12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Яшина Светлана Валентиновна41 |
Проект «Кто лес бережёт?»
Головкина Татьяна Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории
Яшина Светлана Валентиновна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ №2 СП ДС «Золотой петушок»
Самарская обл., п.г.т. Усть - Кинельский
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Кто лес бережет?»
Лес – это подарок природы человеку, и его нужно беречь, охранять и защищать от пожаров и злоумышленников. Это и есть основная обязанность человека с профессией лесник. Кто такой лесник? Лесник - работник лесной государственной охраны, сотрудник лесничества. По словарю Ожегова - лесной сторож. При знакомстве с профессией лесника у детей возникло много вопросов о его работе и вообще, почему эта профессия так нужна. Такой интерес подтолкнул нас к более близкому знакомству с этой профессией.
Цель:
воспитание уважительного отношения к труду взрослых, через формирование представлений о профессии лесника.
Образовательная задача: показать значимость профессии лесник для общества и природы.
Развивающая задача: развивать любознательность, внимание, память, воображение; познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательная задача: воспитывать любовь к дому, где мы живем – планете «Земля»; уважительное отношение к труду взрослых.
Коррекционно-развивающая задача: побуждать детей к диалогу, развивать умение отвечать полными предложениями; обогащать словарный запас.
Оборудование: картина – фланелеграф, детали леса: деревья, цветы,
грибы, насекомые, животные, птицы. Картинки (или электронная презентация) «Лесник», «Работа лесника». Картинки «Правила поведения в лесу». Атрибуты к дидактической игре «Кто где живет»
Предполагаемый продукт проектной деятельности: саженцы растений для посадки на территории детского сада, изго товление кормушек, скворечников (в зависимости от времени года)
Наименование тем | Теоретические часы | Практические часы |
Беседа «Кто такой хозяин леса?»
| 0,5 |
|
Д/и игры «Как вести себя в лесу», «Кто где живет» |
| 0,5 |
Экскурсия в офис лесничества поселка | 0,5 |
|
Прогулка по экологической тропе детского сада. | 0,5 | 0,5 |
Посадка семян сосен, изготовление кормушек, скворечников (В зависимости от времени года) | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 2 | 1,5 |
Матрица к проекту «Кто лес бережет?»
Цель: воспитание уважительного отношения к труду взрослых, через формирование представлений о профессии лесника.
Этап | Продукт на выходе | Виды деятельности | Роли, которые исполняют дети | Материал | Источник информации | Привлечение родителей | |||
Реклама профессии: Лесники – важные для леса люди, они охраняют его и следят за порядком. Работники леса хорошо знают всех его обитателей. Они стараются помочь животным в трудное время – зимой во время бескормицы, весной в половодье, борются с браконьерами. Лесники заботятся о лесе – берегут его от пожара. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых. Вот сколько важных дел у лесников. Кейс: за чистотой и порядком в группе следят воспитатели и помощники воспитателя, порядок на участке поддерживает дворник. А кто следит за порядком в лесу? | |||||||||
1 этап - подготовительный Проблема: Кто поможет лесу? Задача: показать значимость профессии лесник для общества и природы.
| |||||||||
Беседа «Кто такой хозяин леса?»
| Коллаж «Лесник – хозяин леса» | Игровая, художественная | Художники – оформители | Ватман, картинки | Воспитатель |
| |||
Проектирование. Задача: расширить представления детей о влиянии человека на природу. развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать, делать выводы.
2 этап – аналитический | |||||||||
Д/и игры «Как вести себя в лесу», «Кто где живет», «Помоги цветку» | Природоохранные знаки | Игровая | Оформители, защитники природы | Плакаты «Берегите лес», «Дикие животные», «Красная книга» | Воспитатель, Интернет-ресурсы, |
| |||
Поиск информации | |||||||||
Прогулка по экологической тропе детского сада | Паспорт экологической тропы | Познавательная, исследовательская | Исследователи | Экологическая тропа дс | Воспитатель | Помощь в оформлении паспорта экотропы | |||
Экскурсия офис лесничества поселка «Кто лес бережет?» |
| Познавательная |
| Кабинет лесничева | Лесничий | Помощь в организации и проведении экскурсии | |||
Продукт III этап – практический Задачи: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
| |||||||||
«Посади дерево» | Саженцы сосны | Трудовая, исследовательская | Исследователи | Семена растений, земля | Воспитатель | Приобретение семян, земли | |||
«Дом для птиц» | Скворечники | Трудовая | «строители» скворечников или кормушек | Доски или сборная модель скворечника | Родители | Изготовление скворечников | |||
Презентация IV этап – контрольный Задача: формировать умение рассказать о собственном творческом продукте, используя собственные рисунки, схемы, модели. развивать положительные взаимоотношения, умение работать сообща, группами. воспитывать любовь к природе, желание изучать ее и защищать.
| |||||||||
Квест «В гостях у лесника» | Лепбук «Самый главный он в лесу» | Игровая | Исследователи, рассказчики, художники, защитники природы | Конверты с заданиями, «схема КВЕСТа», атрибуты для выполнения заданий |
| Полноправные участники |
Конспект ООД «Кто лес бережет?»
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка |
Продуктивная | Придумывание правил поведения в природе |
Познавательно-исследовательская | Мозговой штурм «Правда или вымысел? |
Коммуникативная и игровая | Рассказывание сказки с использованием фланелеграфа; Игровая ситуация «Спасем Звуковичков», дидактическая игра «Кто где живет?», ответы на поставленные вопросы |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
1
| Привлекает внимание детей к «картине» - это чистый холст. Почему на нем ничего не нарисовано? Может, что -то случилось с картиной? Как хорошо, что здесь собрались друзья. Значит вместе мы справимся с любой задачей, преодолеем любые трудности, решим сложные вопросы и никого не оставим в беде. К солнцу потянулись, лучик поймали, к сердцу прижали, другу отдали. Сегодня я вам расскажу историю одного художника. Правда это или выдумка, я не знаю.
| Дети высказывают свои предположения: рисунок на картине исчез, может надо нарисовать нам, возможно, кто - то забрал и нужна помощь и т.д. | Сформирован интерес к предстоящей деятельности |
2 | Рассказывает сказку, сопровождая ее показом на фланелеграфе. Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? — подумал он— Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок — и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка-лесовичка. Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. (меняет зеленые деревья на высохшие) А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек одни сухие стволы. — Что случилось? — удивился художник— Почему засох мой лес? — Какой же это лес? — вдруг услышал художник— Тут одни только деревья. Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает: — Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? «Что еще растет в лесу?» Принялся рисовать новую картину, добавив траву, яркие цветы, грибы. (меняет картинки на «здоровый» лес) — Вот теперь хорошо,— похвалил сам себя художник, — вот теперь получился настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть. — А потому лес гибнет,— сказал лесовик,— что нет в нем насекомых. Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки. «Ну, теперь все в порядке»,— решил художник и, полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то. (добавляет насекомых) Художник подошел к картине… и вдруг отшатнулся. Все на ней — и земля, и стволы, и ветви деревьев — было покрыто полчищами жуков и гусениц. Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины — казалось, вот-вот упадет. И вид у него был грустный-прегрустный. — Это ты виноват,— закричал художник,— ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес! — Конечно,— сказал старичок-лесовичок,— конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели. — Что же делать?! — в отчаянии воскликнул художник.— Неужели я не нарисую никогда настоящего леса? Никогда,— сказал старичок,— если не нарисуешь птиц. Потому что лес не может быть без птиц. Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы. Из –за деревьев выглядывали животные. — Вот теперь это настоящий лес,— сказал из темноты лесовичок, — теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это — лес. А старичок лесовичок куда то исчез. Наверное, ушел следить за лесом, чтобы в нем никто не исчез, чтобы никто не обижал лесных жителей. Так какой же он, настоящий лес? |
Дети высказывают предположения
Называют лесные растения, располагают на фланелеграфе
Высказывают предположения
С лесом случилась беда, потому что в нем нет птиц.
Настоящий лес тот, в котором всего много: растений, животных, насекомых, птиц. |
Развито чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
Сформировано заботливое отношение к объектам природы |
3 | Физминутка «Если бы я был деревом…» | Выполняют движения соответствии с текстом | Удовлетворена потребность в двигательной активности. |
4
| Мозговой штурм «Правда это, или вымысел? | Дети предполагают и доказывают свою точку зрения. Правда, потому что, если не будет насекомых, растения не будут расти. А если не будет птиц, то гусеницы могут съесть весь лес. Неправда, потому что картина нарисованная, а не настоящая. И старичок- лесовичок живет только в сказке | Сформировано умение делать умозаключения |
5
| Вы все правы ребята, потому что есть удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и есть правдивые истории, очень похожие на сказки! Хорошо, что за спокойствием этого леса есть кому следить. У нас на земле растут города, лес вырубают, прокладывают автомобильные и железные дороги. Негде жить животным, от дыма погибают растения, Однако лесов становится все меньше и меньше. Лес необходимо беречь. Есть на земле очень важные нужные профессии людей, которые защищают и сохраняют лес. Кто знает, что это за профессии? Чем они занимаются?
|
Лесник, егерь. Лесники – это люди, хорошо знающие всех обитателей леса и старающиеся им в трудное время. Их основное дело – забота о лесе. Лесники – важные для леса люди. Они заботятся о лесе – берегут его от пожара, помогают животным в трудную минуту – зимой в бескормицу, весной в половодье. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых деревьев, борются с браконьерами.
| сформировано представление о профессии лесник, лесничий |
6 | Ребята, чем мы можем помочь лесникам? Игровая ситуация «Придумай правило». Раздает числовые карточки детям. | Высказывают свое мнение, говорят о правилах поведения в лесу Дети, получившие карточки, выбирают картинку с таким же номером и придумывают правило поведения в природе к ней. Каждый придумывает правило, только к своей картинке, высказываются по одному.
| Сформировано стремление к коллективной работе, эмоциональная отзывчивость, экологическая грамотность. |
7 | А вот егерь знает все о животных, что они едят, где прячутся, даже может помочь раненому зверю. Я хочу проверить ваши знания о животных. Дидактическая игра «Кто где живет»
| Дети по очереди выбирают животных и находят их жилище. Это воробей. Воробьи вьют гнезда. Это медведь. Медведь зимует в берлоге. Это рыба, она живет в воде. Это скворец, его дом скворечник. Белка живет в дупле.
| Развито умение узнавать животное и место его обитания по иллюстративному образу; активизирован словарный запас. |
8 | Молодцы! Справились с заданием. Лесниками нам быть пока рано, а вот помощниками, думаю, можем. К нам в гости сегодня пришла _______. Она лесничий, и вам расскажет поподробнее о своей профессии. Рассказ о лесных профессиях
| Слушают рассказ гостя, смотрят презентацию, задают вопросы.
Дети рассматривают инструменты. Примеряют форму, измеряют толщину дерева.
| Сформирована любознательность, развит познавательный интерес. |
9
| Подводит итог занятия, используя АМО ХИПС: Х- хорошо…, И – интересно ..; П – понравилось….; С – страшно, скучно…. | Дети выбирают сердечки и высказывают свое мнение о занятии, о трудностях, впечатлениях | Сформировано умение анализировать свою работу и работу товарищей. |
Список литературы:
Ю. Дмитриев «Что такое лес»
Горькова Л.Г, Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2007.
Интернет-ресурсы: