Проект в подготовительной группе «Азбука безопасности»
Проект «Азбука безопасности»
Подготовительной группы
Название проекта: «Азбука безопасности»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, проектно-ориентированный.
Участники проекта: Дети, педагоги, родители.
Срок реализации проекта: с 01.09.2017г. по 30.05.2018 г. (долгосрочный)
Пояснительная записка.
Одной из интересных форм работы в детском саду является работа с использование метода проектной деятельности.
Проект «Азбука безопасности» - социальный проект.
Социальный проект – это деятельность, направленная на результат, который получается при решении той или иной социальной проблемы.
Тип проекта (практико - ориентированный) рассматривает опережающее развитие как постановку перед ребенком целей и задач на интеллектуальное и социальное самообучение.
Это позволяет создать систему мотивации для саморазвития личности ребенка, привить системный позитивный образ мышления, развить способность ребенка оценивать последствия поступков и влияние привычек на качество жизни, и наконец, получать удовольствие от развития
собственных талантов и склонностей. В данном проекте социально значимыми проблемами является: безопасное поведение детей на дорогах, в быту, на природе и при возникновении пожара.
Ведь именно эти социально значимые проблемы приводят к
повышению уровня детского травматизма.
Актуальность
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Дети не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойства предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. А его повышенная двигательная активность в сочетании с эмоциональностью и любопытством могут стать причиной попадания в опасные ситуации. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что проблема безопасности детей дошкольного возраста особенно актуальна.
Цель проекта: Систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общественных местах, в том числе экстремальных ситуациях.
Задачи:
Обучающие:
формирование у детей основ безопасного поведения в быту, на природе, при пожаре и на дорогах;
формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования их;
познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью;
обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности, безопасности в быту, на природе и дорогах;
прививать у дошкольников чувство ответственного и бережного отношения к природе.
Развивающие:
развивать у детей способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
развивать умение чётко и грамотно действовать при возникновении пожара;
развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;
развивать умение передавать своё отношение к безопасности в рисунках и аппликации;
развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений;
развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
развивать у детей самостоятельность, к овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения;
развивать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность с сотрудниками ГИБДД, пожарной службы, воспитателями, родителями и общественными организациями.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру.
воспитывать интерес к правилам дорожного движения и правилам поведения в быту и на природе, а так же к правилам пожарной безопасности.
Задачи по работе с родителями:
знакомить родителей с работой ДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт»
повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей.
привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемые итоги проекта:
К концу проекта ребенок должен знать:
Основные понятия «здоровье» и» здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом.
Свое имя, фамилию, адрес.
Знать значения номеров телефона 01, 02, 03.
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома.
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми.
Наиболее безопасный путь в детский сад и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
Влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что такое «одеваться по сезону».
Правила поведения в парках, скверах, в лесу, у водоемов.
Опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты. К концу проекта ребенок должен уметь:
Соблюдать режим дня , ухаживать за полостью рта, руками, ногами.
Безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону.
Выбрать наиболее безопасный путь в детский сад и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика. Ориентироваться в дорожных знаках.
Правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства.
Правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами и осами).
Правильно вести себя при возникновении пожара в доме.
Родители:
Повышение образовательного уровня родителей по данной теме, осознание важности проблемы безопасности детей, сотрудничество с детьми и педагогами.
Осознание взрослыми и детьми понятие – «Здоровьесбережение»
Влияние образа жизни на состояние здоровья дошкольника.
Снижение уровня заболеваемости
Методы проекта:
словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, проблемные вопросы, диалог;
наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, поделки, плакаты обучающие, схемы эвакуации;
игровые: дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, сюрпризные момент, ситуации, общения;
практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Формы проекта
1 этап.
составление проекта «Азбука безопасность»;
подбор методической и художественной литературы;
изготовление пособий, нестандартного оборудования для проведения занятий и развития двигательной активности;
подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр;
составление плана совместных мероприятий педагогов и детей ;
работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
планирование проведения занятий с участием сотрудников ГИБДД и пожарной службы.
Запланировать выходы по теме, в общественные места (музей, библиотека, Цнк)
2 этап
Практический
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами,
через практическую деятельность детей, воспитателей, родителей, и взаимодействия социальными учреждениями, согласно перспективного плана по проекту.
(выставки поделок, рисунков, изготовление стенгазеты, участие в конкурсе «Простые правила», изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр)
Сентябрь
Тема | Содержание | Методы и формы |
ОБЖ | Ребенок и другие люди: опасность контактов с незнакомыми людьми, как избежать насилия со стороны взрослых, к кому можно обратиться за помощью. | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Предотвращение опасных ситуаций при контактах с незнакомыми людьми» «Незнакомый человек в лифте, подъезде, на улице» «Как бы вы поступили в данной ситуации». Проблемных ситуаций. Чтение: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Л. Толстой «Мышка вышла гулять». Дидактическая игра «Добрый и злой человек» |
ПДД | Правила дорожного движения, работа ГАИ, безопасный маршрут от дома до детского сада | Экскурсия по городу, к светофору, пешеходному переходу. Рассматривание иллюстраций «Улица города». Беседы: «Безопасное поведение на улице», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать». Обсуждение опасных ситуаций. Чтение: Б. Житков «Что я видел», С. Маршак «В снег и дождь...», С. Михалков «Светофор», Я. Пишумов «Посмотрите, постовой...», Н. Сорокин «Переход», В. Семернин «Запрещается - разрешается», загадки о транспорте, правилах дорожного движения. Дидактические игры: настольно-печатные игры. Сюжетно-ролевые игры: «ГАИ», «Водители и пешеходы» |
Октябрь
Тема | Содержание | Методы и формы |
«Бережное отношение к живой природе» | Познакомить детей с правилами поведения в природе. Учить бережно относиться ко всему живому | Дидактическая игра «Запрещающие – разрешающие экологические знаки». «Живое – не живое» Чтение энциклопедий «Всё обо всём», Настольно – печатные игры « Живая и неживая природа», «Что сначала, что потом». Д/игры « Природные явления» Экскурсия в осенний сквер. С/р. игры: «Юные спасатели», «Юные экологи». |
«Службы «01», «02», «03» всегда на страже». | Дать представления о службах спасения 01, 02, 03. Уточнить представления о профессиях пожарника, врача, полицейского, спасательных служб. Воспитывать нравственные качества, вызвать желание помочь людям в беде. | Беседа о службах, помогающих людям в беде - милиция, пожарные, скорая помощь. Беседа «Безопасность в нашей группе». Чтение художественной литературы С.Михалков «Дядя Стёпа». В.Маяковский «Кем быть?» С.Маршак «Пожар». Загадывание загадок об опасных предметах. НОД « Когда один дома» - учить детей обращаться с телефоном, уметь набирать номер и объяснить ситуацию. Повторить правила поведения с огнём, на дороге, на природе, в общественных местах. Показать детям простые способы оказания помощи пострадавшим. Настольно – печатные игры « Как избежать неприятностей», «Чрезвычайные ситуации в доме». Д/игры « Я знаю, что можно, а что нельзя». С/р. игра «Скорая помощь» |