Проект «Сетевое сообщество учителей математики Алексеевского муниципального района как инновационная форма формирования метапредметных компетенций»
ПРОЕКТ
Сетевое сообщество учителей математики Алексеевского муниципального района как инновационная форма формирования метапредметных компетенций
В современном мире человек должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях. В качестве ключевой компетенции выступает способность самостоятельно добывать и усваивать новые знания.
Обеспечить формирование данной компетенции, да и многих других, необходимых современному школьнику, призваны метапредметные универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные.
К сожалению, сегодня ещё многие школы ориентируются только на предметные результаты, которые определяются программой обучения и конкретны для каждого класса, не уделяя достаточного внимания формированию метапредметных УУД. А ведь умение ставить цель своей деятельности, способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям её реализации, умение самостоятельно регулировать свою работу, способность анализировать действия, контролировать процесс и результат решения поставленных задач, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок, умение организовать самоконтроль и самооценку своей деятельности, а также взаимооценку и оценку деятельности других, проявлять самостоятельность и инициативу, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие, выражать и отстаивать своё мнение, принимать точку зрения других – вот только небольшой перечень метапредметных УУД, грамотное формирование которых будет способствовать не только повышению успеваемости каждого ученика, но и повышению качества образования в целом.
Кроме того, метапредметные УУД призваны не только успешно решать образовательные задачи, но и способствовать развитию креативности мышления, личностному росту, формируют умения решать возникающие проблемы в реальных жизненных условиях.
Успешность обучения, конечно же, во многом зависит от самого педагога, от его умения правильно организовать работу и сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом. Проект « Сетевое сообщество учителей математики Алексеевского района как инновационная форма формирования метапредметных компетенций » поможет педагогам грамотно применять метапредметный подход на уроках математики. Реализовать этот проект можно через работу сетевого сообщества школьных и районных методобъединений учителей математики. Для этого в структуре ШМО и РМО достаточно выделить обязательное направление работы по систематизации имеющегося инновационного опыта российских учителей и учителей района в этой области знаний, перерабатывать его в соответствии со спецификой деятельности конкретного общеобразовательного учреждения, обмениваться опытом, а затем обеспечить освоение педагогическими коллективами приёмов и методов формирования метапредметных УУД, широко внедрять
Новизна сетевого сообщества выражена в теоретической и практической значимости сетевого взаимодействия.
Основные направления деятельности сообщества :
внедрение новых форм методической работы с педагогами;
распространение педагогических разработок и передового педагогического опыта;
обобщение опыта использования сетевого взаимодействия для решения задач профессионального развития учителей сообщества
Цель сообщества: формирование метапредметных компетенций педагога в условиях внедрения ФГОС
Задачи сообщества:
1. Активизация работы учителей математики по самообразованию.
2. Мотивация учителей математики на достижение более высоких профессиональных результатов
3. Распространение опыта учителей математики посредством сетевого взаимодействия.
Работа в сетевом сообществе предполагает создание и работу целевых групп по формированию метапредметных компетенций учителей и учащихся в направлениях:
I Аргументация в дискуссии на уроках математики
II Публичное выступление
II I Моделирование на уроках математики
IV Смысловое чтение на уроках математики
V Учебное сотрудничество
Механизм работы:
Организация сетевого сообщества.
Планирование работы сетевого сообщества.
Реализация работы сетевого сообщества согласно тематической направленности
- Аргументация в дискуссии на уроках математики
- Публичное выступление
- Моделирование
- Смысловое чтение
- Учебное сотрудничество
4. Применение матапредметных компетенций на уроках математики
5. Итоговое заседание сетевого сообщества
Критерии эффективной работы сетевого сообщества учителей математики:
Создание комфортного информационно – методического пространства для профессионального общения и взаимодействия педагогов района.
Организация информационно – методической поддержки, профессионального сетевого общения и взаимопомощи, повышение квалификации.
Удобная регистрация пользователей на сайте.
Понятный интерфейс для размещения материалов участников сообщества.
Адресная методическая поддержка.
Регулярная информационная деятельность посредством форума.
Разнообразные формы деятельности: мастер – класс, «мастерская», опрос, обсуждение в чате, фестиваль идей, проектировочный или обучающий семинар и др.
Число активных участников.
Доступность.
Поощрение достижений наиболее активных участников дипломами и грамотами.
Продолжительность деятельности сообщества педагогов (жизненный цикл).
Динамизм сетевого сообщества педагогов: рост числа активных участников; количество обсуждаемых тем и их сменяемость и разнообразие; плотность обсуждения; заинтересованность определённой формой общения.
Оформление страницы сообщества.
Возможность использования портала для организации и поддержки сотрудничества, взаимодействия, саморазвития, самоутверждения и самореализации педагогов.
Методическая направленность взаимодействия: публикация методических разработок, возможность использования портала в целях разработки образовательных ресурсов, библиотека ЦОР.
Информационное консультирование.
Выявление эффективного и инновационного опыта.
Возможные проблемы, препятствующие развитию сетевого педагогического сообщества:
Большая загруженность педагогов, нехватка свободного времени.
Недостаточная ИКТ – компетентность.
Пассивность, инертность, желание получать информацию, но не публиковать свою.
Следует определить критерии эффективности полученных результатов в процессе реализации проекта:
формирования метапредметных компетенций и личностных результатов учителей и учеников в условиях внедрения ФГОС»;
рост мотивации учителей в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
профессиональный рост учителей, отработка механизма обмена опытом работы.
совершенствование умения к самоанализу, рефлексии, определению учителем сильных и слабых сторон своей деятельности
формирование умений по поиску, отбору, анализу информации, т.е. по исследованию проблемной ситуации.
степень востребованности продуктов проектной деятельности;
интерес к проекту со стороны других школ,
Эффективность реализации проекта может оцениваться повышением количества индивидуальных достижений учителей и учеников
Ожидаемые результаты.
Расширение образовательного пространства произойдет за счет:
организации сетевого взаимодействия учителей математики муниципального района для исследовательской и проектной деятельности
активного использования образовательных ресурсов Интернет-пространства.
Создание учебно-методического пособия (комплекса), направленного на формирование метапредметных компетенций учителей в условиях внедрения ФГОС ООО
Таким образом, уровень профессионализма учителя математики будет расти, а, следовательно, повышение качества обучения по преподаваемому предмету гарантировано.
Куликова Ирина Геннадьевна