Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Птицы родного края зимой»
Птицы родного края зимой
(конспект занятия в подготовительной к школе группе)
Цель:
- расширять представления детей о жизни зимующих птиц нашего региона;
- упорядочить имеющиеся знания о птицах;
- познакомить с новым представителем птиц родного края в зимнее время года- клест.
Задачи:
- способствовать развитию индивидуально – познавательных интересов через использование энциклопедии
- развивать логику, мышление , память
- формировать умение по просьбе взрослого и самостоятельно совершать нравственно- направленные действия.
Подготовительная работа: просмотр рисунков, видеофрагментов; чтение книг о птицах родного края.
Оборудование: рисунки со следами птиц; проектор; бросовый материал.
Ход занятия:
I. Сюрпризный момент: (По всей группе следы птиц).
- Ребята, вы ничего не замечаете?
- Что необычного в нашей группе?
- Чьи же это следы? (действительно, это следы птиц).
II. Основная часть.
- А какие еще отличительные признаки птиц вы знаете?
(работа по схеме)
- Но, как же следы птиц оказались у нас?
- Птицы в зимнее время года приближаются к жилищам людей. Им труд находить корм себе во время снегопадов, в метели и сильные морозы.
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
- Но птицы очень пугливы и поэтому они наверное спрятались.
Мы сможем их отыскать, если отгадаем загадки.
Угадай, какая птица
Бойкая, задорная
Желтогрудая, проворная,
Звонко тенькает:
«тень, тень» (синица)
- Как вы догадались?
- Чем она отличается от других птиц?
1. (Синица- это небольшая птица, но очень нарядная. У нее ярко-желтое брюшко, а спинка и крылья серо-синие. За это и прозвали ее синица)
- А чем питается синица?
2. (Летом питается насекомыми, а вот зимой ей трудно найти себе корм, поэтому они клюют зерно, крупу, семена растений и очень любят, когда люди развешивают для них несоленое сало).
- Следующая загадка:
Умный мальчишка
В сером армячишке
Прыгает. Шныряет,
Крошки собирает. (воробей)
- Как вы догадались?
3. (Воробей - маленькая, очень подвижная птица с округлой головой, короткой шеей, хвостик он держит поднятым вверх. В холодную пору сидят воробьи. Прижавшись друг к другу, нахохлившись. Зимуют воробьи в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах. Питается семенами трав, зернышками)
- Еще одна загадка:
В красной шапке расшитой,
В черненьком кафтане
Знаменит в семье лесной
Песенкой смешной.
Что за песня- красота?
Тук-тук, да тра –та-та. (дятел)
- Верно. Что про дятла вы знаете?
4. (Верх тела у него черный, а на голове и шее белые пятна. У дятла очень крепкий клюв. Им он стучит по стволу дерева. Долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинки, долбит шишки, Дятел очень хорошо передвигается по деревьям , помогают ему в этом его крепкие и цепкие лапки, если внимательно рассмотреть, то хорошо видно, что два пальца направлены вперед, а два – назад. Дятла считают санитаром леса)
- Следующая загадка:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь- это ….. (снегири)
- Как вы думаете, почему их так называют?
5. (Верх головы, крылья, хвост у него- черные, спина голубовато-серая, а брюшко- красное. У снегиря толстый, короткий клюв).
- Как вы думаете зачем? (он расклевывает им ягоды рябины, ранеток, зерна).
- Еще одна загадка :
Носит серенький жилет,
Но у крыльев- черный цвет.
Видишь кружат двадцать пар,
И кричат : «кар, карр, карр» (ворона)
- Чем же ворона занимается зимой?
6. (Днем они промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях. Питаются вороны , чем придется , в основном на городских свалках очистками от овощей).
- А это про кого ?
Кто та прыгает , шуршит,
Клювом шишки потрашит?
«Клее! Клее! Клее! Поет со свистом. (клест)
- Вы что-нибудь знаете об этой птице?
- А где можно узнать?
(показать энциклопедию и зачитать)
7. (Клест живет в хвойных лесах, питается семенами шишек, их крестообразный клюв помогает шелушить шишки, прежде чем у них выпадут семена. Клест единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой, т. к. корма для них предостаточно).
- Мы, сегодня, познакомились с новой зимующей птицей нашего края. И я предлагаю ее картинку поместить в наш альбом «Мы их знаем».
- Как можно назвать этих птиц одним словом?
- А где они живут?
- Почему сейчас они находятся рядом с нами?
- За то, что вы хорошо отгадали загадки и знаете много о птицах, они принесли вам пазлы.
Д.У «Кто лишний».
(спросить у каждого ребенка, что за птица у него получилась. Какая птица здесь лишняя почему)
Физминутка
Вьюга веет над полями
Над горами и лесами
Влево, вправо посмотри
Птицы съежившись сидят
Им голодно, они дрожат.
Предлагаю поиграть в игру «Птичья столовая»
(пока играет музыка, вы летаете, как только музыка перестанет играть, вы должны будете подлететь к корму той птицы, которую я назову).
- Молодцы! Вы все были очень внимательны и хорошо знаете, что любят наши пернатые друзья.
- Вот этих птиц мы с вами покормили. А как же быть с остальными, которые сейчас летают в поисках корма?
- Я думаю, что мы можем для птиц сделать доброе дело. Какое?
(стих «Покормите птиц!» читает Маша)
- А из чего можно сделать кормушки?
- А, вы умеете делать сами?
- Хотели бы, чтобы я вас научила?
Изготовление кормушек из бросового материала.
III. Итог :
- Какие замечательные кормушки у вас получились.
А вот малыши не умеют еще делать кормушки, но они тоже бы хотели делать доброе дело и подкармливать птиц зимой.
- Как же быть?
- Молодцы! Давайте пойдем и подарим малышам наши кормушки посоветуем какой корм насыпать, объясним кто что любит из птиц
сергеева ирина