Проект по работе с родителями "Всей семьей - в поход любой!"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ –
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕР»
Проект по работе с родителями
Всей семьей – в поход любой!
Авторы проекта:
Дулина Наталья Александровна, методист;
Быкова Евгения Сергеевна, методист;
Русских Сергей Владимирович, педагог дополнительного образования.
р.п. Краснообск
2024г.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира.
А.С. Макаренко
Одним из важных и необходимых направлений деятельности учреждения дополнительного образования является работа с родителями. Родители учащихся являются полноправными участниками образовательного процесса, для которых важны успехи ребенка в выбранном виде деятельности. Именно с семьей делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы. Настоящий проект предусматривает комплекс мероприятий, в результате которых созданы условия для совместной деятельности детей и родителей. Проект реализуется в туристских клубах «Хаски», «Орлы», где особую роль играет работа с родителями.
Отличительная особенность системы работы с родителями педагогов дополнительного образования туристских клубов – придание семье статуса участника образовательного процесса и расширение функциональных возможностей семьи (родители не только организаторы, но и участники походов). В деятельности педагогов Дома творчества обозначены ценностные ориентиры: приоритет семейных ценностей, взаимоуважение. Педагоги направляют усилия семьи и свои профессиональные возможности для достижения единой цели - детям обеспечивается богатая эмоциями, содержательная, интересная жизнь в туристском клубе.
Как показывает практика, педагогическое влияние, направленное на ребенка не прямо, а косвенно, намного успешнее. Пример взрослых, для которых активный отдых – образ жизни, дружба, взаимовыручка, здоровье – жизненные ценности, позволяют сформировать отношение детей к этим понятиям как значимое.
Основными направлениями деятельности в работе с родителями обучающихся в туристском клубе являются:
Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Организация и проведение туристических прогулок с приготовлением пищи на костре, походов выходного дня, категорированных маршрутов с привлечением родителей.
Систематические совместные занятия детей и родителей, позволяющие осваивать туристические навыки.
Мастер-классы с выходом на природу для погружения в походную, хозяйственную деятельность всех членов семьи.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одной из задач является обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей. Одним из приоритетных направлений развития воспитания является создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми.
В туристских клубах ДДТ «Мастер» созданы условия для совместной продуктивной деятельности учащихся, педагогов, родителей. Походы, туристские соревнования, прогулки выходного дня было бы трудно организовать без поддержки семьи. Родители воспитанников регулярно привлекаются к походам, поездкам на слеты и соревнования. Это дает возможность им увидеть, чем занимается ребенок и каких результатов достиг. Опыт показывает, что самые неравнодушные болельщики на соревнованиях именно родители и при такой поддержке дети достигают более высоких результатов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: повышение уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс через организацию системной работы с родителями в туристском клубе.
Задачи проекта:
Формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности с родителями;
Улучшение межличностной коммуникации между родителем и ребенком через установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося;
Объединение усилий для полноценного развития и воспитания чувства любви к Родине;
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной туристической деятельности;
Приобретение детьми и родителями туристских навыков.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование активных, творческих партнеров в вопросах развития и воспитания ребенка;
Укрепление межличностного общения детей и родителей;
Сформирована психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей;
Сформирована активная жизненная позиция, потребность во взаимодействии с детьми;
Дети и родители владеют туристскими навыками.
Участники проекта: педагоги дополнительного образования МБУДО – ДДТ «Мастер», обучающиеся и родители туристских клубов «Орлы», «Хаски».
Количественный охват – 46 человек.
Срок реализации проекта: январь 2023 – август 2024 г.
Место реализации проекта: Новосибирская область, Новосибирский район, р. п. Краснообск, Дом детского творчества «Мастер».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный:
определение цели и задач проектов;
подбор методического материала.
II этап – практический:
проведение мероприятий и занятий по тематике проекта;
методическая деятельность педагогов;
совместная деятельность (походы выходного дня, категорийные походы, туристические прогулки с приготовлением пищи на костре, участие в соревнованиях, экскурсии, проектная деятельность);
информирование родителей о ходе образовательной деятельности (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, информационные стенды, интернет-ресурсы);
участие детей и родителей в конкурсной деятельности;
обратная связь (анкетирование; мониторинг; книга отзывов; комментарии в группе под постами ОРЛЫ, ХАСКИ, туристский клуб ДДТ МАСТЕР (vk.com) и Навигатор дополнительного образования НСО, сайт ДДТ «Мастер»).
III этап – оценочно-результативный:
анализ результатов проекта;
оценка качества выполнения проекта.
1 ЭТАП
Подготовительный
На стадии подготовки были обозначены цель и задачи проекта, разработаны методические и дидактические материалы (маршруты походов выходного дня для всей семьи, мастер-классы по завязыванию узлов, положение выставки-конкурса изделий из природных материалов).
2 ЭТАП
Практический
Совместные мероприятия обучающихся туристских клубов «Орлы», «Хаски» с родителями
При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ туристской направленности есть много возможностей для проявления активности родителей:
ориентирование на местности (соревнования по спортивному ориентированию совместно с родителями и отдельной командой родителей);
соревнования по завязыванию туристских узлов. (отдельно группы детей и родителей);
совместные туристические прогулки детей и родителей с приготовлением пищи на костре;
походы выходного дня и категорированные маршруты;
совместные учебные занятия и мастер-классы для подготовки к соревнованиям, где родители помогают осуществлять контроль за безопасным прохождением этапов.
Многолетний опыт работы с детьми доказал необходимость создания плодотворного тесного сотрудничества с семьями обучающихся, ведь именно семья вводит ребенка во внешний мир, в семье ребенок получает основы воспитания. В ходе реализации проекта проведены мероприятия: «Новый год по-туристски», прогулки с приготовлением пищи на костере (осенние, зимние, весенние, летние), «Звёздный поход», фестиваль по строительству иглу, походы выходного дня, степенные походы, категорированные маршруты (Приложение 1). Приобщение к здоровому образу жизни, культуре общения происходит в тесном сотрудничестве всех участников учебного процесса.
Самым первым ежегодным совместным мероприятием для детей и родителей становится экскурсия по родному поселку Краснообск, по его главным улицам, знаковым местам, поскольку прежде чем узнавать туристский мир, ребята знакомятся со своей малой Родиной.
Каждый год туристические клубы «Хаски» и «Орлы» празднуют «Новый год по-туристски». Дети и родители собираются на специальной «новогодней» поляне, готовят праздничный обед на костре, играют со Снегурочкой и Дедом Морозом в игры. Дети получают туристские подарки, которые пригодятся в походах. (Приложение 1)
Педагоги ежемесячно организуют и проводят прогулки с приготовлением пищи на костре, где дети вместе с родителями играют, отрабатывают туристские навыки. Такие походы способствуют сплочению как внутри семьи, так и семей обучающихся между собой. (Приложение 1)
Традиционным событием является участие в «Звёздном лыжном походе», ребята и родители совместно преодолевают дистанцию в 14 км, на поляне готовят пищу, участвуют в весёлых туристских конкурсах. (Приложение 1)
Обучающиеся и родители принимают участие в фестивале по строительству снежных хижин «Иглу. Город эскимосов». (Приложение 1) Дети и родители занимаются пилкой и доставкой блоков для снежной хижины, участвуют в процессе создания иглу. Самые смелые дети и родители остаются ночевать в иглу. Для них это незабываемые впечатления!
https://vk.com/huskyturklub Мероприятия туристического клуба снимаются на видео, после чего создаются фильмы. Это позволяет оставить в памяти интересные моменты о туристической жизни и служит учебным материалом для ребят, которые приходят в туристический клуб.Итогом работы является совместный категорийный поход обучающихся и их родителей, в котором участники становятся партнерами, друзьями. Ребята не только показывают то, чему смогли научиться за год, но и учат родителей переносить походные невзгоды. Участие в таких походах позволяет родителям и детям сблизиться, совместно преодолевая походные трудности, убедиться, что совместная спортивная деятельность полезна и необходима не только ребёнку, но и взрослому. Туристские походы важны как средство снятия психологического напряжения и стрессов, укрепление межличностного общения в семье. В общении с природой, без гаджетов родители и дети по-новому узнают себя, начинают понимать, что действительно важно в этой жизни. (Приложение 1).
Ценность сотрудничества образовательной организации с семьей заключается в том, что укрепляются связи в семье между детьми и родителями, расширяется социальный опыт детей, повышается творческий потенциал педагогов, что в свою очередь, работает на авторитет учреждения.
Разработка учебно-методической документации, пособий и дидактических материалов, направленных на работу с семьей и методическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса
Презентации и фильмы для проведения занятий;
Стенд с туристскими узлами;
Фотовыставка в кабинете с фотографиями с маршрутов.
Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства с проектами и методическими работами (Приложение 2).
Результаты участия:
Педагогический проект «Всей семьей – в поход любой» (авторы: Дулина Н.А., Быкова Е.С., методисты; Русских С.В., Мазалевская Т.М., педагоги дополнительного образования) – диплом 2 степени межрегионального конкурса дополнительных образовательных программ и проектов «Грани развития»;
Педагогический проект «Всей семьей – в поход любой» (авторы: Дулина Н.А., Быкова Е.С., методисты; Русских С.В., Мазалевская Т.М., педагоги дополнительного образования) – диплом 1 степени международного конкурса профессионального мастерства «Жар-Птица России»;
Педагогический проект «Орлы навстречу солнцу» (авторы: Дулина Н.А., Быкова Е.С., методисты; Русских С.В., Мазалевская Т.М., педагоги дополнительного образования) – участвует в педагогическом конкурсе «Серафимовский учитель – 2023-2024»
Результаты конкурсной деятельности обучающихся и родителей
Диплом фестиваля по строительству снежных хижин «Иглу. Город эскимосов»;
«Краснообская лыжня - 2023» Коханова Виктория Владимировна (мама учащегося) 3 место;
«Краснообская лыжня - 2023» Коханова Виктория Владимировна (мама учащегося) 3 место;
Cоревнования по спортивному ориентированию «Кубок горы» - Осипов Ярослав - 2 место;
Первенство Новосибирской области по спортивному туризму «Осенний полумарафон» – 1, 2 место;
«Звёздный лыжный поход» – призовые места обучающихся, Очаковская Галина (мама обучающегося) – 3 место в конкурсе фотографов в номинации «Репортаж»;
Открытые соревнования туристского клуба «Ювента» по спортивному туризму «Узел – 2024» - туристский клуб «Хаски» (педагог Русских С.В.): Клейменов Юрий - 1 место, Лебедева Вероника - 1 место, Понкратенко Семен - 2 место, Русских Семен - 2 место;
туристский клуб «Орлы» (педагог Мазалевская Т.М.): Асеев Дмитрий - 1 место, Гайворонских Любовь - 1 место, Кузин Максим - 1 место, Очаковский Алексей - 1 место, Фрейдлин Вадим - 1 место, Бабина Александра - 2 место, Мерцалов Никита - 3 место, Шихалева Елена - 2 место, Фрейдлина Татьяна – участник;
Полумарафон по спортивному туризму, команда родителей под руководством Мерцаловой Ульяны Алексеевны заняла 1 место.
Информационное освещение мероприятий
Мероприятия, проводимые в ДДТ «Мастер» освещаются районными средствами массовой информации: газетами «Приобская правда», «Новосибирский район – территория развития», поселковыми газетами «Краснообск», «Краснообские вести», а также информация размещается на сайте управления образования Новосибирского района, сайте ДДТ «Мастер» http://ддтмастер.рф, в группе ВК. https://vk.com/orlitur
Педагоги туристского клуба «Орлы» и Дома творчества в целом, конструктивно взаимодействуя с семьей, вместе с ней создают важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего образовательно-воспитательного процесса. Многолетний опыт показывает, что реализуемая в Доме детского творчества «Мастер» система взаимодействия с семьей позволяет специалистам ДДТ в полной мере раскрывать способности детей, использовать их творческий потенциал, создавать единое воспитательное пространство, которое способствует разностороннему развитию ребенка, формированию его как социально активной, творческой личности.
Отзывы родителей (законных представителей) о работе туристского клуба, диагностика удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг.
О своих впечатлениях от походов, прогулок, тренировок и других мероприятиях родители оставляют комментарии в группе ВК, в группе WhatsApp, Telegram, в тетради для отзывов. (Приложение 4).
Разработана анкета, позволяющая оценить удовлетворенность родителей деятельностью клуба, и Дома творчества в целом, которая включает несколько разделов:
осведомленность родителей об образовательной деятельности и мероприятиях в туристском клубе;
степень включенности родителей в образовательную деятельность и мероприятия ДДТ «Мастер» и туристского клуба;
удовлетворенность родителей личностными и профессиональными качествами педагогического коллектива. (Приложение 3).
3 ЭТАП
Оценочно-результативный
Для достижения поставленной цели были использованы следующие ресурсы:
Кадровые | В реализации проекта прияли участие 2 педагога дополнительного образования Дома детского творчества «Мастер», методисты. |
Методические | Разработка учебно-методической документации, пособий и дидактических материалов, направленных на работу с семьей и методическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса. |
Материально-технические | Материально-техническое оснащение запланированных мероприятий проекта. |
Информационные | - Оказание консультационной и организационно-методической помощи педагогам дополнительного образования ДДТ «Мастер», участвующих в реализации проекта. |
Технологические | - Участники проекта в печатном виде предоставили методические разработки, пособия; - Участники проекта предоставили фотоотчёты всех проведённых мероприятий. |
Результаты взаимодействия туристских клубов «Орлы», «Хаски» и семьи
Формирование активных, творческих партнеров в вопросах развития и воспитания ребенка;
Укрепление межличностного общения детей и родителей;
Сформирована психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей;
Сформирована активная жизненная позиция, потребность во взаимодействии с детьми;
Дети и родители владеют туристскими навыками.
Конкретные результаты реализации проекта
По окончании реализации проекта «Всей семьей – в поход любой!» проведены мероприятия:
экскурсия по родному поселку Краснообск, по его главным улицам, знаковым местам;
новогодний поход в лес «Новый год по-туристски»;
прогулки с приготовлением пищи на костре;
участие в «Звёздном лыжном походе»;
участие в фестивале по строительству снежных хижин «Иглу. Город эскимосов»;
участие в спортивном мероприятии «Краснообская лыжня», 2023, 2024 год;
участие в полумарафоне по спортивному туризму;
участие в категорийном походе обучающихся и их родителей;
участие педагогов в профессиональных конкурсах.
Методические результаты проекта:
Разработана учебно-методическая документация, пособия и дидактические материалы, направленные на работу с семьей и методическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса.
Разработана анкета, позволяющая оценить удовлетворенность родителей деятельностью студии, которая включает несколько разделов:
осведомленность родителей об образовательной деятельности и мероприятиях в студии;
степень включенности родителей в образовательную деятельность и мероприятия ДДТ «Мастер» и студии гармоничного развития «Солнышко»;
удовлетворенность родителей личностными и профессиональными качествами педагогического коллектива (Приложение 8);
общая удовлетворенность (материально-технические условия, удобство расположения, и личностное отношение).
Информационное освещение проекта
Мероприятия, проводимые в ДДТ «Мастер», освещаются районными средствами массовой информации: газетами «Приобская правда», «Новосибирский район – территория развития», поселковыми газетами «Краснообск», «Краснообские вести», а также информация размещается на сайте управления образования Новосибирского района, сайте ДДТ «Мастер» http://ддтмастер.рф
В заключение хочется отметить, что совместные мероприятия с семьей в туристском клубе – это способ лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместные прогулки, походы, тренировки способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми, а яркие впечатления обеспечены всей семье. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение, и формируются семейные ценности.
Список использованной литературы
В диалоге с семьей. Из опыта работы педагога дополнительного образования Кобелевой Л.С. по организации работы с родителями обучающихся спортивно-туристского клуба «Эдельвейс» // Сост.: Лебедева И.Г., старший методист МАОУДО «ДЮЦ «Импульс»; автор-составитель: Кобелева Л.С., педагог дополнительного образования МАОУДО «ДЮЦ «Импульс». – с. Фролы, 2020.- 75 с.
Машинистова, Н. В. История становления дополнительного образования детей в России / Н. В. Машинистова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2347/ (дата обращения: 12.04.2023).
Некрасов, С.А. Организационно-методические основы деятельности школьного туристского клуба // Гуманитарный вестник Переяслав-Хмельницкого государственного университета имени Григория Сковороды: Научно-теоретический сборник. – Переяслов-Хмельницкий, 2006. – С. 108 – 112.
Программа развития воспитания Новосибирской области на 2019-2024 годы «Воспитание гражданина России – патриота Новосибирской области» по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Ханина, Е.Н. Туристский клуб как педагогическое пространство социализации и условие самореализации личности подростка // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15048 (дата обращения: 12.10.2023).
Приложение1
Мероприятия с обучающимися туристского клуба «Орлы», их родителями
Краснообская лыжня 2023
Краснообская лыжня - 2024
Пельменный поход 2023
#орлы #спортивныйтуризм #краснообск #жкбавария #васхнил #ддтмастер #Орлытуризм #дети #поход
Ежегодная акция «Звездный поход – 2023»
Фестиваль по строительству снежных хижин «Иглу. Город эскимосов» – 2023»
Фестиваль по строительству снежных хижин «Иглу. Город эскимосов» – 2024»
Новый год по-туристски - 2023
Новый год по-туристски- 2024
Поход. Мочеги
Поход на Кузнецкий Алатау
Прогулки на природе
Поход выходного дня. Старый Бердск
Велопоходы по Новосибирскому району
Приложение 2
Достижения совместной деятельности обучающихся туристского клуба, их родителей
Достижения совместной деятельности руководителей туристского клуба, методистов,
Приложение 3
Удовлетворенность родителей туристского клуба качеством предоставляемых услуг
С целью диагностики удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставляемых услуг в туристском клубе было проведено анкетирование родителей (законных представителей учащихся). В анкетировании приняли участие 46 человек.
Анализ анкетирования показал, что большинство родителей полностью удовлетворяет уровень проводимых занятий и мероприятий в туристском клубе, учащиеся всегда с удовольствием посещают занятия.
Каждый из родителей должен был выбрать из представленных качеств развития личности ребенка три качества, наиболее значимых, по его мнению. Все родители отметили, что занятия в туристском клубе способствуют укреплению здоровья детей.
Приложение 4
Отзывы родителей и обучающихся туристского клуба
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна