Программу разработала:
Заковряжина Вера Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ Бискамжинская СОШ
Проект программы
«Детская правозащитная приёмная
в сельской общеобразовательной школе»
Паспорт программы
Название программы: «Детская правозащитная приёмная в сельской общеобразовательной школе».
Заказчик программы: администрация муниципального общеобразовательного учреждения Бискамжинская общеобразовательная школа.
Разработчики программы:
Заковряжина В.Б., учитель начальных классов
Пояснительная записка
Как показало эмпирическое исследование, проведённое в МОУ Бискамжинская СОШ, сегодня подростку в сельской общеобразовательной школе, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, обращаться с жалобой на нарушение своих прав практически некуда, несмотря на законы, гарантирующие его право на защиту. Детская правозащитная приёмная в школе – это один из реальных и эффективных способов социально-педагогической деятельности по защите прав несовершеннолетних в сельской общеобразовательной школе, куда может обратиться любой ученик.
Детская правозащитная приёмная на добровольной основе объединяет детей – правозащитников, учащихся 8-11 классов.
Детская правозащитная приёмная не является судебным органом или карательной инстанцией. Это орган ученического самоуправления в школе – отдел «Ювенальная юстиция», в рамках которого он функционирует.
Цель программы: защита прав ребёнка в школе.
Задачи программы:
правовое урегулирование конфликтов, возникающих в школьном социуме;
повышение правовой культуры учащихся;
развитие навыков правового поведения;
воспитание гражданских качеств и толерантности у детей и подростков, через организацию социально - значимой деятельности.
Теоретической основой программы стала идея взаимодействия субъектов социально-педагогической деятельности по защите прав несовершеннолетних А.Ю. Коновалова.
Детская правозащитная приёмная осуществляет свою деятельность во взаимодействии с участниками образовательного процесса:
администрация и родительский комитет школы поддерживают деятельность Детской правозащитной приёмной, содействуют разрешению конфликтных ситуаций;
педагогический коллектив во взаимодействии с юными правозащитниками, является примером толерантных отношений.
Для решения поставленных задач Детская правозащитная приёмная осуществляет следующие виды деятельности:
проведение правовых мониторингов;
представление, защита и отстаивание прав и интересов учеников, учителей и родителей;
организация работы с обращениями (жалобами);
организация просветительской деятельности по правам и обязанностям среди учащихся школы;
организация бесед, тренингов, занятия с представителями социальных, правовых ведомств;
оформление информационного стенда «Я имею право»;
участие в республиканских, районных семинарах по правам детей для обмена опытом.
В структуру Детской правозащитной приёмной входят: куратор – социальный педагог, председатель, заместитель, редакционная коллегия, ответственный за связь с общественностью, ответственный за мероприятия.
Основные направления деятельности Детской правозащитной приёмной: работа с обращениями (жалобами) – «Ящик Доверия» и информационно-просветительская деятельность.
Содержание программы
Направления |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Работа с обращениями (жалобами) |
Заседания Детской правозащитной приёмной. |
Каждый вторник месяца |
Председатель |
Информа- ционно- просветите-льское |
Неделя права: - Классные часы в 1-11 классах;
- Выпуск буклетов «Детская правозащитная приемная»; - Встреча с работниками правоохранительных органов «Правила поведения в общественных местах»; - Выступление на родительском собрании «Памятка для родителей» с целью устранения непонимания подростков со стороны родителей. |
Сентябрь |
Заместитель Ответственный за мероприятия Редколлегия
Связь с общественностью
Председатель |
В рамках недели здоровья - Выпуск агитационного листа « Закон для нас. Закон внутри нас» с целью пропаганды здорового образа жизни; -Интеллектуальная игра для 9-11 классов «Знатоки права»; -Тренинг для учащихся 8 класса «Что ты знаешь о правах и обязанностях учащихся»; -Выступление на заседании родительского комитета на тему «Занятость подростков во внеурочное время» с целью привлечения родителей к кружковой работе в школе |
Октябрь |
Редколлегия
Заместитель
Ответственный за мероприятия
Связь с общественностью
|
|
-Деловая игра в 5-6 классах «Что ты знаешь о правах ребёнка»; - Выпуск бюллетеня «Всемирный день прав»; -Встреча подростков с адвокатом Ушенко Сергеем Михайловичем (выпускник нашей школы); -Выступление на собрании совета предпринимателей «Благотворительность для школы дело благородное» с целью привлечь внимание предпринимателей к проблеме финансирования школы. |
Ноябрь |
Ответственный за мероприятия Редколлегия Связь с общественностью
Председатель |
|
-Выпуск закладок для книг «Твои права в школе»; -Круглый стол «Школа - территория закона» по профилактике табакокурения и употребления слабоалкогольных напитков учащимися в свете новых законов РФ и РХ; -Беседа с психологом «Как устранить проблемы в отношениях с учителем»; -Классный час в 1-4 классах «Что такое толерантность». |
Декабрь |
Редколлегия
Ответственный за мероприятия
Связь с общественностью Председатель Заместитель |
|
-Театральное представление «Как заяц - трусишка преодолевал ступеньки прав»; -Вечер вопросов и ответов «Что мы знаем о правах человека на охрану здоровья»; -Олимпиада по обществознанию; -Информационный лист «Ученик ты имеешь право на бесплатное образование». |
Январь |
Ответственный за мероприятия
Заместитель
Председатель Редколлегия |
|
-Занятия в начальной школе по темам: 1. «Права человека для детей». 2. «Играем в шарады». 3. «Шкала прав». 4.«Как мне поступать» -Выпуск буклетов «Как не стать жертвой своих родителей». |
Февраль |
Председатель Заместитель Связь с общественностью Ответственный за мероприятия Редколлегия |
|
Конкурс проектов «Имею право достойно жить»; -Ролевая игра для 7, 8 класса «Нарушение прав человека»; -Конкурс эссе «Права человека в современном мире» 9-11классы; -Выпуск листовки «Твои права на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку»; |
Март |
Ответственный за мероприятия Председатель
Связь с общественностью Редколлегия |
|
|
-Информационный бюллетень о правах школьников при сдаче ЕГЭ; -Правовая игра «Мой взгляд» в 8 кл., с целью проанализировать типичные правонарушения среди несовершенно-летних; -Диспут «Что значит быть толерант-ным человеком» в 9-11 классах. |
Апрель |
Редколлегия Куратор
Ответственный за мероприятия
Связь с общественностью Заместитель |
|
-Анкетирование учащихся; - Подведение итогов. |
Май |
Куратор Председатель |
Механизм реализации программы:
1) создание нормативных актов, обеспечивающих деятельность ДПП;
2) внедрение инновационных форм и методов функционирования правозащитной приёмной (технология социального проектирования и взаимодействия, технологии переговорной площадки);
3) демократизация управления в школе, выработка новых подходов к организации взаимодействия ученического самоуправления с администрацией школы, родителями и местным сообществом в целом (социальное партнёрство).
Этапы реализации программы:
Создание организационно-информационных и нормативных условий.
Обучение школьных активистов, ставших членами детской правозащитной приёмной.
Подведение итогов программы.
Прогнозируемые результаты программы
Разноплановая деятельность ДПП способствует:
овладению учащимися знаниями и практическими навыками в области правовой культуры;
привлечение школьников к проектно-исследовательской деятельности;
получению конкретных социально-значимых результатов своих исследований и внедрению их в практику;
развитию социальной активности подростков, желанию и умению отстаивать права ребёнка, сознавая при этом свои обязанности и ответственность человека как гражданина государства.
Риски осуществления программы
|
Предполагаемые трудности |
Предполагаемые методы преодоления |
1.Педагогическое сообщество. |
Незаинтересованность и некомпетентность администрации школы и педагогов. |
Разъяснительные мероприятия, публикации и выступления в СМИ |
2.Учащиеся |
1.Пассивное и безразличное отношение к проекту ребят. 2.Агрессивное поведение членов созданной правозащитной приёмной, провоцирование ими конфликтов с учителями. 3.Неспособность к самостоятельной деятельности созданной правозащитной приёмной, в виду неразвитости школьного самоуправления. |
1.Стимулирование учащихся заинтересовавшихся ДПП. 2.Организация Школы актива для членов ДПП.
|
3.Родители |
Боязнь родителей «перегрузки» ребят. |
Разъяснительная работа с родителями, приглашение их на мероприятия ДПП, исследование (путём анкетирования) и учёт мнения родительского комитета. |
Список используемой литературы:
Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН [Текст]. – М.: ИНФРА, 2003. – 24 с.
Абрамов В.И. Проблемы соблюдения прав ребенка в системе образования Российской Федерации // Общество. Государство. Личность: Сборник материалов всероссийской научно - практической конференции [Текст] / В.И. Абрамов. - Пенза: ПГУАС, 2004.
Абрамова Т.В. Защита прав и достоинства всех участников образовательного процесса [Текст] / Т.В. Абрамова // Директор школы № 4, 2004. С. 76 – 86.
Голяндина И. Общественная приёмная по правам детей [Текст] / И. Голяндина, Л. Лаврова // Социальная педагогика № 3, 2009. С. 57 – 65.
Коновалов А.Ю. Работа школьных служб примирения [Текст] / А.Ю. Коновалов //Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. № 11. С. 32-42.
Крупинина Л.Н. Реализация прав ребенка в детском общественном объединении: социально педагогический анализ [Текст] / Л.Н. Крупинина. - М.: Просвещение, 2009. С. 66.
Санжиева Д.С. Проект Детская правозащитная сеть [Текст] / Д.С. Санжиева // Справочник классного руководителя № 10, 2010. С. 17-28.