Проект "Разработка модели внеурочной деятельности в различных направлениях в рамках одного учебного предмета"

2
0
Материал опубликован 19 June в группе

Автор: Луценко Марина Евгеньевна

Практико-ориентированный проект по теме:

«Разработка моделей внеурочной деятельности различных направлений в рамках одного учебного предмета».



Обоснование выбора темы.

В соответствии с ФГОС начального образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Следовательно, возникает вопрос: как эффективно организовать во взаимосвязи две деятельности – урочную и внеурочную.

2.Цель: научиться моделировать внеурочную деятельность для конкретной образовательной программы.

Задачи:

проанализировать учебную программу;

предложить и частично разработать различные по форме и содержанию занятия внеурочной деятельности.

3.Предполагаемые результаты:

разработки занятий внеурочной деятельности с возможностью использования их в работе;

опыт моделирования внеурочной деятельности.

4.Практическая часть.

Разработка моделей, выстраивающих преемственность содержания урочной и внеурочной деятельности.


Класс:3

Предмет: окружающий мир; авторы курса – А.А. Плешаков и М.Ю. Новицкая, УМК «Перспектива».


п/п

Тема урока.

Тема внеурочного занятия.

Форма проведения занятия.

Формируемые УУД.


Раздел 1. Радость познания.



1

Книга – источник знаний.

Спутник на дороге познания.

Экскурсия в библиотеку для практического знакомства со справочной и научно-популярной литературой.

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.

Регулятивные: организация своей работы в библиотеке.

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации.

Коммуникативные: способностью вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.


2

Отправимся на экскурсию.

Что такое планетарий.

Экскурсия в планетарий (вводное занятие, интерактивная программа).

Комментарий:

актуальность выбора планетария обоснована: по заданию учебника дети сравнивают океанариум и планетарий. Статья про океанариум в учебнике есть, а про планетарий – нет.

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.

Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о космосе.

Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках.

Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.


3

О чём расскажет план.

Клад в нашей школе.

Игра-путешествие по маршрутному листу - плану школы.

Комментарий:

Класс делится на группы, детям вручаются планы школы с условными обозначениями и нанесённым маршрутом. Есть станции остановки, где команды выполняют задания из разных учебных областей. В результате удачного движения по маршруту и правильно выполненных заданий команда находит «клад».

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: способность вести диалог и разрешать конфликты, управлять поведением партнёра.


4

Путешествуя, познаём мир.

Наши путешествия.

Проект «Классный альбом путешествий».

Комментарий:

Классный альбом составляется из отдельных работ учащихся – презентаций (выбор темы, подбор и оформление материала, защита презентации – индивидуально).

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, прогнозировать результат деятельности.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.

5

Транспорт.

Железная дорога.

Экскурсия в музей ж/д транспорта.

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.

Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о технических достижениях.

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации.

Коммуникативные: обогащение культурного опыта.


6

Средства информации и связи.

Возможности интернета.

Мастер-класс.

Комментарий:для сотрудничества приглашается учитель информатики; место проведения – компьютерный класс.

Личностные: формирование интереса к новым техническим средствам, освоение элементарных правил и норм поведения в сети Интернет.

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.



Раздел 2. Мир как дом.



7

Мир небесных тел.

Звёзды и планеты.

1.Экскурсия в планетарий с участием в интерактивной программе «Звёзды и планеты».

2.Клубное занятие «Очумелые ручки».

Комментарий: изготовление модели Солнечной системы из различных материалов (индивидуальная работа).

Организация выставки работ.

1.Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.

Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о космосе.

Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках.

Коммуникативные: способностью вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.

2.Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения.

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.


8

Невидимое сокровище.

Самое главное вещество.

Чистое будущее.

Круглый стол.

Комментарий:

Обсуждение проблем загрязнения окружающей среды и путей их решения (выбор темы, подбор и оформление материала, защита своих работ – по микрогруппам).

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: способность вести диалог и разрешать конфликты,


9

Кладовые Земли.

Богатства Тверского края.

Экскурсия в краеведческий музей.

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.

Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о природных ресурсах.

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации.

Коммуникативные: обогащение культурного опыта.


10

Мир растений.

Цветик-семицветик.

Викторина.

Комментарий:

Работа по командам. В основе вопросов викторины – загадки, природные явления, личные наблюдения детей…

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей и животных.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.


11

Мир животных.

Мир животных.

Викторина.

Комментарий:

Работа по командам. В основе вопросов викторины – загадки, природные явления, личные наблюдения детей…

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей и животных.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.


12

Образы животных в народном творчестве.

Народная игрушка.

Мастер-класс и выставка работ.

Комментарий:

для сотрудничества приглашается учитель ИЗО, педагог допобразования или кружковой работы.

Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения.

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.


13

Невидимые нити в живой природе.

Лес – волшебный дворец.

Луг – царство цветов и насекомых.

Водоём – дом из воды.

Как сохранить богатства природы.

Природное сообщество.

Проект «Природное сообщество».

Комментарий:

работа в 3х группах. Создание из подручных материалов сообществ (лес, луг, водоём), рассказ о взаимосвязях внутри сообщества, проблемы и природоохранная деятельность.

Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде.


Раздел 3. Дом как мир.



14

Родной дом – уголок Отчизны.

В гостях у тверского крестьянина.

Экскурсия в краеведческий музей.

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.

Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о природных ресурсах.

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации.

Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества с экскурсоводом.


15

Свой дом – свой простор.

В красном углу сесть – великая честь.

Наша деревенька.

Проект «Наша деревенька».

Комментарий:

Индивидуальная работа заключается в постройке домика из бумажных трубочек и его украшении.

Групповая работа: из домов собирается деревня, дорабатывается различными элементами (заборы, деревья и т.д).

Выставка работ.

Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения, формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи, обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества с одноклассниками.

16

Побываем в гостях.

Дома разных народов.

Проект «Дома разных народов».

Комментарий:

Индивидуальная или групповая работа заключается в выборе темы, подбора материала и представлении своих работ. Оформление классной презентации в электронном виде с помощью учителя.

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, прогнозировать результат деятельности.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.

17

Родословное древо.

Моя родословная.

Проект «Моя родословная».

Комментарий:

Индивидуальная работа: поиск информации, оформление и выступление. Сохранение работ в портфолио.

Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: осознание себя как части общества, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.

18

Святость отцовства и материнства.

Рукодельные подарки.

Клубное занятие «Очумелые ручки».

Комментарий: изготовление рукодельных подарков в преддверии Дня Защитника Отечества и Международного женского дня. Для сотрудничества приглашается учитель ИЗО, педагог допобразования или кружковой работы.

Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения.

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.


19

Добрые дети – дому венец.

Наши таланты.

Концерт «Для мам и пап».

Комментарий: концерт составляется из творческих номеров учащихся.

Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения.

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самооценка.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.

20

Детские игры – школа здоровья.

Час игры.

Проект «Играем с малышами».

Комментарий: учащиеся распределяются по микрогруппам, выбирают тип игры. Учитель помогает с подбором и репетицией проведения игры. Выход с играми к ученикам младших классов.

Личностные: формирование интереса, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей, формирование бережного отношения к малышам.

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: способность вести диалог и разрешать конфликты, управлять поведением партнёра.


21

Как работает наш организм.

32.

Экскурсия в детскую стоматологию с практическим занятием.

Личностные: осознание личной ответственности за здоровье своё и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: способностью вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.


22

Наши органы чувств.

Юный медик.

Викторина.

Комментарий: учащимся предлагаются вопросы и задания из темы «Организм человека». Командное соревнование.

Личностные: осознание личной ответственности за здоровье своё и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: способностью вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.


23

Школа первой помощи.

Первая помощь.

Мастер-класс.

Комментарий: для сотрудничества приглашается педагог кружковой работы или сотрудник медицинского учреждения.

Личностные: осознание личной ответственности за здоровье своё и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.


24

Семейный бюджет.

Бюджет моей семьи.

Исследовательская работа.

Комментарий: исследуются направления расходов в семье – индивидуальная работа. Обмен мнениями.

Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: осознание себя как части общества.

25

Путешествие к Пушкину.

Творчество А.С. Пушкина для детей.

Экскурсия в музей Пушкина (г. Торжок). Интерактивная программа.

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в музее.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы.

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации.

Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества.



Раздел 4. В поисках всемирного наследия.



26

Всемирное наследие.

Объекты Всемирного наследия.

Проект «Объекты Всемирного наследия».

Комментарий: Работа в микрогруппах или индивидуально по сбору информации о выбранном объекте и оформление рассказа о нём (рисунки, фотографии, описание…). Выступления. Создание классного журнала.

Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, обогащение культурного опыта.

Личностные: осознание себя как части общества, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.

27

Московский Кремль.

Московский Кремль.

Экскурсия в г. Москва с посещением Кремля.

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в социальной среде.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы.

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации.

Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества.


28

Путешествие в Египет.

Путешествие в Грецию.

Страны Европы.

Виртуальное путешествие.

Комментарий: использование ресурсов городских музейно-выставочных центров и современных компьютерных технологий.

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в социальной среде.

Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о политическом и экономическом устройстве мира.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества.


29

Путешествие в Китай.

Страны Азии.

Виртуальное путешествие.

Комментарий: использование ресурсов городских музейно-выставочных центров и современных компьютерных технологий.

Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в социальной среде.

Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о политическом и экономическом устройстве мира.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества.


30

Всемирные духовные сокровища.

Мой идеал.

Проект «Мой идеал».

Комментарий: индивидуальная работа по сбору информации о человеке, который является идеалом для ребёнка. Выступления детей. Сохранение работ в портфолио.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что уже неизвестно.

Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: осознание себя как части общества, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей.


Методические рекомендации.



Выводы.

Цель работы достигнута: проанализировано содержание курса «Окружающий мир» (3 класс, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, УМК «Перспектива») и разработана модель внеурочной деятельности. Представлены 30 занятий, различных по форме и содержанию, связанных с конкретными уроками.

Пришли к выводу, что курс окружающего мира содержит в себе большой потенциал для гармоничного развития ребёнка в различных направлениях: духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном. Материал курса позволяет учителю выбрать различные формы проведения занятий во внеурочной деятельности. Курс также предусматривает интеграцию с другими учебными курсами (литературное чтение, математика, технология, ИЗО).

В процессе работы возникли затруднения по обозначению УУД внеурочной деятельности. Эта проблема была решена после более детальной проработки материала по данной теме.

Считаем работу применимой в практике после соответствующей доработки.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации