12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Aлександрова Алсу исмагиловна86
Россия, Татарстан респ., Нижнекамск
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Педагогическая мастерская

Тема: "Образовательная радуга"

Цель: совершенствование профессиональных компетенций и навыков учителей с помощью создания образа образования будущего.

Задачи:

вовлечение педагогов в инновационную педагогическую деятельность, способствующую формированию ключевых компетенций;

развитие коммуникативных компетентностей;

расширение информационно-коммуникативного пространства педагога;

проектирование необходимых компетенций "педагога будущего" в "учителе настоящего";

Формы и приемы: индивидуальная и групповая, фронтальная, игры.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, ученическая доска, раздаточный материал

Необходимые условия для проведения занятия: наличие семерых команд, которые будут выполнять групповые задания, наличие двух помощников (ведущий, один человек отвечает за презентацию, один человек находятся в зале, помогая участникам команд решить возникающие вопросы).



Ход занятия

Вступление

Ведущий:

VUCA – это:

нестабильность, изменчивость;

неопределенность;

сложность;

неясность, неоднозначность, двусмысленность

Понятие VUCA мир появилось  в 1987 году для описания состояния стран после «холодной войны». Его придумали в противовес стационарному, простому и предсказуемому периоду времени, который закончился с резким развитием технологии и активным расширением информационного поля.

Если совсем коротко, то это стрессовый, постоянно меняющийся мир, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации.

Мир не станет медленнее. С каждым годом он будет трансформироваться с беспрецедентной скоростью. И нам всем нужно будет играть по его правилам.

Как противостоять вызовам VUCA-мира?

Учитель сегодня уже не просто учитель. Сегодня его миссия уже иная. Он проводник. Поток информации, с которым сталкивается ученик, требует проведения мер по каждодневной интеллектуальной гигиене.

Меняется мир, меняется образование, меняется учитель. Каким должен быть образ образования будущего?

Именно это мы и должны будем определить в ходе педагогической мастерской.

Чтобы ответит на этот вопрос, предлагаем проект «Образовательная радуга».

(Слайд)

- Уважаемые участники, нас 7 групп. Мы знаем, что работа в группах ‒ это не соревнование, а совместный путь достижения цели, где каждый помогает друг другу.

- А сейчас взгляните на цветные конверты, которые у вас на столах. Каждая группа получает задание и алгоритм действий в конверте. Какие качества выявляет ваш прием в данном задании? Ваша задача определить по 3 признака, записать на разноцветные кружочки и составить интеллект карту.




Практическая часть

ПЕРВАЯ ГРУППА

Прием «Облако слов»

Алгоритм действий:

Из текста найдите ключевые слова.  

Из данных слов создайте «облако слов» ( https://wordscloud.pythonanywhere.com /).

3. Изучите ключевые слова и определите три навыка, которые необходимы для создания «облако слов».

Текст: Так каким же должен быть учитель будущего? Прежде всего учитель-это личность. Это разносторонне развитый человек, который всегда и всему учится, не останавливается в своем развитии. Он многое умеет, за ним идут дети.

Учитель будущего – это профессионал в своем деле, любящий свой предмет.

Учитель – это неравнодушие и чуткость, внимание и понимание, сдержанность и тактичность к своим ученикам, стремление им помочь в трудных ситуациях.

Учитель будущего – это современник своих учеников. Он эффективно выбирает и применяет ИКТ устройства, умеет работать с цифровыми материалами и использовать информацию.

Ожидаемые ответы:

Ключевые слова: личность, разносторонний, профессионал, любящий свой предмет, чуткость, понимание, тактичность, применяет ИКТ устройства, работает цифровыми материалами, использует информацию.

Ведущий:

- Скажите, какие навыки необходимы для создания «облако слов»?

Ожидаемые ответы:

-применять ИКТ устройства;

- работать цифровыми материалами;

- использовать информацию.

(Слайд)

Ведущий:

-Все эти навыки относятся к цифровой компетенции.

Цифровая компетенция - это способность использовать те возможности, которые открывает современное общество со всеми его технологиями, умение коммуницировать с людьми в новом социальном формате и быть этичным и внимательными друг к другу.

(Слайд)


ВТОРАЯ ГРУППА

Прием «Кубическая демонстрация»

Алгоритм действий:

1. Подготовьте ответы на вопросы, которые указаны на сторонах кубика.

2. Бросайте кубик, ответьте на выпавший каждому из вопросов.

3. Соберите пазлы, узнайте экологическую проблему.

4. Соберите об этой проблеме как можно больше информации и пути ее решения.

Вопросы: Как представляете живую и неживую природу Земли? 2. Чем характеризуется рациональное природопользование? 3. Что такое экологические проблемы? 4. Зачем необходимо международное экологическое сотрудничество в деле охраны среды?

Ведущий:

- Скажите, ваш прием «Кубическая демонстрация» выявила какие качества?

Ожидаемые ответы:

- Способность воспринимать красоту природы;

- Воспитывать в себе экопривычки;

- Умение выявлять проблемы и предлагать их решения.

(Слайд)

Ведущий:

-Эти качества относятся к экологическому мышлению.

Экологическое мышление -это устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете.

(Слайд)



ТРЕТЬЯ ГРУППА

Прием-игра "Конфликтная ситуация".

Алгоритм действий:

1. Один из участников ставит условие, в котором оговорена конфликтная ситуация (к примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине…»)

2. Следующий, рядом сидящий, продолжает предложение (к примеру: «…я стал бы требовать жалобную книгу») и.т.д.

3. Упражнение проводиться в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие.

4. Обратная связь, строится на обсуждении вопросов.
Вопросы: «Как часто подобные ситуации встречаются в вашей реальной жизни?», «Какими способами вы выходите из них?», «Что вы при этом чувствуете?», «Узнали ли вы более эффективные способы выхода из конфликтной ситуации?».

Ведущий:

- Ваш прием-игра "Конфликтная ситуация" выявила какие качества?

Ожидаемые ответы:

- Умение правильно анализировать ситуацию;

- Уметь грамотно строить диалог;

- Умение выходить из конфликтов.

(Слайд)

Ведущий:

-Выявленные вами качества относятся к социальному интеллекту.

Социальный интеллект-это знания, навыки и умения, которые помогают человеку успешно взаимодействовать с окружающими.

(Слайд)


ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА

Прием «Таблица-синтез»

Алгоритм действий:

Прочитайте текст.

Выпишите ключевые слова, словосочетания.

Выпишите фразы связанные с ключевыми словами.

Обсудите важность этих цитат.

Заполните таблицу.

Ключевые слова (словосочетания)

Выписки из текста связанные с ключевые словами

Почему эта цитата важна (мысли, рассуждения)






Текст: В Татарстане живут люди разных национальностей: татары, русские, турки, чуваши, марийцы, узбеки, удмурты и многие другие. Все они уважают традиции друг друга и живут в мире и согласии. У всех у них свои интересы: кино, спорт, музыка, танцы. Но их всех объединяет одно – любовь к родному краю.

У каждого народа есть свои национальные праздники. С каждым годом наш Татарстан успешно развивается, всё вокруг меняется, но традиции, обычаи, праздники и обряды продолжают жить.





Ожидаемые ответы:

Ключевые слова (словосочетания)

Выписки из текста связанные с ключевые словами

Почему эта цитата важна (мысли, рассуждения)

Татарстан

национальности

традиции

мир, согласие

интересы

национальные праздники

и т.д.

живут люди

разные национальности

уважают традиции друг-друга

живут в мире и согласие

у всех народов свои интересы у каждого народа свои национальные праздники и т.д.

Важны взаимопонимания с другими народами. Нужно осознать необходимости сохранения культуры народов и т.д.



Ведущий:

- Скажите, какие качества формирует данный прием?

Ожидаемые ответы:

- умение определять культурный компонент;

- толерантного отношения ко всем культурным сообществам;

- формирование культуры межнациональных отношений.

(Слайд)

Ведущий:

- Все эти качества относятся к межкультурной компетенции.

Межкультурная компетенция - это компетенция в общении  с представителями других культур, способность эффективно общаться с представителями разных культур и национальностей.

(Слайд)

ПЯТАЯ ГРУППА

Прием «Безумство архитектора».

Алгоритм действий:

Запишите 10 любых существительных. (К примеру: апельсин, стакан, луг, вода, помидор, ботинок, стул, тарелка, собака, счастье.)

Опишите здание школы будущего, в которой будут присутствовать все перечисленные предметы.

Определите три навыка, которые формирует данный прием.

Пример описание здание школы будущего:

Апельсин – теплый оранжевый цвет

Отлично подойдет для стен.

Стакан – школу нужно застеклить

Нам тепло в нем будет жить.

Луг – крыша треугольная, зеленая прикольная.

Вода- рядом с школой бассейну быть

Чтоб в жаркий день усталость смыть.

Помидор вход в школу красный овал.

Ботинок – трубу установлю.

Стул – коричневым забору быть!

Тарелка – вставлю в спортзале круглое окно.

Собака – рядом с дверью повесим замок.

Счастье – вот наша школа и готова.

Ведущий:

- Скажите, какие навыки формирует данный прием?

Ожидаемые ответы:

-мыслить не стандартно;

-развивать воображение;

- находить новые решения.

(Слайд)

Ведущий:

-Данные навыки относятся к креативному мышлению.

Креативное мышление - это творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

(Слайд)



ШЕСТАЯ ГРУППА

Прием «Эмоциональное состояние».

Алгоритм действий:

1. Прочитайте ситуации.

2. Запишите эмоциональные состояния учащегося.

Задание

Ученик сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен.

Ожидаемый ответ: скука

Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, возможны подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые.

Ожидаемый ответ: нервозность

Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). 

Ожидаемый ответ: самоконтроль

Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами.

Ожидаемый ответ: неуверенность

Ученик стоит, скрестив руки на груди. 

Ожидаемый ответ: недоверие и закрытость, психологическая защита

Ученик стоит, плечи немного направлены вперед, напряженная “деревянная” спина, шея, голос подрагивает, прерывается, облизывает губы, сжимает руки в кулаки 

Ожидаемый ответ: тревога, страх.

Ведущий:

- Скажите, какие качества формирует данный прием?

Ожидаемые ответы:

- понимание эмоций окружающих;

- проявление своих переживаний;

- владение саморегуляцией.

(Слайд)

Ведущий:

- Выявленные вами качества относятся к эмоциональному интеллекту.

Эмоциональный интеллект - это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.

СЕДЬМАЯ ГРУППА

Прием «Спутанная сказка».

Алгоритм действий:

Вспоминайте и образно представляйте сказку.

Разложите картинки в правильном порядке.

Образы героев замените другими сказочными героями и сочините свою сказку.

Ведущий:

- Скажите, какие мышления формирует данный прием?

Ожидаемые ответы:

- творческое мышление;

- логическое мышление;

- образное мышление.

(Слайд)

Ведущий:

- Выявленные вами мышления объединяется под одно название- системное мышление. Системное мышление - это умение разглядывать как подробности, детали, мелочи объекта или явления, так и сохранять целостную его картину, не терять ощущение масштабности.



Заключительная часть

Рефлексия

Ведущий:

- Какой образ образования может противостоять вызовам VUCA-мира? Пользуясь интеллект картой прошу вас закончить предложение.

Образ образования будущего будет отличаться от сегодняшнего ….

Ожидаемый ответ:

гибким умом;

способностью к быстрому анализу;

нестандартным мышлением;

креативностью;

хорошей межличностной чувствительностью – легко находят общий язык с другими;

умением с любопытством воспринимать новое.

Ведущий:

- Сегодня процесс обучения, по сути, стал играть роль большого механизма подстройки социума под быстро меняющуюся среду VUCA-мира. Развитие образовательной среды начинает менять и программы, и содержание школьного обучения, и образовательные технологии. Образование «уходя, не уходит» из школы, но заставляет посмотреть на принципиально новые виды деятельности как учителя, так и ученика.







Список литературы:

Адольф В. А., Профессиональная компетентность современного учителя: монография / В.А. Адольф. – Красноярск: КрГУ, 2008. – 286 с.

Демиденко С., Самореализация: сущность, становление, развитие / С. Демиденко // Педагогика и психология. – 2014. - № 2. – С. 32-37.

https://style.rbc.ru/life/5ef1ea139a79473c5be3e750

https://wordscloud.pythonanywhere.com/

https://habr.com/ru/post/506620/

https://trends.rbc.ru/trends/education/5ed67acf9a79470d60d8af28

https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальный_интеллект





Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.