12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарандина Валентина Владимировна3479
Учитель не может научить многому, но для каждого ученика он открывает новый мир.
Россия, Ханты-Мансийский АО, с. Тюли
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
1

Рабочая программа элективного курса «Детский правозащитный университет»

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРАВА

«ДЕТСКИЙ ПРАВОЗАЩИТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 

Пояснительная записка

Программа элективного курса практического права «Детский правозащитный университет» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями концепции профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников средней школы и специфики предпрофильной подготовки учащихся.

Элективный курс адресован учащимся средней школы, которые в перспективе получают возможность выхода на один гуманитарных профилей. Он включает важнейшие вопросы развития основ правовой культуры учащихся, освоение знаний о правовых принципах, формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что предполагает овладение умениями применять полученные знания и
основные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, выбора моделей правомерных моделей поведения.

Цель курса: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.

Задачи курса состоят в том, чтобы:

повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;

активизировать гражданскую позицию, способствовать развитию волонтерского движения среди детей и молодежи;

сократить разрыв между теорией и практикой в правовом образовании школьников;

вовлечь детей в практическую правозащитную работу;

усилить диалог и сотрудничество между поколениями правозащитных организаций;

включить детей в процессы, направленные на развитие демократии в правовом государстве;

сформировать компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий, которые могут быть проведены либо в течение всего учебного года по одному часу в неделю, либо в течение полугодия один раз в неделю спаренными часами занятий.

Ожидаемый результат. Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:

выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;

создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;

строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

проводить самооценку собственных знаний и умений;

принимать решения, принимать ответственность на себя;

реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;

устанавливать конструктивные отношения с людьми;

приобретать навыки организации труда.

При составлении программы элективного курса были использованы следующие источники:

Федеральный компонент Государственного Стандарта полного среднего образования. Правоведение. – Сборник нормативных документов. Правоведение. – М.: Дрофа, 2006.

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – Сборник нормативных документов. Правоведение. – М.: Дрофа, 2006.

Элективный курс практического права «Детский правозащитный университет»: для предпрофильной подготовки учащихся 10-11 классов: методическое пособие / составители: О.А. Северина, Е.Н. Сорокина; под ред. О.В. Козачек, В.В. Черникова. – М.: Глобус, 2007.

Тематический план элективного курса

Названия разделов

Всего

часов

Теория

Практика

Проект

Тема 1.

Право и его в роль жизни общества.

2

1

1

 

Тема 2.

Международно-правовые документы по правам человека (ребенка).

Конвенция о правах ребенка.

2

1

1

 

Тема З.

Нарушение прав человека (ребенка).

Защита прав человека (ребенка).

3

1

2

 

Тема 4.

Уполномоченный по правам ребенка в России. Ситуация на местах.

3

1

2

 

Тема 5.

Правовое государство.

Местное самоуправление и гражданское общество. Участие граждан в политической жизни страны, региона.

5

1

3

1

Тема 6.

Трудовые правоотношения.

Льготы для несовершеннолетних, предусмотренные трудовым законодательством.

2

1

1

 

Тема 7.

Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда. Поощрения и взыскания.

3

1

2

 

Тема 8.

Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений.

3

1

2

 

Тема 9.

Статус ребенка в уголовных правоотношениях.

2

1

1

 

Тема 10.

Подросток как участник административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях.

2

1

1

 

Тема 11.

Милиция: структура, права и обязанности.

2

1

1

 

Тема 12.

Гражданские правоотношения. Правоспособность. Дееспособность несовершеннолетних.

3

1

2

 

Тема 13.

Защита проекта «Подросток и закон».

1

   

1

Тема 14.

Правовой практикум «я – правозащитник».

1

 

1

 

Всего:

34

12

20

2

Содержание программы элективного курса

Тема 1. Право и его роль в жизни общества (2 часа).

Право. Признаки права. Формы права. Виды нормативно-правовых актов.

Структура права. Норма права. Роль права в жизни общества.

Цель: объяснить значение понятия «право», обсудить роль права в жизни общества; соотнести ситуации с тем или иным значением права; сформировать установку на необходимость соблюдения правовых норм.

Основные понятия: право, признаки права, нормативно-правовой акт, прецедент, правовой обычай, правовой договор, норма права, институт права, отрасль права, гипотеза, диспозиция, санкция.

Формы и методы проведения занятия: групповая работа – метод «Займи позицию», ролевая игра «О чем пишут газеты?»; практикум.

Тема 2. Международно-правовые документы по правам человека (ребенка).

Конвенция о правах ребенка (2 часа).

Цель: познакомить с историей создания международно-правовых документов о правах человека, объяснить значение понятий «декларация» и «конвенция»; сформировать представление об универсальности прав и свобод, содержащихся в международно-правовых документах, важности их принятия мировым сообществом.

Оборудование: Международно-правовые документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка.

Основные понятия: международно-правовой акт, декларация, конвенция ООН.

Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа над притчей, работа с документами о правах человека, работа со схемой, экспресс-викторина, игра «Воображаемая страна»; практикум – игра-тренинг «Правовое буриме».

Тема 3. Нарушение прав человека (ребенка).

Защита прав человека (ребенка) (3 часа).

Цель: рассмотреть случаи нарушения прав человек (ребенка), определить способы защиты прав человека, проанализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека и соотнести их с положениями международно-правовых документов.

Основные понятия: право человека, геноцид, апартеид, расизм, национализм, дискриминация, правозащитник, омбудсмен.

Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа с понятиями, ролевые игры «Пострадавшие и правозащитники», «Заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы»; практикум – игра-тренинг «Гигантские шаги».

Тема 4. Уполномоченный по правам ребенка в России.

Ситуация на местах (3 часа).

Цель: познакомить учащихся с историей создания института Уполномоченного по правам человека (ребенка) в мире, в России, в Курганской области и школах города Кургана; назвать направления деятельности омбудсмена; проанализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека (ребенка), в разрешении которых ведущую роль играет омбудсмен; найти пути решения проблем; соотнести ситуации с международно-правовыми документами по правам человека.

Основные понятия: омбудсмен, свобода человека, правовое пространство, медиация, конфликт.

Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами, методы «Мозговой штурм», «Ранжирование», моделирование с элементами обсуждения, ролевая игра «Медиация»; практикум – социологический опрос, тренинг «Переговоры».

Тема 5. Правовое государство.

Местное самоуправление и гражданское общество.

Участие граждан в политической жизни страны, региона (5 часов).

Цель: назвать формы участия граждан в политической жизни страны, региона; дать характеристику деятельности общественных правозащитных организаций, действующих в интересах детей; выделить признаки, присущие правовому государству и гражданскому обществу.

Основные понятия: гражданское общество, правовое государство, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, прямая демократия, выборы, пропорциональная и мажоритарная избирательная системы, референдум, гражданский форум.

Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа с высказыванием, лекция с элементами обсуждения и работы с документами, ролевая игра «Съезд Советов», деловая игра «Выборы», Гражданский форум «Как снизить рост преступности и сделать жизнь безопасной», практикум.

Тема 6. Трудовые правоотношения. Льготы для несовершеннолетних,

предусмотренные трудовым законодательством (2 часа).

Цель: познакомить с трудовым законодательством, рассмотреть льготы для несовершеннолетних, предусмотренные Трудовым кодексом; проанализировать ситуации, связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с положениями трудового законодательства и найти пути решения проблемы.

Основные понятия: право на труд, трудовые правоотношения, трудовая правоспособность трудовая дееспособность, труд.

Формы и методы проведения занятия: работа с высказываниями по теме, синквейн «Труд», работа с документами, ролевая игра «На приеме у юриста»; практикум – «Юридическая клиника».

Тема 7. Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда.

Поощрения и взыскания (3 часа).

Цель: познакомить учащихся с правилами приема на работу; отработать практические навыки составления резюме и трудового договора, ведения переговоров с работодателем с целью успешного приема на работу, составления искового заявления по поводу нарушения трудового законодательства; проанализировать ситуации, связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с трудовым законодательством РФ.

Основные понятия: рынок труда, работодатель, работник, дисциплина труда, резюме, собеседование, трудовой контракт, исковое заявление, Трудовой кодекс РФ.

Формы и методы проведения занятия: моделирование «В кадровом агентстве» (обсуждение ситуации); групповая работа «Ищу работу», презентация работы групп; деловая игра «Трудовой спор»; практикум.

Тема 8. Семья. Родители. Дети.

Правовое регулирование семейных отношений (3 часа).

Цель: познакомить с основными положениями семейного законодательства РФ; анализировать и соотносить ситуации с нормами семейного права, решать юридические задачи.

Основные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, брак, личные неимущественные и имущественные права супругов, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей.

Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами; рассмотрение ситуаций в соответствии с нормами семейного права; практикумы «Семейный адвокат», «Права и обязанности ребенка в семье».

Тема 9. Статус ребенка в уголовных правоотношениях (2 часа).

Цель: определить отличительные признаки преступления, виды правонарушений; соотнести ситуации с нормами права, решить юридические задачи; отработать навыки составления заявления о преступлении.

Основные понятия: правонарушение, преступление, юридическая ответственность, вина, соучастие, исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, Уголовный кодекс РФ, исковое заявление.

Формы и методы проведения занятия: метод «Займи позицию»; групповая работа; практикум.

Тема 10. Подросток как участник административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях (2 часа).

Цель: рассмотреть отличие административных правонарушений от уголовных; охарактеризовать виды административных наказаний, проанализировать ситуации и соотнести их с нормами административного права; решить юридические задачи.

Основные понятия: административный проступок, Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф, административный арест.

Формы и методы проведения занятия: моделирование «Случай в кинотеатре», моделирование «Административный проступок».

Тема 11. Милиция: структура, права и обязанности (2 часа).

Цель: познакомить со структурой правоохранительных органов РФ, определить права и обязанности милиции, обсудить проблемы российской милиции.

Основные понятия: правоохранительные органы, уголовный розыск, патрульно-постовая служба, ОППН (отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних).

Формы и методы проведения занятия: групповая работа – обсуждение фотосюжетов, метод «Мозговой штурм», практикум.

Тема 12. Гражданские правоотношения. Правоспособность.

Дееспособность несовершеннолетних (3 часа).

Цель: познакомить с основными положениями гражданского права, охарактеризовать виды сделок и договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права и соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договоров, решить юридические задачи.

Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.

Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа, практикум.

Тема 13. Защита проекта «Подросток и закон» (1 час).

Цель: научить практическим навыкам разработки, исследования презентации проектов, связанных с правовой тематикой.

Основные понятия: исследование, социологический опрос, проект, анкетирование, интервьюирование, тестирование.

Формы и методы проведения занятия: защита проекта, гражданский форум, «круглый стол».

Тема 14. Правовой практикум «Я – правозащитник» (1 час).

Цель: выявить знания, умения и навыки учащихся.

Основные понятия: правозащитное движение, общественные организации, гражданское общество.

Формы и методы проведения занятия: тестирование.

Контроль темы

«Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Конвенция о правах ребенка»

Задание 1.

1. Какое определение соответствует понятию «права человека»:

а) это законы, по которым живет человек;

б) это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять;

в) это те нормы, которые человек придумал для себя сам.

2. Какое определение соответствует понятию «свобода человека»:

а) это возможность делать абсолютно все, что хочется;

б) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении);

в) это возможность делать что-то «от сих до сих»?

3. Какие источники хранят первоначальные представления людей о свободе, справедливости:

а) народные сказки, легенды, песни;

б) религиозные тексты;

в) произведения художественной и публицистической литературы;

г) все вышеперечисленное вместе?

4. Какой документ явился первым, приближавшим торжество прав человека:

а) Великая Хартия вольностей (1215);

б) «Каролина» (1532); в) «Акт об измене» (1534)?

5. В каком году была принята французская Декларация прав человека:

а) в 1648г.; б) в 1776г.; в) в 1789 г.?

6. Когда Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека:

а) 10 декабря 1946г.; б) 10 декабря 1948 г.; в) 10 декабря 1958г.?

7. Какой международный документ имеет характер рекомендации, не обладает обязательной силой:

а) Декларация; б) Конвенция; в) Пакт?

8. Какие международные договоры имеют обязательную силу для государств, подписавших его:

а) Декларация; б) Конвенция; в) Пакт?

Задание 2.

Найти в периодических изданиях примеры:

а) иллюстрирующие соблюдение какого-то права;

б) показывающие нарушения прав ребенка;

в) содержащие примеры успешной защиты прав, ребенка.

Соотнесите данные случаи с положениями Конвенции о правах ребенка.

Ответы на задание: 1 б; 2 б; 3 г; 4 а; 5 в; 6 а; 7 б; 8 б.

Итоговый контроль

Тест на проверку информированности по основам правовых знаний.

1. Право – это нормы поведения, которые устанавливает и охраняет:

а) общество; в) церковь;

б) государство; г) наука.

2. Право возникает одновременно с появлением:

а) религиозных воззрений; в) человека современного типа;

б) общественных институтов; г) государства.

3. Имущественные отношения регулирует:

а) финансовое право; в) семейное право;

б) гражданское право; г) предпринимательское право.

4. К признакам права не относятся:

а) официальная форма правовых норм;

б) охрана норм государством;

в) поддержка обществом правовых норм;

г) обязательность норм для населения государства.

5. Судебный прецедент – это:

а) норма права, содержащаяся в законе;

б) решение по конкретному делу, имеющее силу правовой нормы;

в) правило поведения, сложившееся в силу повторяемости;

г) решение по делу, принятое государственными органами.

6. В настоящее время в качестве источника права используется крайне редко:

а) нормативно-правовой акт; в) обычай;

б) юридический прецедент; г) указ президента.

7. К нормативно-правовым актам не относятся:

а) приказ министра; в) решение собрания;

б) Конституция; г) закон.

8. Правотворчество – это деятельность по:

а) подготовке правовых актов;

б) изданию правовых актов;

в) совершенствованию правовых актов;

г) все вышеперечисленное.

9. Верны ли суждения? Нормативно-правовой акт появляется в результате:

а) деятельности государственных органов;

б) всенародного референдума:

1) верно только а; 3) верно а и б;

2) верно только б; 4) оба неверны.

10. Высшей юридической силой обладают:

а) обычаи; в) законы;

б) нормативно-правовые акты; г) приказы.

11. Указы Президента РФ являются:

а) законами; в) подзаконными актами;

б) пожеланиями; г) поручениями.

12. Отношения между гражданами и государством регулирует право:

а) государственное; б) публичное;

в) уголовное; г) гражданское.

13. К институтам власти не относится:

а) кодекс законов о труде; в) рабочее время;

б) трудовой договор; г) коллективный договор.

14. Источником государственного права является:

а) Указ Президента;

б) Конституция;

в) закон, принятый Государственной думой;

г) постановление правительства.

15. Гражданское право относится к:

а) обычному праву; в) частному праву;

б) публичному праву; г) правам человека.

16. Отношение между частными лицами регулирует право:

а) семейное; в) гражданское;

б) финансовое; г) частное.

17. К новым отраслям права не относится право:

а) экономическое; в) уголовное;

б) предпринимательское; г) торговое.

18. Отношения между человеком и исполнительной властью регулирует:

а) конституционное право; в) административное право;

б) гражданское право; г) публичное право.

19. Верно ли суждение? Международное право:

а) это обязательная составная часть системы права любого государства;

б) не входит в систему права ни одной страны:

1) верно только а; 3) верно а и б;

2) верно только б; 4) оба неверны.

20. К подотраслям права не относятся:

а) бюджетное право; в) налоговое право;

б) авторское право; г) право на отдых.

21. Метод автономии применяется в праве:

а) уголовном; в) процессуальном;

б) финансовом; г) трудовом.

22. Авторитарный метод используется в праве:

а) гражданском; в) семейном;

б) уголовном; г) авторском.

23. Судебный прецедент широко используется в праве:

а) в странах Африки; в) в России;

б) во Франции; г) в Великобритании.

24. Основным источником права в России является:

а) шариат; в) правовой акт;

б) обычай; г) прецедент.

25. Споры между организациями рассматривает:

а) прокуратура; в) арбитражный суд;

б) мировой суд; г) органы исполнительной власти.

26. Способность индивида обладать правами и обязанностями называется:

а) дееспособность; в) правоспособность;

б) гражданство; г) юридическая ответственность.

27. Полная дееспособность в России наступает:

а) в 18 лет; в) в 15 лет;

б) в 14 лет; г) в 16 лет.

28. Дееспособность предполагает:

а) наличие прав и обязанностей;

б) возможность приобретать права;

в) возможность исполнять обязанности;

г) наличие собственности.

1) аг; 3) абвг;

2) бв; 4) бг.

29. Правоспособность человека наступает:

а) в момент рождения; в) после вступления в брак;

б) после совершеннолетия; г) при получении образования.

30. Правоотношения предполагают:

а) одобрение со стороны общества;

б) взаимность прав и обязанностей участников;

в) государственные гарантии;

г) идеологическое обоснование:

1) аг; 3) абв;

2) бв; 4) абвг.

31. Человек признается недееспособным:

а) любым государственным органом;

б) близкими родственниками;

в) общественным мнением;

г) решением суда.

32. Состояние законности в обществе выражает понятие:

а) система права; в) правовое поведение;

б) норма права; г) правовая культура.

33. Правовая культура включает в себя:

а) знание законодательства;

б) добросовестное исполнение обязанностей;

в) соблюдение норм права;

г) уважение прав других людей.

1)ав; 3)бвг;

2) вг; 4) абвг.

34. Неуважительное отношение к праву называется:

а) анархизмом; в) правовым;

б) правонарушением; г) правомерным.

35. Поведение, нарушающее нормы права, определяется как:

а) преступление; в) деяние;

б) правонарушение; г) проступок.

36. К проступкам не относятся правонарушения:

а) административные; в) гражданские;

б) дисциплинарные; г) уголовные.

37. К дисциплинарным проступкам не относится:

а) опоздание на работу;

б) невыполнение служебных обязанностей;

в) самовольный уход с рабочего места;

г) курение в неположенном месте.

38. Гражданское правонарушение – это:

а) нарушение правил дорожного движения;

б) несоблюдение правил пожарной безопасности;

в) неисполнение взятых обязательств;

г) прогул без уважительных причин.

39. Административный проступок – это:

а) нарушение общественного порядка;

б) нарушение порядка деятельности трудового коллектива;

в) нарушение воинской дисциплины;

г) проступки, связанные с выполнением служебных обязанностей.

40. Правонарушения, имеющие повышенную степень общественной

опасности, называются:

а) преступлением; в) деянием;

б) проступком; г) противоправным действием.

41. За совершенное преступление наступает ответственность:

а) гражданская; в) материальная;

б) моральная; г) уголовная.

42. К принципам юридической ответственности не относится:

а) законность; в) справедливость;

б) неотвратимость; г) доступность.

43. Юридическая ответственность налагается:

а) органами местного самоуправления;

б) федеральными органами власти;

в) компетентными государственными органами;

г) потерпевшей стороной.

44. Уголовная ответственность за особо тяжкие преступления

в России наступает:

а) с 18 лет; б) с 21 года; в) с 16 лет; г) с 14 лет.

45. Принцип неотвратимости наказания предполагает:

а) обязательное осуждение преступника обществом;

б) церковное проклятие;

в) лишение преступника собственности;

г) неизбежность применения к преступнику мер

государственного воздействия.

46. Административная юридическая ответственность наступает:

а) с 16 лет; б) с 14 лет; в) с 18 лет; г) с 21 год.

47. Функции юридической ответственности:

а) наказание виновного;

б) компенсация материального и морального вреда;

в) предупреждение новых правонарушений;

г) перевоспитание правонарушителей:

1)аб; 2) абв; 3)вг; 4) абвг.

48. Психическое отношение правонарушителя к своему противоправному

деянию называется:

а) признанием; б) покаянием; в) виной; г) раскаянием.

49. К отраслям права относится:

а) право избирать и быть избранным;

б) право на труд;

в) семейное право;

г) право на судебную защиту.

50. Примером норм гражданского права является следующая норма:

а) уклонение от призыва по мобилизации в ряды Вооруженных сил

наказывается лишением свободы на срок от З до 10 лет;

б) Российской Федерацией признается политическое многообразие,

многопартийность;

в) собственник в праве истребовать свое имущество из чужого

незаконного владения;

г) работа в сверхурочное время оплачивается за первые 2 часа не менее,

чем в 1,5 размере, а за последующие часы – не менее чем в 2 размере.

51. Моральные нормы:

а) поддерживаются страхом наказания;

б) обеспечиваются силой государственного принуждения;

в) имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное

осуждение;

г) закрепляют представление о прекрасном и безобразном в поведении

людей, в производстве и быту.

52. Отношения людей с позиций зла и добра регулирует:

а) право; б) мораль; в) наука; г) искусство.

53. «Золотое правило морали»:

а) разумный эгоизм;

б) живи сам и давай жить другим;

в) поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой;

г) наибольшее счастье для наибольшего числа людей.

54. Реализация норм традиций и обычаев обеспечивается:

а) внутренним убеждением людей;

б) силой общественного мнения;

в) силой привычки;

г) верой в их божественное происхождение

55. Какая из перечисленных санкций применяется за административное правонарушение:

а) увольнение с работы; в) штраф;

б) лишение свободы; г) ссылка.

56. Чтобы закон был правовым, он должен (назовите главное условие):

а) соответствовать представлениям общества о справедливости, свободе и

личном достоинстве человека;

б) приниматься компетентными органами, уполномоченными

на то народом;

в) не противоречить ни Конституции, ни другим законам;

г) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой.

57. Какому из приведенных ниже понятий, соответствует следующее определение: «Система норм, устанавливаемых и охраняемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения»:

а) мораль; б) политика; в) право; г) экономика?

58. Конституция – это:

а) свод законов государства;

б) принципы справедливого общественного устройства;

в) основной закон государства;

г) все вышеперечисленное.

59. Какому понятию соответствует следующее определение: «Систематизированная группа правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений»:

а) отрасль права; б) система права; в) источник права; г) институт права?

60. Верны ли следующие суждения о правовых актах:

а) правовые акты являются формой существования норм права;

б) правовые акты – это документы компетентных государственных

органов, устанавливающие или прекращающие нормы права:

1) верно только а; 3) верно только б;

2) верно а и б; 4) оба неверны?

61. Что из перечисленного ниже правильно характеризует связь между

Конституцией и другими нормативными актами:

а) Конституция принимается в соответствии с другими нормами и актами;

б) нормы Конституции равны по значению нормам других актов;

в) все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией;

г) нормативныt акты принимаются без согласования с положениями

Конституции?

62. Верны ли следующие суждения:

а) деление права на частное и публичное означает юридическое признание

того, что государство имеет право вмешиваться во все сферы

общественной жизни;

б) деление права на частное и публичное означает юридическое признание

сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его

органов ограничено законом:

1) верно только а; 3) верно только б;

2) верно а и б; 4) оба неверны?

63. Право в демократическом государстве выражает, в конечном счете:

а) волю и согласованные интересы всего общества;

б) потребности и интересы политической элиты общества;

в) политическую волю экономически господствующего класса общества;

г) интересы и цели государственного аппарата.

64. Правовые нормы – это определенные правила поведения:

а) вошедшие в привычку в результате многократного повторения;

б) установленные и санкционированные государством;

в) содержащиеся в текстах священных книг;

г) устанавливаемые различными политическими организациями;

д) выражающие представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле,

о справедливости и несправедливости.

65. Исторически первым источником права был (а)...:

а) закон; в) правовой обычай;

б) юридический прецедент; г) воля отдельных лиц.

66. Нормы уголовного права применяются в случае, если...:

а) нарушены правила дорожного движения без наступления

тяжелых последствий;

б) совершен захват заложников;

в) нарушены правила общежития;

г) имел место безбилетный проезд в транспорте.

67. Правосознание – это:

а) совокупность взглядов, установок, целостных ориентаций,

выражающих отношение отдельных людей и социальных групп к праву;

б) правовое воспитание, формирующее правовые установки, отношения,

мотивы деятельности в сфере, регулируемой правом;

в) совокупность поступков, соответствующих нормам права;

г) система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере

действий права.

68. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что она:

а) является единственным правовым актом в государстве;

б) принимается высшим органом власти в государстве;

в) не допускает законы и иные правовые акты, противоречащие ей;

г) содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы.

69. Опоздание на работу влечет за собой ответственность:

а) гражданскую; в) уголовную;

б) материальную; г) дисциплинарную.

70. Гражданское право – это отрасль права, которая:

а) регулирует общественные отношения, возникающие в деятельности

государственного управления;

б) определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для

общественных отношений;

в) регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные

имущественные отношения;

г) регулирует основы социально-экономического, политического,

территориального устройства.

71. Какой признак отличает право от других социальных норм:

а) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;

б) является воплощением идеала справедливости;

в) характеризуется особым порядком разработки и принятия;

г) обеспечено силой общественного мнения?

72. Какая отрасль права регулирует порядок получения наследства:

а) гражданское право; в) трудовое право;

б) семейное право; г) административное право?

73. В приведенном перечне действий уголовным правонарушением является:

а) нецензурная брань в автобусе;

б) курение в общественном месте;

в) квартирная кража;

г) распитие спиртных напитков на улице.

Ключ к тесту.

1—б; 2—г; 3—б; 4—в; 5—б; 6—в; 7—в; 8—г; 9—в; 10—б; 11—в; 12—б; 13—а; 14—б; 15—в; 16—г; 17—в; 18—в; 19—б; 20—г; 21—г; 22 — б; 23—г; 24— в; 25—в; 26—в; 27—а; 28—б; 29 — а; 30—б; 31—г; 32—г; 33—г; 34—б; 35—г; 36—г; 37—в; 38—а; 39—а; 40— г; 41—г; 42— в; 43—г; 44— г; 45—а; 46 — г; 47 — в; 48—в; 49 — в; 50—вг; 51—б; 52—в; 53—бв; 54—в; 55—анг; 56—в; 57—в; 58 —г; 59 —б; 60 —в; 61 —в; 62 —а; 63 —б; 64 —в; 65 —б; 66— а; 67—в; 68—г; 69 — в; 70—в; 71—а; 72 — в; 73– в.

Темы эссе для учащихся по основам правовых знаний

«Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе. Это есть закон всех людей» (Т. Гоббс).

«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» (Платон).

Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей.

Лучше зажечь свечу, чем проклинать тьму.

Нравственность – это больше, чем хорошие привычки.

«Право это искусство добра и справедливости» (Ульпиан).

«Право – есть царство реализованной свободы» (Г. Гегель).

«Право – это защищенный интерес» (Р. Цицерон).

Жизнь по правилам – осознанный выбор.

Легко ли быть собственником?

Несвободный человек не может быть счастливым.

Суд зависимый и независимый.

Конвенция о правах ребенка принята: что дальше?

Современные вандалы.

Смертная казнь: за и против.

Равенство и равноправие: одно ли это и то же?

Единомыслие – враг прогресса и друг застоя.

«Работа избавляет нас от трех зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер).

Неприкосновенность личности – это…

Мало права провозгласить – нужно чтобы…

Задачи по основам правовых знаний

Задача 1. Скоропостижно скончался мужчина 50 лет. После его смерти было обнаружено завещание. У него осталась жена от первого брака, жена от второго брака, дочь 24 года – сотрудница инофирмы, сын 16 лет – учащийся в школе, двоюродный брат, родная сестра, живущая в другом городе, племянница – инвалид с детства, которой он оказывал материальную помощь, живущая в другом городе, мать – работающая пенсионерка, отец – инвалид II группы. Определите, кто является наследником второй очереди, кто имеет право на обязательную долю в наследстве.

Задача 2. На завод устроился на работу техник. В первый же день «Скорая помощь» увезла его с приступом аппендицита в больницу. Когда, выздоровев, он пришел на работу, то выяснилось, что администрация не издавала приказ о приеме его на работу. На его место был принят другой человек. Работник потребовал оплатить ему больничный лист и восстановить на рабочем месте. Объясните, позиция какой из сторон – администрации или работника – соответствует положениям Трудового кодекса.

Задача 3. Умерла мать, оставив по завещанию все наследство старшему сыну. У нее остались муж – инвалид, дочка – безработная, сестра – домохозяйка, внучка – дочь старшего сына – 13 лет, усыновленный ребенок мужа от первого брака, тетя-пенсионерка, которой она оказывала материальную поддержку. Определите, кто является наследником первой очереди. Кто – второй, кто имеет право на обязательную долю в наследстве.

Задача 4. Смена еще не кончилась, когда молодой рабочий стал собираться уходить. Кадровый рабочий остановил его и спросил, не рано ли он уходит с работы. Тот ответил, что по закону он имеет право на сокращенную продолжительность рабочего дня как несовершеннолетний. Кто из работников прав в данной ситуации? Какова продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних?

Задача 5. Мама 5-летней Гали не позволяла дочери общаться со своей бабушкой, поскольку считала, что та ее балует. Бабушка и внучка были привязаны друг к другу и скучали во время разлуки. Имеют ли право бабушка и внучка общаться друг с другом вопреки воле матери Гали?

Задача 6. Отец 13-летнего Сергея не выплачивал его матери алименты на содержание сына. В связи с этим Сергей решил обратиться в судебные органы за защитой своих прав. Имеет ли право Сергей защищать свои права в судебных органах самостоятельно?

Задача 7. 18-летний Ершов был задержан сотрудниками милиции за нарушение правил дорожного движения. Оказалось, что он находился в состоянии наркотического опьянения, но наркотиков при нем обнаружено не было. Будет ли Ершов привлечен к уголовной ответственности?

Задача 8. 10-летний Саша переходил дорогу в неположенном месте. Может ли Саша быть подвергнут административному наказанию?

Задача 9. Александру 17 лет. Вместе со своим другом он совершил разбойное нападение и был задержан сотрудниками милиции. Можно ли считать, что это преступление совершено группой лиц?

Список литературы

Володина С.И. Основы правовых знаний: учебник для 10-11 классов в двух книгах. Российский фонд правовых реформ / С.И. Володина, Л.М. Полиевктова, Е.М. Ашмарина и др. – М., 2003.

Всеобщая декларация о правах человека (в сокращенном изложении).

Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечения).

Иоффе А.И. Методические материалы по гражданскому образованию «Книга ресурсов»: учебное пособие / А.И. Иоффе. – М., 2003.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечения).

Конвенция о правах ребенка (в сокращенном изложении).

Конституция Российской Федерации.

Международный пакт о гражданских и политических правах (в сокращенном изложении).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (в сокращенном изложении).

Мушинский В.О. Азбука гражданина: учебник для основной школы / В.О. Мушинский. – М., 1998.

Мушинский В.О. Основы правоведения: учебник для основной школы / В.О. Мушинский. – М., 1998.

Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1997.

О нашей Конвенции. Методическое пособие по преподаванию прав ребенка для детей среднего и старшего школьного возраста / сост. Жабкина Т., Рожнева Ж., Элли Кин. Центр «Международной Амнистии». – М., 2005.

Обществознание в таблицах и схемах / составитель Т.Г. Сазонова – СПб., 2005.

Права человека в свободной стране: учебное пособие по правоведению для 10-11 классов общеобразовательной школы / составитель Н.И. Элиасберг. – СПб., 1999.

Пронькин В. Живое право. Курс практического права. Т. 2 / В. Пронькин. – СПб., 2004.

Пронькин В. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Т. 1 / В. Пронькин, А. Гутников – СПб., 2000.

Пронькин В. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя / В. Пронькин, А. Гутников. – СПб., 2000.

Семейный кодекс Российской Федерации (извлечения).

Соколов Я.В. Граждановедение. 10-11 кл. / Я.В. Соколов, Л.С. Прутченков – М., 1997.

Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечения).

Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечения).

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (извлечения).

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.