Проект «По морям, по волнам...» для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
ПРОЕКТ
«ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ...»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Горыня Татьяна Алексеевна,
воспитатель, 1КК
Тавда, 2021г.
Актуальность
В жизни каждого ребенка наступает замечательная пора, когда он начинает интересоваться окружающим миром. Еще бы, вокруг столько всего увлекательного и так хочется поскорее во всем разобраться! Иногда на эти вопросы даже нам, взрослым, бывает сложно найти ответ. Ведь любознательный ребенок интересуется самыми различными вещами и самыми разными темами!
Взрослым часто не хватает времени на поиск ответов на детские вопросы, вследствие чего теряется детская любознательность, пытливость ума и стремление к дальнейшему познанию мира.
На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, духовно-нравственного развития.
Ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно включен в деятельность; когда созданы условия, стимулирующие исследование, проявление инициативы, творчества, поддерживается совместная и индивидуальная познавательная активность ребенка.
Реализация данного проекта направлена на то, чтобы удовлетворить детей в получении необходимой «порции» информационной энергии для их дальнейшего развития, через включение их в различные виды деятельности.
Проблема: дети не получают полных ответов на возникающие у них вопросы об окружающем мире.
Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин, закрепить знания о разнообразии подводного мира.
Задачи:
образовательные:
- привлечь внимание детей к богатству природы;
- сформировать представление о морях, их особенностях.
развивающие:
- развивать познавательный интерес ребенка к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения;
- поддерживать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов (мне интересно, мне нравится)
воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать у детей охранительно-бережное и действенное отношение к природе.
- содействовать воспитанию коллективизма
Вид, тип проекта: познавательный, групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги.
Ожидаемые результаты:
На уровне детей:
- дети интересуются изучением природного мира, высказывают догадки, организуют и осуществляют познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами;
- дети увлечены познанием окружающей природы, интересуются познавательной литературой, ищут ответы на вопросы;
- дети проявляют позицию защитников природы
На уровне родителей:
- формирование у родителей положительного отношения к сотрудничеству, проявления инициативы.
На уровне педагога:
- повышение уровня компетентности по реализации образовательной области ФГОС ДО - познавательное развитие.
Основные этапы:
Подготовительный
- выявление и актуальность проблемы. Обсуждение целей и задач с родителями и детьми;
- подбор методической литературы;
- разработка и подбор практического материала.
Основной
- совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата проекта;
- реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
- расширение творческих споров, достижение договоренности;
- взаимообучение, помощь друг другу.
Итоговый
- совместный анализ выполнения проекта, переживание результата;
- участие в игровой презентации достигнутых результатов.
1 этап проекта
Толчком в выборе темы проекта стала поездка Леры на Чёрное море и показ фотографий, где она побывала. Больше всего детям понравился её рассказ и показ видео о дельфинарии. У детей появилось много вопросов, на которые сразу не нашлись ответы.
Вместе с детьми было принято решение, узнать, как можно больше о морях и их обитателях.
Для того чтобы ответить на вопросы, решили найти в интернете всё что известно о морях, спросить у родителей, почитать художественную литературу по этой теме, создать условия для опытно – экспериментальной деятельности.
Формы совместной и самостоятельной образовательной деятельности | Тема |
Беседы | - «Моря бывают разные», - «Сокровище морей», - «Морские растения» - «Морские обитатели», - «Всё о ракушках» |
Чтение художественной и познавательной литературы | - «Моря России », - «Море», - «Где? Что? Когда» энциклопедия для любознательных, - «Русалочка» - «По морям, по волнам» - « Морские обитатели» энциклопедия |
Просмотр презентаций | - «Чёрное море», - «Рыбы бывают разные», - «Что такое море», - «Обитатели морей», - «Встреча с умным крабом», - «Что такое волны» |
НОД познание | - «Что такое море», - «Обитатели морей и океанов», - «Подводный мир морей и океанов», - «Чёрное море», - «Тёплые и холодные моря» |
Художественно-творческая деятельность | Рисование - «Море», - «Морские обитатели», - «Растения морей и океанов» Лепка - «Обитатели морей и океанов», - «Рыбы» |
Опытно-экспериментальная деятельность | - Вода пресная и солёная |
Книжный уголок | Рассматривание картин, иллюстраций разных морских обитателей. Рассматривание фотоиллюстраций картин И. К. Айвазовского «Девятый вал», «Чёрное море», «Волна», «Суда на рейде», «Буря», «Восход солнца»…. |
2 этап проекта
Второй этап проекта начали с просмотра видеофильмов о морях.
Узнали, что большую часть земли покрывает вода, она занимает три четверти поверхности земли (нарисовали круг, разделили его на четыре части, три из них вода, а одна это суша). Вода омывает сушу, образуя мировой океан. Море – это часть океана, большое водное пространство. Оно огромное, бескрайнее, морская вода голубая или голубовато-зелёная. Ещё оно солёное, для этого провели опыт. Сравнили пресную и солёную воду на вкус. Сделали вывод: солёную воду пить нельзя, и поливать растения ею тоже нельзя - они погибнут.
Море может быть то спокойным, тихим по нему пробегают небольшие волны. Моряки тогда говорят, что на море штиль. Но бывает море и другим. Грозным, когда морская гладь превращается в бушующую стихию. Это шторм. А также, что моря бывают тёплыми и холодными.
Нашли на карте тёплые и холодные моря. Узнали, почему Красное море назвали красным, а Чёрное черным. Что есть море, которое не имеет берегов. Существует Мёртвое море (это даже не море, а скорее озеро, вода из него никуда не вытекает и не втекает), которое обладает удивительными целебными свойствами: в нем нельзя утонуть, но оно стремительно высыхает, оставляя за собой груды соли, и виноваты в этом люди.
Узнали, что море волновало и волнует многих художников на создание прекрасных полотен. Многие художники пытались передать в своих картинах красоту морской стихии. Познакомились с фотоиллюстрациями картин знаменитого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.
Нарисовали сами морские пейзажи.
Прочитали «Морские сказки» С. Сахарова, рассказ «Добрая раковина» С.Воронина, «Русалочка». Нарисовали сюжеты из этих произведений.
Поиграли в подвижную игру «Море волнуется», игры малой подвижности «Волны», «Чайки», «Дельфины», сюжетно - ролевую игру «Пароход».
Просмотрели презентацию, узнали кто такие мореплаватели, и почему они больше всего боялись пиратов, а так же куда плавал Магеллан, и что такое кругосветное путешествие.
Из энциклопедии узнали, что на дне морей есть горы, большинство подводных гор – это вулканы. Иногда верхушки подводных вулканов выступают над водой и образуют острова. А жители одного из островов Тихого океана ловят рыбу огнём. Ещё есть морские фермы, на них выращивают рыбу и съедобных моллюсков. В море есть драгоценности, в раковинах устриц обитающих в тёплых тропических морях, иногда вырастают жемчужины. Ловцы жемчуга с риском для жизни добывают жемчужины со дна моря.
Из видеофильма узнали, на какую глубину погружаются подводные лодки, для чего нужен батискаф и какое погружение самое глубокое. Как рыбы дышат под водой. Какая птица плавает подобно рыбе, и кто плавает задом наперед. А так же какие животные любят играть в море и даже умеют петь как белый кит, его ещё называют «морской канарейкой». Мы попробовали их нарисовать.
Море это дом для рыб. Их разнообразие нас удивило. Мы познакомились с самыми большими, такими как акула; маленькими, которые живут в тропических морях: рыбы-ангелы, рыбы-клоуны, рыбы-попугаи. Есть рыбы глубоководные: удильщик, он забирается в громадные трещины в морском дне, а на голове у него фонарь. Многие глубоководные рыбы просто ужасны на вид. Хорошо, что в глубинах морей и океанов всегда темно. А есть ещё и такие, у которых есть «копьё» как рыба-парусник или «молоток», рыба - молот, есть рыба которая бьёт током и ёщё много, много других. Мы слепили их из пластилина.
Сделали вывод. Море - это среда обитания разных животных и растений и всё в природе взаимосвязано. Если мы загрязняем море, то его обитателям будет плохо, но плохо будет и нам, людям. Так давайте же будем беречь и охранять всё живое на земле.
3 этапа проекта
Интеллектуальная игра: «Морское путешествие».
Результаты деятельности
- Дети получили знания о разнообразии морей всего мира, об их появлении и роли в жизни человека.
- Педагоги повысили свой уровень профессионализма, закрепили навыки планирования и координирования совместной деятельности с детьми и родителями.
- Родители то приобрели дополнительный опыт совместной деятельности, проявили активность.
Список используемой литературы
1. Учебно-методический комплект “Гармония”.
2. Окружающий мир, Смоленск “Ассоциация XXI век”. 2010.
Интеллектуально –
познавательная игра
«Морское путешествие»
- Ребята посмотрите, что я вам сегодня принесла. Правильно – глобус. А что такое глобус? На какую геометрическую фигуру похож глобус? Какие цвета мы видим на глобусе? А вы знаете, что они означают? Какого цвета больше всего на глобусе?
- Синий и голубой, вы правильно сказали, это цвет морей и океанов. Сколько у нас океанов? Правильно 5, и мы знаем песенку про 5 океанов (поём). А сколько морей? Правильно 63 моря и эта цифра может быть не точной, может есть ещё неоткрытые и неизвестные моря. А вы хотели бы отправиться в путешествие? (да). Но для того чтобы отправиться в путешествие нужно очень много знать о морях и их обитателях. Мы с вами много читали, смотрели фильмы и сейчас попробуем выполнить все задания. А так как это игра – путешествие, давайте разделимся на 2 команды. Команду девочек и команду мальчиков. И посмотрим, чья же команда лучше справится. А чтобы мы могли справедливо оценить ваши знания, за каждый правильный ответ команда будет получать ракушки. У каждой команды будет свой банк, в который они будут складывать ракушки, и в конце игры мы подсчитаем ваши вложения, и увидим кто же победил. Итак, что же нужно взять в морское путешествие?
1 задание
Перед вами карточки. Надо отобрать то, что вам пригодится в путешествии. Сколько вы взяли карточек, посчитайте? Проверьте, правильно ли вы это сделали. Что самое главное? Правильно карта. Без неё в путешествии не обойтись.
2 задание «Сложи карту»
Карту сложили, теперь мы вспомним самые известные моря.
3 задание: «Самые, самые, самые»
Для мальчиков:
1. Какое море самое большое? (Филиппинское)
2. Самое холодное? (Восточно - Сибирское)
3. Самое тёплое? ( Красное)
4. Как называется море в названии которого присутствует название камня? (Мраморное)
5. Самое глубокое море (Коралловое)
Для девочек:
Какое море не имеет границ? ( Саргассово)
Какое море России называют «Ледяным погребом»? (Карское)
Какие моря в названии имеют цвет? (Чёрное, Белое, Красное)
Самое чистое море? (Чукотское)
Какое море России в древности называли «Янтарным»? (Балтийское)
Дружно встали все по 5 начинаем танцевать.
Танец: «А рыбы в море плавают вот так…»
- Ребята, скажите вода в море пресная или солёная? А кто из вас знает, кто такой Магеллан? Чего больше всего боялись мореплаватели? (пиратов). А мы ничего ни боимся и хотим узнать, какие же морские обитатели живут в морях и океанах? А для этого нам нужно опуститься на морское дно. В чём мы можем опуститься на дно? (в батискафе). Я раздам вам цифры, и на ваших батискафах вы найдёте такие же. (Батискаф у нас будет стульчик, только сесть на него нужно спиной вперёд). Сидеть в батискафе нужно прямо, не крутиться, а иначе выпадешь в море и утонешь. Мы с вами знаем, чем дышат рыбы? (жабрами). А мы? (воздухом - кислородом).
Звучит шум моря.
- Вот мы и опустились на дно. Смотрите, нас встречает осьминог. Осьминог - это моллюск, у которого 8 ног - щупальца. Осьминог умеет менять цвет. Он может быть красным, синим, серым, жёлтым, коричневым и зелёным. Вот вам и ещё одно задание.
4 задание
- Если хотите поздороваться с осьминогом и пожать каждое щупальце, то сколько рукопожатий вам нужно будет сделать?
- Осьминог несёт в подарок своим детям морские звёзды. На одной щупальце 2 звезды, и на другой 2. Сколько звёзд он несёт в подарок?
- Осьминог несёт в подарок своим детям 6 звезд, но одна звезда упала. Сколько звёзд он принесёт своим детям?
- Осьминог решил собрать ещё звёзд, вначале он нашёл 5 звёзд, а потом ещё 3. Сколько звёзд собрал осьминог?
- Скажите, а дно морей ровное? А есть ли горы на дне? (да). А реки? (Они называются морским течением, они движутся единым потоком гораздо быстрее окружающей воды, и бывает тёплым и холодным). Спасибо тебе осьминог.
- Ребята, а кого мы ещё можем здесь встретить? (Рыб)
5 задание «Собери картинку по цифрам»
- А кита можем встретить? (да). А можно ли кита считать самой большой рыбой? (нет). Тогда для вас ещё одно задание. Посмотрим, каких морских обитателей вы отгадаете за одну минуту (песочные часы).
6 задание
1. Какие рыбы самые древние? (акулы)
2. У какой рыбы есть фонарь? (удильщик)
3. Какая птица плавает подобно рыбе? (пингвин)
4. Кто плавает задом наперёд? (кальмар)
5. Какое животное любит играть в море? (дельфины)
6. Какая рыба больше всех? (акула)
7. У какой рыбы есть копьё? (парусник)
8. Какая рыба бьёт током? (скат)
9. У какой рыбы есть молоток? (молот)
10. Какой краб самый большой? (краб-паук)
11. Где живут ангелы, попугаи, клоуны? (в море)
12. Какие морские животные умеют петь? (белуха)
13. Почему на море волны? (ветер)
Игра «Море волнуется»
- Молодцы, за то что вы так много знаете о морских обитателях, рыбки придумали вам ещё одно задание
7 задание
"Найди рыбку" (состав числа 7, 8, 9.)
- Наше путешествие закончено, всплываем. Открываем свой банк и подсчитываем наши вложения. Объявляем победителей.
Кияйкина Наталья Федоровна
Этника27
Потамошнева Наталья Алексеевна