Инновационный проект «Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий и активных методов обучения»
Инновационный проект
«Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий и активных методов обучения».
Учитель географии МБОУ Задонской СОШ
Гончарова Лариса Леонидовна
2014 г.
Оглавление
Введение.
Обоснование актуальности проекта.
« Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»- отмечено в документе - национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
Обществу нужна творчески мыслящая личность, способная к самообучению и самостоятельному анализу информации. Именно такая личность способна принести обществу максимальную пользу.
Но как воспитать такую личность? Какая из многочисленных педагогических систем, методик и технологий наиболее адаптирована к данному заказу общества? Чтобы дать ответы на эти вопросы, необходимо в корне пересмотреть отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса. Сегодня есть возможность построить образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются творческие способности учащихся. Этому способствуют инновационные технологии обучения.
Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования сформулирована тема инновационного педагогического опыта:
«Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий и активных методов обучения».
Противоречие:
Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – отсутствие связи между теорией и практикой. Дети не могут переложить полученные общие знания на изучение регионов, затрудняются в поиске причинно-следственных связей. Слабо развит навык чтения карт как источника мыслительно-аналитической деятельности. Обществу требуются ответственные, обладающие активной жизненной позицией граждане, у которых твердо сформированы нравственные принципы, а в жизнь входят люди с ограниченным информационным кругозором, не всегда умеющие объективно оценивать современную политическую и экономическую ситуацию в своей стране и в мире.
Идея изменений:
- внедрение в образовательный процесс новых технологий и использование активных методов обучения;
- использование ИКТ для систематизации знаний и умений;
- педагогическая поддержка ученика, выраженная установкой на успех и создание условий, способствующих развитию коммуникативных качеств личности;
- воспитание любви к Родине, формирование гражданской позиции через огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах.
Концепция изменений:
Знания рождают мировоззрение. Новизна опыта заключается в адаптации новых технологий к учебному процессу, планирование его с учетом развития мотивации через диагностику способностей, организацию индивидуально-групповых занятий с учащимися, стимулирование к участию в предметных олимпиадах. Создание модели педагогической поддержки личности в пространстве информатизированного общества через обеспечение учащимся условий свободного выбора методов, форм и средств для максимального раскрытия творческого потенциала.
В соответствии с темой и целью концепции были поставлены задачи:
1. Формирование устойчивого интереса учащихся к географическим знаниям с помощью технологий модульного и проблемного обучения.
2. Формирование ключевых компетенций при широком внедрении в преподавание географии информационно-коммуникационных технологий, проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями.
3. Формирование положительного образа региона, через инновационный краеведческий подход при обучении географии.
4. Создание условий для творчества и самореализации с помощью инновационных средств обучения.
Условия реализации изменений:- отслеживание изменений, происходящих в системе образования и в географической науке в современных социокультурных условиях;
- непрерывное повышение профессионального мастерства;
- переосмысление организации учебного процесса с позиций стимулирования активности учащихся на уроках: отбор наиболее продуктивных форм и методов организации учебного процесса с целью активизации деятельности учащихся;
- наличие ресурсной базы ( информационной базы по предмету, средства ИКТ);
- ИКТ-компетентность педагога;
- развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Результат изменений:
Использование новых технологий и активных методов обучения позволило:
- создать среду обучения воспитывающую, развивающую, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков обучаемого, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности;
- побуждать к самостоятельному поиску и решению проблемных задач;
- повысить качество знаний учащихся, благодаря качественному изменению мотивации;
- формирование активной творческой личности, с высокой мотивацией на дальнейшее обучение;
- участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня;
- увеличение количества учащихся, сдающих экзамен по географии в 9,11 классах;
- увеличение количества учащихся, поступающих в вузы, где география является одним из профилирующих предметов.
Глава I. Теоретико-методологические аспекты современных технологий положенных в основу педагогической системы.
Теоретико-методологической основой концепции являются:
- теоретические труды по психологии и педагогики личности (Г.М. Анохина, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, В.Д.Шадриков);
- теоретические основы личностно-деятельностного подхода (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская);
- основные положения системного подхода (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько , А.Б. Орлов, Н.Г. Свинина, А.В. Усова, Б.М. Теплов);
- теории применения инновационных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (В.П. Беспалько, В.В. Васильев, В.В. Гузеев, Т.Ф. Гурова, М.В. Кларин, В.И Лещинский, Е.С. Полат, Н.Г. Свинина, Г.К. Селевко И.С. Якиманская, и др.)
Глава II. Психолого-педагогические и методические условия по активизации творческого потенциала учащихся и повышению качества географического образования.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находится в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
В своей работе я использую элементы технологии модульного обучения.
Сущность данной технологии заключается в том, что ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены цели усвоения модуля, источники учебного материала, способы действий и т.д., а роль учителя заключается в составлении таких инструкций, консультациях, контроле усвоения знаний, умений и навыков.
Но в своем классическом виде она предполагает коренную перестройку учебного процесса, а потому и не нашла широкого применения среди работающих учителей. Практика показывает, что пока еще для школы реальность – это отдельные модульные уроки или отдельные темы, короткие модульные программы.
Применение данной технологии дает следующие позитивные результаты: ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время, он находится в более комфортных психологических условиях, может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам. На уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность себя проявить с лучшей стороны. Такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно и осознанно.
Все популярнее на сегодняшний день становится проектная технология. Она, на мой взгляд, наиболее полно отвечает всем вышеперечисленным целям и задачам личностно-ориентированного обучения .Поэтому я использую и эту технологию . Проект побуждает учащихся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способностью к самообразованию и самореализации. Главные условия для работы над проектом:
способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников;
стремление учащихся участвовать в работе над проектом;
начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту, следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем;
доступность информации о ходе проекта.
Проекты бывают краткосрочными – от одного урока до 1 недели, среднесрочными – от двух недель до одного месяца, долгосрочными – от двух до трех месяцев.
Для школьников, любящих проводить время за компьютерами и имеющих интерес к географии, предпочитающих индивидуальный стиль изучения материала, можно давать задания на дом на основе дополнительных мультимедиа-материалов. Презентация и защита проектов может осуществляться в классе ,на общешкольных собраниях, конференциях и т.п.
Еще одна технология, приемы которой я использую на своих уроках – технология критического мышления. С помощью этой технологии школьники учатся вырабатывать свой взгляд на вещи, видеть чужое мнение, вырабатывать коммуникативные навыки общения, уважать различные точки зрения. Использование этой технологии особенно эффективно при проведении рефлексии учебного занятия.
Использование приемов этой технологии способствует развитию способности учащихся исследовать и осмысливать факты, события, овладеть навыками поиска, обработки и систематизации информации, перевода материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта). Так, при изучении в 8-м классе темы “Россия на карте часовых поясов, предлагаю проанализировать полученные знания и ответить на вопрос: «В какое время лучше провести телемост между Москвой и всеми часовыми поясами России, чтоб не выходить за временные пределы рабочего дня?». Умение критически осмысливать информацию, анализировать её, находить ответы на вопросы, опираясь на различные источники, позволяет учащимся успешно выступать на предметных олимпиадах, задания которых предполагают владение данными навыками.
Также использую проблемное обучение, которое обеспечивает развитие мыслительных способностей школьника, его общее развитие и формирование убеждений, вырабатывает собственное активное отношение к окружающей действительности.
Сущность проблемного обучения - это организация учителем проблемных ситуаций в учебной работе учащихся и управление их познавательной деятельностью по усвоению новых знаний путем решения учебных проблем, проблемных заданий, задач, вопросов.
Центральное звено проблемного обучения – проблемная ситуация.
Главными условиями успешного решения проблемной ситуации являются:
1. положительная мотивация;
2. опора на ранее изученный материал;
3. посильность решаемой проблемы для самостоятельного выполнения.
В решении проблемы можно выделить следующие этапы:
1. осознание проблемы, вскрытие противоречия;
2. формулирование гипотезы;
3. доказательство гипотезы;
4. общий вывод.
Основными среди методов проблемного обучения являются:
1. исследовательский метод (экскурсии, сбор фактов, наблюдения, эксперименты и опыты, подготовка докладов, сообщений и т.д.);
2.частично-поисковый или эвристический метод (сочетание объяснения учителя с поисковой деятельностью учеников, эвристическая беседа);
3.проблемное изложение знаний (учитель излагает материал, показывая образцы решения учебных проблем);
4.изложение с проблемным началом (в начале изложения материала создается проблемная ситуация, тем самым создается и положительная мотивация.
Урок с проблемным диалогом практически всегда включает этапы:
Повторение пройденной темы постановка проблемной ситуации выдвижение гипотез выход из проблемной ситуации продуктивное задание рефлексия.
Учитывая специфику каждого курса географии, проблемное обучение я выстраиваю по нарастающей от класса к классу.
Реализация проблемного обучения в 6 классе осуществляется в основном с помощью эвристической беседы и исследовательского метода. Например наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, температурой позволяет ребятам сделать вывод о зависимости температуры от угла падения солнечных лучей.
Одним из важнейших моментов развития практического географического мышления является формирование умения выделять причину и следствие изучаемых явлений, составлять цепочки причинно-следственных связей. Для формирования этого умения большие возможности имеет курс географии материков и океанов, где изучаются основные особенности природы и населения Земли.
Выявлению причинно-следственных связей я учу постепенно. Сначала сама с помощью проблемного изложения материала выстраиваю цепочки, затем в ходе эвристической беседы дети выстраивают их самостоятельно, в итоге ребята самостоятельно определяют причины и следствия тех или иных явлений. Учащиеся старших классов ,обладая достаточным количеством информации, запасом знаний, сформированными умениями и навыками, могут решать более сложные проблемные задания.
Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия вызывают скуку. Поэтому я применяю на уроке коллективные, групповые, индивидуальные формы работы, использую разные методы и формы уроков.
Использование информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения географии формирует и стимулирует у обучающихся эмоциональное отношение к предмету, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению географии, создает ситуацию успеха.
Использование технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения позволяет обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения через:
— создание мультимедийных дидактических материалов, презентаций;
— автоматизацию контроля результатов обучения;
— средства наглядности, экономии учебного времени;
— воспитание информационной культуры.
Всем известно, что видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учащихся, поэтому мультимедийная презентация подчеркивает урок географии, делает его ярким, и одновременно следует развитию коммуникабельных навыков учащихся, глубины мышления, помогает формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную.
Получать необходимый опыт работы с помощью ИКТ и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам:
1. Наличию современного компьютерного оборудования в кабинете географии;
2. Применению мультимедиа учебников разных авторов с 6-го по 11-й класс, использование другого программного продукта;
3. Изучению методической, педагогической литературы;
4. Наличию коллектива учащихся и учителей, способных работать в новых условиях.
В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников за 6 –7классы «География. Наш дом - Земля», авторы И.В.Душина, В.А. Коринская, В.А.Щенев, 7 кл. «География России» 8-9 кл., авторы А.И. Алексеев ,«Уроки географии Кирилла и Мефодия» 6-11кл. Все учебные материалы одобрены МО РФ и разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ.
При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения, у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.
Одним из важнейших показателей благополучия общества является здоровье подрастающего поколения. Поэтому в своей работе я использую здоровьесберегающие технологии. Главная задача таких технологий - сохранить здоровье детей в процессе обучения. Это важно и потому, что с состоянием здоровья связана успешность обучения.
Приемы: Чередование различных видов учебной деятельности на уроке, которые снимают нагрузку, связанную с поддержанием рабочей позы (за урок 4-6 видов деятельности: работа у доски, рассматривание наглядных пособий и их передача другому ученику, устный опрос, работа с текстом, слушание учителя или одноклассников). Физкультминутки в игровой форме. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать форму работы (составление схемы, рассказ, работа у доски, работа по карточке).
Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов. Данные педагогических наблюдений можно представить в виде таблицы (Табл. 1).
Таблица 1
Влияние различных типов заданий
на развитие познавательных процессов учащихся
Уровни |
Типы заданий |
Развитие психических процессов |
Репродуктивный |
Рисунок |
Воображение |
Сообщение |
Устная речь, память |
|
Чайнворды, кроссворды, ребусы |
Мышление, память, внимание |
|
Игра “термин – понятие” |
Память, внимание |
|
Частично-поисковый |
Рассказ с ошибками |
Внимание, память |
Составление логических цепочек |
Внимание, логическое мышление |
|
Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) |
Внимание |
|
Исследовательский |
Путешествие |
Внимание, память, мышление, воображение |
Решение географических задач |
Внимание, логическое мышление |
|
Составление образа территории |
Внимание, память, логическое мышление, воображение |
В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.
Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:
Технология опорных конспектов
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.
.
Творческие работы
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.
В работе помогает все, что нацелено на расширение географического кругозора учащихся и формирование особого географического мышления. Это такие активные формы обучения, как игровая деятельность. Она полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему:
в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;
учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;
игры позволяют переносить знания и опыт из учебной ситуации в реальную;
учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования.
По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игры на уроке необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.
Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной ситуацией. Я использую такие дидактические игры, как: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “, «По странам и континентам”, “Угадай” и т.д. (Приложение). Дети 6-7 классов очень любят игру «Работа над ошибками», при которой они превращаются в учителей и в тексте, схемах, на карте ищут ошибки. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать. Так же провожу уроки-путешествия, уроки-лекции, интегрированные уроки, викторины.
Все это помогает мне включать в активную работу на уроке и интеллектуально пассивных детей, которые в игровых и занимательных ситуациях спокойно решают проблемы, недоступные им в стандартной учебной деятельности.
Личностно- ориентированный подход к обучению считаю ведущим при организации учебно-воспитательного процесса. Такое обучение направлено на развитие и саморазвитие ребенка, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Сочетание разнообразных приемов современных технологий способствует формированию ключевых компетенций и повышению качества географического образования.
Созданные психолого-педагогические методические условия, активизируют творческий потенциал учащихся, который способствует повышению качества географического образования. Эти условия заключаются в следующих положениях: 1) применение технологий проблемного и модульного обучения позволяет развивать логическое мышление и формировать устойчивый интерес к изучению географии; 2) широкое применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании географии обеспечило условие для развития индивидуальных творческих способностей обучаемого и его ориентации в информационном пространстве; проведение проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями позволили развивать познавательный интерес учащихся, проявить инициативу и самостоятельность каждому ученику, продемонстрировать индивидуальные качества; 3) инновационный краеведческий подход при обучении географии позволил, сформировать положительный образ территории, способствовал развитию критического и творческого мышления, воспитанию любви к родному краю; 4) использование инновационных средств обучения позволяет учащимся увлекательно и интересно учиться, создает условия для творчества и самоподготовки; 5) разработанная и внедренная система работы создала условия повышения качества географического образования.
Практическая значимость. Проведенная работа способствовала реализации творческого потенциала учащихся и повышению качества географического образования в МБОУ Задонской СОШ. Приобретенный опыт используется в проведении районных семинаров для учителей географии и школьных педсоветов.
Глава III. Анализ результатов работы.
Участие в олимпиадах и конкурсах.
Учащиеся школы принимают активное участие во Всероссийской олимпиаде по географии муниципального и регионального уровней:
2009г.- призеры муниципального и участники регионального этапов Галыгина Татьяна и Топорова Ирина;
2010г -.призер муниципального этапа Ишихов Юсуф;
2011г.-призер муниципального и участник регионального этапов Бирюков Игорь.
Учащиеся школы принимают активное участие во Всероссийском конкурсе –игре по естествознанию «Человек и природа»:
2010г.- приняли участие 59 учащихся.
2011г.-приняли участие 43 учащихся.
Победители на муниципальном уровне:
-Ильченко Анастасия -5 класс;
-Воробьева Галина -6 класс;
-Харлова Ирина -10 класс.
Итоговая аттестация.
50% учащихся 9 класса нашей школы ежегодно сдают экзамен по географии по выбору в традиционной форме и показывают качество обученности более 75%.
Начиная с 2010 года выпускники 9 классов выбирают и новую форму экзамена по географии, где подтверждают и повышают свои результаты.
2010г.- сдавали экзамен 5 человек, качество- 80%;
2011г.- сдавали экзамен 4 человека , качество- 100%.
2013г-сдавали экзамен 10 человек , качество- 80%.
Подведем итог.
«Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении»- гласит национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
Использование современных технологий , активных методов обучения и применение ИКТ дает учителю возможность формировать творческие способности учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками учебного процесса не только на этапе проведения учебного занятия, но и при подготовке. Ученики самостоятельно мыслят, рассуждают, самостоятельно добывают необходимую информацию. Динамика качества знаний по предмету положительная. Познавательный интерес на уроках высокий, это доказывает то, что многие дети участвуют в олимпиадах, конкурсах, готовят презентации, участвуют в разработках проектных уроков. Именно такие показатели побуждают и стимулируют обучаемых. Данная инновация находит своё отражение и в Федеральном компоненте государственного стандарта основного образования.
Литература:
Акимова М.К., Козлова В.Т. Как преодолеть интеллектуальную пассивность //Народное образование. 1998. №2.
Андреев В.И. Педагогика творческого самопознания. Инновационный курс. Казань, 1998.
Анохина Г.М. Психолого-дидактические принципы организации учебного процесса мастерами педагогического труда //Педагогическое творчество учителя. Воронеж, 1991.
Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1995.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1982.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М, 1995.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М., 1989.
Блаженов В.А. Развивающее обучение географии. М., «Дрофа» 2007.
Божович Е.Д., Якиманская И.С. Психолого-педагогические требования к современному уроку // Советская педагогика. 1987. №1.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного образа //Педагогика. 1995, №4.
Васильев В.В. Психологические эффекты на уроках. Воронеж, 1998.
Васильев В.В. Психолого-педагогическая эффективность- проектно-исследовательской технологии //Вестник ВОИПКРО. 2000. №5.
Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М, 1981.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
Герасименко В.А. Личностное знание и научное творчество. Минск, 1989.
Гурова Т.Ф. Личностно-ориентированные технологии образования // Технология обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития, 1997.
Давыдов В.В. Теория развивающегося обучения. М., 1996.
Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. Воронеж, 1997.
И.В. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе. М., 2000
Ильин B.C. Формирование личности школьника - целостный процесс. М., 1984.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
Лещинский В.И. Педагогика личности. Педагогическая технология Воронеж, 1997.
Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. 2001. №10.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. Полат, М., 2000.
Онищук В.А.Урок в современной школе. М., 2003.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – 184 с.
Понурова Г.А.Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.,2003.
Чурляев Ю.А. Анализ учебно-воспитательная работа в школах Воронежской области: опыт, проблемы, тенденции, перспективы (география) От 2006/07 к 2008/09 учебному году: информационно-аналитическое письмо / Под ред. С.А. Антипова, Воронеж, 2008.
Чурляев Ю.А. Применение интерактивных электронных карт в естественнонаучном образовательном процессе Матер. VIII Всероссийской науч.-методич.. конф. «Информатика: проблемы, методология, технологии». – Воронеж, 2008 .
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в
современной школе. М., 1996.
Якиманская И.С., Якунина О.С. Личностно-ориентированный урок:
планирование и технология проведения // Директор школы. 1998. №3
32 Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного
образования. М., 2000.
Приложение
Приведу некоторые виды работ, которые использую на своих уроках:
«Найди свою половинку»
Необходимо соединить половинки слов между собой.
БАО |
ПИ |
ГЕ |
ЗОН |
Баобаб, оазис, сейба, окапи, эпифит, пингвин, гевея, бизон, лиана, пихта, вади, финик |
ОА |
ФИТ |
ЛИА |
НИК |
|
СЕЙ |
ВИН |
БИ |
ДИ |
|
ОКА |
ЗИС |
ПИХ |
ВЕЯ |
|
ПИНГ |
БАБ |
ВА |
НА |
|
ЭПИ |
БА |
ФИ |
ТА |
«Буквы заблудились»
На доске пишу «зашифрованные слова» с перепутанными буквами, чтобы получилось слово, ребята должны расставить правильно буквы. Кроме, этого, после того, как они его составили, нужно объяснить значение данного слова. Задание можно усложнить: «Кто быстрее?».
ЛИМКАТ (климат) АКОАЛ (коала)
ТЕРЕВ (ветер) КЭСОПТР (экспорт)
НЕРЕВА (Венера) ЯРИВАЗЕ (Евразия)
«Справочное бюро»
Очень удобно использовать данный вид работы, если по теме изучается много определений, а также при повторении темы. Вызывается один учащийся, он будет работать в «Справочном бюро», остальные же задают ему вопросы по определениям. Желающих поработать в «Справочном бюро» всегда очень много.
«Найти лишнее?»
Необходимо определить, какое слово лишнее и объяснить почему (учащиеся должны сгруппировать слова по определенному признаку).
Гренландия, Сицилия, Финляндия, Корсика (Финляндия, острова)
Гималаи, Пиренеи¸ Апеннины, Аппалачи, Анды, Гоби (Гоби, горы)
Рур, Донбасс, Кувейт, Кузбасс, Силезия (Кувейт, угольные бассейны)
Апатиты, бокситы, нефть, сталь, природный газ (сталь, полезные ископаемые)
«Географические диктанты»
Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, в то же время дают возможность выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить эти пробелы. В небольшой рассказ о морском путешествии (Тема «Береговая линия Евразии») умышленно включаю в содержание ошибки по номенклатуре (по усмотрению учителя учащиеся могут использовать атласы):
«Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам Баренцева моря. В трюмах находится груз для рыбаков Сахалина. Обогнув с севера остров Таймыр, корабль вышел на просторы моря Лаптевых. Ледовая обстановка припятствовала движению. Вскоре на горизонте показались острова Северная Земля, миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам Карского моря. Через некоторое время прошли у берегов полуострова Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к Татарскому проливу. Дальше наш путь шел на юго-восток по водам Берингова моря к берегам острова Камчатка. Попутное холодное течение Куросио помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку и пройдя по водам Японского моря, корабль подошел к полуострову Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска».
«Составь слово»
Использую в групповой работе (по 5-6 человек) для выполнения задания на составление слов. Учащимся раздаю кружки с разными буквами (50 шт. и более), даю задание – составить как можно больше слов по теме (например «Гидросфера») за определенное время. Сколько слов – столько баллов. Кто составит самое длинное слово, получает дополнительно еще один балл. Обязательно учитывается грамотность.
(РОСА)
………..
«Заморочки из бочки»
Предлагаю учащимся примерно 10 бочонков из игры «Лото». С каким номером учащийся достанет бочонок, тот вопрос ему (или группе) достается.
К примеру - №3 «Определите по описанию, о каком районе идет речь» (Тема «Экономические районы России», 9 класс):
«Этот район имеет выход к трем морям. На юге граничит со странами ближнего зарубежья, является самым многонациональным районом России, главная специализация района – агропромышленное производство, рекреационные ресурсы способствуют развитию здесь курортного хозяйства». (Европейский Юг)
Или - №8 « О каком материке идет речь?»
«Она располагается под нами.
Там, очевидно ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненья». (Австралия)
«Угадай»
Учащиеся по описанию определяют географический объект. Например:
а) «Эта планета получила свое название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче звезд и хорошо видна без телескопа. Планета имеет плотную атмосферу, состоящую из углекислого газа» (Венера, тема «Планеты Солнечной системы»)
б) «Регион расположен на Прикаспийской низменности. Областной центр – одновременно и морской и речной порт. В области находится крупное газоконденсатное месторождение, ведется добыча поваренной соли на озере Баскунчак. Регион славится своими арбузами. В дельте р. Волги расположен один из старейших заповедников России» (Астраханская область, тема «Поволжский экономический район»)
«Кто это, что это?»
Данную работу хорошо использовать на уроках повторения. Каждому учащемуся называется слово, которое они должны пояснить. Например по теме «Южная Америка»: Аконкагуа (гора), Ориноко (река), пиранья (рыба),
гевея (дерево), мате (чай), Игуасу (водопад), лама (животное), Котопахи (вулкан), Веспуччи (путешественник), колибри (птица), метис (народ), Поопо (озеро), кебрачо (дерево) и т.д.
«Туристическое агентство «По странам и континентам»
Каждая группа учащихся рекламирует одну из стран, стараясь дать наиболее полную информацию о ней. Предлагают описание, иллюстрации и другой дополнительный материал. Остальные должны определить страну.
«Подбери пару»
Слова по какой-либо теме записываются в два столбика. Необходимо подобрать пару и определить лишнее слово:
Вершина: Горные системы:
г. Аконкагуа Кордильеры
г. Эльбрус Анды
г. Мак-Кинли Кавказ
г. Народная Альпы
г. Монблан Урал
Гималаи
«Загадки»
Данные загадки можно использовать при изучении темы «Полезные ископаемые».
Тот камень чудесный с Урала Если встретишь на дороге,
Нежным цветом зеленым манит. То увязнут сильно ноги.
Я только сегодня узнала, А сделать миску или вазу –
Что камень зовут ……(малахит) она понадобится сразу (глина)
В моей земле богатства скрыты, Покрывают им дороги,
Она и золото хранит, улицы в селениях,
И рядом с медью – малахиты, а еще он есть в цементе.
Железо, мрамор и …….(гранит) Сам он – удобрение (известняк)
Очень важно, что при выполнении подобных заданий, ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к географии, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию. В детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Учителю необходимо подхватить детский порыв и пронести его через школьные годы