Проект «Сетевая школа молодого классного руководителя»
МКУ «Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Проект «Сетевая школа молодого классного руководителя»
РАЗРАБОТЧИК:
методист Мухаммадиева Л.Р.
2022 год
Информационная карта проекта
Название проекта | Сетевая школа молодого классного руководителя |
Юридический адрес | Пос. ж/д станция Высокая Гора, ул.Школьная, д.17 |
Электронный адрес | rzimkgora@mail.ru |
Разработчик проекта | Мухаммадиева Л.Р., методист МКУ «Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ» |
Основание для разработки проекта | - Поддержка молодых специалистов в период адаптации и обеспечения их профессионального роста в качестве классных руководителей; - Индивидуализация методической работы с молодыми классными руководителями, которая обеспечивается за счет выбора педагогом тематики, формы профессионального общения, дополнительных образовательных услуг на платформе zoom и других информационных системах |
Цель проекта | Создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для педагогических кадров общеобразовательных организаций района посредством сетевого взаимодействия на онлайн платформах. Создание базы данных молодых классных руководителей, определив профессиональные компетенции, вызывающие затруднения в работе. |
Задачи: | 1)Разработать и внедрить сетевую модель информационно-методического взаимодействия классных руководителей – участников проекта; 2)Создать необходимые условия для выбора педагогом индивидуальной воспитательной программы повышения профессиональных компетенций; 3) Обучить молодых классных руководителей работе в онлайн-режиме на онлайн платформах; 4)Обеспечить информационную и методическую поддержку деятельности классных руководителей общеобразовательных организаций - участников проекта, повышение профессиональных и информационно-коммуникационных компетенций педагогов; 5) Координировать и укрепить взаимодействия всех участников воспитательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей; 6) Познакомить с передовым инновационным опытом педагогов района, для внедрения в практику новейших образовательных технологий, профессионального и творческого общения, отдыха и самореализации молодых классных руководителей. |
Участники проекта | Методист по ВР, руководители РМО классных руководителей, руководители РМО педагогов-психологов, заместители директоров по ВР и молодые классные руководители |
Место проведения | Отел образования на онлайн платформе zoom и другие онлайн платформы |
Сроки реализации | 1 год (апрель 2022 года - июнь 2023 года) |
Законодательная база | - Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (редакция, действующая с 11.01.2015) - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"- Федеральные государственные образовательные стандарты образования - Профессиональный стандарт педагога - Указ Президента России от 09.05.2017 No203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы»; - Указ Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства на 2018-2027 годы» от 29.05.2017 №240; - Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержден Правительством Российской Федерации 26 декабря 2017 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы; - Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р; - Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р; - Конвенция о правах ребенка; - «Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы»; |
Содержание
I. Обоснование актуальности проекта ………………………………………..6
II. Цель и задачи проекта………………………………………………………….7
III. Описание проекта…………………………………………………..………….8
IV. План-график реализации проекта…………………………………………...9
V. Ожидаемые результаты реализации проекта....…………………………….11
VI. Возможные риски реализации проекта ……………………….…………....11
Обоснование актуальности проекта и его новизны
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации все общеобразовательные организации работали в электронной информационно-образовательной среде. Эта ситуация стала толчком для начала работы в электронной информационно-образовательной среде и педагогических коллективов. Контактная работа обучающихся и педагогических работников осуществлялась в дистанционном режиме, с использованием различных образовательных технологий. Для онлайн обучения использовались цифровые образовательные ресурсы и платформы: Учи.ру, ZOOM, Российская электронная школа, Решу ОГЭ, Решу ЕГЭ, Электронное образование РТ (факультативы), Яндекс.Учебник, GoogleClassroom, Я Класс, Сбербанк, Открытая школа-2035, Microsoft Teams, EF School, Skyes мессенджеры, WhatsApp.
Массовое применение дистанционных технологий педагогами в период карантина выявило как плюсы, так и минусы:
- часть педагогов оказались не готовы к дистанционному образованию. Не достаточно обучить учителя выходить в Zoom или Google-class, надо чтобы учитель освоил новую методику. А для этого нужны мастер-классы, тренинги, обучающие семинары. Опытом работы в данном направлении могут делиться коллеги, которые имеют цифровое портфолио, разрабатывают интересные интерактивные цифровые занятия - с презентациями, видеороликами, практикумами. Все это встраивается в расписание семинаров и практикумов, планируемых методической службой на платформе zoom и на других платформах, совместно с руководителями РМО.
- сетевое взаимодействие педагогов дает сегодня возможность повысить качество ИКТ компетенций, развивать коммуникативные навыки общения с коллегами онлайн, создания системы массового непрерывного обучения, всеобщего обмена опытом работы и информацией.
Методическая работа в онлайн режиме совмещает в себе принципы тьюторства, профессионального обучения, норм законодательства и трудового права в сфере образования.
Особенно в сложно было осуществлять воспитательную работу классным руководителям, так как вся воспитательная деятельность направлена в большинстве случаев на массовые мероприятия, на личный контакт с детьми и родителями.
Приоритет воспитания определен Президентом страны. К системе воспитания сегодня предъявляются качественно новые требования. Именно от профессионализма классного руководителя во многом зависит выполнение приоритетной государственной задачи – воспитания образованных, конкурентоспособных, поликультурных и высоконравственных граждан, обладающих национальным достоинством и открытым мировоззрением, реализация мероприятий федерального плана «Десятилетие Детства».
Одной из проблем стало и взаимосвязь учителей предметников и классных руководителей. Причин для этого много… Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Это большая ответственность и не все к этому готовы, особенно молодые, не имеющие опыта, учителя.
Актуальность выбранного проекта «Сетевая школа молодого классного руководителя» заключается в том, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализовываться в жизни, могут только педагоги, обладающие не только глубокими профессиональными знаниями, но и обладающие знаниями в области психологии, умеющие постоянно исследовать педагогический процесс, экспериментировать, владеющие ИКТ компетенциями и многое другое.
Многоплановость его профессиональной деятельности определяет необходимость постоянного повышения уровня профессионализма и педагогического мастерства, в основе чего находится постоянный творческий поиск нового, что возможно только при создании определенных условий (кадровых, материально-технических, информационных, организационных), которые и формируются в рамках реализации мероприятий данного проекта.
Молодой учитель пришел в школу. Как бы хорошо ни был подготовлен он к работе, становление его мастерства как воспитателя приходит на практике. Именно, впервые годы работы интенсивно формируются те качества, которые впоследствии определяет степень мастерства учителя-воспитателя. Молодой классный руководитель затрудняется в проведении родительского собрания, у него не хватает опыта проанализировать результаты общения с родителями и обучающимися.
Цель проекта
Создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для педагогических кадров общеобразовательных организаций района посредством сетевого взаимодействия на онлайн платформах и создание базы данных молодых классных руководителей, определив профессиональные компетенции, вызывающие затруднения в работе.
Задачи проекта
1)Разработать и внедрить сетевую модель информационно-методического взаимодействия классных руководителей – участников проекта;
2)Создать необходимые условия для выбора педагогом индивидуальной воспитательной программы повышения профессиональных компетенций;
3) Обучить молодых классных руководителей работе в онлайн-режиме на онлайн платформах;
4)Обеспечить информационную и методическую поддержку деятельности классных руководителей общеобразовательных организаций - участников проекта, повышение профессиональных и информационно-коммуникационных компетенций педагогов;
5) Координировать и укрепить взаимодействия всех участников воспитательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей;
6) Познакомить с передовым инновационным опытом педагогов района для внедрения в практику новейших образовательных технологий, профессионального и творческого общения, отдыха и самореализации молодых классных руководителей.
Реализация проекта позволит педагогам:
- повысить уровень владения профессиональными компетенциями;
- пройти процедуру оценивания профессиональной деятельности через участие в профессиональных конкурсах, организацию и проведение семинаров, открытых уроков (занятий);
- выявит его сильные стороны и точки возможного профессионального роста;
- объединит молодых педагогов и позволит участвовать в общественной организации «Совет молодых педагогов района»;
- повысит квалификационный уровень молодых педагогов;
- облегчит взаимодействие классных руководителей со всеми участниками воспитательного процесса;
- воспитать законопослушного, знающего свои права и выполняющего свои обязанности человека;
Описание проекта
Создание и реализация индивидуальной программы воспитания
Тьюторы (руководители РМО классных руководителей, заместители директоров по ВР школ) делятся с педагогами наиболее оптимальными и эффективными формами, методами и приемами организации воспитательного процесса с целью получения высокого результата. Формат – мастер-класс. Планируемые темы:
Обучение молодых классных руководителей к сетевому взаимодействию
Требования к созданию программы воспитания
Законодательная база в области воспитания, реализация программ
Методика проведения классных часов
Взаимодействие с обучающимися и их родителями
Взаимосвязь и организация работы с учителями-предметниками
Мониторинг образовательной и воспитательной деятельности
- мониторинг качества профессионального роста учителей (прохождение курсов, аттестации). Тьюторы (методист по аттестации, заместители директоров) проводят анализ повышения квалификации учителями, прохождения тестирования в рамках КПК и педагогической аттестации. Формат – методическое совещание.
- мониторинг качества воспитательного процесса. Работа классного руководителя. Тьюторы (методист по воспитательной работе, заместители директора по ВР). Формат – методическое совещание.
3. Организация коммуникации участников сетевой школы
Все участники сетевой школы могут самостоятельно организовываться в сетевые группы по разным основаниям и строить свое взаимодействие внутри группы (группа может быть открытой, закрытой, формироваться по запросу). Группу может формировать сетевой учитель. Коммуникация строится через создание групп в WhatsApp messages. По запросу группы возможно проведение тематических семинаров, открытых уроков ведущих учителей.
Координация работы сетевой школы
Управление работой тьюторов (руководителей РМО, заместителей директоров по ВР) сетевой школы, координация направлений, формат проведения мероприятий на платформе zoom и на других платформах определяется методистом. Методист осуществляет деятельность по формированию профессиональных компетенций руководителей и педагогов посредством проведения онлайн конференций, инструктивно-методических совещаний.
План - график реализации проекта
Организационный этап | ||
Мероприятия | Сроки | Результат |
Формирование сетевой группы Назначение тьюторов, создание творческой группы для реализации проекта; Определение цели и задач работы сетевой группы. Совещание руководителей РМО в онлайн режиме | Апрель 2022 | Сформирована сетевая группа. Определены тьюторы по работе с педагогами по направлениям деятельности Проведено онлайн совещание с руководителями РМО, тьюторами, методистами по вопросу работы на онлайн платформах |
Проведение анкетирования классных руководителей по вопросам работы в информационной системе, трудностям, возникающим при работе в онлайн режиме. разработка (подбор) инструментария для отслеживания результативности проекта; | Апрель 2022 | Анализ анкетирования показал, что педагоги в основном принимают возможность работы в дистанционном режиме. |
Организация работы творческой группы классных руководителей и заместителей директоров по ВР, психологов для разработки тем обучения с целью устранения профессиональных дефицитов | Апрель 2022 | Выявление потребностей педагогического сообщества в повышении уровня профессиональных компетенций |
2.Практический этап | ||
Семинары для классных руководителей школ Вахитовского и Приволжского районов по теме «Дистанционные формы обучения и воспитания как средство реализации воспитательных программ. Пути устранения возникших проблем при дистанционном обучении» | Апрель 2022-апрель 2023 Конференция на платформе ZOOM и на других платформах | Пополнение методической копилки классных руководителей. Повышение методической компетентности Ответственные – руководители РМО, заместители директоров по ВР методист УМС ИМО |
Координация работы методиста и тьюторов в дистанционном режиме на платформе zoom. Формат – инструктивное совещание | Сентябрь 2022 Конференция на платформе ZOOM на других платформах | Определение проблемных вопросов работы в дистанционном формате. Планирование организационно-управленческой работы |
Мониторинг качества профессионального роста учителей (прохождение курсов, аттестации). Формат – инструктивно-методическое совещание. Ответственные – методист по аттестации, зам.директоров – кураторы педаттестации | Сентябрь 2022 Конференция на платформе ZOOM на других платформах | Анализ проведения аттестации педагогических кадров. Формирование задач на учебный год по повышению профессионального роста учителей |
Проведение мастер-классов по применению наиболее оптимальных и эффективных формам, методов и приемов организации образовательного процесса с целью получения высокого результата. Ответственные – руководители РМО, заместители директоров по ВР | В течение всего этапа | Эффективное использование материалов мастер-классов в профессиональной деятельности. Повышение качества воспитания |
Мониторинг качества воспитательного процесса. Работа классного руководителя. Тьюторы (методист по воспитательной работе, заместители директора по ВР). Формат – методическое совещание | В течение всего этапа | Пополнение методической копилки. Повышение профессиональной деятельности классного руководителя. |
Проведение тематических семинаров, открытых классных часов | В течение всего этапа | Формирование сетевых групп. Повышение профессиональной компетенции педагогов |
Проведение онлайн конференций, инструктивно-методических совещаний по нормативно-правовым вопросам. Ответственный –методист | Октябрь 2022 | формирование профессиональных компетенций классных руководителей |
3.Обобщающий этап | ||
Обобщение опыта работы. Проведение анкетирования среди педагогов. | Май 2023 | Выявление проблемных зон. Эффективное использование педагогами передовых дистанционных практик работы. |
Мониторинг оценки сформированности уровня профессиональных компетенций молодых классных руководителей, принимавших участие в работе сетевой школы | Май 2023 | Анализ результатов и эффектов, полученных при работе в режиме применения дистанционных технологий. |
Подготовка методических рекомендаций по организации на муниципальном уровне системы электронного обучения педагогов, направленной на обеспечение непрерывности повышения их квалификации | Август 2023 | Тиражирование положительного организационно-методического опыта, накопленного во время реализации проекта |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Внедрение модели сетевой школы информационно-методического взаимодействия молодых классных руководителей общеобразовательных учреждений – участников проекта.
Создание организационных и технологических условий для поддержки участия классных руководителей в сетевых сообществах.
Осуществление индивидуального консультирования классных руководителей.
Транслирование лучших методических практик:
- организации методической работы в школе;
- инновационной деятельности классных руководителей общеобразовательных организаций;
Мониторинг деятельности молодых классных руководителей по различным направлениям деятельности.
Информационная и методическая поддержка деятельности педагогических работников ОО, повышение профессиональных и информационно-коммуникационных компетенций классных руководителей со стажем работы до 3-х лет.
Эффективное использование в образовательной деятельности педагогами виртуальной учебно-методической литературы.
Приобретение классными руководителями необходимых навыков работы в дистанционном формате.
Увеличение количества классных руководителей – участников профессиональных конкурсов различных уровней.
Оценка эффективности реализации проекта будет производиться в конце учебного года на основе использования системы показателей и индикаторов.
Ожидаемые риски
Нежелание части классных руководителей участвовать в работе педагогических сообществ в дистанционном формате, неприятие виртуальной формы работы.
Устаревшая электронная техника, качество интернет связи.
Низкий уровень владения классных руководителей ИКТ компетенциями.
Дорожная карта реализации проекта
Наименование мероприятия | Дата и место | Категория участников | Ответственные |
Обновление банка данных молодых классных руководителей, вновь поступивших в 2022 году | Сентябрь, отдел образования | Молодые классные руководители | Мухаммадиева Л.Р., методист |
Секционное заседание в рамках августовской конференции работников образования | Сентябрь ВСОШ №3 | Молодые классные руководители со стажем до 3-х лет | Мухаммадиева Л.Р., методист |
Районный семинар в онлайн режиме по теме: «Самообразование как одна из форм успешной работы молодого классного руководителя» | октябрь, ВСОШ №4 (онлайн) | Молодые классные руководители | Мухаммадиева Л.Р., методист, Руководители РМО |
Районный семинар по теме «Роль родителя в успешной реализации ребенка» | ноябрь, ВСОШ №2 | Молодые классные руководители, заместители директоров по ВР, родители | Мухаммадиева Л.Р., , руководитель РМО классных руководителей |
Районный семинар по теме «Культурное наследие в воспитании подрастающего поколения "Из века в век" для классных руководителей | февраль ВСОШ №1 (онлайн режим) | Молодые классные руководители | Мухаммадиева Л.Р., методист |
Мастер – классы опытных педагогов, заместителей директоров по ВР для молодых коллег | в течение года (онлайн режим) | молодые классные руководители | Мухаммадиева Л.Р., методист, Руководители РМО классных руководителей |
Проведение информационных дней для классных руководителей | в течение года (онлайн режим) | молодые классные руководители | Руководители РМО классных руководителей |