Проект на тему «Космос» для детей 4–5 лет (средняя группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №20»
« Космос»
на тему:группа №7 общеразвивающей направленности детей 4-5 лет
2020-2021 учебный год
Исполнитель: воспитатель группы
Гайдаенко О.М.
Курск - 2021
Тип проекта: творческо-информационный.
Продолжительность: краткосрочный, 08 апреля-15 апреля 2021 года.
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
Современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным запуск ракет в космос, мальчишки больше не мечтают быть космонавтами. Побеседовав с детьми, мы узнали, что дети мало знают о космосе. Данный проект поможет сформировать детям первоначальное представление о космосе, солнечной системе, о космонавтах.
Цель:
Сформировать у детей начальные элементарные представления о космосе, познакомить с российским праздником — День космонавтики, героями космоса, активизировать фантазию и творческие способности детей.
Задачи:
1. Сформировать у детей элементарные знания о планетах и их названиях. Расширить и углубить знания детей о космосе, о животных – космонавтах, дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, празднике День космонавтики. Дать понятие об освоении космоса: ракетах, полетах.
2. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, художественно-изобразительных умений в рисовании, лепке, аппликации.
3.Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Разработка проекта: составление плана деятельности.
Привлечение внимания родителей к проекту:
1. Беседа с родителями «Расскажите детям о космосе».
2. Подготовка папок-передвижек по теме «12 апреля – День космонавтики».
2. Наблюдение с детьми за звездами: яркость, размер, Полярная звезда, созвездия.
3. Рисуем вместе с детьми: «Домашние зарисовки о космосе» ко Дню космонавтики.
4. Подбираем литературу и фотоматериал о космосе.
5. Участие в фотовыставке «Челледж # Как Гагарин»
Источники информации.
1. Подбор художественной литературы: «О космосе».
2. Подбор познавательной энциклопедической информации, посвящённой полётам в космос, космической технике, космическим телам (Занимательный атлас: наука и открытия, изобретения; Энциклопедия дошкольника).
3. Подбор фотографий и иллюстраций о космосе.
4. Материалы и оборудование для работы.
5. Разрезные картинки на космическую тему.
6. Изображение различных видов космических объектов, космической техники.
Выполнение проекта:
В начале и в конце проекта был проведен диагностический опрос детей: «Какой праздник и почему отмечает наша страна 12 апреля?».
Решение поставленных задач с детьми:
- Познавательная беседа «Космос».
- Чтение художественной литературы. Главы из книги Н. Носова «Незнайка на луне», Е. Левитана «Малышам о звездах и планетах».
- Чтение энциклопедической информации, посвящённой полётам в космос, космической технике, космическим телам (Занимательный атлас: наука и открытия, изобретения; Энциклопедия дошкольника, учебное пособие 365 научных экспериментов для детей).
- Беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!».
- Просмотр мультфильма по книге К. Булычева «Тайна третьей планеты», «Белка и Стрелка», «Незнайка на луне» и др.
- Игра «Планета солнечной системы».
- Пальчиковая игра «На Луне жил звездочет».
- Дидактическая игра «Что есть в космосе».
- Рассматривание фотографий и иллюстраций.
- Рисование на тему «Космическая ракета».
- Познавательная беседа на тему « Белка и Стрелка».
- Подвижные игры «Ракета», «Космонавты».
- Познавательная беседа на тему «Первый космонавт на Земле».
- Организованная деятельность в образовательной области «Познание» «Профессия — космонавт».
- Организованная деятельность в образовательной области «Художественное творчество»: аппликация « Космическая ракета».
- Самостоятельная деятельность в образовательной области «Художественное творчество»: рисование «Разноцветный мир космоса!».
- Беседа – обобщение «Герои космоса!».
- Поход в музей «Космос руками детей», созданный своими руками.
Решение поставленных задач с родителями:
- Наблюдение вместе с детьми за звездами: яркость, размер, Полярная звезда, созвездия.
- Изготовление совместных с детьми поделок и рисунков «Домашние зарисовки о космосе» к годовщине полёта Юрия Гагарина в космос, ко Дню космонавтики.
- рассматривание вместе с детьми фотоматериала о космосе и космических кораблях, космонавтах.
Подведение итогов
Результат:
- участие в проекте семей, в праздновании российского праздника День космонавтики и юбилейной даты!
- заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
- принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе.
- рассказы детей о наблюдении за звездами: яркость, размер, Полярная звезда, созвездия.
- выставка подобранных фотоматериалов о космосе, космических кораблях, космонавтах.
- организация выставки совместных с детьми поделок и рисунков «Домашние зарисовки о космосе» к годовщине полёта Юрия Гагарина в космос, ко Дню космонавтики.
- обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры «Полёт в космос».
- инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
- организация музея «Космос глазами детей» из рисунков и работ, сделанных руками детей: «Разноцветный мир космоса!», «Звездная фантазия», «Космическая ракета».
План деятельности по проекту «Космос»
Этапы проекта | Образовательная деятельность | Интеграция образовательных областей | Работа с родителями | Дата проведения |
Выбор цели проекта | 1.Определение проблемы |
|
| 08.04.2021 |
| 2. Выбор цели |
|
| 08.04.2021 |
| 3.Определение задач проекта |
|
| 08.04.2021 |
Разработка проекта | 1.Составление плана деятельности. | Познавательно-речевое развитие | беседа с родителями «Расскажите детям о космосе» | 09.04.2021 |
| 2.Привлечение внимания родителей к проекту. | Познавательно-речевое развитие | Подбираем вместе с детьми литературу и фотоматериал о космосе. | 09.04.2021 |
| 3.Подбор источников информации. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. |
| 09.04.2021 |
| 4.Подбор материалов и оборудования для работы | Познавательное развитие. |
| 09.04.2021 |
Выполнение проекта | 1. Познавательная беседа «Космос» | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. | Рассматривание вместе с детьми фотоматериала о космосе и космических кораблях, космонавтах. | 12.04.2021 |
| 2.Чтение энцикло-педической инфор-мации, посвящён-ной полётам в космос, космичес-кой технике, кос-мическим телам (Занимательный атлас: наука и открытия, изобре-тения; Энциклопе-дия дошкольника) | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. | Знакомство с литературой, принесенной из дома | В течение проекта |
| 3.Беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!». | Социально-коммуникативное развитие. Познавательно-речевое развитие. | Наблюдение с детьми за звездами: яркость, размер, Полярная звезда, созвездия. | 13.04.2021 |
| 4.Просмотр мультфильма по книге К. Булычева «Тайна третьей планеты» | Познавательно – речевое развитие. |
| 13.04.2021 |
| 5.Игра «Планеты Солнечной системы | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное- развитие. | Подбираем вместе с детьми фотоматериал о космосе. | 08.04-14.04.2021 |
| 6.Пальчиковая игра «На Луне жил звездочет» |
Физическое развитие |
| 08.04-14.04.2021 |
| 8.Рисование на тему «Звездная фантазия» | Художественное – эстетическое развитие. |
| 13.04.2021 |
| 9.Познавательная беседа на тему «Животные в Космосе» |
Познавательно-речевое развитие |
| 14.04.2021 |
| 10. Подвижные игры «Ракета», «Космонавты». | Физическое развитие
| Приготовление атрибутов для игры | 08.04-14.04.2021 |
| 11. Познавательная беседа на тему «Первый космонавт на Земле» |
Познавательно-речевое развитие | Рассматривание вместе с детьми фотоматериала о космосе и космических кораблях, космонавтах. | 15.04.2021 |
| 12. ООД «Художественно-эстетическое развитие»: аппликация « Космическая ракета». | Художественное – эстетическое развитие. | Изготовление совместных с детьми поделок и рисунков «Домашние зарисовки о космосе» к годовщине полёта Юрия Гагарина в космос, ко Дню космонавтики. | 15.04.2021 |
Приложение № 1
Познавательная беседа «Дорога к звездам»
Цель: сформировать у детей понятия «космос»;
Задачи: Познакомить детей с днем космонавтики. Расширять кругозор детей. Пополнить словарный запас: планета, космонавт, скафандр.
Материал: картинки о космосе.
Ход беседы:Ребята, вы смотрели когда-нибудь на небо? Что вы там видели?
(ответы детей). Люди давно смотрят на небо и любуются звездами. Им очень интересно узнать какие они. А вы хотите узнать о звездах?
Чтобы узнать о звездах, люди построили космическую ракету. И первыми отправили в космос собак: Белку и Стрелку, а когда они вернулись, люди тоже захотели приблизиться к звездам. Следующий посмотреть на звезды отправился Ю. А. Гагарин – это первый космонавт.
В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку.
Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек там не сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел в космос, одели вот такой скафандр.
Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человек может дышать – он снабжает человека воздухом.
Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!». Ракета взлетела, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо. Она поднималась все выше и выше. И вот ракета оказалась в открытом космосе.
Посмотрите, что увидел космонавт, когда в нем оказался. Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Как видишь – она круглая и похожа на большой мяч. Наша планета – очень и очень большая. Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться над землей высоко-высоко – то из космоса мы ее увидим такой, как на этой картинке.
Посмотрите, какая красивая наша планета!
Как вы думаете, что на нашей планете синего цвета? (ответы детей). А что зеленого? Коричневого? (ответы детей)
Посмотрите, а это небольшой шарик около земли – луна. Луна намного меньше земли и в космосе она выглядит тоже как шар. А вот таким космонавты увидели наше Солнце.
Огромный светящийся огненный шар. Но подлететь близко к Солнцу космонавты не смогли – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко – то можно вообще сгореть. А еще космонавты увидели другие планеты, которые вращались вокруг солнца. Посмотри, на этой картинке изображены все планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Обрати внимание, какое огромное наше Солнышко! Оно больше всех остальных планет! А наша планета Земля – вот она – третья от Солнца – совсем небольшая по сравнению с другими планетами. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца по своей орбите. На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – очень жарко! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальних планетах – которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому что солнечные лучи туда плохо долетают. На этой картинке вы можете увидеть какие разные по размеру бывают планеты и какое большое оказывается наше Солнце.
С Земли Солнце нам кажется не таким большим, потому что оно очень далеко от нас. На самом деле – вот какое оно огромное! А вокруг планет космонавты увидели маленькие светящиеся шарики, похожие на маленькие солнышки, это были звезды. Давайте и мы с вами полюбуемся ими.
Вот сколько интересного узнали космонавты о космосе.
Приложение 2
Дидактические игры:
«Разрезные картинки»
Цель: закреплять знания детей о космосе.
Разрезные картинки раскладываются на столе лицевой стороной вверх. Детям предлагается взять по одному фрагменту картинки и взглянуть на их обратную сторону. Для составления картинки дети объединяются в группы по цвету выбранной картинки. Когда все картинки собраны, детям предоставляется возможность сделать вывод, что речь пойдет о космосе.
«Найди тень»
Цель: учить детей зрительно анализировать картинки и находить нужные силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, наблюдательность.
Материал: 20 карточек с картинками на тему «Космос», 20 карточек с изображением силуэтов.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель раздает детям карточки с картинками. Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно-белую) какой-либо картинки. Дети должны найти среди имеющихся карточек ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.
2 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Воспитатель предлагает детям разложить тени на соответствующие картинки.
3 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Детям необходимо с помощью палочек соединить тень с нужной картинкой.
Приложение №3
Пальчиковая игра
На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет. Меркурий — раз, Венера — два-с, Три — Земля, четыре — Марс. Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восьмой — Нептун, Девять — дальше всех — Плутон. Кто не видит — выйди вон.
Приложение №4
Познавательная беседа на тему « Белка и Стрелка»
Цели: расширить представления детей о космических полетах;
познакомить детей с первыми «космонавтами» Белкой и Стрелкой.
Оборудование и материалы: картинки с изображением Лайки, Белки и Стрелки.
Ход беседы:
Ребята, а вы знаете, что собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая из собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде проходили каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки — есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос (показать картинку с изображением Лайки). А 9 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка (показать картинки с изображением Белки и Стрелки). Собаки прошли все виды испытаний. Они могли довольно длительно находиться в кабине без движения, переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугались звуков, сидели в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания. По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла. 20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат, и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.
Приложение №5
Познавательная беседа на тему «Первый космонавт на Земле»
Цель: познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос.
Задачи: воспитывать интерес к профессии космонавта; подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек; воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.
Оборудование и материалы: Портреты Ю. Гагарина, В. Терешковой.
Ход беседы:
12 апреля наша стана отмечает День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего для космонавтов. Космонавты — люди, которые летают в космическое пространство на ракетах. А кто знает, кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ответы детей.)
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. Юрий Гагарин закончил с отличием училище летчиков. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. За этот подвиг Ю. А. Гагарину присвоено звание Героя Советского Союза. День полета 12 апреля был объявлен праздником – Днём космонавтики. После полете Ю. А. Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина – космонавт – Валентина Терешкова (показывается портрет).
Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран. Работа космонавтов, очень опасна. Труд их по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград. Хотите ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле: Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом? А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями, и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда. А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает. Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними, как вы думаете? (тренированные, занимаются спортом).Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета). Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).
Приложение №6
Конспект ООД «Профессия – космонавт»
Цель: расширить представления детей о космосе и космических полетах.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о планетах солнечной системы.
2. Подчеркнуть уникальность планеты Земля.
3. Познакомить детей с профессией космонавта.
4. Закреплять знания детей о первом космонавте Ю.Гагарине.
5. Развивать связную речь.
6. Упражнять детей в обратном счёте.
Материал и оборудование: фотографии Ю.Гагарина; фотография планеты Земля из космоса; макет ракеты.
Предварительная работа: Чтение книг о космосе; просмотр мультфильмов на космическую тему: "Тайна третьей планеты" и другие; загадывание детям загадок на космическую тему; знакомство с первым космонавтов Ю.Гагариным; просмотр снимков из космоса.
Ход занятия:
Дети играют. Вдруг, в группу залетает ракета (воспитатель берет макет в руки). Воспитатель: Ой, ребята что это? Правильно ракета. А как вы думаете, для чего она нужна? Конечно, чтобы летать в космос.
Воспитатель: А вы бы хотели стать космонавтами? Здорово, я так и думала.
Воспитатель: Но в космонавты берут не всех. Ребята, как вы думаете, каких людей берут в космонавты? Правильно самых умных, самых смелых, самых здоровых. Воспитатель: Вы готовы пройти испытания, чтобы стать космонавтами?
Ну, тогда моё вам первое задание.
Игра «В космосе». Дети становятся в круг и, передавая макет ракеты, друг другу называют слова, относящиеся к космосу и всему, что с ним связано.
Воспитатель: Молодцы, как много космических слов вы знаете. А теперь проверим вашу выносливость (игра «Держу равновесие»). Нужно будет простоять на одной ноге, а руки отвести в стороны. Приготовились, начали. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вы, просто молодцы. Вас всех смело можно брать в космонавты. Воспитатель: Итак, ракета у нас есть, и мы смело можем отправиться в путешествие (ребята поднимают руки вверх и соединяют их в виде конуса). Начинаем с вами обратный отсчет, ведём счёт от 10 до 1.
Воспитатель: Ура, мы взлетели! Ребята, предлагаю вам взглянуть в иллюминаторы. Что мы можем видеть из них в космосе? Правильно, планеты.
Воспитатель: Ребята, все планеты вращаются вокруг Солнца. Оно располагается в центре нашей солнечной системы.
Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, планеты нашей солнечной системы. Помните, мы с вами учили стихотворение, давайте хором его вспомним.
По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля, четыре – Марс!
Пять – Меркурий, шесть – Сатурн, семь – Уран, восьмой – Нептун.
И девятая планета — под названием Плутон!
Воспитатель: Ребята, а как звали первого в мире космонавта?
Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин. Воспитатель: Он совершил свой первый полет 12 апреля 1961 года, это было очень давно. И тогда все люди нашей страны гордились этим событием.
Воспитатель: О, нашем первом космонавте писали много стихов.
Вот послушайте одно из них.
«Юрий Гагарин»
Автор Владимир Степанов.
В космической ракете,
С названием "Восток"
Он первым на планете,
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни Весенняя капель:
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
Воспитатель: Ребята о чём это стихотворение? Правильно о Ю. Гагарине, о его первом полете. А как называлась эта ракета? Молодцы, вы внимательно слушали «Восток».
Воспитатель: Мы с вами должны гордиться, что живем в стране, гражданин которой совершил первый полет в космос.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать зарядку. Ведь для космонавтов очень важно поддерживать хорошую физическую форму. Начнём? Поехали.
Воспитатель читает стихотворение и выполняет упражнения, ребята повторяют упражнения за воспитателем.
Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полет — не легкий труд!
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня — космонавт!
Продолжаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Воспитатель: Ребята, в свой первый полет Юрий Гагарин сделал круг вокруг Земли. Давайте пролетим над нашей планетой и посмотрим, что же он видел из своего иллюминатора. Земля вращается вокруг Солнца, так же как и все другие планеты, и одновременно вокруг себя, когда Солнце освещает одну сторону, здесь светло, а с противоположной стороны темно, ночь.
Воспитатель: Мы видим на этих фото нашу планету Земля. Ребята, собой представляет наша планета, что вы можете рассказать о ней, глядя на эти фотографии? Правильно, она круглая. А какие цвета мы здесь видим? Голубой в основном. А что это такое голубое на нашей планете, как вы думаете? Правильно, это вода, моря и океаны.
Воспитатель: Как вы думаете, а что из космоса видится на нашей планете зеленым и коричневым? Правильно, это леса и горы. Молодцы, ребята. Воспитатель: Ребята, наша с вами планета Земля уникальна, только на ней из всех планет солнечной системы есть жизнь.
Воспитатель: У нашей с вами планеты есть спутник, который называется Луна.
Воспитатель: У Луны есть одна особенность: она каждый день меняет свой вид. То она видна нам как буква «С», то похожа на блин, то снова превращается в букву «С». Это происходит из-за того, что наша планета Земля все время вращается, и из-за ее вращения нам видна то вся Луна (когда Солнце ее освещает), то ее частичка (когда Земля заслоняет Луне свет Солнца).
Воспитатель: Время быстро пролетело, и нам пришла пора возвращаться на Землю. Приготовились (дети поднимают руки над головой, соединяя их, делая как бы конус ракеты) и полетели (дети двигаются за воспитателем в раздевалку, приземление на Землю происходит там).
Воспитатель: Ребята, поздравляю вас с успешным возвращением на Землю.
Приложение №7
Подвижные игры:
«Космонавты»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У». - Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса, - Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом - Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны. - На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили. Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова: Ждут нас быстрые ракеты. Для полётов по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет – Опоздавшим места нет! Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
Эстафета «Выход в космос»
Атрибуты: 2 тоннеля, 2 больших обруча
Участвуют 2-е команды. Дети выстраиваются в 2-е колонны. Это 2 экипажа. Перед каждым экипажем тоннель. По команде участники команд друг за другом пролезают через тоннель, оббегают его и возвращаются к свои командам, встают в конец колонны.
Приложение №8
Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе?»
Задачи:
• Закрепить у детей представление о Вселенной, звёздах, кометах, планетах солнечной системы.
• Развивать у детей воображение, умение обосновывать своё желание, высказывать свои предположения и догадки, доказывать или опровергать выдвинутую гипотезу.
• Воспитывать уважение к мнению других детей, умение слушать.
Ход беседы: Воспитатель показывает детям плакат с изображением солнечной системы. Как вы думаете что это? (солнечная галактика, космос, вселенная) Почему вы так решили? (тут есть звёзды, планеты, кометы) Это макет Солнечной системы, та часть Вселенной, где находится наша планета Земля. А что такое космос? (это вселенная) Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом или Вселенной. Как вы думаете, у космоса есть начало и конец? (ответы детей) Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная заполнена бесчисленным количеством звёзд. Комет, планет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. Но чего в космосе нет? (воздуха) Как вы думаете, планеты, звезды, неподвижны? (ответы детей) Во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они движутся с огромной скоростью по своему пути. Слово «космос» обозначает «порядок», «строй». А вы хотели бы полететь в космос? (да) Что именно вы хотели бы увидеть в космосе, где побывать и почему именно там? (ответы детей) Какая из планет вас привлекает и почему? (ответы детей) В космосе тихо, одиноко, холодно. А как вы думаете, есть ли ещё в космосе планеты, на которых живут люди? (ответы детей) Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по космическим просторам.
Физкультминутка
«Путешествие на Луну».
Если очень постараться, ноги на ширине плеч, наклоны вправо, Если очень захотеть, влево; Можно на небо подняться ноги слегка расставлены, руки на поясе, И до солнца долететь. Подняться на носках вверх-вниз; И всерьёз, не понарошку и. п. тоже, повороты влево - вправо; Познакомиться с Луной, Погулять на ней немножко ходьба на месте. И вернуться вновь домой. Итак, занимайте места в нашей космической ракете у иллюминаторов.
Взлетаем. Держим курс на Луну. (воспитатель включает слайд-программу «Луна») Что такое Луна? Луна – не звезда и не планета. Она спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли. Луна – самое близкое к Земле небесное тело. На её поверхности можно увидеть светлые пятно – это лунные моря, на самом деле в них нет ни капли воды. На Луне нет воздуха. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем космической пыли. Луна светит потому, что её освещает Солнце. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз за месяц. Как вы думаете на Луне можно жить? Почему? (ответы детей) Облетаем Луну и видим летящую комету. Что такое комета? Кометы – небесные путешественницы. Это огромные глыбы из камня и льда. Иногда их за это называют «Грязными снежками». Они «живут» очень далеко от Солнца, дальше самых дальних планет. Многие только раз появляются вблизи Солнца и навсегда исчезают в глубинах космоса. Когда комета приближается к Солнцу, её можно увидеть на небе даже без бинокля и телескопа, потому что у неё появляется светящийся хвост. Солнце нагревает комету, замёрзшие газы и лёд начинают испаряться и тянутся за кометой как хвост. Но вот полёт подошёл к концу, заканчивается топливо и мы возвращаемся назад. Какое интересное путешествие у нас получилось.
Список литературы:
1. Е.А. Паникова, В.В. Инкина «Беседы о космосе».
2. Географический атлас для детей «Мир вокруг нас».
3. Моя уникальная энциклопедия знаний «Солнечная система».
4. Атлас «Чудеса нашей планеты».
5. Т.А. Шорыгина «Беседы о космосе».
6. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. СРЕДНЯЯ ГРУППА. Карапуз, 2009.
7. Интернет ресурсы.