12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Побочий Ольга Владимировна15

Актуальность. В современном обществе проблема грамотности стоит очень остро. На каждом шагу мы слышим безграмотную речь, видим ошибки в интернете, на страницах газет и журналов. Остается все меньше людей, бережно относящихся к языку. Большинство людей совсем не читают книг, пишут только короткие, часто безграмотные послания в социальных сетях. Почему так происходит? Чем является для нас грамотность сегодня? Модно ли быть грамотным среди моих сверстников? Эти вопросы стали для меня важными в этой исследовательской работе.

Цель исследования: выяснить отношение к грамотности учащихся 4 класса

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить литературу по данной теме и выяснить значение термина «грамотность».

Провести опрос учащихся 4 класса с целью выяснения их отношения к грамотности.

Найти практические способы и рекомендации повышения грамотности .

Содействовать изменению отношения учащихся 4 класса к грамотности через проведение различных мероприятий.

Объект исследования: учащиеся 4 класса

Предмет исследования: отношение к грамотности.

Гипотеза: если изучить вопрос отношения к грамотности младших школьников, то это позволит нам предложить способы преодоления безграмотности.

Методы исследования: анкетирование, сравнение и анализ полученных данных.

Практическая значимость. Работа призвана побудить детей заняться своей грамотностью, задуматься о ее значимости в обществе. 

Что такое грамотность?

Грамотность бывает в любой области: профессиональной, политической, экономической и т.д. Мы остановимся на грамотности в традиционном его смысле.

Значение слова в Толковом словаре современного русского языка Ушакова: «Грамотность – умение читать и писать».

В Большой Российской энциклопедии слово грамотность трактуется как «определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

Согласно словарю С.И. Ожегова под словом "грамотный" подразумевают человека, умеющего читать и писать, а также умеющего писать грамматически правильно.

Вывод: Таким образом, грамотность – это не только умение человека грамотно писать и читать. Чаще всего под этим термином понимают умение человека ясно и связно излагать свои мысли, при этом соблюдая правила орфографии, пунктуации, орфоэпические нормы. Грамотность – это часть общей культуры человека.

Роль грамотности в жизни человека и общества

Русский язык изучается с первого класса и является одним из ведущих предметов в школе.

Грамотность закладывается в человеке с раннего детства. Ребенок слушает речь родителей, усваивает их отношение к языку, манеру изложения мыслей. Это и становится ключевым моментом в их дальнейшей жизни. Поэтому, в первую очередь, от родителей зависит, будут ли их дети культурными и образованными людьми.

Если человек грамотный, ему легче найти престижную, интересную работу. Грамотный человек – это хороший специалист, мастер своего дела, а такие работники нужны на любом предприятии. Благодаря им развивается экономика страны, улучшается социальная жизнь людей.

Сегодня страницы в социальных сетях есть практически у всех, ведь это очень удобный канал коммуникаций. Поэтому очень важно, чтобы люди правильно понимали друг друга. Это касается и сайтов, где информация написана доступно, грамотно, интересно, там больше посетителей.

8 сентября - это международный день грамотности. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году.

Вывод: Одним из элементов грамотного человека является умение грамотно выражать свои мысли, вести диалог, владеть устной и письменной речью.







Отношение к грамотности учащихся 4 класса

(результаты исследования)


Для реализации цели исследования была разработана анкета по выявлению отношения к грамотности учащихся моего класса . Участие приняли 18 человек


Результаты анкетирования представлены в диаграммах.

Отвечая на первый вопрос, учащиеся дали толкование слову «грамотность».

По второму вопросу зачем нужна грамотность получены ответы

Третий вопрос «Какой человек является грамотным?

Отвечая на следующий вопрос, чтобы стать грамотным, надо …

Пятый вопрос определил отношение учащихся к грамотности. На вопрос: «Модно ли быть грамотным сегодня?»

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся 4 класса в основном знают, что подразумевается под словом «грамотность», считают, что это необходимая часть нашей жизни. повышение грамотности — это долгий и упорный труд. Существуют способы, которые могут помочь в этом трудном деле, только надо проявить трудолюбие, настойчивость и огромное терпение.

В ходе реализации исследовательской работы достигнуты следующие результаты:

выявлено отношение младших школьников к проблеме грамотности;

предложены способы повышения уровня грамотности среди детей;

продуктом данной работы стал буклет.



















Памятка «Как повысить свой уровень грамотности?»


1. Много читать. Очень много читать. Сначала вы будете читать, затем воспринимать, после - запоминать слова, фразы и предложения, которые потом уже будете воспроизводить на бумаге на подсознательном уровне.

2. Читать вслух. Механизм примерно такой же. Паузы, прямая речь, обороты, интонация - все это способствует запоминанию прочитанного.

3. Переписывать. Обычное списывание тоже помогает в повышении грамотности письма. Но, чтобы это приносило пользу, лучше составлять конспекты. Лучше писать ручкой в тетради, но можно и на компьютере, особенно при освоении метода слепой печати.

При этом надо воспользоваться алгоритмом:

1. Прочитайте предложение.

2. Повторите его по памяти.

3. Определите, какие орфограммы встречаются в предложении.

4. Прочитайте его орфографически и повторите по памяти, проговаривая все звуки.

5. Закройте текст и запишите предложение.

6. Проверьте себя по тексту.

4. Конспектировать. Отличный навык, который приобретается в течение долгого времени. Главное научиться конспектировать без ошибок, часто сверяясь с оригиналом.

5. Играйте в словесные игры и рисуйте.

Для лучшего запоминания правописания какого-либо слова или правила, можно его нарисовать или изобразить графически. Также для повышения грамотности полезно разгадывать кроссворды, шарады и ребусы, анаграммы. Таких игр существует очень много.


























 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.