Проект «Оснащение предметно-пространственной развивающей среды по программе «Югорский трамплин» в средней группе №2 «Золотая рыбка» в процессе взаимодействия с родителями воспитанников»
ФИО: Горячева Анжела Вячеславовна
Должность: воспитатель, высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21»
Тюменская область, Ханты–Мансийский автономный округ – Югра, город Урай
Тезис к публикации: Проект «Оснащение предметно - пространственной развивающей среды по программе «Югорский трамплин» в средней группе №2 «Золотая рыбка» в процессе взаимодействия с родителями воспитанников». Данный проект работы с родителями будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, реализующим программу «Югорский трамплин».
Проект «Оснащение предметно - пространственной развивающей среды
по программе «Югорский трамплин» в средней группе №2 «Золотая рыбка» в процессе взаимодействия с родителями воспитанников»
Пояснительная записка
В МБДОУ «Детский сад №21» приоритетным направлением образовательной деятельности является разработка и создание механизмов сотрудничества с родителями воспитанников, способствующих активации их
значимости в реализации основной образовательной программы. Огромное психолого-педагогическое воздействие на интеллектуальное и общее развитие дошкольников оказывает пространство группы детского дошкольного учреждения. Принимая во внимание эти обстоятельства, мы педагоги стремимся родителей воспитанников привлечь к участию в создании наиболее оптимальной, комфортной, благоприятной и безопасной предметно-пространственной среды в группе.
Программа «Югорский трамплин», сконструированная на основании программы «Сообщество» («Step by Step») группой авторов Е. Г. Юдиной, Л. С. Виноградовой, Н. В. Мальцевой, Е. В. Бодровой осуществляется в нашем округе приказом Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
«Югорский трамплин» реализуется в нашем ДОУ на основании приказа «О присвоении статуса региональной инновационной площадки», с целью распространения опыта деятельности по теме «Создание образовательной предметно-пространственной развивающей среды с целью повышения качества образования в дошкольной организации». В программе «Югорский трамплин» ребёнок, законные представители и воспитатель рассматриваются, как партнёры по деятельности и самым важным является «партнёрский блок», в котором вследствие совместной деятельности коллективом членов семей дошколят предопределяются важные развивающие задачи программы и для осуществления рекомендованной модели дошкольного образования был сконструирован проект «Оснащение предметно - пространственной развивающей среды по программе «Югорский трамплин» в средней группе №2 «Золотая рыбка» в процессе взаимодействия с родителями воспитанников».
Основная часть
Актуальность: В наши дни проблема создания предметно-пространственной среды ДОУ особо актуальна, а так как, ключевым методом работы с дошколятами и их ведущим видом деятельности является игровая деятельность, мы испытываем живой интерес к обновлению пространственного окружения в нашей группе, обеспечивающего индивидуальные интересы, потребности детей, формирующего их личностно-психические качества.
Во ФГОС окружающая среда ребёнка является совокупностью условий санитарных и гигиенических, материальных и технических, социальных и бытовых, духовных и эстетических, педагогических обеспечивающих формирование активности воспитанников в детском дошкольном учреждении.
Ведущие педагоги нашего времени считают, что насыщение окружающего дошкольников пространства необходимо подвергать трансформации в соответствии с учётом возрастных и половых различий, уровня социальной активности, развитием и изменением интересов, потребностей дошколят, где имеется возможность синхронизации в наиболее действенную коммуникативную, исследовательскую, высокотворческую активность, как индивидуально, так и всей группы воспитанников. Ключевым методом педагогического процесса, способствующим ускорению умственных способностей, является следствием создания предметной среды, несущей информационно-стимулирующую (исследование, действие) функцию.
На современном этапе мы признаём значимость привлечения семей к сотрудничеству в деятельности ДОУ, но в реальных взаимоотношениях с членами семьи дошкольников и воспитателей присутствует определённое недопонимание, препятствующее развитию этих важных имеющих первостепенное значение взаимоотношений. При осуществлении социального взаимодействия мы столкнулись с такими проблемами, затруднениями как: отсутствие у родителей воспитанников свободного времени; так же можно услышать: «Вам платят зарплату, вы и должны». Указанные факторы риска (причины и отговорки) приводят к установлению предвзятости и предрассудкам, мешающим членам семей воспитанников стать социально активными партнёрами в образовательном процессе. Сотрудничество с воспитателями предоставит возможность родителям как можно лучше изучить, познать своих детишек, взглянуть на них с разных сторон и разглядеть в той или иной микроситуации, а значит, помочь в познании его развития и характерных особенностях, установлении важных общественно необходимых тенденций.
Вид проекта: внутренний, групповой.
Тип проекта: информационный, творческий, практико–ориентированный.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2017г. - май 2018г.) Участники проекта: Дети, родители, педагоги средней группы №2 «Золотая рыбка».
Предмет проекта: Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе №2 «Золотая рыбка» по программе «Югорский трамплин». Социальная направленность проекта:
- Просветительская (предоставление законным представителям детей психологического и педагогического материала).
- Действенно-практическая (сближение детско-родительских отношений и эмоциональное, полноценное общение и взаимоотношение, содействие воспитателей, дошкольников и их родителей, повышение заинтересованности в реализации совместного дела, выявление их творческих, креативных способностей).
Методологическая основа проекта:
Мозговой штурм.
Метод информационной поддержки.
Проблемно-поисковый метод.
Педагогические технологии проекта:
1. Личностно-ориентированная.
2. Здоровьесберегающая.
3. Информационно-коммуникационная.
Гипотеза проекта: Сотрудничество родителей и педагогов будет эффективнее и продуктивнее, если реализуются следующие условия:
вовлечение в воспитательно–образовательный процесс родителей в качестве равноправных партнёров;
повышение степени заинтересованности в организации, предметно-пространственной развивающейся среды группы у родителей воспитанников;
участие родителей в планировании совместной деятельности с воспитателями группы;
переключение родителей детей от роли пассивных, безучастных наблюдателей к активным партнёрам, помощникам в сотрудничестве с воспитателями;
организация наиболее благоприятной, комфортной предметно-пространственной среды обеспечивающей полноценное социальное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО по программе «Югорский трамплин».
Цель проекта: Совместное с родителями (законными представителями) воспитанников создание модели предметно-пространственного окружения группы, удовлетворяющей требованиям пребывания современных детей, их социального развития, саморазвития в рамках реализации программы
«Югорский трамплин» и ФГОС ДО.
Для материализации цели проекта были поставлены следующие задачи:
Ознакомиться и ввести в практическое действие, современные подходы в разработку пространственной среды в группе №2 «Золотая рыбка» по программе «Югорский трамплин», обеспечивающей обстановку для созидательной, исследовательской деятельности, индивидуального развития, учёта возрастных и половых различий детей, содержащей информационную и стимулирующую функции и полнофункциональное развитие дошкольников.
Содействовать сотрудничеству дошкольников и их мам и пап для создания безопасной, комфортабельной развивающей обстановки в группе, наращивание инициативы и становление творческих инициатив среди родителей воспитанников.
3. Организовать предметно-пространственную среду, которая содержит и
обеспечивает насыщенность, содержательность, трансформируемость, полифункциональность, безопасность, доступность, открытость, способствует эмоционально и психически устойчивому благополучию во всестороннем
развитии дошколят с учётом их характерных возрастных, личностных особенностей, потребностей и уровня активности.
Создавать условия для обеспечения разных видов детской активности, в которых личность ребёнка может раскрыться во всём её многообразии (умственной, кинестетической, игровой, эстетической, театрализованной, самостоятельной); их интеграция, созидательная организация и креативность в целях увеличения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Систематизировать оборудование, методический материал по всем видам деятельности.
Принципы претворения в жизнь проекта:
- произвольности;
- комплексности;
-непрерывности, целостности;
-сотрудничества;
- вариантность форм, средств и методов;
-научности;
- непрерывность обратной связи;
- значимости (выбранные идеи важны и принимаемы);
-открытости.
Материально-технические ресурсы проекта, требующиеся для выполнения цели, задач:
- использование интерактивных технологий, осуществляющих макровзаимодействие между родителями воспитанников и средствами массовой информации;
- мультимедийное оборудование;
- рабочие информационные стенды;
- информационно–тематические стенды;
- игровое снабжение;
- методический комплекс;
- наглядно–образный, иллюстративный, дидактический материал;
- творческие выставки совместных работ родителей и детей (поделки, рисунки, макеты);
- материалы Интернет.
Нематериальные: инициативность воспитателей группы и родителей воспитанников.
Планируемый результат реализации проекта:
1. Освоены современные комбинации, приёмы, сформировавшиеся на практике навыки в построении предметно развивающего окружения в группе «Золотая рыбка» согласно ФГОС ДО по программе «Югорский трамплин».
2. Предметно-пространственная развивающая среда в группе, содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, доступная, безопасная, обладающая свойствами открытой системы, выполняющая образовательно-воспитывающую, мотивирующую функции, обеспечивающая объективную возможность педагогам эффективно обучать, развивать дошколят с учётом их психических и личностных особенностей, потребностей, интересов, согласно условиям ФГОС.
В группе созданы условия для обеспечения разных видов детской активности: интеллектуальная, двигательная, игровая, исследовательская, эстетическая, театрализованная, самостоятельная; их интеграция, творческая организация, соответствующие уровню технологического развития общества,
интересам современных дошколят в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Законные представители принимают участие в создании и организации комфортабельной, безопасной развивающей среды в группе детского
учреждения, становятся приоритетными, надёжными помощниками воспитателей группы.
Воспитанники активно используют развивающее предметно-пространственное окружение в группе в коллективной, индивидуальной продуктивной активности, усваивают знания и учатся принимать решение, планировать свою деятельность, добиваться цели, коммуницировать с окружающим миром, людьми.
6. Систематизировано оборудование, методический материал по всем видам детской деятельности.
Используя принцип индивидуального подхода к задействованию в жизни группы родителей для создания, предметно-пространственной развивающей среды, применялись разнообразные формы социального взаимодействия.
Классические формы взаимодействия с родителями:
– Родительские групповые собрания.
– Субъективные, групповые беседы и консультации по запросам родителей.
– Советы, консультации, памятки, рекомендации на информационном стенде.
– Сотворческие отчеты воспитателей и дошколят группы (детские праздники, спектакли, инсценировки сказок).
– Прохождение в дошкольном учреждении дней открытых дверей.
Актуальные нестандартные формы взаимодействия с родителями:
- Мастер – классы.
- Тематические акции.
- Мини – собрания.
- Вечера вопросов и ответов.
- Информирование на официальном блоге ДОУ.
- Информационные письма для родителей, написанные от имени детей (дети высказывают своё мнение, желание, то, что они хотели бы осуществить в ходе образовательной деятельности).
- Использование видеоотчётов, презентаций о жизнедеятельности воспитанников в группе и непосредственном образовательном процессе.
– Сотрудничество родителей и воспитателей в совместной образовательной деятельности (проведение занятий, игр в центрах активности).
– Совместное проектирование взрослых и дошкольников.
– Творческие интернет - конкурсы, фотоконкурсы, конкурсы ДОУ; тематические сезонные и лексические выставки (поделки, рисунки, макеты, наглядный материал).
- Выставки семейных реликвий (помогают педагогам ознакомиться с культурой, историей, ценностями и особенностями семей с которыми они работают).
– Совместные с родителями развлечения, праздники с этнокультурной и государственной тематикой (обогащающие чувственный опыт, формирующие интерес к этнокультурным явлениям: Масленица, Пасха, Рождество, Вороний день, День Победы, Международный женский день и мн. др.)
– Тематические коллажи, фотогазеты. - Совместные экскурсии.
Риски проекта: нежелание родителей участвовать в проекте, но большинство всё-таки настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать с оговоркой (дефицит времени).
Путь преодоления рисков: применение нестандартных конфигураций вовлечения родителей и детей к коллективной деятельности.
Этапы осуществления проекта:
I. Предварительно-теоретический этап: август – сентябрь 2017г.
- Ознакомление с нормативными актами, методологическими рекомендациями авторского коллектива по построению субстативного окружения по программе «Югорский трамплин», подбор интернет ресурсов для реализации проекта.
- Проведение оценки предметно-пространственного окружения средней группы №2 «Золотая рыбка» на соответствие требованиям ФГОС ДО на начало учебного года.
- Определение актуальности, значимости, цели, задач проекта. - Разработка плана мероприятий для реализации проекта.
- Проведение группового родительского собрания «Вы пришли, мы очень рады!» Ознакомление мам и пап дошколят с программой «Югорский трамплин», её спецификой создания и основными важными принципами
развивающей среды, работающей на формирование активности, инициативности дошколят; обеспечивающей осуществление образовательной программы с учётом климатических, этнических, культурных требований, где реализовывается воспитательный и образовательный процесс, та среда, которая будет осуществлять образовательно-воспитывающую, развивающую, мотивационную, коммуникативно-информационную функции. Так же, заинтересовали проектом «Оснащение предметно - пространственной развивающей среды по программе «Югорский трамплин» в средней группе №2 «Золотая рыбка» в процессе взаимодействия с родителями воспитанников», дали представление о том, как родители могут принять в нём участие, направили на совместную активность с дошкольниками и педагогами
II. Координационно–практический этап: октябрь 2017г. – апрель 2018г. Проведение мероприятий по ходу осуществления проекта для реализации
поставленных задач.
- Отработка взаимодействия с членами семей средней группы №2 «Золотая рыбка». Привлечение родителей дошколят в воспитательный и образовательный процесс – игровая деятельность с дошколятами в «Центре математики», «Центре конструктивных игр», «Центре искусства».
- Информирование родителей на официальном блоге ДОУ об успехах в работе с воспитанниками по тематике недели и реализации программы «Югорский трамплин».
- Создание интернет - группы для родителей дошкольников и воспитателей, в которой можно получить информацию о готовящихся акциях, выставках, утренниках, театрах; стихотворения, песни для разучивания; (педагогические статьи, памятки); возможность обмена фото и видеоматериалами, своими «Семейными» традициями и опытом, так же задавать вопросы педагогам.
- Составление схемы - плана по распределению центров динамичности в группе «Золотая рыбка» по программе «Югорский трамплин».
- Эффективное размещение мебели с надлежащим учётом особенностей
пространственно-предметного окружения и методрекомендациями разработчиков программы «Югорский трамплин». Смоделировали вместе с родителями групповое пространство по центрам детской деятельности, выбрали названия центров и красочное оформление эмблем: «Центр математики» - «Занимательная математика»; «Центр литературы» - «Королевство Сказочных наук»; «Центр сюжетно–ролевой игры»; «Центр конструктивных игр» - «Стройка»; «Центр науки и естествознания» - «Лаборатория Почемучек»; «Открытая площадка»; «Центр кулинарии»; «Центр искусства» - «Мастерская волшебства».
Подбор необходимых игрушек, различных видов конструктора, дидактических игр, раздаточного материала, коллекций, пособий по зрительной и дыхательной гимнастике, книг, альбомов, схем описательных рассказов, алгоритмов, мнемотаблиц, интеллекткарт по лексико-тематическому планированию для насыщения центров активности согласно возрасту. Помощь родителей дошкольников в распечатке и ламинировании схем, алгоритмов; создание различного вида театров: пальчиковый, теневой, настольный; реквизитов в «Центр сюжетно-ролевой игры»; нестандартного оборудования – массажные коврики для стоп ног, маски для подвижных игр и инсценирования сказок.
Привлечение родителей к оформлению приёмной в тематическом направлении названия группы «Золотая рыбка»; изготовление рабочих информационных стендов «Информационная стена для родителей», «3 вопроса», «Доска выбора», «Жемчужинка недели», «Наше творчество», «Вы пришли – мы очень рады», «С Днём рождения!», «Выставка по лексическим темам.
Участие в смотр - конкурсе «Группа начинается с приёмной» МДОУ «Детский сад №21» - Диплом (1 место).
Проведение выставок по лексическим темам.
- Составление родителями и детьми презентаций; мини-проектов; творческих рассказов и сказок; сообщений по темам недели.
III. Заключительный (обобщающий) этап: май 2018г.
Подведение итогов реализации проекта, оценка его эффективности. Оформление материалов по проекту.
Проведение мониторинга оценки предметно-пространственной развивающей среды средней группы №2 «Золотая рыбка» на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на конец учебного года.
Участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Лучшая предметно-развивающая среда» - Диплом (1 степени).
Размещение фотоотчёта в электронном СМИ nsportal.ru в альбоме «Предметно-пространственная развивающая среда», публикация презентации результатов работы педагогов и родителей «Предметно-пространственная развивающая среда средней группы №2 «Золотая рыбка», «Югорский трамплин»».
Итоговое родительское собрание «Наши успехи. Предметно-пространственная развивающая среда группы «Золотая рыбка»: достижения, проблемы, перспективы» (подведение итогов совместной деятельности педагогов и родителей за прошедший учебный год, определение перспективы на будущее).
Результативность изменений после реализации проекта:
Продуктивно построенная, совместная деятельность дала стимул к созданию партнёрства с семьями наших воспитанников, принципиально новой существенной основе, подразумевающей объединённое содействие в воспитании, обучении дошколят, понимание всеобщих целей, задач, готовность к взаимопониманию, сформировало предпосылки к партнёрской деятельности дошкольников и их родителей. При этом позволило воспитателям группы скорректировать собственную работу на основе учёта интересов членов семей воспитанников, не испытывая трудностей при контакте с родительской общественностью.
Предметно развивающая среда группы «Золотая рыбка» организована в соответствии с требованиями ФГОС ДО по программе «Югорский трамплин», в ней представлены все рекомендованные образовательные центры, соответствует возрастным объективным возможностям дошкольников, содержанию основной программы образовательного учреждения.
При конструировании предметного окружения мы соблюдали принцип зонирования, учитывалась гендерная специфика. Созданы групповые условия, обеспечивающие различные виды детской активности: интеллектуальная, кинестетическая, игровая (насыщенная действием), художественная, исследовательская, театрализованная, самостоятельная; их интеграция, творческая (креативная) организация, соответствующие потребностям современных дошколят в условиях ДОУ и существенно повысило качество ДО.
Согласно принципу индивидуального подхода в групповом помещении предусмотрены зоны для субъективных созидательных выставок работ детей (рисунков, поделок).
Развивающая групповая среда предоставляет детям возможность выбора деятельности, активности в любом центре, максимально активно проявлять свои способности. Оснащённость центров активности изменяется с учётом потребностей, интересов детей, тематическим планированием образовательного процесса.
На решение задач проекта были направлены наши общие усилия с родителями дошколят: оформляли по лексическим темам альбомы, изготавливали газеты, плакаты, макеты, нестандартное оборудование, принимали участие в конкурсах, тематических выставках, выполняли созидательные задания для оформления нашей группы.
В деятельности с родителями воспитанников высокий эффект дает организация проектирования в ДОУ. К детской деятельности очень часто с удовольствием подключается вся семья, возникает настоящее деловое сотрудничество, партнёрство детей и их родителей, проектирование даёт им новые темы для семейных разговоров. При комплексном подходе взаимодействия мамы и папы детей становятся более действенными помощниками, единомышленниками воспитателей группы в любом деле.
Нельзя сказать, что все, но значительная часть родителей с нами инициативно сотрудничали, другие присоединялись во время работы. Следует отметить три варианта сотрудничества родителей дошколят в жизни нашей группы:
Оказание разовой помощи.
Творческое участие родительской общественности при проведении игр, занятий в центрах активности.
Родители по собственному побуждению становятся помощниками на постоянной основе.
При любом варианте у родителей группы есть огромная возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга определенным навыкам. Большинство родителей откликаются на нашу просьбу принести что-либо наглядное для занятий, утренних сборов (картины, журналы и альбомы, книги и энциклопедии, презентации) всё это мы храним в электронном виде. Таким образом, происходит вовлечение их в воспитательно-образовательную
деятельность, происходит укрепление эмоционально-позитивных внутрисемейных отношений, родители намного лучше познают своего ребёнка, так как видят его в абсолютно другой для себя обстановке, сближаются с педагогами группы.
Проведённая работа по обновлению предметно-пространственного окружения объединила в итоге всех участников имеющих отношение к образовательному процессу: родителей и их детей, воспитателей группы. Объективная развивающая среда никогда не остаётся у нас постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям, трансформируется в зависимости от меняющихся интересов и потребностей дошколят, лексических тем.
Организация общения ДОУ и семей дошколят создаёт основанные на доверии отношения между воспитателями и родителями, и наиболее тёплые связи между родителями и их детьми. Мероприятия, осуществляемые общими силами поднимают авторитет семьи, позволяют рассмотреть изнутри проблемы ребёнка, сравнивая его с другими детьми, заметить серьёзности во взаимоотношениях, позаимствовать опыт интерактивности не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью. Детские праздники, утренники проводились не для родителей, а с их вовлечением, где они познали, сколько же хлопот и труда нужно приложить при организации каждого празднования. Применение современных, инновационных форм интерактивности, вследствие внедрения которых родители начали более активно (инициативно) участвовать в творческих детско-родительских конкурсах, а продукты сотворчества предрасполагают развитию эмоций детей, создают чувство гордости за своих мам и пап. Интерес и любопытство родителей, готовность принимать участие в жизни группы позволяет решать многие воспитательно-образовательные задачи с установкой на будущее деловое сотрудничество.
Список источников:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и её психологическая безопасность//Справочник старшего воспитателя –№ 8, 2014г.
3. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ/Г. А. Антипова//Воспитатель ДОУ - №12- 94с., 2011г.
4. Виноградова Л.С., Карунова Л.А., Мальцева Н.В., Юдина Е.Г., Бодрова
Е.В.Югорский трамплин: программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка – М., Издательство «Алекс» – 80с., 2010г.
5. Виноградова Л.С., Карунова Л.А., Мальцева Н.В., Юдина Е.Г., Бодрова Е.В. Работа по программе дошкольного образования «Югорский трамплин», ориентированная на ребенка. Методическое руководство для воспитателей. Ханты-Мансийск – Москва – 196с., 2010г.
6. Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьёй и дошкольной образовательной организацией// Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. М.: Педагогическое общество России, 2013.