12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Зиганшина Альмира Завдатовна25
1

Художественная литература как средство патриотического воспитания

Зиганшина Альмира Завдатовна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ – «СОШ №17» г. Альметьевск РТ

раб.ном. 45-60-03

45-60-02

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК

КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русской литературы в этом плане невозможно переоценить.

Одной из задач в формировании личности учащихся является обогащение ее нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у всех детей различна, что связано с общим развитием, его жизненным опытом. В этом плане велика и значительна роль художественной литературы на патриотические темы.

Патриотическая тема имеет давние богатые традиции, ведет начало от героического эпоса народов, от замечательного памятника древнерусской культуры « Слово о полку Игореве» и грузинской национальной поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Ш.Руставели, от «Полтавы» А.С. Пушкина и «Бородина» М.Ю.Лермонтова, «Тараса Бульбы» Н.В.Гоголя и «Войны и мира» Л.Н.Толстого.

Защита Отечества, борьба за свободу и независимость своего народа, подвиг во имя Родины рассматриваются в произведениях художественной литературы как наиболее яркие проявления патриотического чувства.

В современной обстановке, когда военный конфликт между отдельными государствами представляет собой реальную угрозу всему человечеству, выражением патриотического чувства становится движение сторонников борьбы за мир, за сохранение жизни на нашей планете.

В первых рядах движения за мир стоят и писатели. Свидетельство тому – их постоянный интерес к проблемам войны и мира, огромный воспитательный потенциал лучших произведений современной литературы, посвященных Великой Отечественной войне.

Какие проблемы волнуют сегодняшних школьников в художественной литературе о войне? Каковы мотивы их обращения к произведениям о войне? Приведу высказывание школьницы: « Много читаю о войне. Часто думаю о том, что ждет нашу планету в будущем, и поэтому с интересом читаю наших и зарубежных фантастов. Поразила фантастическая ситуация, описанная Ч.Айтматовым в романе «Буранный полустанок». Это какая-то особенная, очень жизненная фантастика, не для того, чтобы задуматься о настоящем». (Елфимова Айгуль, 11 класс).

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.

Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

Изучая «Житие Александра Невского» в 8 классе, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слово о полку Игореве».

Для учащихся огромный материал для патриотического и гражданского воспитания представляют эпизоды военной истории России.

Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 5 классе, учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления автора о значении Бородинской битвы и роли простого народа, русском национальном характере, о том, кто такие настоящие люди, какой ценой добывается слава народа. На уроках беседуем о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, говорим о Лермонтове не только как о поэте, но и непосредственном участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают волновать нас и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова : «Ребята! Не Москва ль за нами?» Анализ текста хорошо дополняют слайды репродукции картин Ф.Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.Герасимова и слайды других авторов, подготовленные самими учащимися.

Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (6 класс) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиги Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, отвага и храбрость в отстаивании ее чести и независимости. При изучении этого произведения использую на уроке видеофрагменты фильма «Тарас Бульба» в качестве иллюстрации произведения, сопоставления фрагментов художественного текста и видеофрагмента. Просмотр эпизодов сопровождается беседой по содержанию.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами. Например, при изучении романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина «Пугачев». Данная работа позволяет учащимся самостоятельно получать знания, на основе которых формируются определенные убеждения и через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности.

Судьба родины и судьба человека слиты в одно целое в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Учащиеся 9 класса выявляют такие качества, как стойкость, преданность, дух товарищества, которые были издавна присущи русскому солдату. Ярким примером такого солдата стал Андрей Соколов. Лейтмотивом произведения являются слова героя: «… На то ты и мужчина, на то и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чтение и анализ завершается просмотром фильма, который дает еще раз возможность школьникам прочувствовать необычайность характера русского человека. Анализируя текст, ученики получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, отвечают на вопрос: «А как бы ты поступил на его месте?» Этот вопрос рождает чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических чувств способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворды, озвучить диалог исторических деятелей, написать сценарий к фильму, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой на уроке, что во многом определит его успех.

Применение ИКТ - технологий является результатом формирования более эффективной модели обучения, - это требование времени, позволяющее разнообразить урок, активизировать работу учащихся. Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения использовать ИКТ, направленное на формирование и развитие информационной культуры учащихся.

Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания обеспечивает воспитание и развитие личности школьников, способствует проявлению ими собственной нравственной и гражданской позиции, участию в деятельности патриотической направленности.

 

Литература:

  1. Гасанов З.Т. «Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан». «Педагогика». – 2007г., №6;
  2. Колычев В.К. «Истоки мужества»., г. Москва «Просвещение», 2001г.
  3. Бодрова Н.А., Сигал Л.М. «Читательские интересы старших школьников. Внеклассная и внешкольная работа по литературе». – Москва, 2002 г.
  4. Богданова О.Ю. Библиотека учителя русского языка и литературы. «Нравственное воспитание на уроках литературы». – Москва «Просвещение», 2001 г.
  5. Овчинникова Н.П. «Идея патриотизма и Отчества в истории русской педагогики». «Педагоггика». – 2007г., № 1
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.