании, спортивных сооружениях.
Там в латах все на ледяной площадке
Сражаются, сцепились в острой схватке.
Болельщики кричат: «Сильнее бей!»
Поверь, не драка это, а —…(Хоккей)
Без весла не обойдёшься,
Если спортом тем займёшься.
А как занятие зовут,
Где в лодке к финишу плывут?..(Гребля)
Конь, канат, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам…(Гимнастика)
Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко
Не в ворота, через сетку.
И площадка, а не поле
У спортсменов в…(Волейболе)
Металлических два братца,
Как с ботинками срослись,
Захотели покататься,
Топ! — на лёд и понеслись.
Ай, да братья, ай, легки! Братьев как зовут?
(Коньки)
Снаряд есть у боксёров — груша.
А в этом спорте «фрукт» получше.
Там забивает мяч спортсмен
В ворота в виде буквы Н,
На сливу очень мяч похож.
Вид спорта этот назовёшь?..(Регби)
На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется…(Фигурное катание)
У поля есть две половины,
А по краям висят корзины.
То пролетит над полем мяч,
То меж людей несётся вскачь.
Его все бьют и мячик зол,
А с ним играют в…(Баскетбол)
Разбираться нужно в спорте:
Теннисист — игрок на корте.
Как, скажите-ка мне сами,
В самбо мат зовут?..
(Татами)
По зимней дороге бегут налегке
Спортсмены на лыжах с винтовкой в руке.
До финиша скоро, фанаты кругом,
Любимый вид спорта смотрю —…(Биатлон)
Он — «носитель» рюкзака,
В туристическом походе, посидеть у костерка
Очень любит на природе.
Хворост, прошлогодний лист
Бросит в свой костёр…(Турист)
Ногами все бьют мяч, пинают,
Как гвоздь в ворота забивают,
Кричат от радости все: «Гол!».
Игру с мячом зовут…(Футбол)
Площадка. Посредине — сетка.
В команде капитаном — Светка.
И каждый ей под стать игрок.
В другой команде — Игорёк.
Он пятерых с собой привёл
Сыграть «партейку» в…(Волейбол)
Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел.
Мы играем в …(Волейбол)
Приложение № 2: Стихи про спорт и здоровье
***
Кто с зарядкой дружит смело
Кто с утра прогонит лень,
Будет смелым и умелым
И веселым целый день!
Утренняя зарядка
Утренняя зарядка
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы вставать.
Ну-ка, быстро – не ленись,
На зарядку становись!
Раз, два, три, четыре –
Руки выше! Ноги шире!
И наклон туда – сюда,
Как по горочке вода!
Я водички не боюсь,
Из ведёрка обольюсь.
Будем закаляться,
Спортом заниматься!
Данилина Анастасия
***
Надо спортом заниматься,
Надо — надо закаляться!
Надо первым быть во всем,
Нам морозы ни почем!
С айсберга ныряем мы,
Мы хорошие пловцы.
Мы совсем почти большие,
Мы прилежные юнцы.
После водного купанья,
Начинаем растиранья.
И гимнастику опять,
Начинаем выполнять.
***
Всегда полезно спортом заниматься,
Беречь здоровье, правильно питаться.
Ходить в бассейн не просто покупаться,
А закаляться и оздоровляться.
С утра пробежку делать непременно
С гантелями в руках одновременно,
Ведь это помогает несомненно
Быть крепким, сильным, мегасовременным.
На брусьях вечерами отжиматься –
Стальные мышцы накачать стараться,
Чтоб, если вам придется раздеваться,
Пытливых взглядов перестать стесняться.
Приложение № 3: Подвижные игры и упражнения с элементами спортивной игры «Футбол»
Гонка мячей
Цель: Произвольное ведение мяча любым способом. Остановка мяча.
Правила игры: Дети водят ногами мяч, не сталкиваясь друг с другом. Руки спрятаны за спину.
Варианты:
a. Все дети свободно располагаются на площадке, у каждого – по мячу. После сигнала все ведут мяч ногой, стараясь не сталкиваться друг с другом.
b. То же, но по первому сигналу игроки ведут мяч в быстром темпе, по следующему сигналу – в медленном.
c. То же, добавляется третий сигнал – остановить мяч подошвой ноги.
Игра в футбол вдвоем
Цель: Вратарская техника: приём и отбивание катящегося мяча.
Игровые правила: Забить гол в круг соперника, не выбегая из круга.
Варианты:
a. Дети становятся парами. Каждый игрок чертит вокруг себя круг диаметром 2-3 м. игроки передают мяч друг, другу отбивая его то - правой, то - левой ногой, старясь попасть мячом в круг соперника. Выигрывает ребенок, забивший большее количество мячей в круг противника.
Забей в ворота
Цель: Вратарская техника: приём и отбивание катящегося мяча.
Игровые правила: Забить как можно больше голов в ворота противника
Варианты:
a. Несколько играющих детей (4 - 6) становятся на линию, отмеченную в 5 м от ворот, - это нападающие. Двое детей (3) – защитники, они располагаются между линией и воротами. Нападающие по очереди забивают в ворота три мяча. Защитники стараются поймать мячи и возвращают обратно нападающим. Затем дети меняются ролями. Выигрывает тот ребенок, который больше забивает мячей в ворота.
b. Забить мяч из разного положения и любыми частями тела.
Футболист
Цель: отработать удары ногой по неподвижному мячу правой, левой ногой с одного, двух, трёх шагов, с разбега.
Игровые правила: сделать точный удар по неподвижному мячу.
Варианты:
a. Дети становятся в линию или круг. В центре круга (или перед играющим) кладется мяч. По сигналу воспитателя ребенок закрывает глаза, делает поворот, идет к мячу и старается ударить по нему ногой.
b. С места (с разбега) по неподвижному мячу и попасть в предмет.
c. Удар мячом в сетку и его прием.
Забей гол
Цель: Выбивание мяча в поле противника.
Игровые правила: Запрещается производить удары по мячу, находящемуся между ограничительной и средней линиями поля.
Варианты:
a. В игре одновременно участвуют две команды. Над средней линией поля (20 х 10 м) на высоте 70 – 80 см натягивают шнур. По обеим сторонам поля в 2 мот средней линии чертятся ограничительные полосы. Каждая из команд располагается на своей половине. В игру вводится два мяча. Игроки пытаются ударом ноги так направить мяч, чтобы он вышел за пределы площадки соперников, т. е. забить гол. Однако гол засчитывается лишь в том случае, если мяч пересечет лицевую линию поля. Побеждает команда, сумевшая за условленное время забить больше голов.
b. Можно вводить в игру более 4-5 мячей одновременно.
Попади в мишень
Цель: Выполнит удар по мячу с четким попаданием в мишень.
Игровые правила: ударить по мячу с попадание в мишень.
Варианты:
a. Дети поочередно с расстояния 7 – 10 с стремятся попасть в круг диаметром 1 м, обозначенный на деревянном щите или стенке. Каждый выполняет по 3 удара правой и левой ногой по неподвижному мячу. Побеждает ребенок, сумевший сделать больше точных попаданий.
b. Игру можно провести и как командную. В этом случае победительницей считается команда, игроки которой в сумме забили больше голов.
Приложение № 4: Спортивные игры для детей 6-7 лет
Игра «Кошка и мышка»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Атрибуты: небольшая скамеечка.
Ход игры: играют одновременно двое детей — «кошка» и «мышка». «Кошка» становится около одного конца скамейки, а «мышка» — около другого. «Кошка» ведет с «мышкой» такой разговор:
— Мышка, мышка, где была?
— В кладовой.
— Что там делала?
-— Масло ела.
— А мне оставила?
— Не оставила.
— А где ложечку положила?
— Под бочку сунула.
— А кувшин куда поставила?
— Шла по дорожке, напала злая собака — я уронила кувшин и разбила.
— За это я буду тебя ловить.
— Не поймаешь!
«Мышка» убегает от «кошки». Если «кошка» ее поймала, они меняются местами, а если нет, то их место занимает другая пара.
Особые замечания: «мышка» и «кошка» бегают только вокруг скамейки.
Игра «Царь зверей»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, выработка хорошей памяти.
Атрибуты: мяч среднего размера.
Ход игры: все игроки — «звери». Один из них — «царь зверей». Каждый игрок говорит «царю» свое название так, чтобы другие звери не услышали (заяц, медведь, волк, лиса, тигр и т. д.). «Звери» выстраиваются в один ряд напротив «царя», в нескольких шагах от него. У ног «царя зверей» лежит мяч, а рядом проводится линия. «Царь» громко называет какого-нибудь «зверя», и тот должен бежать, а «царь» старается попасть в него мячом.
Если мяч попадает в убегающего, тот идет к «царю» и помогает ему (приносит мяч).
После того, как «царь» поймает 3 зверей, он говорит: «Бегите все!» — и пытается попасть мячом в кого-нибудь.
Особые замечания: «царь зверей» бросает мяч, не выходя за линию. Новый «царь» выбирается после того, как пойманы 4 или 5 «зверей».
Игра «Пленник и защитник»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Ход игры: на игровой площадке чертится круг диаметром 3 м. В игре могут участвовать до 10 человек. Выбираются «пленник» и его «защитник». «Пленник» садится в центре круга, а «защитник» встает около него и кладет ему руку на голову. Держа так руку, он обходит «пленника» по кругу, наблюдая, нет ли опасности. Остальные игроки — «разбойники», — расположившись за кругом, стараются коснуться «пленника» рукой, а «защитник» стремится их осалить (коснуться рукой).
Если «защитник» смог осалить нападающего, тот становится «пленником», а бывший «пленник» — «защитником». Бывший «защитник» становится одним из «разбойников».
Особые замечания: осаливание не засчитывается, если «защитник» отнял руку от головы «пленника». Нельзя толкать и дергать «защитника».
Игра-эстафета «Княжеская стрельба»
Цель игры: развитие двигательных способностей, меткости.
Атрибуты: 10 кеглей или булав, резиновые мячи среднего размера.
Ход игры: на игровой площадке проводятся 2 линии для бросания. По центру проводится средняя линия, на которую ставится 10 кеглей. Все игроки — «князья», решившие потренироваться в стрельбе по мишеням. Игроки, в руках у каждого из которых мяч, делятся на 2 команды и строятся каждая за своей линией бросания. Ведущий игры, Иван-царевич, подает команду: «Стреляй!», и все игроки одной из команд бросают мяч, стараясь сбить кегли. Сбитые кегли ставят снова, но уже на 1 м ближе к другой команде. Затем бросает мячи другая команда. Сбитые этой командой «князей» кегли тоже передвигаются на 1 м в направлении другой команды. Игроки собирают свои мячи, игра продолжается. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков после 5 выполненных залпов.
За каждую кеглю, стоящую на расстоянии 1 м от средней линии в сторону другой команды, «князья» получают 1 очко, 2 м — 2 очка и т. д.
Особые замечания: при бросках игроки не имеют права переступать через линию. Все «князья» одной команды должны бросать мячи одновременно.
Игра-эстафета «Веселые бабки-ежки»
Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.
Атрибуты: 2 метлы или швабры, несколько разноцветных кеглей.
Ход игры: игроки делятся на 2 команды. Проводятся линии старта и финиша. По всей игровой площадке расставляются кегли на расстоянии 0,3 м друг от друга. Игроки должны от стартовой линии на метле проскакать всю дистанцию так, чтобы не задеть кегли.
Побеждает команда, быстрее и лучше другой выполнившая задание.
10