12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горыня Татьяна Алексеевна29

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад   12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей







ПРОЕКТ

«ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ...»

для детей старшего дошкольного возраста







Автор: Горыня Татьяна Алексеевна,

воспитатель, 1КК



Тавда, 2021г.



Актуальность

В жизни каждого ребенка наступает замечательная пора, когда он начинает интересоваться окружающим миром. Еще бы, вокруг столько всего увлекательного и так хочется поскорее во всем разобраться! Иногда на эти вопросы даже нам, взрослым, бывает сложно найти ответ. Ведь любознательный ребенок интересуется самыми различными вещами и самыми разными темами!

Взрослым часто не хватает времени на поиск ответов на детские вопросы, вследствие чего теряется детская любознательность, пытливость ума и стремление к дальнейшему познанию мира.

На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, духовно-нравственного развития.

Ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно включен в деятельность; когда созданы условия, стимулирующие исследование, проявление инициативы, творчества, поддерживается совместная и индивидуальная познавательная активность ребенка.

Реализация данного проекта направлена на то, чтобы удовлетворить детей в получении необходимой «порции» информационной энергии для их дальнейшего развития, через включение их в различные виды деятельности.

Проблема: дети не получают полных ответов на возникающие у них вопросы об окружающем мире.

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин, закрепить знания о разнообразии подводного мира.

Задачи:

образовательные:

- привлечь внимание детей к богатству природы;

- сформировать представление о морях, их особенностях.

развивающие:

- развивать познавательный интерес ребенка к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказы­вать догадки и предположения, эвристические суждения;

- поддержи­вать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов (мне интересно, мне нравится)

воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать у детей охранительно-бережное и действенное отношение к природе.

- содействовать воспитанию коллективизма

Вид, тип проекта: познавательный, групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги.

Ожидаемые результаты:

На уровне детей:

- дети интересуются изучением природного мира, высказывают догадки, организуют и осуществляют познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами;

- дети увлечены познанием окружающей природы, интересуются познавательной литературой, ищут ответы на вопросы;

- дети проявляют позицию защитников природы

На уровне родителей:

- формирование у родителей положительного отношения к сотрудничеству, проявления инициативы.

На уровне педагога:

- повышение уровня компетентности по реализации образовательной области ФГОС ДО - познавательное развитие.

Основные этапы:

Подготовительный

- выявление и актуальность проблемы. Обсуждение целей и задач с родителями и детьми;

- подбор методической литературы;

- разработка и подбор практического материала.

Основной

- совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата проекта;

- реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

- расширение творческих споров, достижение договоренности;

- взаимообучение, помощь друг другу.

Итоговый

- совместный анализ выполнения проекта, переживание результата;

- участие в игровой презентации достигнутых результатов.

1 этап проекта

Толчком в выборе темы проекта стала поездка Леры на Чёрное море и показ фотографий, где она побывала. Больше всего детям понравился её рассказ и показ видео о дельфинарии. У детей появилось много вопросов, на которые сразу не нашлись ответы.

Вместе с детьми было принято решение, узнать, как можно больше о морях и их обитателях.

Для того чтобы ответить на вопросы, решили найти в интернете всё что известно о морях, спросить у родителей, почитать художественную литературу по этой теме, создать условия для опытно – экспериментальной деятельности.

Формы совместной и самостоятельной образовательной деятельности

Тема

Беседы

- «Моря бывают разные»,

- «Сокровище морей»,

- «Морские растения»

- «Морские обитатели»,

- «Всё о ракушках»

Чтение художественной и познавательной литературы

- «Моря России »,

- «Море»,

- «Где? Что? Когда» энциклопедия для любознательных,

- «Русалочка»

- «По морям, по волнам»

- « Морские обитатели» энциклопедия

Просмотр презентаций

- «Чёрное море»,

- «Рыбы бывают разные»,

- «Что такое море»,

- «Обитатели морей»,

- «Встреча с умным крабом»,

- «Что такое волны»

НОД познание

- «Что такое море»,

- «Обитатели морей и океанов»,

- «Подводный мир морей и океанов»,

- «Чёрное море»,

- «Тёплые и холодные моря»

Художественно-творческая деятельность

Рисование

- «Море»,

- «Морские обитатели»,

- «Растения морей и океанов»

Лепка

- «Обитатели морей и океанов»,

- «Рыбы»

Опытно-экспериментальная деятельность

- Вода пресная и солёная


Книжный уголок

Рассматривание картин, иллюстраций разных морских обитателей.

Рассматривание фотоиллюстраций картин И. К. Айвазовского «Девятый вал», «Чёрное море», «Волна», «Суда на рейде», «Буря», «Восход солнца»….



2 этап проекта

Второй этап проекта начали с просмотра видеофильмов о морях.

Узнали, что большую часть земли покрывает вода, она занимает три четверти поверхности земли (нарисовали круг, разделили его на четыре части, три из них вода, а одна это суша). Вода омывает сушу, образуя мировой океан. Море – это часть океана, большое водное пространство. Оно огромное, бескрайнее, морская вода голубая или голубовато-зелёная. Ещё оно солёное, для этого провели опыт. Сравнили пресную и солёную воду на вкус. Сделали вывод: солёную воду пить нельзя, и поливать растения ею тоже нельзя - они погибнут.

Море может быть то спокойным, тихим по нему пробегают небольшие волны. Моряки тогда говорят, что на море штиль. Но бывает море и другим. Грозным, когда морская гладь превращается в бушующую стихию. Это шторм. А также, что моря бывают тёплыми и холодными.

Нашли на карте тёплые и холодные моря. Узнали, почему Красное море назвали красным, а Чёрное черным. Что есть море, которое не имеет берегов. Существует Мёртвое море (это даже не море, а скорее озеро, вода из него никуда не вытекает и не втекает), которое обладает удивительными целебными свойствами: в нем нельзя утонуть, но оно стремительно высыхает, оставляя за собой груды соли, и виноваты в этом люди.

Узнали, что море волновало и волнует многих художников на создание прекрасных полотен. Многие художники пытались передать в своих картинах красоту морской стихии. Познакомились с фотоиллюстрациями картин знаменитого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.

Нарисовали сами морские пейзажи.

Прочитали «Морские сказки» С. Сахарова, рассказ «Добрая раковина» С.Воронина, «Русалочка». Нарисовали сюжеты из этих произведений.

Поиграли в подвижную игру «Море волнуется», игры малой подвижности «Волны», «Чайки», «Дельфины», сюжетно - ролевую игру «Пароход».

Просмотрели презентацию, узнали кто такие мореплаватели, и почему они больше всего боялись пиратов, а так же куда плавал Магеллан, и что такое кругосветное путешествие.

Из энциклопедии узнали, что на дне морей есть горы, большинство подводных гор – это вулканы. Иногда верхушки подводных вулканов выступают над водой и образуют острова. А жители одного из островов Тихого океана ловят рыбу огнём. Ещё есть морские фермы, на них выращивают рыбу и съедобных моллюсков. В море есть драгоценности, в раковинах устриц обитающих в тёплых тропических морях, иногда вырастают жемчужины. Ловцы жемчуга с риском для жизни добывают жемчужины со дна моря.

Из видеофильма узнали, на какую глубину погружаются подводные лодки, для чего нужен батискаф и какое погружение самое глубокое. Как рыбы дышат под водой. Какая птица плавает подобно рыбе, и кто плавает задом наперед. А так же какие животные любят играть в море и даже умеют петь как белый кит, его ещё называют «морской канарейкой». Мы попробовали их нарисовать.

Море это дом для рыб. Их разнообразие нас удивило. Мы познакомились с самыми большими, такими как акула; маленькими, которые живут в тропических морях: рыбы-ангелы, рыбы-клоуны, рыбы-попугаи. Есть рыбы глубоководные: удильщик, он забирается в громадные трещины в морском дне, а на голове у него фонарь. Многие глубоководные рыбы просто ужасны на вид. Хорошо, что в глубинах морей и океанов всегда темно. А есть ещё и такие, у которых есть «копьё» как рыба-парусник или «молоток», рыба - молот, есть рыба которая бьёт током и ёщё много, много других. Мы слепили их из пластилина.

Сделали вывод. Море - это среда обитания разных животных и растений и всё в природе взаимосвязано. Если мы загрязняем море, то его обитателям будет плохо, но плохо будет и нам, людям. Так давайте же будем беречь и охранять всё живое на земле.

3 этапа проекта

Интеллектуальная игра: «Морское путешествие».

Результаты деятельности

- Дети получили знания о разнообразии морей всего мира, об их появлении и роли в жизни человека.

- Педагоги повысили свой уровень профессионализма, закрепили навыки планирования и координирования совместной деятельности с детьми и родителями.

- Родители то приобрели дополнительный опыт совместной деятельности, проявили активность.

Список используемой литературы

1. Учебно-методический комплект “Гармония”.

2. Окружающий мир, Смоленск “Ассоциация XXI век”. 2010.



Интеллектуально –

познавательная игра

«Морское путешествие»

- Ребята посмотрите, что я вам сегодня принесла. Правильно – глобус. А что такое глобус? На какую геометрическую фигуру похож глобус? Какие цвета мы видим на глобусе? А вы знаете, что они означают? Какого цвета больше всего на глобусе?

t1613206128aa.jpg- Синий и голубой, вы правильно сказали, это цвет морей и океанов. Сколько у нас океанов? Правильно 5, и мы знаем песенку про 5 океанов (поём). А сколько морей? Правильно 63 моря и эта цифра может быть не точной, может есть ещё неоткрытые и неизвестные моря. А вы хотели бы отправиться в путешествие? (да). Но для того чтобы отправиться в путешествие нужно очень много знать о морях и их обитателях. Мы с вами много читали, смотрели фильмы и сейчас попробуем выполнить все задания. А так как это игра – путешествие, давайте разделимся на 2 команды. Команду девочек и команду мальчиков. И посмотрим, чья же команда лучше справится. А чтобы мы могли справедливо оценить ваши знания, за каждый правильный ответ команда будет получать ракушки. У каждой команды будет свой банк, в который они будут складывать ракушки, и в конце игры мы подсчитаем ваши вложения, и увидим кто же победил. Итак, что же нужно взять в морское путешествие?

1 задание

Перед вами карточки. Надо отобрать то, что вам пригодится в путешествии. Сколько вы взяли карточек, посчитайте? Проверьте, правильно ли вы это сделали. Что самое главное? Правильно карта. Без неё в путешествии не обойтись.

2 задание «Сложи карту»

t1613206128ab.jpg Карту сложили, теперь мы вспомним самые известные моря.

3 задание: «Самые, самые, самые»

Для мальчиков:

1. Какое море самое большое? (Филиппинское)

2. Самое холодное? (Восточно - Сибирское)

3. Самое тёплое? ( Красное)

4. Как называется море в названии которого присутствует название камня? (Мраморное)

5. Самое глубокое море (Коралловое)

Для девочек:

Какое море не имеет границ? ( Саргассово)

Какое море России называют «Ледяным погребом»? (Карское)

Какие моря в названии имеют цвет? (Чёрное, Белое, Красное)

Самое чистое море? (Чукотское)

Какое море России в древности называли «Янтарным»? (Балтийское)

Дружно встали все по 5 начинаем танцевать.

Танец: «А рыбы в море плавают вот так…»

t1613206128ac.jpg - Ребята, скажите вода в море пресная или солёная? А кто из вас знает, кто такой Магеллан? Чего больше всего боялись мореплаватели? (пиратов). А мы ничего ни боимся и хотим узнать, какие же морские обитатели живут в морях и океанах? А для этого нам нужно опуститься на морское дно. В чём мы можем опуститься на дно? (в батискафе). Я раздам вам цифры, и на ваших батискафах вы найдёте такие же. (Батискаф у нас будет стульчик, только сесть на него нужно спиной вперёд). Сидеть в батискафе нужно прямо, не крутиться, а иначе выпадешь в море и утонешь. Мы с вами знаем, чем дышат рыбы? (жабрами). А мы? (воздухом - кислородом).

Звучит шум моря.

- Вот мы и опустились на дно. Смотрите, нас встречает осьминог. Осьминог - это моллюск, у которого 8 ног - щупальца. Осьминог умеет менять цвет. Он может быть красным, синим, серым, жёлтым, коричневым и зелёным. Вот вам и ещё одно задание.

4 задание

- Если хотите поздороваться с осьминогом и пожать каждое щупальце, то сколько рукопожатий вам нужно будет сделать?

- Осьминог несёт в подарок своим детям морские звёзды. На одной щупальце 2 звезды, и на другой 2. Сколько звёзд он несёт в подарок?

- Осьминог несёт в подарок своим детям 6 звезд, но одна звезда упала. Сколько звёзд он принесёт своим детям?

- Осьминог решил собрать ещё звёзд, вначале он нашёл 5 звёзд, а потом ещё 3. Сколько звёзд собрал осьминог?

- Скажите, а дно морей ровное? А есть ли горы на дне? (да). А реки? (Они называются морским течением, они движутся единым потоком гораздо быстрее окружающей воды, и бывает тёплым и холодным). Спасибо тебе осьминог.

- Ребята, а кого мы ещё можем здесь встретить? (Рыб)

t1613206128ad.jpg 5 задание «Собери картинку по цифрам»

- А кита можем встретить? (да). А можно ли кита считать самой большой рыбой? (нет). Тогда для вас ещё одно задание. Посмотрим, каких морских обитателей вы отгадаете за одну минуту (песочные часы).

6 задание

1. Какие рыбы самые древние? (акулы)

2. У какой рыбы есть фонарь? (удильщик)

3. Какая птица плавает подобно рыбе? (пингвин)

4. Кто плавает задом наперёд? (кальмар)

5. Какое животное любит играть в море? (дельфины)

6. Какая рыба больше всех? (акула)

7. У какой рыбы есть копьё? (парусник)

8. Какая рыба бьёт током? (скат)

9. У какой рыбы есть молоток? (молот)

10. Какой краб самый большой? (краб-паук)

11. Где живут ангелы, попугаи, клоуны? (в море)

12. Какие морские животные умеют петь? (белуха)

13. Почему на море волны? (ветер)

Игра «Море волнуется»

- Молодцы, за то что вы так много знаете о морских обитателях, рыбки придумали вам ещё одно задание

7 задание

t1613206128ae.jpg "Найди рыбку" (состав числа 7, 8, 9.)

- Наше путешествие закончено, всплываем. Открываем свой банк и подсчитываем наши вложения. Объявляем победителей.

Опубликовано


Комментарии (3)

Кияйкина Наталья Федоровна, 13.02.21 в 15:20 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за прекрасный ресурс!
Этника27, 13.02.21 в 16:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересно и полезно!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 14.02.21 в 10:34 0Ответить Пожаловаться
Интересная работа, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.