Итоговое музыкальное занятие для детей средней группы (4–5 лет)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
|
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по освоению ОО «Художественно эстетическое развитие»,
раздел: Музыкальная деятельность
по теме «День рождения Незнайки»
в средней группе «Ягодка» (4-5 лет)
музыкальный руководитель
Пирогова С.Ю.
г. Советский 2019 г.
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие (музыкальная деятельность).
Интеграция видов деятельности: музыкальная (приветствие, восприятие музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах), двигательная (танец, упражнение), игровая (подвижная игра), коммуникативная (песня).
Тема: «Подарки для Незнайки»
Вид занятия: тематическое
Цель: закрепление знаний, исполнительских умений в музыкальной деятельности или активизировать детское музыкально игровое творчество.
Задачи:
Образовательная: продолжать формировать навыки культуры слушания музыки, умения петь согласованно протяжно и подвижно, ритмичного движения в соответствии с характером музыки, умения подыгрывать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Познакомить с ксилофоном.
Развивающая: развивать музыкально - творческие способности детей, через объединение различных: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных ощущений в процессе музыкальной деятельности.
Воспитательная: воспитывать у детей интерес и любовь к музыкальной деятельности, коммуникативные качества личности.
Интеграция образовательных областей:
1. познавательное развитие – способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации детей, воображения и творческой активности.
2. социально коммуникативное развитие – формировать культуру поведения, способствовать развитию навыков общения со сверстниками, развивать эмоциональную отзывчивость.
3. физическое развитие – обогащать навыки ориентирования в пространстве, координацию движений, использовать здоровьесберегающие технологии.
4. речевое развитие – обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, способствовать формированию правильной артикуляции.
Виды детской деятельности:
Двигательная деятельность: музыкально ритмическое упражнение «Игрушки» , музыкально ритмическая композиция «Кнопочка», музыкально - ритмическое упражнение «Игрушки»
Коммуникативная деятельность: беседа о характере музыки, решение проблемы
Музыкальная деятельность:
Музыкальное приветствие - валеологическая песенка – распевка
Восприятие музыкальных произведений: музыкально дидактическая игра «Что делают в домике?»
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата «Лягушка», «Лошадка»
Вокально – двигательное упражнение «Птичий двор» М. Картушина
Пение «Хомячок» муз. Абелян
Игра на музыкальных инструментах «Кузнечик» муз. В. Шаинского (презентация)
Планируемый результат: дети различают характер музыки и его жанр (танец, марш, песня), выразительно поют, четко и ясно проговаривая слова, начинают и заканчивают пение вместе. Проявляют интерес к коллективному пению и восприятию музыки. Любят ритмические движения; в играх, упражнениях и танцах передают характер музыки, согласовывают движения с партером, исполняют программные танцевальные движения. Узнают по звучанию ударные музыкальные инструменты, знают основные приемы звукоизвлечения.
Предварительная работа: беседы о дне рождения, диких и домашних животных и птицах, характере музыки, рассматривание иллюстраций, чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки», «Незнайка – музыкант», просмотр мультфильма «Незнайка и его друзья».
Музыкальная деятельность: пение «Хомячок» муз. Абелян, музыкально – ритмической композиции «Кнопочка», игра на музыкальных инструментах, музыкально - дидактические игры: «Что делают в домике?», «Угадай, на чем играю».
Словарная работа: активизировать словарь за счет употребления слов «оркестр», «дирижер», «нора», «подстилка», подбор синонимов к определению характера и настроения марша, танца, песни.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся детям, активизировать внимание Лиды, Коли, Леры.
Формы организации детей: фронтальная, подгрупповая (в оркестре)
Оборудование:
Демонстрационный материал: видеопрезентация , Дидактическая игра «Что делают в домике?», галерея портретов жителей Солнечного города.
ТСО: фортепиано, ноутбук, проектор, экран.
Раздаточный материал: сумочки, музыкальные инструменты.
Методы: словесный (беседа, показ), наглядный (инструменты, мультимедийная и видео – презентация), практический (детское исполнительство)
Приемы: беседа, показ, упражнение, проблемная ситуация, загадка, стихотворение, пальчиковая игра, танец, пение, распевка, сюрприз, дидактическая игра.
Место проведения : музыкальный зал
Количество детей: 20 человек
Ход занятия:
Психологический настрой (в группе до занятия): дети приводят себя в порядок, воспитатель напоминает правила поведения и настраивает детей на музыкальное занятие.
Вводно – организационный этап. Звучит музыка из м/ф «Незнайка в Солнечном городе», дети входят парами в музыкальный зал и останавливаются в круг лицом. Музыкальный руководитель обращает внимание на гостей, предлагает пожелать им и себе хорошего настроения и доброго утра.
Валеологическая песенка – распевка «Доброе утро», автор Аресневская (самомассаж)
Цель: создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка.
Доброе утро! - поворачиваются друг к другу, разводят
Улыбнись скорее! руки в стороны,
И сегодня весь день - хлопают в ладоши,
Будет веселее.
Мы погладим лобик, - выполняют движения по тексту.
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, - наклоны головы вправо и влево.
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки - движения по тексту.
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем - движения по тексту.
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будем все здоровы! - разводят руки в стороны.
Мотивационно – побудительный этап.
Пускай улыбки на ваших лицах сияют весь день! Ребята, сегодня утром почтальон Печкин принес телеграмму: «Дорогие ребята, сегодня вечером жду вас к себе в гости на день рождения! Приходите, очень жду. Незнайка». Ну что, принимаем приглашение?
Основной этап.
Проблемная ситуация: Только вот……………..что мы подарим Незнайке, я не знаю. Нужно срочно что нибудь придумать. У вас есть идеи? (беседа – обсуждение предложений детей)
Музыкальный руководитель. У меня тоже есть идея! А давайте научим Незнайку превращаться в игрушки.
Музыкально – ритмическое упражнение, регулирующее мышечный тонус
«Игрушки» , автор М. Картушина
Ать-два, левой-правой, Шаг марша,
Вдоль плетней, заборов и оград,
Ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.
(В.Лунин)
Вот выходят в хоровод Топающий шаг, поддерживая левой ладошкой
Важные матрёшки локоть правой руки, все пальцы
Им играет Васька-кот правой руки, кроме указательного, сжаты
На губной гармошке, в кулачок и подставлены под подбородок
, указательный палец прижат к щёчке
У меня есть скакунок подскоки по кругу с ноги на ногу
У него две пары ног
Я скачу куда хочу
Словно птица я лечу.
Лихо скачет вороной
Конь чудесный этот мой
Целый день я на коне
Как он верно служит мне.
И копытами баран Приседают, ладони на колени; встают,
Ударяет в барабан: руки в стороны с произнесением слова
«Бам-бам-бам!» «Бам!»
(В.Шумилин)
Уши круглые, как блюдца – Положить ладони на голову, локоточки –
Ну, нельзя не улыбнуться! в стороны. Выполнять наклоны корпуса
Поиграем, Чебурашка, вправо-влево («Ля-ля…»).
Нос, как чёрная букашка.
Смотри, я – Джек-в-коробке, Присесть, сгруппировавшись в «клубок"
На корточках сижу,
Темно и очень тесно мне,
И я не выхожу.
Но стоит крышку приоткрыть, Разводят ладошки в стороны.
Пружинку завести – Собирают пальцы правой руки вместе,
прижимают их к ладони левой и делают
вращательные движения («заводят пру-
жину»), говоря «чик… чик…».
Я потихоньку подымусь, Медленно поднимаются, постепенно
Начну расти, расти. выпрямляясь.
Я поднимаюсь изнутри,
Тяну я руки вверх,
И прыгаю я – раз, два, три – Прыжки ноги в стороны – ноги вместе,
Быстрее, выше всех! подняв руки вверх.
(И.Лопухина)
Дыхательная гимнастика «Шарик мой воздушный»
Шарик мой воздушный,
Какой ты непослушный! Поднять руки вверх – вдох, медленно
Зачем ты отвязался, опускать вниз – длительный выдох
Зачем помчался ввысь? произнесением звука «Ш-ш-ш…»
Вернись скорее, шарик!
Вернись!
Мне очень понравились ваши игрушки. Молодцы. Давайте немного отдохнем, и посмотрим по моему волшебному компьютеру, как коротышки Солнечного города готовятся ко дню рождения Незнайки.
Звучит музыка «Марш» из м/ф «Незнайка в Солнечном городе» дети идут на стульчики.
Музыкально дидактическая игра «Что делают в домике?» (мультимедийная презентация)
Цель: развивать представления об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Дети прослушивают музыкальные фрагменты и угадывают, чем коротышки занимаются в домике, отвечают на вопросы, обосновывают ответы в беседе с педагогом.
Музыкальный руководитель. Вот видите, оказывается коротышки тоже готовят концерт для Незнайки! Ребята, а вы уже придумали какую песню мы споем Незнайке? (беседа – обсуждение) Чтобы песенка понравилась Незнайке, получилась веселой, звонкой, необходимо сделать разминку для губ, язычка и голоса.
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
«Лягушка»
Растяну я губы к ушкам
Улыбнусь я как лягушка
А теперь слоненок я
Хоботок есть у меня.
Лошадка.
Но сказали мы лошадке
И помчались без оглядки (цокают)
Бьется грива на ветру (черный конь – белый конь поочередно)
Вот и дом, лошадка, тпру! (губами)
Вокально - двигательная гимнастика «Птичий двор» М. Картушина
(движение – речь – музыка)
Ходит по двору петух, Ходьба с высоким подъёмом колена,
У него отличный слух. взмахивая руками, как крыльями.
Звонко песенку поёт
Курочек к себе зовёт:
«Ку-ка-ре-ку!» Петь, остановившись и ударяя ладонями по
бёдрам.
Курочки-пеструшки, «Грести землю» то одно ногой, то другой.
Курочки-несушки
Ходят-бродят, не спеша,
Ищут в травке червяка.
«Ко-ко-ко-ко!» Петь, взмахивая руками.
Жёлтые комочки Лёгкий бег на носках, положив ладони на
Ходят с мамой-квочкой, плечи.
Любят прятаться в траве –
Не найдёте их нигде.
«Пи-пи-пи-пи!» Петь, присев на корточки.
Уточки на пруд идут, Ходьба на прямых ногах, руки опустив вдоль
Тоже песенку поют: туловища, кисти параллельно полу.
«Разморила нас жара,
Плавать уточкам пора.
Кря-кря-кря-кря!» Петь, стоя, покачиваясь с ноги на ногу.
Гуси, голову подняв, Ходьба, подняв голову вверх, руки за спиной.
Клювы к солнышку задрав,
Важно вышли на луга
И запели: «Га-га-га!
Га-га-га-га!» Петь с наклоном головы на каждый слог.
Вот какой наш птичий двор, Ходьба по кругу, взявшись за руки.
Вот какой наш птичий хор:
«Пи-пи-пи! Кря-кря-кря! Петь, выполняя соответствующие каждой
Ко-ко-ко! Га-га-га! птице движения.
Ку-ка-ре-ку!»
Музыкальный руководитель. А хомячок домашнее или дикое животное? Как называется в природе его дом? (нора) А в нашей песенке, где спал хомячок? (на подстилке, на кухне в уголке) Педагог предлагает проговорить слова 3 куплета шепотом: Я положу подстилку на кухне в уголок, пускай там отдыхает мой ласковый зверек», обращает внимание на характер пения – ласково и нежно.
Пение «Хомячок» музыка Абелян
Цель: развитие вокально хоровых навыков: умения петь согласованно и выразительно, начинать после вступления, четко проговаривать слова.
Музыкальный руководитель. А вы знаете, какая у Незнайки любимая песенка? Конечно, «Кузнечик». Пускай она тоже станет подарком для Незнайки. И исполним мы эту песенку все вместе большой группой музыкантов. (активизация словаря за счет употребления слов оркестр, дирижер)
Игра на музыкальных инструментах «Кузнечик» музыка В. Шаинского
(видеопрезентация) Цель: правильное звукоизвлечение, ритмичность.
Музыкальный руководитель: Молодцы. Ребята, а Незнайка тоже как то решил стать музыкантом и попросил своего друга Гуслю дать ему большую медную трубу. Он так громко на ней играл, что его музыки никто не понял, соседи его прогнали , а Знайка сказал: что от его музыки у всех в Солнечном городе заболели уши! а вы, ребята, играли в оркестре дружно, слушали друг друга, правильно извлекали звуки, такая музыка обязательно понравится всем. Молодцы! В игрушки поиграли, песенку спели, на музыкальных инструментах поиграли, чего же еще забыли? Ни один день рождения не обходится без веселой………дискотеки! Приглашайте девочек и выходите в круг.
(по просьбе детей включается зеркальный шар и притушается свет)
Танец «Кнопочка»
Рефлексия. Ребята, на какой праздник нас пригласил Незнайка? А на каком музыкальном инструменте играл Незнайка так, что у всех заболели уши? (труба)
Что мы ему сегодня вечером подарим? (ответы детей) В моей галерее не хватает портрета моей любимой подружки Кнопочки и других коротышек. А вы поможете мне их нарисовать? Я буду вам очень благодарна! (дарит раскраски и карандаши) Спасибо, ребята, вы большие молодцы. Воздушный шар уже готов к отправлению к Незнайке. Пора лететь. Скажите до свидания нашим гостям.
Звучит МУЗЫКА, дети «Улетают» на шаре в группу, где их встречает Незнайка (игрушка), он спрашивает, зачем ребята прилетели к нему в гости, дети рассказывают, чем они занимались на занятии и как готовились к его Дню рождения.
7