Кейс-метод на уроках математики как средство формирования метапредметных компетенций и экологической культуры школьников
КЕЙС-МЕТОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Т.Г. Волик
п. Октябрьский
Ульяновская область
Данная разработка представляет собой инновационный проект, посвященный кейс-методу, применяемому на уроках математики в целях формирования ряда метапредметных компетенций и экологической культуры школьников. Применение кейс-метода - экспериментальная и инновационная деятельность, которая является ресурсом профессиональной самореализации учителя математики.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта важно научить учеников найти, проанализировать и применить новую информацию для решения конкретных практически значимых задач. Для того, чтобы в современной школе достичь планируемых метапредметных результатов образования, можно использовать кейс – метод, дающий достаточно высокий эффект.
Кейс (от англ. case – ситуация) – это анализ информации, ситуации или конкретного случая. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся проблемы вокруг себя и попробовать найти пути их решения в окружающем мире, суметь применить свои знания в различных областях на практике.
Как выглядит кейс? Он может содержать описание реальных событий с помощью текстов, графиков, схем, числовых рядов и т.д. Кейс дает возможность ученику осуществить выбор путей и способов решения определенной задачи, применить необходимый для ее решения опыт и понять, как он важен.
Таким образом, использование кейс-метода на уроках математики представляется достаточно эффективным средством для формирования у учеников метапредметных компетенций (поиск и анализ информации, представленной в различных видах: таблицы, диаграммы, схемы, графики, тексты и т.д.), перевода достаточно сложной информации из одной формы представления в другую; составления схемы действий с опорой на существующие знания в ситуации, требующей решения. Кроме того, для учеников нестандартные практические ситуации применения математических знаний являются средством повышения мотивации к изучению математики и наглядным доказательством необходимости математических знаний в жизни.
Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт способствует развитию экологического мышления детей, которое поможет им найти свое место в социуме и, возможно, правильно сориентироваться при выборе профессии. Если кейсы, используемые на уроках математики, наполнить экологическим содержанием, они послужат решению еще более широкого спектра задач, а именно, ученик сможет:
сформировать свое отношение к окружающему его миру;
оценить и осмыслить влияние экологических факторов на различные среды обитания живых организмов;
анализировать соответственно возрасту экологические ситуации;
делиться экологическими знаниями и участвовать в реальных акциях по защите окружающей среды;
показывать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проекты. [1]
Рассмотрим примеры кейсов, составленных на экологическом и отчасти краеведческом материале, используемых автором на уроках математики.
Кейс «Реки Ульяновской области»
Класс: 8
Тема: «Статистические характеристики»
Временные рамки: 25 мин
Цель кейса: применение знаний по теме «Статистические характеристики» для решения задач экологической направленности.
Ознакомьтесь с данными таблицы [2].
Максимальные концентрации загрязняющих веществ в реках Ульяновской области
Примесь | Максимальная концентрация, в единицах ПДК | Водный объект, где наблюдалась максимальная разовая концентрация |
Соединения меди | 2,8 | р. Большой Черемшан (1,0 км выше г. Димитровграда) |
Железо | 2,7 | р. Сельда (в черте г. Ульяновска) р. Барыш (0,5 км ниже р.п. Карсун) |
Летучие фенолы | 2,0 | Куйбышевское водохранилище (5,0 км выше г. Ульяновск) |
Нефтепродукты | 1,8 | р. Барыш (0,5 км ниже р.п. Карсун) |
Легкоокисляемые органические соединения | 1,8 | р. Большой Черемшан (1,0 км выше г. Димитровграда) |
Соединения марганца | 1,6 | р. Сызрань (1,0 км выше с. Репьевка) |
Выполните следующие задания:
Постройте столбчатую диаграмму, иллюстрирующую наглядно представленные в таблице статистические данные.
Найдите моду, медиану, размах, среднее арифметическое ряда данных, представленных в таблице.
Какие мероприятия проводятся для предотвращения загрязнения рек? Нужны ли математические знания для этого?
Примерное содержание ответов:
Мода: 1,8
Размах: 1,2
Медиана: 1,9
Среднее арифметическое: 2,1
Как защитить реки? Нужно бороться с браконьерством, охранять места гнездования водоплавающих и околоводных птиц и нереста рыбы. Необходимо оградить берега рек от пожаров и незаконной вырубки леса, противостоять загрязнению водоемов ядовитыми веществами.
Математические знания, конечно же, нужны. Ведь чтобы предугадать реакцию системы на действие определенных факторов можно лишь через разносторонний анализ существующих в ней количественных взаимоотношений. В экологии поэтому широкое распространение получил метод математического моделирования как средство изучения и прогнозирования природных процессов.
Кейс «Гнезда»
Класс: 11
Тема: «Объемы»
Временные рамки: 25 мин
Цель кейса: применение знаний по теме «Объемы» для решения задач экологической направленности.
1. Изучите данные таблицы.
Количество птиц в гнёздах и размеры гнёзд
Вид птиц | Число | Размер гнезда в м | |
Ширина | Глубина | ||
Гуси | 3 | 0,4 | 0,5 |
Утки | 3—4 | 0,3 | 0,4 |
Индейки | 4—7 | 0,4 | 0,65 |
Куры | 5—6 | 0,3 | 0,35 |
2. Выполните следующие задания:
1) Считая гнездо половиной эллипсоида, найдите объем каждого гнезда. Использовать формулу V=, где a, b, c – полуоси эллипсоида. В роли a, b взять половину ширины, в роли с – глубину гнезда. Число округлить до целых.
2) Сколько кубических метров (округлить до тысячных) в гнездах птиц приходится на одного птенца (число птенцов взять максимальным)? Сделайте выводы.
3) Сравните формулы объема эллипсоида и шара.
4) Есть ли в природе гнезда другой формы?
Примерное содержание ответов:
Гнездо гусей: V==4*0,2*0,2*0,5=0,08 куб.м.
Гнездо уток: V==4*0,15*0,15*0,4=0,036 куб.м.
Гнездо индеек: V==4*0,2*0,2*0,65=0,104 куб. м.
Гнездо кур: V==4*0,15*0,15*0,35=0,0315 куб.м.
На одного птенца:
у гусей: 0,027 куб.м, у уток: 0,009 куб.м, у индеек: 0,015куб.м.
у кур: 0,005 куб.м.
У гусей на птенца приходится большее количество кубических метров.
Формулы похожи, но в формуле объема шара радиус возводится в куб, а в формуле объема эллипсоида умножаются три полуоси.
В форме шара, шалашика, мешочка из листьев и др.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования
http://pogoda-sv.ru/docs/ecology_info/ul_nov_2018.pdf (Обзор состояния загрязнения окружающей среды Ульяновской области