Поисково-исследовательский проект «Хотим всё знать!» КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ЕКАТЕРИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ» Участники проекта: воспитанники гр. «Светлячок», гр. «Дельфины» Воспитатели, руководители проекта: Выголовская С. В., Полякова И. В. с. Екатериновка 2024 г.
Актуальность Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи, с изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Цель проекта: Формирование и расширение представлений детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: Август 2024 год ПРОДУКТ ПРОЕКТА: Фотовыставка Картотека опытнической деятельности ВИД ПРОЕКТА: Поисково-исследовательский Групповой Краткосрочный
Задачи проекта: Образовательные: - Формировать представления о предметах, их свойствах и качествах. - Формировать умения делать выводы, открытия. Развивающие: - Развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ. - Развивать мелкую моторику и координацию движений, внимание и память. Воспитательные задачи: - Создать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию. - Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Эксперимент-наблюдение «Окрашивание листьев китайской капусты» (I неделя августа) 1 день опыта 2 день опыта
Эксперимент «Радуга в стакане» (I неделя августа) Рисование и раскрашивание радуги, беседы
Эксперимент «Радуга в стакане» (I неделя августа) Практическая деятельность
Эксперимент «Домашний дождик» (II неделя августа) Рисование и раскрашивание дождика, беседы Практическая деятельность
Эксперимент «Изучаем плавучесть тела» (II неделя августа) Практический опыт
Эксперимент «Цветы в воде» (II неделя августа) Беседы, изготовление бумажных цветов, аппликация «Цветы» Практическое экспериментирование
НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ: Выставка детских работ Узнали, что растения пьют воду и могут менять цвет. Получили знания о явлениях природы (дождь, радуга). Познакомились с экспериментальной деятельностью. Узнали много нового о свойствах воды, познакомились с плавучестью тел.
Используемая литература: 1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26. 2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. 3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с. 4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5. 5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15. 6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с. 7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.