Методический материал «Модель внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению»
«Разработка модели внеурочной деятельности »
Направление ( общеинтеллектуальное)
Обоснование выбора темы.
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Как учителя начальных классов, испытываем затруднения в обеспечении взаимодействия между урочной и внеурочной деятельностью.
Цель деятельности.
Разработка модели, выстраивающей преемственность содержания урочной и внеурочной деятельности.
Практическая часть.
Модель внеурочной деятельности, отражающей преемственность содержания урочной и внеурочной деятельности.
Направление: общеинтелектуальное
Класс:1
(раздел «Сезонные изменения в природе»)
Предмет | Тема урока | Тема внеурочного занятия | Форма проведения занятия | Формируемые УУД |
Окружающий мир | 1.Как помочь птицам зимой? 2. Есть ли жизнь в воде подо льдом? 3. Снежные загадки. 4. Жизнь лесных зверей зимой. 5.Как зимуют деревья, кустарники и травы? | Изготовление кормушки из бытовых отходов Изготовление методического пособия для уроков математики (магнитные рыбки с примерами) Изготовление книжки-малышки «Загадки о зиме» Экскурсия в парк «Наряжаем ёлочку для животных» (баранки, яблоки, морковь и т. д.) Участие в школьном фотоконкурсе «Зимний пейзаж» | Кружок/Проект/ Групповая Кружок/Проект/ Групповая Кружок/Проект/ Групповая Кружок/ Экскурсия/Групповая Кружок/Экскурсия/ Групповая | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстраций; 2) формируем умение выявлять сущность высказывания на слух; 4) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение работать по плану. Личностные УУД: 1) формирование образного мышления; 2) развитие фантазии; 3) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. . Формирования у учащихся целостного представления о зимующих птицах посредством интеграции знаний в области естествознаний, математики и технологии |
Фрагмент сценария урока по окружающему миру.
Тема урока: «Как зимой помочь птицам?»
Цель: создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Задачи: 1. Познакомить с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;
2. Научить изготавливать кормушки для птиц из подручных материалов
3. Развивать логическое мышление, память, внимание, устную речь, кругозор учащихся;
4. Воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- электронная презентация «Покормите птиц зимой»;
- учебник Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. «Окружающий мир» в 2-х частях, М.: Академкнига, 2012 г., УМК «Перспективная начальная школа»;
- рабочая тетрадь Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. «Окружающий мир», М.: Академкнига, 2012 г., УМК «Перспективная начальная школа»;
- образец кормушки;
-карточки для игры «Крестики – нолики».
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся:
фронтальная
коллективная
индивидуальная
парная
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |||||||
Самоопределение к деятельности | Читает стихотворение. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Начинается урок, | Слушают стихотворение | Регулятивные УУД: - организация своего рабочего места Личностные УУД: - формировать интерес к изучению родной природы; - повышать уровень мотивации учебной деятельности. | |||||||
2. Актуализация знаний | - Читает стихотворение под музыкальное сопровождение. Ночью в полях, под напевы метели. - Организует диалог. - Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес. - Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой? - Закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о ком мы будем беседовать сегодня на уроке. (Звучит запись голосов птиц) - Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края? - А кто из вас может назвать их? - Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края? - А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности? -Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать? - А почему их так называют? - Какую пользу приносят птицы? - Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых. - О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? | Слушание и осмысление стихотворения - Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода. - Перелётные. - Скворцы, ласточки и т.д. - Они не приспособлены к холодам и др. - Воробьи, синицы и т.д. - Зимующие. - Они не улетаю зимой в тёплые края. - Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых. - О птицах и о том, как им трудно выжить зимой. | Познавательные УУД: -общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, перелетных птицах; - логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта). Коммуникативные УУД: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные УУД: - проявление интереса к новому учебному материалу. Регулятивные УУД: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |||||||
3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала | - Ребята, а это что за птица? Трещала, с самого утра Пор-р-ра! Пор-р-ра. А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит…. - Сегодня с самого утра трещала сорока о том, что наступила зима и надо всем птицам собраться и решить, как перезимовать. Вот птицы и решили собрать лесное собрание. - Мне бы хотелось побывать на этом собрании. А вам? Ну, тогда в путь. | - Сорока | Личностные УУД: - повышать уровень мотивации учебной деятельности. | |||||||
4.Изучение нового материала. | - Давайте послушаем, что они говорят. Они говорят, что им голодно зимой и холодно. Почему? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Поэтому они вынуждены ежегодно совершать перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно. Это ласточки, журавли, гуси, скворцы, аисты. А что же делать птичкам, которые остаются зимовать? Правильно. Например, воробьи.(показ иллюстрации) Они стараются держаться поближе к человеку, забиваются в щели домов, под крыши сараев. Или синички и поползни (показ иллюстрации), они почти круглый год живут в лесах, а когда наступают холода, перебираются поближе к людям и любят полакомиться семенами деревьев, салом и хлебом и т.д. - Сообщает новую информацию о птицах - Посмотрите, птички решили отдохнуть. Давайте и мы к ним присоединимся. | Отвечают на вопросы учителя. - Им нечем питаться, потому что насекомые прячутся под снегом. - Мы должны им помогать, подкармливать. | Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы; - дополнение и расширение имеющихся знаний; - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; | |||||||
5. Физкульминутка (под музыку) | Показ движений учителем. Стая птиц летит на юг, Чтоб скорее прилетать, В небе ясном солнце светит, Птички начали спускаться, И опять пора в дорогу, | Повторяют движения за учителем. - (Дети машут руками, словно крыльями) - (Потягивание – руки вверх) - (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд) - (Дети садятся за столы) | Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. | |||||||
- А сейчас давайте подумаем, чем же можно кормить птиц? Презентация на тему «Чем можно подкармливать птиц»? Показывает и комментирует слайды | Просматривают презентацию, продумывают ответ на вопрос, чем подкормить птиц | Познавательные УУД: - чтение и слушание; - умение извлекать нужную информацию; - дополнение и расширение имеющихся знаний | ||||||||
6. Первичное закрепление полученных знаний | Наблюдает за деятельностью учеников, вместе с учащимися исправляет ошибки. - Ребята, давайте составим меню для птиц. Что бы они заказали себе на обед? - Меню для птиц мы выбрали, а куда же можно положить корм? | Работа у доски с маркерами. «Составляют птичье меню» Дети объясняют свой выбор. - В кормушку. | Познавательные УУД: - отбирать информацию. Коммуникативные УУД: -аргументировать свою позицию; - участвовать в диалоге на уроке | |||||||
Фрагмент сценария внеурочной деятельности. Кружок «Умелые руки» Тема: «Изготовление кормушки из бытовых отходов». | ||||||||||
1) Вводная беседа. 2) Закрепление инструкции по технике безопасности при работе с ножницами. 3) Анализ предстоящей работы. 4) Изготовление кормушки под руководством учителя. Ход работы показан на слайде. | - Сегодня мы с вами научимся делать птичьи столовые из подручного материала. Для этого нам понадобятся – пустая коробка из – под сока, ножницы, бечевка или шпагат. Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов.(показ слайда) - Они изготовлены из разных материалов. Но не всегда под рукой находятся фанера, доски, молоток, гвозди. Для изготовления сложных кормушек нам необходима помощь взрослых. Они всегда заняты и у них часто не хватает на это времени. И мы сегодня с вами научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи взрослых (показ образца). - Рассмотрите образец кормушки. - Из каких частей состоит кормушка. - Из каких материалов сделана кормушка. - Молодцы! Хорошие получились кормушки. С такими заботливыми ребятами как вы ни одна птичка не погибнет. | - Определение учащимися материалов из которых выполнены кормушки. Дети проговаривают, как правильно пользоваться ножницами. - Коробка из-под сока и верёвка. Дети выставляют свои кормушки на столик. | Предметные: - получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения. Личностные УУД: - осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам. |
Методические рекомендации
Для создания данной модели учителю необходимо:
знать систему уроков 1-4 классов;
знать программу воспитательной работы начальной школы на 4 года;
иметь представление о планах работы учреждений дополнительного образования.
Предполагаемые результаты
Создание модели тематического планирования и фрагментов сценариев урочной и внеурочной деятельности, которая показывает преемственность содержания данных компонентов деятельности.
Выводы
Система внеурочной деятельности школьников должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, смог эффективно использовать различные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Данная модель - одна из вариантов организации внеурочной деятельности.