Проект социальной направленности "Лучики добра"

1
1
Материал опубликован 10 October

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1»

Ленинградская область, г. Луга








ПРОЕКТ «ЛУЧИКИ ДОБРА»





Возрастная группа:

дети старшего дошкольного возраста (разновозрастная группа №2, 5-7 лет)






Авторы проекта:

Ерёмич Ольга Сергеевна – воспитатель









2024 г.

Забота одного человека о другом

это самое великое проявление жизни…


Уровень культурного, духовно-нравственного развития любого общества определяется вниманием и заботой о пожилых людях. Проявление уважения, почитания к ним и забота о них – главный показатель духовности и высокой культуры общества. Заботясь о людях старшего поколения мы обеспечиваем наше собственное достойное будущее. В задачах новой государственной политики особое внимание сейчас уделяется преемственности поколений, приоритету духовного над материальным, гуманизму и милосердию.

Уважение к старшим, умение проявлять заботу о них, формируется в человеке годами, начиная с дошкольного возраста, это каждодневная работа педагогов, родителей по формированию у детей таких нравственных чувств как сопереживание, сострадание, милосердие, нравственных привычек – умения заботиться, проявлять внимание, уважать ближнего. Вcё вышеперечисленное является ключевыми компонентами сохранения и укрепления традиционных духовных ценностей в нашей стране, о чем говорится в Указе Президента РФ от 09.11.2022г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Современные дошкольники понимают, что нужно заботиться о пожилых людях, уделять им внимание, но чаще внимание и заботу они оказывают собственным бабушкам и дедушкам, не зная о существовании социальных центров, где живут люди пожилого возраста, без близких и родных рядом, нуждающиеся в нашем внимании. В связи с этим на базе нашей ДОО был создан и реализован проект «Лучики добра», совместно с Лужским КЦСОН.

Тип проекта: социальный, творческий.

Сроки реализации: август-октябрь 2024.

Участники проекта: дети разновозрастной группы (старший дошкольный возраст), педагоги, родители.

Вид проекта: групповой

Цель проекта: создание условий возникновения у детей старшего дошкольного возраста нравственных, социально значимых поступков, приобретения опыта милосердия и заботы о пожилых людях.

Задачи:

- выявление вместе со старшими дошкольниками состояния тех, кто нуждается в заботе;

- знакомство с Лужским КЦСОН и пожилыми людьми, проживающими в нём;

- включение старших дошкольников в активную благотворительную социально-значимую деятельность с целью привития им ценности – забота;

- повышение представления дошкольников о собственной значимости через проявление заботы и уважения к пожилым людям;

- получение положительных эмоций и нового опыта общения.

Формы реализации проекта:

Совместная деятельность с детьми: беседы, творческие дела, мастер-классы, акции.

Самостоятельная деятельность детей, выступление в Лужском КЦСОН.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;

Взаимодействие с семьей (совместная деятельность в детском саду и за пределами детского сада, изготовление атрибутов для мероприятий проекта, посещение различных практик, мастер-классов и т.д.).

Основные методы, приемы:

- практический (самостоятельное исполнение творческих номеров, творческих работ);

- эвристический (развитие активности, находчивости, инициативы);

- сотворчество, партнерство (взаимодействие педагогов, детей, сотрудников и проживающих в Лужском КЦСОН в едином творческом процессе);

Основная целевая группа: пожилые люди, одинокие пенсионеры.

Материально-техническое обеспечение:

- аудио, видео, фотоаппаратура, проектор, ноутбук, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности.

Ожидаемые результаты:

- знакомство с пожилыми людьми, проживающими в Лужском КЦСОН, вовлечение детей старшего дошкольного возраста в деятельность по приобретению опыта милосердия и заботы;

- участвуя в мероприятиях, практиках проекта участники включатся в активную благотворительную деятельность, направленную на сохранение и укрепление традиционных духовных-нравственных ценностей: преемственность поколений, психологическую поддержку пожилых людей (внести праздник в их однообразные будни, подарить хорошее настроение, улыбки, внимание, радость, позитивный настрой);

- дошкольники станут более внимательными к пожилым людям в дальнейшем, почувствуют свою значимость через проявление заботы о других людях, осознают, что творческие способности, которыми они обладают могут приносить реальную пользу людям, нуждающимся в этом;

- пожилые люди, проживающие в Лужском ЦКСОН ощутят заботу и внимание со стороны участников проекта;

- по окончанию проекта предполагается, что от его участников будет исходить инициатива по его продолжению, расширению, трансформации, у детей будет выражено стремление заниматься социально-значимой деятельностью, они готовы включаться в волонтерские акции, движения.


Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

Разработка содержания проекта. Определение проблемы.

Постановка целей и задач. Сбор информации, изучение нормативно-правовой базы, литературы.

Изготовление, подготовка атрибутов для мероприятий проекта.

Основной этап.

Беседы с детьми о людях пожилого возраста, знакомство с Лужским КЦСОН и его жителями. Составление совместно с детьми плана мероприятий, подбор видов деятельности, направленных на проявление заботы о пожилых людях Лужского КЦСОН.

Мероприятия проекта, практики, их описание


п/п

Мероприятия, практики, их описание

Вовлеченность, деятельность родителей

Сроки

проведения

Творческие дела: разучивание стихотворений, песен для концерта в Лужском КЦСОН

Знакомство с проектом, его целями и задачами, совместное разучивание песен, стихотворений для концерта в Лужском КЦСОН

15.08-30.08

Концерт «Летнее настроение» в Лужском КЦСОН для пожилых людей от участников проекта

.

Помощь в сопровождении детей в Лужский КЦСОН, подготовке оборудования, организации

30.08.2024г.

Мастер-класс по совместной аппликации «Радужный цветок» для детей и пожилых жителей Лужского КЦСОН

Участие в мастер-классе

30.08.24г.

Акция «Народный артист», изготовление медалей-эмблем с музыкальными инструментами (вручение их пожилым людям после участия в практике «Мастер-класс «Сказки-шумелки»).

Помощь в подборе материалов для создания медалей-эмблем

19.09.24

Творческие дела, разучивание «Сказок-шумелок», игра на шумовых, ударных музыкальных инструментах.

Совместное разучивание «Сказок-шумелок»

10.09-20.09

Мастер-класс для пожилых людей «Сказки-шумелки» с использованием шумовых, ударных музыкальных инструментов


Запись видео с мероприятия

23.09.24г.

Творческие дела: разучивание стихотворений, песен ко Дню пожилого человека, к проведению практики «Музыкальный караоке-круг»

Совместное разучивание стихотворений и песен

21.09-1.10

Акция «Поздравительная открытка» ко Дню пожилого человека, изготовление открыток воспитанниками-участниками проекта совместно с родителями.

Совместное изготовление открыток с детьми-участниками проекта

23.09-1.10

Итоговое мероприятие проекта

Практика «Музыкальный караоке-круг».

Поздравление с Днем пожилого человека жителей Лужского КЦСОН

Участие в практике

1.10.24

Практика «Вопрос-ответ» (видео-интервью об итоговом мероприятии проекта).

Помощь в монтаже видео рефлексивного обсуждения с детьми-участниками проекта

1.10-4.10


Заключительный этап.

- Создание фотоальбома с основными моментами реализации проекта;

- Создание видеозаписи хроники реализации проекта.


Результаты, выводы

Наш проект «Лучики доброты» был успешно реализован. После проведенных бесед с воспитанниками-участниками проекта на темы: «Наши бабушки и дедушки», «Пожилые люди, их опыт и мудрость», мы познакомили детей с Лужским КЦСОН (онлайн), где дети увидели его жителей, особенности проживания там (пожилые люди живут одни, без родных и близких, их будни однообразны). После чего мы предложили детям пойти в данный центр и выступить с концертной программой для пожилых людей, участники проекта с удовольствием согласились и начали готовить номера совместно с педагогами и родителями для мероприятия. После проведенного мероприятия, первого концерта, дети на основе наблюдений, реакции пожилых людей на их приход и выступление, сделали вывод, сказали о том, что мы приходили не зря, что видели, как улыбались, радовались пожилые люди, таким образом поняв, что в ходе мероприятий проекта они могут проявлять заботу о пожилых людях, дарить радость, внимание, улыбки, хорошее настроение, что очень важно для пожилых людей для их психического здоровья и здоровья в целом.

Так, наш проект продолжал реализовываться. В ходе всего проекта его участники с творческим вдохновением, огромным желанием проявить заботу, подарить радость, тепло, хорошее настроение, частичку души пожилым людям из Лужского КЦСОН участвовали в творческих делах, изготавливали открытки, медали, плакаты, показывали мастер-классы, вместе с дедушками и бабушками играли на шумовых, ударных музыкальных инструментах. Воспитанники-участники и пожилые люди испытывали взаимную радость от проведенных мероприятий. С особым трепетом участники проекта и подключившиеся родители готовились ко Дню пожилого человека, в этот день было запланировано поздравить бабушек и дедушек с этим праздником, вновь отправиться в Лужский КЦСОН и реализовать там практику «Музыкальный караоке-круг» (итоговое мероприятие проекта), предварительно подготовив поздравления, стихотворения, открытки совместно с родителями воспитанников-участников проекта.

Практика «Музыкальный караоке-круг» была направлена на создание праздничного настроения у всех участников мероприятия, восстановление эмоционального состояния пожилых людей, повышение самооценки у детей, понимание их собственной значимости от участия в мероприятии, от оказанного им внимания и заботы о пожилых людях. Заранее мы узнали о музыкальных предпочтениях пожилых жителей Лужского КЦСОН, совместно с ними познакомились с репертуаром песен, которые были исполнены в ходе реализации практики («Катюша», «Учат в школе», Замечательный сосед», «Как-то летом на рассвете», «Вместе весело шагать», «Три танкиста»). Пожилые люди, воспитанники-участники, их родители и педагоги все вместе в одном кругу исполняли песни, используя караоке, и получив от этого невероятную радость, положительные эмоции, снятие эмоционального напряжения, хорошее настроение. В течение практики дети рассказывали пожилым людям стихотворения в честь праздника - День пожилого человека. По завершению мероприятия ребята подарили пожилым людям открытки, сделанные с родителями своими руками и плакат с поздравлениями, изготовленный в детском саду. Пожилые люди были очень рады, даже тронуты, что дети, педагоги, родители уделили им внимание, проявили заботу, заранее подготовив поздравление, открытки и исполнили с ними их любимые песни в караоке. После мероприятия с ребятами было записано видео-интервью, где ребята высказали мнение, что поздравляя пожилых людей Лужского КЦСОН, подарили им радость, улыбки, хорошее настроение, проявили заботу о них и хотели бы прийти к ним снова.

Директор Лужского КЦСОН в ходе практики «Музыкальный караоке-круг» высказала пожелание о дальнейшем сотрудничестве, рассказав о том, как положительно сказывается приход дошкольников на психоэмоциональном состоянии жителей центра, как радуются пожилые люди, ждут встречи с детьми.

После проведения всех мероприятий проекта, мы пришли к выводу, что необходимо продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, прививая детям такую ценность как забота о ближних, о людях пожилого возраста, нуждающихся в нашем внимании, сохраняя и укрепляя тем самым традиционные духовные ценности в нашем обществе, в нашей стране. Проект будет продолжен, на базе нашей ДОО будет сформирован творческий отряд «Лучики добра», взаимодействующий с Лужским КЦСОН, дошкольники и педагоги продолжат проявлять заботу, дарить добро, тепло, радость тем, кто особенно в этом нуждается.


Список литературы:


Указ Президента РФ от 9.11.2022г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для воспитателей дошкольных учреждений М: Мозаика Синтез, 2016.

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду» М: Айрис-Пресс, 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательная практика, Ольга Сергеевна! Хотелось бы посмотреть фотоальбом!

10 October