Проект «Кто лес бережёт?»

0
0
Материал опубликован 8 December 2022

Головкина Татьяна Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

Яшина Светлана Валентиновна,

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБОУ СОШ №2 СП ДС «Золотой петушок»

Самарская обл., п.г.т. Усть - Кинельский

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Кто лес бережет?»

Лес – это подарок природы человеку, и его нужно беречь, охранять и защищать от пожаров и злоумышленников. Это и есть основная обязанность человека с профессией лесник. Кто такой лесник? Лесник - работник лесной государственной охраны, сотрудник лесничества. По словарю Ожегова - лесной сторож. При знакомстве с профессией лесника у детей возникло много вопросов о его работе и вообще, почему эта профессия так нужна. Такой интерес подтолкнул нас к более близкому знакомству с этой профессией.

 

Цель:

воспитание уважительного отношения к труду взрослых, через формирование представлений о профессии лесника.

Образовательная задача: показать значимость профессии лесник для общества и природы.

Развивающая задача: развивать любознательность, внимание, память, воображение; познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательная задача: воспитывать любовь к дому, где мы живем – планете «Земля»; уважительное отношение к труду взрослых.

Коррекционно-развивающая задача: побуждать детей к диалогу, развивать умение отвечать полными предложениями; обогащать словарный запас.

Оборудование: картина – фланелеграф, детали леса: деревья, цветы,

грибы, насекомые, животные, птицы. Картинки (или электронная презентация) «Лесник», «Работа лесника». Картинки «Правила поведения в лесу». Атрибуты к дидактической игре «Кто где живет»

Предполагаемый продукт проектной деятельности: саженцы растений для посадки на территории детского сада, изго товление кормушек, скворечников (в зависимости от времени года)

 

 

Наименование тем

Теоретические часы

Практические часы

Беседа «Кто такой хозяин леса?»

 

0,5

 

Д/и игры «Как вести себя в лесу», «Кто где живет»

 

0,5

Экскурсия в офис лесничества поселка

0,5

 

Прогулка по экологической тропе детского сада.

0,5

0,5

Посадка семян сосен, изготовление кормушек, скворечников (В зависимости от времени года)

0,5

0,5

Итого:

2

1,5

Матрица к проекту «Кто лес бережет?»

 

Цель: воспитание уважительного отношения к труду взрослых, через формирование представлений о профессии лесника.

 

 

Этап

Продукт на выходе

Виды деятельности

Роли, которые исполняют дети

Материал

Источник информации

Привлечение родителей

 

Реклама профессии: Лесники – важные для леса люди, они охраняют его и следят за порядком. Работники леса  хорошо знают всех его обитателей. Они стараются помочь животным в трудное время – зимой во время бескормицы, весной в половодье, борются с браконьерами. Лесники заботятся о лесе – берегут его от пожара. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых. Вот сколько важных дел у лесников.

Кейс: за чистотой и порядком в группе следят воспитатели и помощники воспитателя, порядок на участке поддерживает дворник. А кто следит за порядком в лесу?

1 этап - подготовительный

Проблема: Кто поможет лесу?

Задача: показать значимость профессии лесник для общества и природы.

 

 

Беседа «Кто такой хозяин леса?»

 

Коллаж «Лесник – хозяин леса»

Игровая, художественная

Художники – оформители

Ватман, картинки

Воспитатель

 

Проектирование.

Задача:

расширить представления детей о влиянии человека на природу.

развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать, делать выводы.

 

2 этап – аналитический

Д/и игры «Как вести себя в лесу», «Кто где живет»,

«Помоги цветку»

Природоохранные знаки

Игровая

Оформители, защитники природы

Плакаты «Берегите лес», «Дикие животные», «Красная книга»

Воспитатель,

Интернет-ресурсы,

 

Поиск информации

Прогулка по экологической тропе детского сада

Паспорт экологической тропы

Познавательная, исследовательская

Исследователи

Экологическая тропа дс

Воспитатель

Помощь в оформлении паспорта экотропы

Экскурсия офис лесничества поселка «Кто лес бережет?»

 

Познавательная

 

Кабинет лесничева

Лесничий

Помощь в организации и проведении экскурсии

Продукт

III этап – практический

Задачи:

воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

 

«Посади дерево»

Саженцы сосны

Трудовая, исследовательская

Исследователи

Семена растений, земля

Воспитатель

Приобретение семян, земли

«Дом для птиц»

Скворечники

Трудовая

«строители» скворечников или кормушек

Доски или сборная модель скворечника

Родители

Изготовление скворечников

Презентация

IV этап – контрольный

Задача:

формировать умение рассказать о собственном творческом продукте, используя собственные рисунки, схемы, модели.

развивать положительные взаимоотношения, умение работать сообща, группами.

воспитывать любовь к природе, желание изучать ее и защищать.

 

Квест «В гостях у лесника»

Лепбук «Самый главный он в лесу»

Игровая

Исследователи, рассказчики, художники, защитники природы

Конверты с заданиями, «схема КВЕСТа», атрибуты для выполнения заданий

 

Полноправные участники

Конспект ООД «Кто лес бережет?»

 

Формы организации совместной деятельности

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка

Продуктивная

Придумывание правил поведения в природе

Познавательно-исследовательская

Мозговой штурм «Правда или вымысел?

Коммуникативная и игровая

Рассказывание сказки с использованием фланелеграфа; Игровая ситуация «Спасем Звуковичков», дидактическая игра «Кто где живет?», ответы на поставленные вопросы

 

 

Логика образовательной деятельности

 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1

 

Привлекает внимание детей к «картине» - это чистый холст. Почему на нем ничего не нарисовано? Может, что -то случилось с картиной?

Как хорошо, что здесь собрались друзья. Значит вместе мы справимся с любой задачей, преодолеем любые трудности, решим сложные вопросы и никого не оставим в беде. К солнцу потянулись, лучик поймали, к сердцу прижали, другу отдали. Сегодня я вам расскажу историю одного художника. Правда это или выдумка, я не знаю.

 

Дети высказывают свои предположения: рисунок на картине исчез, может надо нарисовать нам, возможно, кто - то забрал и нужна помощь и т.д.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности

 

2

Рассказывает сказку, сопровождая ее показом на фланелеграфе.

Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? — подумал он— Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок — и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка-лесовичка.

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то.

(меняет зеленые деревья на высохшие) А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек одни сухие стволы.

Что случилось? — удивился художник— Почему засох мой лес?

Какой же это лес? — вдруг услышал художник— Тут одни только деревья.

Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает:

Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев?

«Что еще растет в лесу?»

Принялся рисовать новую картину, добавив траву, яркие цветы, грибы.

(меняет картинки на «здоровый» лес)

Вот теперь хорошо,— похвалил сам себя художник, — вот теперь получился настоящий лес.

Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

А потому лес гибнет,— сказал лесовик,— что нет в нем насекомых.

Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

«Ну, теперь все в порядке»,— решил художник и, полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то.

(добавляет насекомых)

Художник подошел к картине… и вдруг отшатнулся. Все на ней — и земля, и стволы, и ветви деревьев — было покрыто полчищами жуков и гусениц.

Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины — казалось, вот-вот упадет. И вид у него был грустный-прегрустный.

Это ты виноват,— закричал художник,— ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!

Конечно,— сказал старичок-лесовичок,— конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.

Что же делать?! — в отчаянии воскликнул художник.— Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?

Никогда,— сказал старичок,— если не нарисуешь птиц. Потому что лес не может быть без птиц.

Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы. Из –за деревьев выглядывали животные.

Вот теперь это настоящий лес,— сказал из темноты лесовичок, — теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это — лес.

А старичок лесовичок куда то исчез. Наверное, ушел следить за лесом, чтобы в нем никто не исчез, чтобы никто не обижал лесных жителей.

Так какой же он, настоящий лес?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают предположения

 

 

Называют лесные растения, располагают на фланелеграфе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С лесом случилась беда, потому что в нем нет птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоящий лес тот, в котором всего много: растений, животных, насекомых, птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развито чувство сопереживания, желание прийти на помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформировано заботливое отношение к объектам природы

 

3

Физминутка

«Если бы я был деревом…»

Выполняют движения соответствии с текстом

Удовлетворена потребность в двигательной активности.

4

 

Мозговой штурм «Правда это, или вымысел?

Дети предполагают и доказывают свою точку зрения.

Правда, потому что, если не будет насекомых, растения не будут расти. А если не будет птиц, то гусеницы могут съесть весь лес.

Неправда, потому что картина нарисованная, а не настоящая. И старичок- лесовичок живет только в сказке

Сформировано умение делать умозаключения

 

5

 

Вы все правы ребята, потому что есть удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и есть правдивые истории, очень похожие на сказки!

Хорошо, что за спокойствием этого леса есть кому следить.

У нас на земле растут города, лес вырубают, прокладывают автомобильные и железные дороги. Негде жить животным, от дыма погибают растения,

Однако лесов становится все меньше и меньше. Лес необходимо беречь. Есть на земле очень важные нужные профессии людей, которые защищают и сохраняют лес. Кто знает, что это за профессии? Чем они занимаются?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лесник, егерь. Лесники – это люди, хорошо знающие всех обитателей леса и старающиеся им в трудное время. Их основное дело – забота о лесе.

   Лесники – важные для леса люди. Они заботятся о лесе – берегут его от пожара, помогают животным в трудную минуту – зимой в бескормицу, весной в половодье.  Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых деревьев, борются с браконьерами.

 

сформировано представление о профессии лесник, лесничий

 

6

Ребята, чем мы можем помочь лесникам?

Игровая ситуация «Придумай правило». Раздает числовые карточки детям.

Высказывают свое мнение, говорят о правилах поведения в лесу Дети, получившие карточки, выбирают картинку с таким же номером и придумывают правило поведения в природе к ней. Каждый придумывает правило, только к своей картинке, высказываются по одному.

 

Сформировано стремление к коллективной работе, эмоциональная отзывчивость, экологическая грамотность.
 

 

7

А вот егерь знает все о животных, что они едят, где прячутся, даже может помочь раненому зверю. Я хочу проверить ваши знания о животных. Дидактическая игра

«Кто где живет»

 

 

Дети по очереди выбирают животных и находят их жилище.

Это воробей. Воробьи вьют гнезда.

Это медведь. Медведь зимует в берлоге.

Это рыба, она живет в воде.

Это скворец, его дом скворечник.

Белка живет в дупле.
Бобры строят хатку.

 

Развито умение узнавать животное и место его обитания по иллюстративному образу;

активизирован словарный запас.

 

8

Молодцы! Справились с заданием. Лесниками нам быть пока рано, а вот помощниками, думаю, можем.

К нам в гости сегодня пришла _______. Она лесничий, и вам расскажет поподробнее о своей профессии.

Рассказ о лесных профессиях

 

Слушают рассказ гостя, смотрят презентацию, задают вопросы.

 

Дети рассматривают инструменты. Примеряют форму, измеряют толщину дерева.

 

Сформирована любознательность, развит познавательный интерес.
 

9

 

Подводит итог занятия, используя АМО ХИПС:

Х- хорошо…,

И – интересно ..;

П – понравилось….;

С – страшно, скучно….

Дети выбирают сердечки и высказывают свое мнение о занятии, о трудностях, впечатлениях

Сформировано умение анализировать свою работу и работу товарищей.


 

Список литературы:

Ю. Дмитриев «Что такое лес»

Горькова Л.Г, Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2007.

Интернет-ресурсы:

Nsportal.ru

Infourok.ru

Ped.kopilka.ru

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.