Проект «Горжусь и помню» как средство работы по патриотическому воспитанию

1
0
Материал опубликован 21 January 2019
 

Проект «Горжусь и помню» как средство работы по патриотическому воспитанию

В различных информационных источниках можно найти достаточно много определений понятия воспитание, и во всех трактовках есть сходство в том, что воспитание – процесс планомерный, последовательный и направлен на формирование определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентиров.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач государственных образовательных учреждений, так как именно они являются социальными институтами, призванными развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, мировоззренческие позиции, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей.

Рассмотрим ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги дополнительного образования при решении задач по патриотическому воспитанию учащихся. Одна из отличительных черт дополнительного образования – необязательность посещения занятий, следствием этого являются пропуски без уважительной причины. В настоящее время детям доступны широкие возможности в выборе развлечений и других форм интересного времяпрепровождения, которые не требуют серьёзных усилий. У педагога дополнительного образования возникает нелёгкая задача выстроить свою образовательную и воспитательную деятельности таким образом, чтобы у детей появилась мотивация выбирать в качестве досуга – занятия в творческих или спортивных объединениях по интересам.

Ещё одна немаловажная проблема – нехватка времени. Педагог обязан удовлетворить образовательные потребности учащихся (родителей учащихся): сформировать определённые умения и навыки, заявленные в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, и при этом работать на выполнение государственного заказа: способствовать развитию у учащихся гражданско-патриотического сознания. Возникает вопрос, каким образом может педагог, предположим, реализующий программу «Мягкая игрушка», заниматься патриотическим воспитанием?

Чтобы ответить на этот вопрос надо выделить направления работы патриотического воспитания: духовно-нравственное, историко-патриотическое, спортивно-патриотическое, гражданско-правовое. Ведя работу по данным направлениям, педагогам дополнительного образования Дома детского творчества «Юность» удалось своим примером доказать, что возможность заниматься патриотическим воспитанием учащихся найдётся всегда и не мешает реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Главное грамотно выбрать направления и определить формы и методы работы.

Так, например, педагоги отдела изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества ДДТ «Юность» регулярно организуют акции по изготовлению учащимися объединений подарков для пожилых людей – пациентов гериатрической больницы. На занятиях по программе «Макраме. Фриволите» учащиеся знакомятся с историей государственных символов, далее выполняют творческую работу по их созданию в технике макраме. Подбор репертуара имеет существенное значение в нравственном воспитании личности. Педагоги отдела музыкально-эстетического развития сформировали базу музыкальных произведений патриотической направленности и постоянно пополняют её современными произведениями соответствующей тематики. Воспитанники объединения «Шахматы для школьников» узнают на занятиях о спортсменах, которые внесли немалый вклад в прославление России, что способствует формированию чувства гордости за соотечественников и стремлению брать пример с достойных людей.

Подробнее хотелось бы остановиться на работе отдела социально-культурной деятельности ДДТ «Юность». В 2015 году был разработан и начал реализовываться проект по патриотическому воспитанию «Горжусь и помню».

Основной целью проекта является создание условий для целенаправленного формирования у подрастающего поколения высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма.

К участию приглашаются команды, состоящие из взрослых и детей (учащиеся школ и их родители, учащиеся творческих коллективов и их родители, работники учреждений и их дети, и другие, заинтересованные лица и их дети, изъявившие желание принять участие в цикле программ). Возраст детей – 10-12 лет. Количество участников в команде 4-10 человек: основной состав – дети, группа поддержки – взрослые.

Мероприятия проводятся в форме познавательно-игровых программ гражданско-патриотической направленности.

Цикл мероприятий включает в себя:

Познавательно-игровую программу «Полна талантами Россия» (программа посвящена выдающимся отечественным деятелям культуры и искусства).

Познавательно-игровую программу «Мир великих открытий» (программа посвящена великим открытиям российских ученых).

Познавательно-игровую программу «Тайна планеты Х» (программа посвящена достижениям отечественной космонавтики).

Познавательно-игровую программу «Улицы героев» (программа посвящена героям, чьи имена носят улицы Выборгского района).

Финальную программу «Горжусь и помню» (подведение итогов).

Познавательно-игровые программы включают в себя творческие задания, ребусы, викторины, которые содержат вопросы на эрудицию по теме мероприятия.

Команды, принявшие участие во всех программах цикла, приглашаются на финальную программу и получают сертификат участника, педагоги (руководители команд) – благодарности от Отдела образования Выборгского района. Победители финальной программы награждаются грамотой и памятным подарком.

Таким образом, в Доме детского творчества «Юность» планомерно создаются условия для достижения важнейшей цели современного отечественного образования и решения одной из приоритетных задач общества и государства: воспитания и социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.