Рабочая программа элективного курса «Детский правозащитный университет»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРАВА
«ДЕТСКИЙ ПРАВОЗАЩИТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Пояснительная записка
Программа элективного курса практического права «Детский правозащитный университет» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями концепции профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников средней школы и специфики предпрофильной подготовки учащихся.
Элективный курс адресован учащимся средней школы, которые в перспективе получают возможность выхода на один гуманитарных профилей. Он включает важнейшие вопросы развития основ правовой культуры учащихся, освоение знаний о правовых принципах, формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что предполагает овладение умениями применять полученные знания и
основные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, выбора моделей правомерных моделей поведения.
Цель курса: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.
Задачи курса состоят в том, чтобы:
повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;
активизировать гражданскую позицию, способствовать развитию волонтерского движения среди детей и молодежи;
сократить разрыв между теорией и практикой в правовом образовании школьников;
вовлечь детей в практическую правозащитную работу;
усилить диалог и сотрудничество между поколениями правозащитных организаций;
включить детей в процессы, направленные на развитие демократии в правовом государстве;
сформировать компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий, которые могут быть проведены либо в течение всего учебного года по одному часу в неделю, либо в течение полугодия один раз в неделю спаренными часами занятий.
Ожидаемый результат. Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:
выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;
создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;
строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
проводить самооценку собственных знаний и умений;
принимать решения, принимать ответственность на себя;
реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;
устанавливать конструктивные отношения с людьми;
приобретать навыки организации труда.
При составлении программы элективного курса были использованы следующие источники:
Федеральный компонент Государственного Стандарта полного среднего образования. Правоведение. – Сборник нормативных документов. Правоведение. – М.: Дрофа, 2006.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – Сборник нормативных документов. Правоведение. – М.: Дрофа, 2006.
Элективный курс практического права «Детский правозащитный университет»: для предпрофильной подготовки учащихся 10-11 классов: методическое пособие / составители: О.А. Северина, Е.Н. Сорокина; под ред. О.В. Козачек, В.В. Черникова. – М.: Глобус, 2007.
Тематический план элективного курса
Названия разделов |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Проект |
Тема 1. Право и его в роль жизни общества. |
2 |
1 |
1 |
|
Тема 2. Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Конвенция о правах ребенка. |
2 |
1 |
1 |
|
Тема З. Нарушение прав человека (ребенка). Защита прав человека (ребенка). |
3 |
1 |
2 |
|
Тема 4. Уполномоченный по правам ребенка в России. Ситуация на местах. |
3 |
1 |
2 |
|
Тема 5. Правовое государство. Местное самоуправление и гражданское общество. Участие граждан в политической жизни страны, региона. |
5 |
1 |
3 |
1 |
Тема 6. Трудовые правоотношения. Льготы для несовершеннолетних, предусмотренные трудовым законодательством. |
2 |
1 |
1 |
|
Тема 7. Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда. Поощрения и взыскания. |
3 |
1 |
2 |
|
Тема 8. Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений. |
3 |
1 |
2 |
|
Тема 9. Статус ребенка в уголовных правоотношениях. |
2 |
1 |
1 |
|
Тема 10. Подросток как участник административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях. |
2 |
1 |
1 |
|
Тема 11. Милиция: структура, права и обязанности. |
2 |
1 |
1 |
|
Тема 12. Гражданские правоотношения. Правоспособность. Дееспособность несовершеннолетних. |
3 |
1 |
2 |
|
Тема 13. Защита проекта «Подросток и закон». |
1 |
1 |
||
Тема 14. Правовой практикум «я – правозащитник». |
1 |
1 |
||
Всего: |
34 |
12 |
20 |
2 |
Содержание программы элективного курса
Тема 1. Право и его роль в жизни общества (2 часа).
Право. Признаки права. Формы права. Виды нормативно-правовых актов.
Структура права. Норма права. Роль права в жизни общества.
Цель: объяснить значение понятия «право», обсудить роль права в жизни общества; соотнести ситуации с тем или иным значением права; сформировать установку на необходимость соблюдения правовых норм.
Основные понятия: право, признаки права, нормативно-правовой акт, прецедент, правовой обычай, правовой договор, норма права, институт права, отрасль права, гипотеза, диспозиция, санкция.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – метод «Займи позицию», ролевая игра «О чем пишут газеты?»; практикум.
Тема 2. Международно-правовые документы по правам человека (ребенка).
Конвенция о правах ребенка (2 часа).
Цель: познакомить с историей создания международно-правовых документов о правах человека, объяснить значение понятий «декларация» и «конвенция»; сформировать представление об универсальности прав и свобод, содержащихся в международно-правовых документах, важности их принятия мировым сообществом.
Оборудование: Международно-правовые документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка.
Основные понятия: международно-правовой акт, декларация, конвенция ООН.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа над притчей, работа с документами о правах человека, работа со схемой, экспресс-викторина, игра «Воображаемая страна»; практикум – игра-тренинг «Правовое буриме».
Тема 3. Нарушение прав человека (ребенка).
Защита прав человека (ребенка) (3 часа).
Цель: рассмотреть случаи нарушения прав человек (ребенка), определить способы защиты прав человека, проанализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека и соотнести их с положениями международно-правовых документов.
Основные понятия: право человека, геноцид, апартеид, расизм, национализм, дискриминация, правозащитник, омбудсмен.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа с понятиями, ролевые игры «Пострадавшие и правозащитники», «Заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы»; практикум – игра-тренинг «Гигантские шаги».
Тема 4. Уполномоченный по правам ребенка в России.
Ситуация на местах (3 часа).
Цель: познакомить учащихся с историей создания института Уполномоченного по правам человека (ребенка) в мире, в России, в Курганской области и школах города Кургана; назвать направления деятельности омбудсмена; проанализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека (ребенка), в разрешении которых ведущую роль играет омбудсмен; найти пути решения проблем; соотнести ситуации с международно-правовыми документами по правам человека.
Основные понятия: омбудсмен, свобода человека, правовое пространство, медиация, конфликт.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами, методы «Мозговой штурм», «Ранжирование», моделирование с элементами обсуждения, ролевая игра «Медиация»; практикум – социологический опрос, тренинг «Переговоры».
Тема 5. Правовое государство.
Местное самоуправление и гражданское общество.
Участие граждан в политической жизни страны, региона (5 часов).
Цель: назвать формы участия граждан в политической жизни страны, региона; дать характеристику деятельности общественных правозащитных организаций, действующих в интересах детей; выделить признаки, присущие правовому государству и гражданскому обществу.
Основные понятия: гражданское общество, правовое государство, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, прямая демократия, выборы, пропорциональная и мажоритарная избирательная системы, референдум, гражданский форум.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа с высказыванием, лекция с элементами обсуждения и работы с документами, ролевая игра «Съезд Советов», деловая игра «Выборы», Гражданский форум «Как снизить рост преступности и сделать жизнь безопасной», практикум.
Тема 6. Трудовые правоотношения. Льготы для несовершеннолетних,
предусмотренные трудовым законодательством (2 часа).
Цель: познакомить с трудовым законодательством, рассмотреть льготы для несовершеннолетних, предусмотренные Трудовым кодексом; проанализировать ситуации, связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с положениями трудового законодательства и найти пути решения проблемы.
Основные понятия: право на труд, трудовые правоотношения, трудовая правоспособность трудовая дееспособность, труд.
Формы и методы проведения занятия: работа с высказываниями по теме, синквейн «Труд», работа с документами, ролевая игра «На приеме у юриста»; практикум – «Юридическая клиника».
Тема 7. Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда.
Поощрения и взыскания (3 часа).
Цель: познакомить учащихся с правилами приема на работу; отработать практические навыки составления резюме и трудового договора, ведения переговоров с работодателем с целью успешного приема на работу, составления искового заявления по поводу нарушения трудового законодательства; проанализировать ситуации, связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с трудовым законодательством РФ.
Основные понятия: рынок труда, работодатель, работник, дисциплина труда, резюме, собеседование, трудовой контракт, исковое заявление, Трудовой кодекс РФ.
Формы и методы проведения занятия: моделирование «В кадровом агентстве» (обсуждение ситуации); групповая работа «Ищу работу», презентация работы групп; деловая игра «Трудовой спор»; практикум.
Тема 8. Семья. Родители. Дети.
Правовое регулирование семейных отношений (3 часа).
Цель: познакомить с основными положениями семейного законодательства РФ; анализировать и соотносить ситуации с нормами семейного права, решать юридические задачи.
Основные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, брак, личные неимущественные и имущественные права супругов, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами; рассмотрение ситуаций в соответствии с нормами семейного права; практикумы «Семейный адвокат», «Права и обязанности ребенка в семье».
Тема 9. Статус ребенка в уголовных правоотношениях (2 часа).
Цель: определить отличительные признаки преступления, виды правонарушений; соотнести ситуации с нормами права, решить юридические задачи; отработать навыки составления заявления о преступлении.
Основные понятия: правонарушение, преступление, юридическая ответственность, вина, соучастие, исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, Уголовный кодекс РФ, исковое заявление.
Формы и методы проведения занятия: метод «Займи позицию»; групповая работа; практикум.
Тема 10. Подросток как участник административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях (2 часа).
Цель: рассмотреть отличие административных правонарушений от уголовных; охарактеризовать виды административных наказаний, проанализировать ситуации и соотнести их с нормами административного права; решить юридические задачи.
Основные понятия: административный проступок, Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф, административный арест.
Формы и методы проведения занятия: моделирование «Случай в кинотеатре», моделирование «Административный проступок».
Тема 11. Милиция: структура, права и обязанности (2 часа).
Цель: познакомить со структурой правоохранительных органов РФ, определить права и обязанности милиции, обсудить проблемы российской милиции.
Основные понятия: правоохранительные органы, уголовный розыск, патрульно-постовая служба, ОППН (отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних).
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – обсуждение фотосюжетов, метод «Мозговой штурм», практикум.
Тема 12. Гражданские правоотношения. Правоспособность.
Дееспособность несовершеннолетних (3 часа).
Цель: познакомить с основными положениями гражданского права, охарактеризовать виды сделок и договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права и соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договоров, решить юридические задачи.
Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.
Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа, практикум.
Тема 13. Защита проекта «Подросток и закон» (1 час).
Цель: научить практическим навыкам разработки, исследования презентации проектов, связанных с правовой тематикой.
Основные понятия: исследование, социологический опрос, проект, анкетирование, интервьюирование, тестирование.
Формы и методы проведения занятия: защита проекта, гражданский форум, «круглый стол».
Тема 14. Правовой практикум «Я – правозащитник» (1 час).
Цель: выявить знания, умения и навыки учащихся.
Основные понятия: правозащитное движение, общественные организации, гражданское общество.
Формы и методы проведения занятия: тестирование.
Контроль темы
«Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Конвенция о правах ребенка»
Задание 1.
1. Какое определение соответствует понятию «права человека»:
а) это законы, по которым живет человек;
б) это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять;
в) это те нормы, которые человек придумал для себя сам.
2. Какое определение соответствует понятию «свобода человека»:
а) это возможность делать абсолютно все, что хочется;
б) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении);
в) это возможность делать что-то «от сих до сих»?
3. Какие источники хранят первоначальные представления людей о свободе, справедливости:
а) народные сказки, легенды, песни;
б) религиозные тексты;
в) произведения художественной и публицистической литературы;
г) все вышеперечисленное вместе?
4. Какой документ явился первым, приближавшим торжество прав человека:
а) Великая Хартия вольностей (1215);
б) «Каролина» (1532); в) «Акт об измене» (1534)?
5. В каком году была принята французская Декларация прав человека:
а) в 1648г.; б) в 1776г.; в) в 1789 г.?
6. Когда Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека:
а) 10 декабря 1946г.; б) 10 декабря 1948 г.; в) 10 декабря 1958г.?
7. Какой международный документ имеет характер рекомендации, не обладает обязательной силой:
а) Декларация; б) Конвенция; в) Пакт?
8. Какие международные договоры имеют обязательную силу для государств, подписавших его:
а) Декларация; б) Конвенция; в) Пакт?
Задание 2.
Найти в периодических изданиях примеры:
а) иллюстрирующие соблюдение какого-то права;
б) показывающие нарушения прав ребенка;
в) содержащие примеры успешной защиты прав, ребенка.
Соотнесите данные случаи с положениями Конвенции о правах ребенка.
Ответы на задание: 1 б; 2 б; 3 г; 4 а; 5 в; 6 а; 7 б; 8 б.
Итоговый контроль
Тест на проверку информированности по основам правовых знаний.
1. Право – это нормы поведения, которые устанавливает и охраняет:
а) общество; в) церковь;
б) государство; г) наука.
2. Право возникает одновременно с появлением:
а) религиозных воззрений; в) человека современного типа;
б) общественных институтов; г) государства.
3. Имущественные отношения регулирует:
а) финансовое право; в) семейное право;
б) гражданское право; г) предпринимательское право.
4. К признакам права не относятся:
а) официальная форма правовых норм;
б) охрана норм государством;
в) поддержка обществом правовых норм;
г) обязательность норм для населения государства.
5. Судебный прецедент – это:
а) норма права, содержащаяся в законе;
б) решение по конкретному делу, имеющее силу правовой нормы;
в) правило поведения, сложившееся в силу повторяемости;
г) решение по делу, принятое государственными органами.
6. В настоящее время в качестве источника права используется крайне редко:
а) нормативно-правовой акт; в) обычай;
б) юридический прецедент; г) указ президента.
7. К нормативно-правовым актам не относятся:
а) приказ министра; в) решение собрания;
б) Конституция; г) закон.
8. Правотворчество – это деятельность по:
а) подготовке правовых актов;
б) изданию правовых актов;
в) совершенствованию правовых актов;
г) все вышеперечисленное.
9. Верны ли суждения? Нормативно-правовой акт появляется в результате:
а) деятельности государственных органов;
б) всенародного референдума:
1) верно только а; 3) верно а и б;
2) верно только б; 4) оба неверны.
10. Высшей юридической силой обладают:
а) обычаи; в) законы;
б) нормативно-правовые акты; г) приказы.
11. Указы Президента РФ являются:
а) законами; в) подзаконными актами;
б) пожеланиями; г) поручениями.
12. Отношения между гражданами и государством регулирует право:
а) государственное; б) публичное;
в) уголовное; г) гражданское.
13. К институтам власти не относится:
а) кодекс законов о труде; в) рабочее время;
б) трудовой договор; г) коллективный договор.
14. Источником государственного права является:
а) Указ Президента;
б) Конституция;
в) закон, принятый Государственной думой;
г) постановление правительства.
15. Гражданское право относится к:
а) обычному праву; в) частному праву;
б) публичному праву; г) правам человека.
16. Отношение между частными лицами регулирует право:
а) семейное; в) гражданское;
б) финансовое; г) частное.
17. К новым отраслям права не относится право:
а) экономическое; в) уголовное;
б) предпринимательское; г) торговое.
18. Отношения между человеком и исполнительной властью регулирует:
а) конституционное право; в) административное право;
б) гражданское право; г) публичное право.
19. Верно ли суждение? Международное право:
а) это обязательная составная часть системы права любого государства;
б) не входит в систему права ни одной страны:
1) верно только а; 3) верно а и б;
2) верно только б; 4) оба неверны.
20. К подотраслям права не относятся:
а) бюджетное право; в) налоговое право;
б) авторское право; г) право на отдых.
21. Метод автономии применяется в праве:
а) уголовном; в) процессуальном;
б) финансовом; г) трудовом.
22. Авторитарный метод используется в праве:
а) гражданском; в) семейном;
б) уголовном; г) авторском.
23. Судебный прецедент широко используется в праве:
а) в странах Африки; в) в России;
б) во Франции; г) в Великобритании.
24. Основным источником права в России является:
а) шариат; в) правовой акт;
б) обычай; г) прецедент.
25. Споры между организациями рассматривает:
а) прокуратура; в) арбитражный суд;
б) мировой суд; г) органы исполнительной власти.
26. Способность индивида обладать правами и обязанностями называется:
а) дееспособность; в) правоспособность;
б) гражданство; г) юридическая ответственность.
27. Полная дееспособность в России наступает:
а) в 18 лет; в) в 15 лет;
б) в 14 лет; г) в 16 лет.
28. Дееспособность предполагает:
а) наличие прав и обязанностей;
б) возможность приобретать права;
в) возможность исполнять обязанности;
г) наличие собственности.
1) аг; 3) абвг;
2) бв; 4) бг.
29. Правоспособность человека наступает:
а) в момент рождения; в) после вступления в брак;
б) после совершеннолетия; г) при получении образования.
30. Правоотношения предполагают:
а) одобрение со стороны общества;
б) взаимность прав и обязанностей участников;
в) государственные гарантии;
г) идеологическое обоснование:
1) аг; 3) абв;
2) бв; 4) абвг.
31. Человек признается недееспособным:
а) любым государственным органом;
б) близкими родственниками;
в) общественным мнением;
г) решением суда.
32. Состояние законности в обществе выражает понятие:
а) система права; в) правовое поведение;
б) норма права; г) правовая культура.
33. Правовая культура включает в себя:
а) знание законодательства;
б) добросовестное исполнение обязанностей;
в) соблюдение норм права;
г) уважение прав других людей.
1)ав; 3)бвг;
2) вг; 4) абвг.
34. Неуважительное отношение к праву называется:
а) анархизмом; в) правовым;
б) правонарушением; г) правомерным.
35. Поведение, нарушающее нормы права, определяется как:
а) преступление; в) деяние;
б) правонарушение; г) проступок.
36. К проступкам не относятся правонарушения:
а) административные; в) гражданские;
б) дисциплинарные; г) уголовные.
37. К дисциплинарным проступкам не относится:
а) опоздание на работу;
б) невыполнение служебных обязанностей;
в) самовольный уход с рабочего места;
г) курение в неположенном месте.
38. Гражданское правонарушение – это:
а) нарушение правил дорожного движения;
б) несоблюдение правил пожарной безопасности;
в) неисполнение взятых обязательств;
г) прогул без уважительных причин.
39. Административный проступок – это:
а) нарушение общественного порядка;
б) нарушение порядка деятельности трудового коллектива;
в) нарушение воинской дисциплины;
г) проступки, связанные с выполнением служебных обязанностей.
40. Правонарушения, имеющие повышенную степень общественной
опасности, называются:
а) преступлением; в) деянием;
б) проступком; г) противоправным действием.
41. За совершенное преступление наступает ответственность:
а) гражданская; в) материальная;
б) моральная; г) уголовная.
42. К принципам юридической ответственности не относится:
а) законность; в) справедливость;
б) неотвратимость; г) доступность.
43. Юридическая ответственность налагается:
а) органами местного самоуправления;
б) федеральными органами власти;
в) компетентными государственными органами;
г) потерпевшей стороной.
44. Уголовная ответственность за особо тяжкие преступления
в России наступает:
а) с 18 лет; б) с 21 года; в) с 16 лет; г) с 14 лет.
45. Принцип неотвратимости наказания предполагает:
а) обязательное осуждение преступника обществом;
б) церковное проклятие;
в) лишение преступника собственности;
г) неизбежность применения к преступнику мер
государственного воздействия.
46. Административная юридическая ответственность наступает:
а) с 16 лет; б) с 14 лет; в) с 18 лет; г) с 21 год.
47. Функции юридической ответственности:
а) наказание виновного;
б) компенсация материального и морального вреда;
в) предупреждение новых правонарушений;
г) перевоспитание правонарушителей:
1)аб; 2) абв; 3)вг; 4) абвг.
48. Психическое отношение правонарушителя к своему противоправному
деянию называется:
а) признанием; б) покаянием; в) виной; г) раскаянием.
49. К отраслям права относится:
а) право избирать и быть избранным;
б) право на труд;
в) семейное право;
г) право на судебную защиту.
50. Примером норм гражданского права является следующая норма:
а) уклонение от призыва по мобилизации в ряды Вооруженных сил
наказывается лишением свободы на срок от З до 10 лет;
б) Российской Федерацией признается политическое многообразие,
многопартийность;
в) собственник в праве истребовать свое имущество из чужого
незаконного владения;
г) работа в сверхурочное время оплачивается за первые 2 часа не менее,
чем в 1,5 размере, а за последующие часы – не менее чем в 2 размере.
51. Моральные нормы:
а) поддерживаются страхом наказания;
б) обеспечиваются силой государственного принуждения;
в) имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное
осуждение;
г) закрепляют представление о прекрасном и безобразном в поведении
людей, в производстве и быту.
52. Отношения людей с позиций зла и добра регулирует:
а) право; б) мораль; в) наука; г) искусство.
53. «Золотое правило морали»:
а) разумный эгоизм;
б) живи сам и давай жить другим;
в) поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой;
г) наибольшее счастье для наибольшего числа людей.
54. Реализация норм традиций и обычаев обеспечивается:
а) внутренним убеждением людей;
б) силой общественного мнения;
в) силой привычки;
г) верой в их божественное происхождение
55. Какая из перечисленных санкций применяется за административное правонарушение:
а) увольнение с работы; в) штраф;
б) лишение свободы; г) ссылка.
56. Чтобы закон был правовым, он должен (назовите главное условие):
а) соответствовать представлениям общества о справедливости, свободе и
личном достоинстве человека;
б) приниматься компетентными органами, уполномоченными
на то народом;
в) не противоречить ни Конституции, ни другим законам;
г) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой.
57. Какому из приведенных ниже понятий, соответствует следующее определение: «Система норм, устанавливаемых и охраняемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения»:
а) мораль; б) политика; в) право; г) экономика?
58. Конституция – это:
а) свод законов государства;
б) принципы справедливого общественного устройства;
в) основной закон государства;
г) все вышеперечисленное.
59. Какому понятию соответствует следующее определение: «Систематизированная группа правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений»:
а) отрасль права; б) система права; в) источник права; г) институт права?
60. Верны ли следующие суждения о правовых актах:
а) правовые акты являются формой существования норм права;
б) правовые акты – это документы компетентных государственных
органов, устанавливающие или прекращающие нормы права:
1) верно только а; 3) верно только б;
2) верно а и б; 4) оба неверны?
61. Что из перечисленного ниже правильно характеризует связь между
Конституцией и другими нормативными актами:
а) Конституция принимается в соответствии с другими нормами и актами;
б) нормы Конституции равны по значению нормам других актов;
в) все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией;
г) нормативныt акты принимаются без согласования с положениями
Конституции?
62. Верны ли следующие суждения:
а) деление права на частное и публичное означает юридическое признание
того, что государство имеет право вмешиваться во все сферы
общественной жизни;
б) деление права на частное и публичное означает юридическое признание
сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его
органов ограничено законом:
1) верно только а; 3) верно только б;
2) верно а и б; 4) оба неверны?
63. Право в демократическом государстве выражает, в конечном счете:
а) волю и согласованные интересы всего общества;
б) потребности и интересы политической элиты общества;
в) политическую волю экономически господствующего класса общества;
г) интересы и цели государственного аппарата.
64. Правовые нормы – это определенные правила поведения:
а) вошедшие в привычку в результате многократного повторения;
б) установленные и санкционированные государством;
в) содержащиеся в текстах священных книг;
г) устанавливаемые различными политическими организациями;
д) выражающие представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле,
о справедливости и несправедливости.
65. Исторически первым источником права был (а)...:
а) закон; в) правовой обычай;
б) юридический прецедент; г) воля отдельных лиц.
66. Нормы уголовного права применяются в случае, если...:
а) нарушены правила дорожного движения без наступления
тяжелых последствий;
б) совершен захват заложников;
в) нарушены правила общежития;
г) имел место безбилетный проезд в транспорте.
67. Правосознание – это:
а) совокупность взглядов, установок, целостных ориентаций,
выражающих отношение отдельных людей и социальных групп к праву;
б) правовое воспитание, формирующее правовые установки, отношения,
мотивы деятельности в сфере, регулируемой правом;
в) совокупность поступков, соответствующих нормам права;
г) система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере
действий права.
68. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что она:
а) является единственным правовым актом в государстве;
б) принимается высшим органом власти в государстве;
в) не допускает законы и иные правовые акты, противоречащие ей;
г) содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы.
69. Опоздание на работу влечет за собой ответственность:
а) гражданскую; в) уголовную;
б) материальную; г) дисциплинарную.
70. Гражданское право – это отрасль права, которая:
а) регулирует общественные отношения, возникающие в деятельности
государственного управления;
б) определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для
общественных отношений;
в) регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные
имущественные отношения;
г) регулирует основы социально-экономического, политического,
территориального устройства.
71. Какой признак отличает право от других социальных норм:
а) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;
б) является воплощением идеала справедливости;
в) характеризуется особым порядком разработки и принятия;
г) обеспечено силой общественного мнения?
72. Какая отрасль права регулирует порядок получения наследства:
а) гражданское право; в) трудовое право;
б) семейное право; г) административное право?
73. В приведенном перечне действий уголовным правонарушением является:
а) нецензурная брань в автобусе;
б) курение в общественном месте;
в) квартирная кража;
г) распитие спиртных напитков на улице.
Ключ к тесту.
1—б; 2—г; 3—б; 4—в; 5—б; 6—в; 7—в; 8—г; 9—в; 10—б; 11—в; 12—б; 13—а; 14—б; 15—в; 16—г; 17—в; 18—в; 19—б; 20—г; 21—г; 22 — б; 23—г; 24— в; 25—в; 26—в; 27—а; 28—б; 29 — а; 30—б; 31—г; 32—г; 33—г; 34—б; 35—г; 36—г; 37—в; 38—а; 39—а; 40— г; 41—г; 42— в; 43—г; 44— г; 45—а; 46 — г; 47 — в; 48—в; 49 — в; 50—вг; 51—б; 52—в; 53—бв; 54—в; 55—анг; 56—в; 57—в; 58 —г; 59 —б; 60 —в; 61 —в; 62 —а; 63 —б; 64 —в; 65 —б; 66— а; 67—в; 68—г; 69 — в; 70—в; 71—а; 72 — в; 73– в.
Темы эссе для учащихся по основам правовых знаний
«Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе. Это есть закон всех людей» (Т. Гоббс).
«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» (Платон).
Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей.
Лучше зажечь свечу, чем проклинать тьму.
Нравственность – это больше, чем хорошие привычки.
«Право это искусство добра и справедливости» (Ульпиан).
«Право – есть царство реализованной свободы» (Г. Гегель).
«Право – это защищенный интерес» (Р. Цицерон).
Жизнь по правилам – осознанный выбор.
Легко ли быть собственником?
Несвободный человек не может быть счастливым.
Суд зависимый и независимый.
Конвенция о правах ребенка принята: что дальше?
Современные вандалы.
Смертная казнь: за и против.
Равенство и равноправие: одно ли это и то же?
Единомыслие – враг прогресса и друг застоя.
«Работа избавляет нас от трех зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер).
Неприкосновенность личности – это…
Мало права провозгласить – нужно чтобы…
Задачи по основам правовых знаний
Задача 1. Скоропостижно скончался мужчина 50 лет. После его смерти было обнаружено завещание. У него осталась жена от первого брака, жена от второго брака, дочь 24 года – сотрудница инофирмы, сын 16 лет – учащийся в школе, двоюродный брат, родная сестра, живущая в другом городе, племянница – инвалид с детства, которой он оказывал материальную помощь, живущая в другом городе, мать – работающая пенсионерка, отец – инвалид II группы. Определите, кто является наследником второй очереди, кто имеет право на обязательную долю в наследстве.
Задача 2. На завод устроился на работу техник. В первый же день «Скорая помощь» увезла его с приступом аппендицита в больницу. Когда, выздоровев, он пришел на работу, то выяснилось, что администрация не издавала приказ о приеме его на работу. На его место был принят другой человек. Работник потребовал оплатить ему больничный лист и восстановить на рабочем месте. Объясните, позиция какой из сторон – администрации или работника – соответствует положениям Трудового кодекса.
Задача 3. Умерла мать, оставив по завещанию все наследство старшему сыну. У нее остались муж – инвалид, дочка – безработная, сестра – домохозяйка, внучка – дочь старшего сына – 13 лет, усыновленный ребенок мужа от первого брака, тетя-пенсионерка, которой она оказывала материальную поддержку. Определите, кто является наследником первой очереди. Кто – второй, кто имеет право на обязательную долю в наследстве.
Задача 4. Смена еще не кончилась, когда молодой рабочий стал собираться уходить. Кадровый рабочий остановил его и спросил, не рано ли он уходит с работы. Тот ответил, что по закону он имеет право на сокращенную продолжительность рабочего дня как несовершеннолетний. Кто из работников прав в данной ситуации? Какова продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних?
Задача 5. Мама 5-летней Гали не позволяла дочери общаться со своей бабушкой, поскольку считала, что та ее балует. Бабушка и внучка были привязаны друг к другу и скучали во время разлуки. Имеют ли право бабушка и внучка общаться друг с другом вопреки воле матери Гали?
Задача 6. Отец 13-летнего Сергея не выплачивал его матери алименты на содержание сына. В связи с этим Сергей решил обратиться в судебные органы за защитой своих прав. Имеет ли право Сергей защищать свои права в судебных органах самостоятельно?
Задача 7. 18-летний Ершов был задержан сотрудниками милиции за нарушение правил дорожного движения. Оказалось, что он находился в состоянии наркотического опьянения, но наркотиков при нем обнаружено не было. Будет ли Ершов привлечен к уголовной ответственности?
Задача 8. 10-летний Саша переходил дорогу в неположенном месте. Может ли Саша быть подвергнут административному наказанию?
Задача 9. Александру 17 лет. Вместе со своим другом он совершил разбойное нападение и был задержан сотрудниками милиции. Можно ли считать, что это преступление совершено группой лиц?
Список литературы
Володина С.И. Основы правовых знаний: учебник для 10-11 классов в двух книгах. Российский фонд правовых реформ / С.И. Володина, Л.М. Полиевктова, Е.М. Ашмарина и др. – М., 2003.
Всеобщая декларация о правах человека (в сокращенном изложении).
Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечения).
Иоффе А.И. Методические материалы по гражданскому образованию «Книга ресурсов»: учебное пособие / А.И. Иоффе. – М., 2003.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечения).
Конвенция о правах ребенка (в сокращенном изложении).
Конституция Российской Федерации.
Международный пакт о гражданских и политических правах (в сокращенном изложении).
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (в сокращенном изложении).
Мушинский В.О. Азбука гражданина: учебник для основной школы / В.О. Мушинский. – М., 1998.
Мушинский В.О. Основы правоведения: учебник для основной школы / В.О. Мушинский. – М., 1998.
Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1997.
О нашей Конвенции. Методическое пособие по преподаванию прав ребенка для детей среднего и старшего школьного возраста / сост. Жабкина Т., Рожнева Ж., Элли Кин. Центр «Международной Амнистии». – М., 2005.
Обществознание в таблицах и схемах / составитель Т.Г. Сазонова – СПб., 2005.
Права человека в свободной стране: учебное пособие по правоведению для 10-11 классов общеобразовательной школы / составитель Н.И. Элиасберг. – СПб., 1999.
Пронькин В. Живое право. Курс практического права. Т. 2 / В. Пронькин. – СПб., 2004.
Пронькин В. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Т. 1 / В. Пронькин, А. Гутников – СПб., 2000.
Пронькин В. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя / В. Пронькин, А. Гутников. – СПб., 2000.
Семейный кодекс Российской Федерации (извлечения).
Соколов Я.В. Граждановедение. 10-11 кл. / Я.В. Соколов, Л.С. Прутченков – М., 1997.
Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечения).
Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечения).
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (извлечения).