Авторская программа элективного курса для 10-11 классов «Права человека в современном мире»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
Автор:
Фёдоров Сергей Павлович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование демократического правового государства, дальнейшая демократизация общества, последовательное продвижение России по пути экономических, политических, социальных и духовных преобразований является непреложным фактором. Это является необходимой и первоначальной основой, на которой строятся векторы жизнедеятельности человека на личностном, социальном и правовом уровнях.
В связи с этим возникает необходимость обеспечения непрерывной правовой подготовки учащейся молодёжи, твёрдое и устойчивое знание школьниками норм действующего законодательства. Успешное решение этого вопроса будет способствовать обобщению теоретического, гуманитарного содержания образования, усилит его связь с общественной практикой, обеспечит права человека и гражданина в обществе и, прежде всего, соблюдение реальных гарантий прав и законных интересов личности, а в целом – на дальнейшее системное правовое развитие и укрепление осуществляемых в стране правовых и иных преобразований.
В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди учащейся молодёжи. Оно играет огромную роль в борьбе с подростковой преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности.
Права человека в современном мире – это не просто актуальная тема для дискуссий, это проблема, решение которой находится в центре практической деятельности международного сообщества. Человечество, которое пережило две мировые войны, немало кровавых конфликтов, ощутило на себе мощь жёсткой диктатуры, пришло к выводу, что не может быть мира и согласия на Земле, не может быть организованной, цивилизованной жизни без уважения прав человека, его прав, свобод и потребностей.
Содержание элективного курса «Права человека в современном мире» позволяет ознакомить учащихся с тем, что, как и почему происходит в наблюдаемой ими окружающей действительности, установить причинно-следственные связи и разобраться в закономерностях происходящего, выработать рациональные и эффективные способы поведения и правомерной деятельности.
Изучение элективного курса позволит уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект для манипуляций.
Целью элективного курса является:
формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения прав человека, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах, возможностях правовой системы государства, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе.
Достижение данной цели возможно через решение следующих задач:
усвоение системы правовых знаний, необходимой для эффективного взаимодействия с социальной средой;
развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать правовую информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
овладение умениями получения и осмысления правовой информации, систематизации полученных данных;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социально-правовых ролях;
формирование опыта применения полученных правовых знаний и умений для решения типичных задач в области правовых отношений; в сферах гражданской и общественной деятельности, познавательной и коммуникативной деятельности;
Функции элективного курса «Прав человека в современном мире»:
Образовательная.
Воспитательная.
Развивающая.
Эвристическая.
Программа элективного курса «Права человека в современном мире» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по праву.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Элективный курс «Права человека в современном мире» посвящён изучению основных прав и свобод человека, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, зафиксированных в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Изучение элективного курса рассчитано на 34 часа, из которых 4 часа отводится на уроки обобщения (уроки-практикумы), 2 часа – резерв.
Наименование тем |
Количество часов |
Вводный урок |
1 |
Тема 1. Государство и права человека. Подходы, происхождение, ценности, принципы права человека. История развития идей прав человека. Естественные и позитивные права человека. Закон и права человека. Нормативно-правовые акты о правах человека. Правовой статус личности. |
5 |
Тема 2. Виды прав и свобод человека. Личные (гражданские) права человека. Политические права человека. Экономические права. Социальные права. Культурные права. Экологические права. Социальная практика по пропаганде и защите прав человека. |
6 |
Тема 3. Права ребёнка. Конвенция ООН о правах ребёнка. Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей с ограниченными возможностями. Защита прав ребёнка. |
3 |
Тема 4. Коллективные права. Права женщин. Права меньшинств. Права беженцев. Права заключённых. Права человека и международное гуманитарное право. |
4 |
Тема 5. Защита прав человека. Государственные структуры по защите прав человека. Международные механизмы защиты прав человека. Европейские механизмы защиты прав человека. Европейский суд по правам человека. Уполномоченный по правам человека. Правозащитные организации. |
8 |
Уроки обобщения по теме (уроки-практикумы); итоговое обобщение |
5 |
Резерв |
2 |
Всего |
34 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащихся необходимо научить:
исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы и события в сфере прав человека, анализируя информацию, поступающую из различных источников;
выражать, обосновывать и отстаивать в устной и письменной форме собственное мнение о проблеме, событии или явлении в сфере прав человека;
вносить вклад в групповую и исследовательскую работу в классе, принимать участие в дискуссиях и дебатах;
оценивать опыт, идеи и взгляды других людей, объяснять своё отношение к ним;
формулировать собственные нормы и ценности, оценивать собственный вклад в различные виды деятельности по пропаганде прав и свобод человека;
договариваться, устанавливать конструктивные отношения с окружающими;
использовать исследовательские навыки, навык рефлексии, а также социально-коммуникативные навыки в процессе принятия решений;
решать бесконфликтно возникающие проблем в при общении с другими людьми.
Учащиеся должны знать/понимать:
систему, структуру и виды прав человека;
прирождённый и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод;
содержание прав и свобод человека;
механизм их защиты;
органы и способы международно-правовой защиты прав человека.
Учащиеся должны уметь:
характеризовать: систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты;
объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности человека и гражданина как участника конкретных правоотношений;
различать: полномочия отечественных институтов и международных органов защиты прав человека;
приводить примеры: различных видов нарушений прав и свобод человека, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов по правам человека с точки зрения конкретных условий их реализации;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях связанных с реализацией прав человека;
осуществление учебных исследований и проектов по тематике курса;
выбора, соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
обращения в правоохранительные органы за квалифицированной юридической помощью.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тема урока |
По плану ……класс |
По факту ……класс |
1 |
Введение |
||
Тема 1. Государство и права человека (5 ч.) |
|||
2 |
Права человека: идеи, подходы, происхождение, принципы |
||
3 |
Естественные и позитивные права человека |
||
4 |
Правовой статус личности. Приоритет прав человека над политикой |
||
5 |
Всеобщая декларация прав человека. Международные пакты о правах человека |
||
6 |
Права и обязанности |
||
7 |
Урок-практикум по теме «Государство и права человека» |
||
Тема 2. Виды прав и свобод человека (6 ч.) |
|||
8 |
Личные (гражданские) права человека |
||
9 |
Политические права человека |
||
10 |
Социально-экономические права человека |
||
11 |
Культурные права человека |
||
12 |
Экологические права человека |
||
13 |
Проблемы реализации прав человека в мире |
||
14 |
Урок-практикум по теме: «Виды прав и свобод человека» |
||
Тема 3. Права ребёнка (3 ч.) |
|||
15 |
Конвенция ООН о правах ребёнка |
||
16 |
Гарантии защиты прав детей из социально незащищённых слоёв населения |
||
17 |
Защита прав ребёнка. Опека и попечительство |
||
Тема 4. Коллективные права (4 ч.) |
|||
18 |
Права женщин |
||
19 |
Права заключённых |
||
20 |
Права меньшинств. Права беженцев |
||
21 |
Международное гуманитарное право |
||
22 |
Урок-практикум по темам: «Права ребёнка», «Коллективные права» |
||
Тема 5. Защита прав человека (8 ч.) |
|||
23 |
Органы внутренних дел как гарант личных прав человека и гражданина |
||
24 |
Прокуратура. Адвокатура. Омбудсмен |
||
25 |
Международные правозащитные организации и механизмы защиты прав человека |
||
26 |
Международный уголовный суд |
||
27 |
Европейский суд по правам человека |
||
28 |
Организация суда присяжных: перспективы развития |
||
29 |
Юридические ограничения деятельности государства |
||
30 |
Образовательная политика в сфере прав человека |
||
31 |
Урок-практикум по теме: «Защита прав человека» |
||
32-33 |
Резервные уроки |
||
34 |
Итоговое обобщение |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.).
Конституция Российской Федерации (1993 г. с изменениями и дополнениями).
Лукашева Е.А. Права человека. Учебник для вузов – М.: Издательство НОРМА-ИНФРА. – М. – 2001, 573 с.
Болотина Т.В. Права человека. 10-11 класс. – Издательство: Русское слово. – 2006 г., 224 с.
Понимаем права человека. Руководство по образованию в области прав человека. – Европейский Центр обучения и исследований в области прав человека и демократии. – 2005 г., 362 с.
Жабкина Т.А. О нашей Конвенции. Методическое пособие по преподаванию прав ребёнка. – Ростов-на-Дону. – 2009 г., 91 с.
Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М. – 2009, 858 с.
ИНТЕРНЕТ–РЕСУРСЫ
www.constitution.ru
www.ombudsmanrf.org