Проект "Разработка модели внеурочной деятельности в различных направлениях в рамках одного учебного предмета"
Автор: Луценко Марина Евгеньевна
Практико-ориентированный проект по теме:
«Разработка моделей внеурочной деятельности различных направлений в рамках одного учебного предмета».
Обоснование выбора темы.
В соответствии с ФГОС начального образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Следовательно, возникает вопрос: как эффективно организовать во взаимосвязи две деятельности – урочную и внеурочную.
2.Цель: научиться моделировать внеурочную деятельность для конкретной образовательной программы.
Задачи:
проанализировать учебную программу;
предложить и частично разработать различные по форме и содержанию занятия внеурочной деятельности.
3.Предполагаемые результаты:
разработки занятий внеурочной деятельности с возможностью использования их в работе;
опыт моделирования внеурочной деятельности.
4.Практическая часть.
Разработка моделей, выстраивающих преемственность содержания урочной и внеурочной деятельности.
Класс:3
Предмет: окружающий мир; авторы курса – А.А. Плешаков и М.Ю. Новицкая, УМК «Перспектива».
№ п/п | Тема урока. | Тема внеурочного занятия. | Форма проведения занятия. | Формируемые УУД. |
| Раздел 1. Радость познания. | | | |
1 | Книга – источник знаний. | Спутник на дороге познания. | Экскурсия в библиотеку для практического знакомства со справочной и научно-популярной литературой. | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: организация своей работы в библиотеке. Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации. Коммуникативные: способностью вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета. |
2 | Отправимся на экскурсию. | Что такое планетарий. | Экскурсия в планетарий (вводное занятие, интерактивная программа). Комментарий: актуальность выбора планетария обоснована: по заданию учебника дети сравнивают океанариум и планетарий. Статья про океанариум в учебнике есть, а про планетарий – нет. | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о космосе. Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках. Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета. |
3 | О чём расскажет план. | Клад в нашей школе. | Игра-путешествие по маршрутному листу - плану школы. Комментарий: Класс делится на группы, детям вручаются планы школы с условными обозначениями и нанесённым маршрутом. Есть станции остановки, где команды выполняют задания из разных учебных областей. В результате удачного движения по маршруту и правильно выполненных заданий команда находит «клад». | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: способность вести диалог и разрешать конфликты, управлять поведением партнёра. |
4 | Путешествуя, познаём мир. | Наши путешествия. | Проект «Классный альбом путешествий». Комментарий: Классный альбом составляется из отдельных работ учащихся – презентаций (выбор темы, подбор и оформление материала, защита презентации – индивидуально). | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, прогнозировать результат деятельности. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета. |
5 | Транспорт. | Железная дорога. | Экскурсия в музей ж/д транспорта. | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о технических достижениях. Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации. Коммуникативные: обогащение культурного опыта. |
6 | Средства информации и связи. | Возможности интернета. | Мастер-класс. Комментарий:для сотрудничества приглашается учитель информатики; место проведения – компьютерный класс. | Личностные: формирование интереса к новым техническим средствам, освоение элементарных правил и норм поведения в сети Интернет. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи. |
| Раздел 2. Мир как дом. | | | |
7 | Мир небесных тел. | Звёзды и планеты. | 1.Экскурсия в планетарий с участием в интерактивной программе «Звёзды и планеты». 2.Клубное занятие «Очумелые ручки». Комментарий: изготовление модели Солнечной системы из различных материалов (индивидуальная работа). Организация выставки работ. | 1.Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о космосе. Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках. Коммуникативные: способностью вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета. 2.Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи. |
8 | Невидимое сокровище. Самое главное вещество. | Чистое будущее. | Круглый стол. Комментарий: Обсуждение проблем загрязнения окружающей среды и путей их решения (выбор темы, подбор и оформление материала, защита своих работ – по микрогруппам). | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: способность вести диалог и разрешать конфликты, |
9 | Кладовые Земли. | Богатства Тверского края. | Экскурсия в краеведческий музей. | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о природных ресурсах. Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации. Коммуникативные: обогащение культурного опыта. |
10 | Мир растений. | Цветик-семицветик. | Викторина. Комментарий: Работа по командам. В основе вопросов викторины – загадки, природные явления, личные наблюдения детей… | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей и животных. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета. |
11 | Мир животных. | Мир животных. | Викторина. Комментарий: Работа по командам. В основе вопросов викторины – загадки, природные явления, личные наблюдения детей… | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей и животных. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета. |
12 | Образы животных в народном творчестве. | Народная игрушка. | Мастер-класс и выставка работ. Комментарий: для сотрудничества приглашается учитель ИЗО, педагог допобразования или кружковой работы. | Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи. |
13 | Невидимые нити в живой природе. Лес – волшебный дворец. Луг – царство цветов и насекомых. Водоём – дом из воды. Как сохранить богатства природы. | Природное сообщество. | Проект «Природное сообщество». Комментарий: работа в 3х группах. Создание из подручных материалов сообществ (лес, луг, водоём), рассказ о взаимосвязях внутри сообщества, проблемы и природоохранная деятельность. | Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде. |
| Раздел 3. Дом как мир. | | | |
14 | Родной дом – уголок Отчизны. | В гостях у тверского крестьянина. | Экскурсия в краеведческий музей. | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о природных ресурсах. Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации. Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества с экскурсоводом. |
15 | Свой дом – свой простор. В красном углу сесть – великая честь. | Наша деревенька. | Проект «Наша деревенька». Комментарий: Индивидуальная работа заключается в постройке домика из бумажных трубочек и его украшении. Групповая работа: из домов собирается деревня, дорабатывается различными элементами (заборы, деревья и т.д). Выставка работ. | Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения, формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи, обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества с одноклассниками. |
16 | Побываем в гостях. | Дома разных народов. | Проект «Дома разных народов». Комментарий: Индивидуальная или групповая работа заключается в выборе темы, подбора материала и представлении своих работ. Оформление классной презентации в электронном виде с помощью учителя. | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, прогнозировать результат деятельности. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета. |
17 | Родословное древо. | Моя родословная. | Проект «Моя родословная». Комментарий: Индивидуальная работа: поиск информации, оформление и выступление. Сохранение работ в портфолио. | Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: осознание себя как части общества, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. |
18 | Святость отцовства и материнства. | Рукодельные подарки. | Клубное занятие «Очумелые ручки». Комментарий: изготовление рукодельных подарков в преддверии Дня Защитника Отечества и Международного женского дня. Для сотрудничества приглашается учитель ИЗО, педагог допобразования или кружковой работы. | Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи. |
19 | Добрые дети – дому венец. | Наши таланты. | Концерт «Для мам и пап». Комментарий: концерт составляется из творческих номеров учащихся. | Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самооценка. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи. |
20 | Детские игры – школа здоровья. | Час игры. | Проект «Играем с малышами». Комментарий: учащиеся распределяются по микрогруппам, выбирают тип игры. Учитель помогает с подбором и репетицией проведения игры. Выход с играми к ученикам младших классов. | Личностные: формирование интереса, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей, формирование бережного отношения к малышам. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: способность вести диалог и разрешать конфликты, управлять поведением партнёра. |
21 | Как работает наш организм. | 32. | Экскурсия в детскую стоматологию с практическим занятием. | Личностные: осознание личной ответственности за здоровье своё и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья. Регулятивные: оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: способностью вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета. |
22 | Наши органы чувств. | Юный медик. | Викторина. Комментарий: учащимся предлагаются вопросы и задания из темы «Организм человека». Командное соревнование. | Личностные: осознание личной ответственности за здоровье своё и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: способностью вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета. |
23 | Школа первой помощи. | Первая помощь. | Мастер-класс. Комментарий: для сотрудничества приглашается педагог кружковой работы или сотрудник медицинского учреждения. | Личностные: осознание личной ответственности за здоровье своё и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья. Регулятивные: оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета. |
24 | Семейный бюджет. | Бюджет моей семьи. | Исследовательская работа. Комментарий: исследуются направления расходов в семье – индивидуальная работа. Обмен мнениями. | Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: осознание себя как части общества. |
25 | Путешествие к Пушкину. | Творчество А.С. Пушкина для детей. | Экскурсия в музей Пушкина (г. Торжок). Интерактивная программа. | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в музее. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы. Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации. Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества. |
| Раздел 4. В поисках всемирного наследия. | | | |
26 | Всемирное наследие. | Объекты Всемирного наследия. | Проект «Объекты Всемирного наследия». Комментарий: Работа в микрогруппах или индивидуально по сбору информации о выбранном объекте и оформление рассказа о нём (рисунки, фотографии, описание…). Выступления. Создание классного журнала. | Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, обогащение культурного опыта. Личностные: осознание себя как части общества, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. |
27 | Московский Кремль. | Московский Кремль. | Экскурсия в г. Москва с посещением Кремля. | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в социальной среде. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы. Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации. Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества. |
28 | Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию. | Страны Европы. | Виртуальное путешествие. Комментарий: использование ресурсов городских музейно-выставочных центров и современных компьютерных технологий. | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в социальной среде. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о политическом и экономическом устройстве мира. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества. |
29 | Путешествие в Китай. | Страны Азии. | Виртуальное путешествие. Комментарий: использование ресурсов городских музейно-выставочных центров и современных компьютерных технологий. | Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в социальной среде. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о политическом и экономическом устройстве мира. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества. |
30 | Всемирные духовные сокровища. | Мой идеал. | Проект «Мой идеал». Комментарий: индивидуальная работа по сбору информации о человеке, который является идеалом для ребёнка. Выступления детей. Сохранение работ в портфолио. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что уже неизвестно. Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: осознание себя как части общества, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. |
Методические рекомендации.
Выводы.
Цель работы достигнута: проанализировано содержание курса «Окружающий мир» (3 класс, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, УМК «Перспектива») и разработана модель внеурочной деятельности. Представлены 30 занятий, различных по форме и содержанию, связанных с конкретными уроками.
Пришли к выводу, что курс окружающего мира содержит в себе большой потенциал для гармоничного развития ребёнка в различных направлениях: духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном. Материал курса позволяет учителю выбрать различные формы проведения занятий во внеурочной деятельности. Курс также предусматривает интеграцию с другими учебными курсами (литературное чтение, математика, технология, ИЗО).
В процессе работы возникли затруднения по обозначению УУД внеурочной деятельности. Эта проблема была решена после более детальной проработки материала по данной теме.
Считаем работу применимой в практике после соответствующей доработки.