Проект «Кто лес бережёт?»
Головкина Татьяна Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории
Яшина Светлана Валентиновна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ №2 СП ДС «Золотой петушок»
Самарская обл., п.г.т. Усть - Кинельский
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Кто лес бережет?»
Лес – это подарок природы человеку, и его нужно беречь, охранять и защищать от пожаров и злоумышленников. Это и есть основная обязанность человека с профессией лесник. Кто такой лесник? Лесник - работник лесной государственной охраны, сотрудник лесничества. По словарю Ожегова - лесной сторож. При знакомстве с профессией лесника у детей возникло много вопросов о его работе и вообще, почему эта профессия так нужна. Такой интерес подтолкнул нас к более близкому знакомству с этой профессией.
Цель:
воспитание уважительного отношения к труду взрослых, через формирование представлений о профессии лесника.
Образовательная задача: показать значимость профессии лесник для общества и природы.
Развивающая задача: развивать любознательность, внимание, память, воображение; познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательная задача: воспитывать любовь к дому, где мы живем – планете «Земля»; уважительное отношение к труду взрослых.
Коррекционно-развивающая задача: побуждать детей к диалогу, развивать умение отвечать полными предложениями; обогащать словарный запас.
Оборудование: картина – фланелеграф, детали леса: деревья, цветы,
грибы, насекомые, животные, птицы. Картинки (или электронная презентация) «Лесник», «Работа лесника». Картинки «Правила поведения в лесу». Атрибуты к дидактической игре «Кто где живет»
Предполагаемый продукт проектной деятельности: саженцы растений для посадки на территории детского сада, изго товление кормушек, скворечников (в зависимости от времени года)
Наименование тем |
Теоретические часы |
Практические часы |
Беседа «Кто такой хозяин леса?»
|
0,5 |
|
Д/и игры «Как вести себя в лесу», «Кто где живет» |
|
0,5 |
Экскурсия в офис лесничества поселка |
0,5 |
|
Прогулка по экологической тропе детского сада. |
0,5 |
0,5 |
Посадка семян сосен, изготовление кормушек, скворечников (В зависимости от времени года) |
0,5 |
0,5 |
Итого: |
2 |
1,5 |
Матрица к проекту «Кто лес бережет?»
Цель: воспитание уважительного отношения к труду взрослых, через формирование представлений о профессии лесника.
Этап |
Продукт на выходе |
Виды деятельности |
Роли, которые исполняют дети |
Материал |
Источник информации |
Привлечение родителей |
|||
Реклама профессии: Лесники – важные для леса люди, они охраняют его и следят за порядком. Работники леса хорошо знают всех его обитателей. Они стараются помочь животным в трудное время – зимой во время бескормицы, весной в половодье, борются с браконьерами. Лесники заботятся о лесе – берегут его от пожара. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых. Вот сколько важных дел у лесников. Кейс: за чистотой и порядком в группе следят воспитатели и помощники воспитателя, порядок на участке поддерживает дворник. А кто следит за порядком в лесу? |
|||||||||
1 этап - подготовительный Проблема: Кто поможет лесу? Задача: показать значимость профессии лесник для общества и природы.
|
|||||||||
Беседа «Кто такой хозяин леса?»
|
Коллаж «Лесник – хозяин леса» |
Игровая, художественная |
Художники – оформители |
Ватман, картинки |
Воспитатель |
|
|||
Проектирование. Задача: расширить представления детей о влиянии человека на природу. развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать, делать выводы.
2 этап – аналитический |
|||||||||
Д/и игры «Как вести себя в лесу», «Кто где живет», «Помоги цветку» |
Природоохранные знаки |
Игровая |
Оформители, защитники природы |
Плакаты «Берегите лес», «Дикие животные», «Красная книга» |
Воспитатель, Интернет-ресурсы, |
|
|||
Поиск информации |
|||||||||
Прогулка по экологической тропе детского сада |
Паспорт экологической тропы |
Познавательная, исследовательская |
Исследователи |
Экологическая тропа дс |
Воспитатель |
Помощь в оформлении паспорта экотропы |
|||
Экскурсия офис лесничества поселка «Кто лес бережет?» |
|
Познавательная |
|
Кабинет лесничева |
Лесничий |
Помощь в организации и проведении экскурсии |
|||
Продукт III этап – практический Задачи: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
|
|||||||||
«Посади дерево» |
Саженцы сосны |
Трудовая, исследовательская |
Исследователи |
Семена растений, земля |
Воспитатель |
Приобретение семян, земли |
|||
«Дом для птиц» |
Скворечники |
Трудовая |
«строители» скворечников или кормушек |
Доски или сборная модель скворечника |
Родители |
Изготовление скворечников |
|||
Презентация IV этап – контрольный Задача: формировать умение рассказать о собственном творческом продукте, используя собственные рисунки, схемы, модели. развивать положительные взаимоотношения, умение работать сообща, группами. воспитывать любовь к природе, желание изучать ее и защищать.
|
|||||||||
Квест «В гостях у лесника» |
Лепбук «Самый главный он в лесу» |
Игровая |
Исследователи, рассказчики, художники, защитники природы |
Конверты с заданиями, «схема КВЕСТа», атрибуты для выполнения заданий |
|
Полноправные участники |
Конспект ООД «Кто лес бережет?»
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Физминутка |
Продуктивная |
Придумывание правил поведения в природе |
Познавательно-исследовательская |
Мозговой штурм «Правда или вымысел? |
Коммуникативная и игровая |
Рассказывание сказки с использованием фланелеграфа; Игровая ситуация «Спасем Звуковичков», дидактическая игра «Кто где живет?», ответы на поставленные вопросы |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Ожидаемые результаты |
1
|
Привлекает внимание детей к «картине» - это чистый холст. Почему на нем ничего не нарисовано? Может, что -то случилось с картиной? Как хорошо, что здесь собрались друзья. Значит вместе мы справимся с любой задачей, преодолеем любые трудности, решим сложные вопросы и никого не оставим в беде. К солнцу потянулись, лучик поймали, к сердцу прижали, другу отдали. Сегодня я вам расскажу историю одного художника. Правда это или выдумка, я не знаю.
|
Дети высказывают свои предположения: рисунок на картине исчез, может надо нарисовать нам, возможно, кто - то забрал и нужна помощь и т.д. |
Сформирован интерес к предстоящей деятельности |
2 |
Рассказывает сказку, сопровождая ее показом на фланелеграфе. Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? — подумал он— Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок — и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка-лесовичка. Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. (меняет зеленые деревья на высохшие) А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек одни сухие стволы. — Что случилось? — удивился художник— Почему засох мой лес? — Какой же это лес? — вдруг услышал художник— Тут одни только деревья. Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает: — Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? «Что еще растет в лесу?» Принялся рисовать новую картину, добавив траву, яркие цветы, грибы. (меняет картинки на «здоровый» лес) — Вот теперь хорошо,— похвалил сам себя художник, — вот теперь получился настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть. — А потому лес гибнет,— сказал лесовик,— что нет в нем насекомых. Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки. «Ну, теперь все в порядке»,— решил художник и, полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то. (добавляет насекомых) Художник подошел к картине… и вдруг отшатнулся. Все на ней — и земля, и стволы, и ветви деревьев — было покрыто полчищами жуков и гусениц. Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины — казалось, вот-вот упадет. И вид у него был грустный-прегрустный. — Это ты виноват,— закричал художник,— ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес! — Конечно,— сказал старичок-лесовичок,— конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели. — Что же делать?! — в отчаянии воскликнул художник.— Неужели я не нарисую никогда настоящего леса? Никогда,— сказал старичок,— если не нарисуешь птиц. Потому что лес не может быть без птиц. Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы. Из –за деревьев выглядывали животные. — Вот теперь это настоящий лес,— сказал из темноты лесовичок, — теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это — лес. А старичок лесовичок куда то исчез. Наверное, ушел следить за лесом, чтобы в нем никто не исчез, чтобы никто не обижал лесных жителей. Так какой же он, настоящий лес? |
Дети высказывают предположения
Называют лесные растения, располагают на фланелеграфе
Высказывают предположения
С лесом случилась беда, потому что в нем нет птиц.
Настоящий лес тот, в котором всего много: растений, животных, насекомых, птиц. |
Развито чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
Сформировано заботливое отношение к объектам природы |
3 |
Физминутка «Если бы я был деревом…» |
Выполняют движения соответствии с текстом |
Удовлетворена потребность в двигательной активности. |
4
|
Мозговой штурм «Правда это, или вымысел? |
Дети предполагают и доказывают свою точку зрения. Правда, потому что, если не будет насекомых, растения не будут расти. А если не будет птиц, то гусеницы могут съесть весь лес. Неправда, потому что картина нарисованная, а не настоящая. И старичок- лесовичок живет только в сказке |
Сформировано умение делать умозаключения |
5
|
Вы все правы ребята, потому что есть удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и есть правдивые истории, очень похожие на сказки! Хорошо, что за спокойствием этого леса есть кому следить. У нас на земле растут города, лес вырубают, прокладывают автомобильные и железные дороги. Негде жить животным, от дыма погибают растения, Однако лесов становится все меньше и меньше. Лес необходимо беречь. Есть на земле очень важные нужные профессии людей, которые защищают и сохраняют лес. Кто знает, что это за профессии? Чем они занимаются?
|
Лесник, егерь. Лесники – это люди, хорошо знающие всех обитателей леса и старающиеся им в трудное время. Их основное дело – забота о лесе. Лесники – важные для леса люди. Они заботятся о лесе – берегут его от пожара, помогают животным в трудную минуту – зимой в бескормицу, весной в половодье. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых деревьев, борются с браконьерами.
|
сформировано представление о профессии лесник, лесничий |
6 |
Ребята, чем мы можем помочь лесникам? Игровая ситуация «Придумай правило». Раздает числовые карточки детям. |
Высказывают свое мнение, говорят о правилах поведения в лесу Дети, получившие карточки, выбирают картинку с таким же номером и придумывают правило поведения в природе к ней. Каждый придумывает правило, только к своей картинке, высказываются по одному.
|
Сформировано стремление к коллективной работе, эмоциональная отзывчивость, экологическая грамотность. |
7 |
А вот егерь знает все о животных, что они едят, где прячутся, даже может помочь раненому зверю. Я хочу проверить ваши знания о животных. Дидактическая игра «Кто где живет»
|
Дети по очереди выбирают животных и находят их жилище. Это воробей. Воробьи вьют гнезда. Это медведь. Медведь зимует в берлоге. Это рыба, она живет в воде. Это скворец, его дом скворечник. Белка живет в дупле.
|
Развито умение узнавать животное и место его обитания по иллюстративному образу; активизирован словарный запас. |
8 |
Молодцы! Справились с заданием. Лесниками нам быть пока рано, а вот помощниками, думаю, можем. К нам в гости сегодня пришла _______. Она лесничий, и вам расскажет поподробнее о своей профессии. Рассказ о лесных профессиях
|
Слушают рассказ гостя, смотрят презентацию, задают вопросы.
Дети рассматривают инструменты. Примеряют форму, измеряют толщину дерева.
|
Сформирована любознательность, развит познавательный интерес. |
9
|
Подводит итог занятия, используя АМО ХИПС: Х- хорошо…, И – интересно ..; П – понравилось….; С – страшно, скучно…. |
Дети выбирают сердечки и высказывают свое мнение о занятии, о трудностях, впечатлениях |
Сформировано умение анализировать свою работу и работу товарищей. |
Список литературы:
Ю. Дмитриев «Что такое лес»
Горькова Л.Г, Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2007.
Интернет-ресурсы:
Nsportal.ru
Infourok.ru
Ped.kopilka.ru