Визитка проекта
Автор: Комова Н.И.
Посадскова А.В.
Образовательное учреждение (я) | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94 |
(ФИО, должность) | |
Комова Нина Ивановна ,воспитатель |
Тема проекта: | «Мы память бережно храним» | ||
Творческое название: | День Победы | ||
Типология проекта: | по методу: познавательный, социально – значимый | ||
Категория | 5-6 лет | Продолжительность проекта | среднесрочный |
Предметная | ОО «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» | ||
Образовательные цели: | Образовательные: -Обобщать и расширять знания детей о Великой отечественной войне, городах-героя, героях войны, о детях войны, наградах, о работе в тылу и т.д. - Обогащать речевой запас детей на основе углубления представления о событиях Великой Отечественной войны. | ||
Развивающие цели: | -Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины. -Поощрять поисковую деятельность детей и родителей по ознакомлению с историческим прошлым нашей Родины. -Привлекать родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям | ||
Воспитательные цели: | -Формировать чувство любви к своей Родине через изучение исторического прошлого. -Формировать чувство уважения к защитникам Родины; развивать патриотические чувства. -Сформировать у родителей активную позицию в воспитании патриотических чувств у своих детей через художественную литературу. театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания. |
Основополагающий вопрос: | Почему мы помним о празднике День Победы? |
Проблемный вопрос: | -Почему война называется «Великая Отечественная? -В чем секрет победы советского народа над фашисткой Германией? -Почему День Победы– это праздник со слезами на глазах? |
Основные понятия: Частные вопросы | Воин- победитель, труженик тыла, подвиг. Защитник, Родина, Отечество, почтить память. Направления исследований. |
1.Почему праздник называется «День Победы | Беседа «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны» Разучивание с детьми пословиц и поговорок о войне и мире. Короткие видео ролики для знакомства детей с защитниками Родины военной тематики. Дидактические игры: «Назови пословицу», «Раньше и теперь», «Защитники Отечества» Подвижные игры: «Саперы», «Перетягушки» Слушание военных песен: «Священная война» ,«День Победы», «Катюша», «Бравые солдаты», «Пусть всегда будет солнце». Чтение литературы о Великой Отечественной войне: Ю. Дерюгин «На красной площади парад», Соболев Л. «Батальон четверых» Алексеев С. «Орлович-воронович», «Шинель» Е. Благинина, С. П. Алексеев «Брестская крепость». Я. Длуголенский «Что могут солдаты» О. Высотской «Мой брат уехал на границу» |
Как наша страна отмечает День Победы? | «Окна Победы»– участие во всероссийской акции, посвященной 75летию Великой Победы. Конкурс-акция «Георгиевская лента» Региональный конкурс творческих работ «Диалог поколений: былое и внуки» Номинация «Фотоэтюд» Сценарий игровой программы, посвященной «75-летию Великой Победы». Мастер- класс по аппликации «Открытка ко Дню Победы» |
3.Почему мы помним о празднике День Победы? | НОД по лепке «Танк» НОД по рисованию «Салют Победы» нетрадиционном приёмом-рисование солью. Заучивание стихотворений: «День победы» (А. Игебаев), «День победы» (Т. Белозёрова), «Мальчик из села Поповки» (С. Я. Маршак) |
Краткое содержание темы проектной деятельности дошкольников | Пояснительная записка Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Поэтому именно события Великой Отечественной войны являются примером для воспитания патриотического чувства дошкольников. Именно поэтому становится актуальной разработка проекта по данной теме, затрагивающей именно связь семьи ребенка с военным прошлым нашей Родины. Создание проекта «Мы память бережно храним» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории. Аннотация Данный проект может быть проведён для детей 5-6 лет. Проект охватывает различные образовательные области «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного. В результате приобретенных знаний на патриотическую тему у детей расширяется словарный запас и кругозор, формируется любовь к людям (ветеранам, профессии защитника Отечества), Родине; воспитывается уважение к памяти павших бойцов. Дошкольники знакомятся с художественной литературой (стихами, рассказами), песнями на военную тему; приобщаются к прошлому и настоящему своей страны через связь поколений. В ходе проектной деятельности дети создадут различные продукты деятельности (совместные, индивидуальные): рисунки, конструирование, аппликацию, лепку, а это совершенствует трудовые навыки, развивает творческие способности. Данный проект вызывает у детей желание активно участвовать в подготовке к предстоящему празднику. Проблема проекта: Современное поколение мало что знает о Великой Отечественной войне и патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Таким образом, было принято решение о разработке и реализации проекта «Мы память бережно храним!» |
Предполагаемый результат. | -У детей сформированы чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей страны; - расширились знания детей о Великой отечественной войне, городах-героя, героях войны, о детях войны, наградах, о работе в тылу; - увеличился интерес детей о самом главном празднике 9Мая – День Победы; -увеличилось число родителей заинтересованных к формированию у детей патриотических чувств, к образовательно-воспитательной работе в группе и желание принимать активное участие в жизни группы и детского сада. |
Продукт проектной деятельности: | -Создан мини-музея военной техники; -совместно с родителями создана «Книга памяти»; -изготовлена газета « Мы правнуки твои, Победа». |
План организации проектной деятельности.
Название этапа | Деятельность педагога | Деятельность дошкольника | Деятельность родителей |
Мотивационный этап: | Вносит видео клип песни «Священная война.» В.Лебедев-Кумач. Выслушивает предположения детей о том, о чём поётся в этой песне, о чём им интересно узнать. Определяет вместе с детьми продукт проектной деятельности | Входит в проектную ситуацию. Выдвигает свои предположения. Осмысливает и принимает проектную задачу, предвидит результаты проектной деятельности | Оказывают информационную помощь для осознания и принятия детьми проектной задачи |
Подготовительный этап: | Составление проекта, поэтапного плана работы. Выявление первоначальных знаний воспитанников о Великой Отечественной войне. Определение инициативной группой темы, цели и задачи, содержания проекта, прогнозирование результата. Обсуждение проекта с родителями и инициативной группой, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. Подбор иллюстраций, картин, слайдов, грамзаписей по темам занятий. Рассматривание медалей, орденов Великой Отечественной войны. Разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?). | Планирует свои действия, выдвигает предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи: | Планируют и предполагают свою помощь в проведении исследования. Обсуждают с ребенком возможные способы поиска решений к поставленным задачам. Рассказывают детям о том, что они знают по теме проекта. Знакомят детей с художественной литературой по данной теме проекта. |
Практический этап: | Создание развивающей среды в группе. Проведение беседы о Великой Отечественной войне. Разучивание с детьми пословиц и поговорок о войне и мире. Смотр коротких видео роликов для знакомства детей с защитниками Родины, военной тематики. Проведение с детьми дидактических и подвижных игр. Слушание военных песен: «Священная война», «День Победы», «Катюша», «Бравые солдаты» «Пусть всегда будет солнце» Чтение литературы о Великой Отечественной войне: «На красной площади парад», «Батальон четверых» «Шинель», «Брестская крепость», «Что могут солдаты», «Мой брат уехал на границу». -продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) Консультация для родителей ««Как рассказывать детям о войне?» | Совместно с родителями участвует в акциях: «Окна Победы», «Георгиевская лента» Принимает участие в региональном конкурсе творческих работ «Диалог поколений: былое и внуки» Номинация «Фотоэтюд» Во время продуктивной деятельности рисует «Салют Победы» нетрадиционном приёмом-рисования солью, принимает участие в мастер- классе по аппликации «Открытка ко Дню Победы», лепит из пластилина военную технику. Активно участвует в играх, просмотре видео клипов о войне, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий. | Оказывают помощь в сборе материала, участвуют в акциях. Организуют самостоятельную деятельность по теме проекта в домашних условиях. Совместно с детьми знакомятся с историей Великой Отечественной войны. |
Коррекционный этап: | Выявляет тех детей, которые недостаточно усвоили новые знания. Определяет методы и приемы по дальнейшей работе с такими детьми. Участвует в оформлении продуктов проекта. | Участвует в оформлении продуктов проекта. | Участвуют в оформлении продуктов проекта. |
Заключительный | Проводит мероприятие, посвященное к «75-летию Великой Победы»; оформляет « Книгу Памяти» | Принимает участие на празднике, участвует в подборе военной техники для мини-музея, рассказывает о прабабушке, прадедушке- участнике войны. | Помогают в подготовке и участвуют в итоговом мероприятии. |
Материалы для дифференцированного обучения: | |
Дети с проблемами участия в проектной деятельности | Обеспечение детей такой деятельностью, которая будет соответствовать их возможностями способностям. Усложнение заданий находится в зоне ближайшего развития. На выполнение заданий детям предлагается больше времени. В случае затруднений детей (с их согласия) предлагается помощь сверстников. |
Одаренный ребенок | Педагог дает задание повышенной сложности по теме проекта, ребенку отводится ведущая роль в группе. Предлагается оказание помощи детям, испытывающим затруднения. |
Продукты проектной деятельности детей | Результаты продуктивной деятельности детей: военная техника из пластилина, рисунки, оригами. Созданные совместно с детьми, их родителями и педагогами: « Книги Памяти», газеты « Мы правнуки твои ,Победа», мини- музея « Военная техника» |
Итоговое мероприятие | Праздничное мероприятие к «75 -летию Победы» |
Приложение.
1. Беседа «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны» в рамках проекта «Мы память бережно храним».
Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам - героям.
Оборудование: портреты героев ВОВ, детей войны, страницы альбома «Солдаты Победы».
Ход занятия.
Воспитатель: Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна поднялась на борьбу с фашистами.
Давайте послушаем сообщения старших ребят о героях той страшной войны (о И. Н. Кожедубе, А. П. Маресьеве, А.М. Матросове).
Воспитатель: А я вам расскажу о детях, которые наряду с взрослыми несли все тяготы войны. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Были случаи, когда из-за малого роста подростки не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте.
Там, где прежде изготавливали оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты, теперь мастерили запалы к ручным гранатам, цветные сигнальные ракеты, дымовые шашки.
Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты - красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак.
Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях.
Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не разобранных писем, в том числе и от фронтовиков. Как их ждали матери, сестры, жёны и дети бойцов! Ребята стали разбирать письма и носить их по домам.
Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевал на фронтах и в партизанских отрядах. Послушайте рассказы о детях, почти ваших сверстниках. Подвиги всех детей и взрослых не будут забыты никогда.
О них, и о героях войны сложено немало стихов.
«Реквием» Р. Рождественский
Помните!
Через века, через года, —
О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!...
Люди, покуда, сердца стучатся,— помните!
Какою ценой завоёвано счастье, — Пожалуйста, помните!
Нарисуйте, как вы представляете детей - героев войны.
2. Консультация для родителей «Как рассказывать детям о войне?»
Война — та тяжелая тема, которая может травмировать, а может оказаться мощным воспитательным средством. Все зависит от того, как вы подойдете к делу.
Все дети играют в «войнушки», стреляют из игрушечных автоматов, прячутся в «засадах», но настоящая война – это кровь, смерть, страдание, страх. Рано или поздно, но детям о войне рассказывать приходится всем родителям. Первое правило для родителей: разговор о войне с ребенком - это честный и искренний разговор, ведь дети Вам доверяют.
1. Начиная разговор о войне, попробуйте спросить у своего ребенка, как он думает, что такое «война». В разговоре с совсем маленькими детьми не рекомендуется рассказывать обо всех ужасах, лучше сконцентрировать свое внимание на основных понятиях о войне, не вдаваясь в подробности. Расскажите ребенку о том, что война - неизбежное событие на протяжении всей истории человечества. Причины для начала войны могут быть разными. Одни нападают, другим приходится защищаться, но при этом страдают все.
2.Ребенок может задать вопрос: «Кто и почему нападает, а другие защищаются?». Здесь хорошо бы почитать сказку и на примере сказочных героев рассказать о войне.
Самое ценное, что могут сделать родители, это донести до сознания ребенка, что мир лучше любой войны
3. Нашим детям надо рассказать о трудностях и лишениях военных лет, о сражениях, о подвигах. И чем ребенок старше, тем подробнее можно с ним беседовать на эту тему.
Дети должны знать и ценить то, что мы сейчас живем в мире, без войны. И это благодаря людям, которые избавили нас от фашистов.
4. Рассказывать о смерти можно лишь тогда, когда ребенок начинает задавать вопросы, но понятным и не страшным для него языком. Если ребенок не спрашивает, значит ему это еще неинтересно, и заводить эту тему самостоятельно не стоит.
5. Если вы не знаете, что конкретно говорить, расскажите о детстве своей бабушки, вспомните историю своей семьи, покажите фотографии, ордена дедушки…
6. Прочитайте книги. Живые рассказы всегда лучше патриотических официальных речей. Посмотрите вместе хорошее кино (более щадящие психику ребёнка советские фильмы). Обязательно обсудите с ребёнком полученные впечатления.
Помните: слезы над книгой или фильмом воспитывают душу. Это тяжело. Но дети должны уметь плакать не только когда разбили коленку и страдают, а когда от боли страдает кто-то другой.
7. Нужно показывать, как одни поступки проводят к войне, а другие нет, давать такие упражнения даже: давайте научимся мириться, дружить, решать конфликты. Как бы ты поступил, если бы тебя назвали обидным словом? Можно ударить, да. Но это будет маленькая война. А как по-другому?
8. Приведите конкретные примеры, поговорите о том, что делали во время войны ваши родственники, когда они были тоже детьми. Акцент не на том, как одни убивали других, а на том, как люди помогали друг другу. Как дети оказывали посильную помощь в деле приближения победы.
9. Важно не оставлять ребенка наедине с его переживаниями. Он многого может не понять в силу возраста. Объяснять необходимо терпеливо и вдумчиво. Кое-что покажется очень страшным, и будет нужна поддержка близкого человека. Специально не нужно пугать, но и замалчивать, когда ребенок спрашивает, нельзя. Дети справятся с самыми сильными чувствами, если взрослый человек будет рядом и разделит переживание. Поддерживая ребенка, нужно показать выход из ситуации. Жизнь без войны возможна, и это главное сообщение во всех разговорах о войне.
10.Разучите с детьми пословицы и поговорки военной тематики:
«Береги землю родимую, как мать любимую»,
«Герой – за Родину горой»,
«Мир строит, а война разрушает»,
«Друг за друга стой - и выиграешь бой»,
«Родина-мать - умей ее защищать»,
«Кто к нам с мечом придет — от меча и погибнет».
11. Посмотрите вместе с ребенком мультфильмы, посвященные военной тематике: «Воспоминание», «Легенда о старом маяке», «Солдатская сказка», «Партизанская снегурочка», «Василёк».
12. Посмотрите вместе с ребенком военный парад, концерт военной песни.
13. Посетите мемориал павшим воинам, возложите вместе цветы и объясните ребёнку, что мы храним память о подвигах героев и благодарность за нашу мирную жизнь.
14. Примите участие в акциях «Огни памяти», «Бессмертный полк», «Открытка ветерану». Учите ребёнка уважению к ветеранам и
старикам.
3. «Окна Победы»– участие во всероссийской акции, посвященной 75летию Великой Победы.
https://docs.google.com/document/d/1v_dXmQFu_VhaMiZpZZ6M20AIIEhq1uhG/edit
4.Конкурс-акция «Георгиевская лента»
https://docs.google.com/document/d/17bPCM-F3_8Z57aU0FgspMWBnlum9asdB/edit
Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.
Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда.
5.Региональный конкурс творческих работ
«Диалог поколений: былое и внуки» Номинация «Фотоэтюд»
https://docs.google.com/document/d/1R0Xfpywf8W0k6oSExtbfozNeGCMRP5MY/edit
6.Короткие видео ролики для знакомства детей с защитниками Родины. https://www.youtube.com/watch?v=dmMbOUWXR08
https://www.youtube.com/watch?v=B1Kw3QaCEqA https://www.youtube.com/watch?v=G6IXhdlmSn0
https://yandex.ru/efir?from=efir&from_block=ya_organic_results&stream_id=va3xjnIu6Hg0
7. Слушание военных песен.
https://www.youtube.com/watch?v=cF_PFHtIDQ4
https://www.youtube.com/watch?v=uoNo1UX3uFs
https://www.youtube.com/watch?v=RWes8VG5cFo
https://www.youtube.com/watch?v=jvntm5KMd2c
8. Дидактические и подвижные игры .
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.
Военные пословицы и поговорки для дошкольников
Я тебе помогу, ты мне — это первый закон на войне.
Хочешь победить на войне — работай вдвойне.
Смело иди в бой, — Родина за тобой.
Война не лечит, а калечит.
Войной да огнем не шутят.
Где смелость, там победа.
Герой — за Родину горой.
Один в поле не воин.
Герой в бою как в песне запевала.
Герой никогда не умрёт — он вечно в народе живёт.
Закон бойца — стойкость до конца.
Каковы офицеры — таковы и войска.
Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
Жизнь дана на смелые дела.
Мир строит, война разрушает.
Герой не многих знает, а имя его вся страна повторяет.
Герой за Родину горой.
Русский боец – всем образец.
Воевать — Родину защищать.
Солдат солдату родной брат.
В бою побывать — цену жизни узнать.
Болтун — находка для шпиона.
Чтобы успешно воевать, надо много знать.
Без смелости не возьмешь крепости.
Хорошей войны не бывает.
Дружно за мир стоять – войне не бывать!
Дидактическая игра «Раньше и теперь»
Цель: закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков; знакомить детей с предметами старины; учить находить аналог в современном мире; воспитывать интерес к прошлому нашей страны; развивать речь, логическое мышление дошкольников.
Дидактическая игра «Защитники Отечества»
Цель: закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии; закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества; развивать речь, умение классифицировать предметы.
Подвижная игра «Перетягушки»
Правила игры: Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою сторону.
Подвижная игра «Саперы»
Правила игры: Две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на дощечки.
9. Сценарий игровой программы, посвященной «75-летию Великой Победы» (старшая группа)
Цель: Формировать представление о Великой Отечественной войне в связи с приближением 75-й годовщины Великой Победы, закреплять знания о том, как люди защищали свою Родину.
https://docs.google.com/document/d/1H-ffHESDypsD08bQmEJdZ_4yO9An8DSJ/edit
10.Чтение литературы о Великой Отечественной войне.
Книги о войне для дошкольников
При знакомстве детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с темой войны перед родителями стоят три основные задачи:
1. Познакомить детей с праздником «День Победы». Рассказать о Великой Отечественной войне.
2. Продолжать знакомить с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова, рассматривая репродукции картин о войне, слушая песни военных лет.
3. Воспитывать уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению.
В достижении этих целей помогут классические художественные произведения, а также прекрасно иллюстрированные книги, основанные на документальных материалах.
Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г
Соболев Леонид «Батальон четверых»
Алексеев Сергей «Орлович-воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975
Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».
Я. Длуголенский «Что могут солдаты»
О. Высотской «Мой брат уехал на границу»
Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»
У. Бражнина «Шинель»
Черкашин «Кукла»
11. Мастер- класс по аппликации «Открытка ко Дню Победы»
Цель: научить детей делать из картона и цветной бумаги делать открытку, развивать конструктивные способности .
https://www.youtube.com/watch?v=H5OzPiXf_JU
12. НОД по лепке «Танк»
Задачи: учить детей лепить танк из отдельных частей (конструктивным способом, передавая их форму и пропорции; упражнять в приемах лепки - скатывания, раскатывания и приплющивания; продолжать учить соединять выделенные части в одно целое методом примазывания. Развивать самостоятельность, активность. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
https://www.youtube.com/watch?v=MdR-dx5FLJs
13. НОД по рисованию «Салют Победы» нетрадиционном приёмом-рисование солью.
Цели: дать представление о праздничном салюте и времени его проведения; развивать творческую фантазию; изобразительные навыки; овладеть приёмом работы нетрадиционной технике-солью.
Спицына Любовь Ивановна