Проект социальной направленности "Лучики добра"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
Ленинградская область, г. Луга
ПРОЕКТ «ЛУЧИКИ ДОБРА»
Возрастная группа:
дети старшего дошкольного возраста (разновозрастная группа №2, 5-7 лет)
Авторы проекта:
Ерёмич Ольга Сергеевна – воспитатель
2024 г.
Забота одного человека о другом
это самое великое проявление жизни…
Уровень культурного, духовно-нравственного развития любого общества определяется вниманием и заботой о пожилых людях. Проявление уважения, почитания к ним и забота о них – главный показатель духовности и высокой культуры общества. Заботясь о людях старшего поколения мы обеспечиваем наше собственное достойное будущее. В задачах новой государственной политики особое внимание сейчас уделяется преемственности поколений, приоритету духовного над материальным, гуманизму и милосердию.
Уважение к старшим, умение проявлять заботу о них, формируется в человеке годами, начиная с дошкольного возраста, это каждодневная работа педагогов, родителей по формированию у детей таких нравственных чувств как сопереживание, сострадание, милосердие, нравственных привычек – умения заботиться, проявлять внимание, уважать ближнего. Вcё вышеперечисленное является ключевыми компонентами сохранения и укрепления традиционных духовных ценностей в нашей стране, о чем говорится в Указе Президента РФ от 09.11.2022г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Современные дошкольники понимают, что нужно заботиться о пожилых людях, уделять им внимание, но чаще внимание и заботу они оказывают собственным бабушкам и дедушкам, не зная о существовании социальных центров, где живут люди пожилого возраста, без близких и родных рядом, нуждающиеся в нашем внимании. В связи с этим на базе нашей ДОО был создан и реализован проект «Лучики добра», совместно с Лужским КЦСОН.
Тип проекта: социальный, творческий.
Сроки реализации: август-октябрь 2024.
Участники проекта: дети разновозрастной группы (старший дошкольный возраст), педагоги, родители.
Вид проекта: групповой
Цель проекта: создание условий возникновения у детей старшего дошкольного возраста нравственных, социально значимых поступков, приобретения опыта милосердия и заботы о пожилых людях.
Задачи:
- выявление вместе со старшими дошкольниками состояния тех, кто нуждается в заботе;
- знакомство с Лужским КЦСОН и пожилыми людьми, проживающими в нём;
- включение старших дошкольников в активную благотворительную социально-значимую деятельность с целью привития им ценности – забота;
- повышение представления дошкольников о собственной значимости через проявление заботы и уважения к пожилым людям;
- получение положительных эмоций и нового опыта общения.
Формы реализации проекта:
Совместная деятельность с детьми: беседы, творческие дела, мастер-классы, акции.
Самостоятельная деятельность детей, выступление в Лужском КЦСОН.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
Взаимодействие с семьей (совместная деятельность в детском саду и за пределами детского сада, изготовление атрибутов для мероприятий проекта, посещение различных практик, мастер-классов и т.д.).
Основные методы, приемы:
- практический (самостоятельное исполнение творческих номеров, творческих работ);
- эвристический (развитие активности, находчивости, инициативы);
- сотворчество, партнерство (взаимодействие педагогов, детей, сотрудников и проживающих в Лужском КЦСОН в едином творческом процессе);
Основная целевая группа: пожилые люди, одинокие пенсионеры.
Материально-техническое обеспечение:
- аудио, видео, фотоаппаратура, проектор, ноутбук, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности.
Ожидаемые результаты:
- знакомство с пожилыми людьми, проживающими в Лужском КЦСОН, вовлечение детей старшего дошкольного возраста в деятельность по приобретению опыта милосердия и заботы;
- участвуя в мероприятиях, практиках проекта участники включатся в активную благотворительную деятельность, направленную на сохранение и укрепление традиционных духовных-нравственных ценностей: преемственность поколений, психологическую поддержку пожилых людей (внести праздник в их однообразные будни, подарить хорошее настроение, улыбки, внимание, радость, позитивный настрой);
- дошкольники станут более внимательными к пожилым людям в дальнейшем, почувствуют свою значимость через проявление заботы о других людях, осознают, что творческие способности, которыми они обладают могут приносить реальную пользу людям, нуждающимся в этом;
- пожилые люди, проживающие в Лужском ЦКСОН ощутят заботу и внимание со стороны участников проекта;
- по окончанию проекта предполагается, что от его участников будет исходить инициатива по его продолжению, расширению, трансформации, у детей будет выражено стремление заниматься социально-значимой деятельностью, они готовы включаться в волонтерские акции, движения.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Разработка содержания проекта. Определение проблемы.
Постановка целей и задач. Сбор информации, изучение нормативно-правовой базы, литературы.
Изготовление, подготовка атрибутов для мероприятий проекта.
Основной этап.
Беседы с детьми о людях пожилого возраста, знакомство с Лужским КЦСОН и его жителями. Составление совместно с детьми плана мероприятий, подбор видов деятельности, направленных на проявление заботы о пожилых людях Лужского КЦСОН.
Мероприятия проекта, практики, их описание
№п/п | Мероприятия, практики, их описание | Вовлеченность, деятельность родителей | Сроки проведения |
Творческие дела: разучивание стихотворений, песен для концерта в Лужском КЦСОН | Знакомство с проектом, его целями и задачами, совместное разучивание песен, стихотворений для концерта в Лужском КЦСОН | 15.08-30.08 | |
Концерт «Летнее настроение» в Лужском КЦСОН для пожилых людей от участников проекта . | Помощь в сопровождении детей в Лужский КЦСОН, подготовке оборудования, организации | 30.08.2024г. | |
Мастер-класс по совместной аппликации «Радужный цветок» для детей и пожилых жителей Лужского КЦСОН | Участие в мастер-классе | 30.08.24г. | |
Акция «Народный артист», изготовление медалей-эмблем с музыкальными инструментами (вручение их пожилым людям после участия в практике «Мастер-класс «Сказки-шумелки»). | Помощь в подборе материалов для создания медалей-эмблем | 19.09.24 | |
Творческие дела, разучивание «Сказок-шумелок», игра на шумовых, ударных музыкальных инструментах. | Совместное разучивание «Сказок-шумелок» | 10.09-20.09 | |
Мастер-класс для пожилых людей «Сказки-шумелки» с использованием шумовых, ударных музыкальных инструментов | Запись видео с мероприятия | 23.09.24г. | |
Творческие дела: разучивание стихотворений, песен ко Дню пожилого человека, к проведению практики «Музыкальный караоке-круг» | Совместное разучивание стихотворений и песен | 21.09-1.10 | |
Акция «Поздравительная открытка» ко Дню пожилого человека, изготовление открыток воспитанниками-участниками проекта совместно с родителями. | Совместное изготовление открыток с детьми-участниками проекта | 23.09-1.10 | |
Итоговое мероприятие проекта Практика «Музыкальный караоке-круг». Поздравление с Днем пожилого человека жителей Лужского КЦСОН | Участие в практике | 1.10.24 | |
Практика «Вопрос-ответ» (видео-интервью об итоговом мероприятии проекта). | Помощь в монтаже видео рефлексивного обсуждения с детьми-участниками проекта | 1.10-4.10 |
Заключительный этап.
- Создание фотоальбома с основными моментами реализации проекта;
- Создание видеозаписи хроники реализации проекта.
Результаты, выводы
Наш проект «Лучики доброты» был успешно реализован. После проведенных бесед с воспитанниками-участниками проекта на темы: «Наши бабушки и дедушки», «Пожилые люди, их опыт и мудрость», мы познакомили детей с Лужским КЦСОН (онлайн), где дети увидели его жителей, особенности проживания там (пожилые люди живут одни, без родных и близких, их будни однообразны). После чего мы предложили детям пойти в данный центр и выступить с концертной программой для пожилых людей, участники проекта с удовольствием согласились и начали готовить номера совместно с педагогами и родителями для мероприятия. После проведенного мероприятия, первого концерта, дети на основе наблюдений, реакции пожилых людей на их приход и выступление, сделали вывод, сказали о том, что мы приходили не зря, что видели, как улыбались, радовались пожилые люди, таким образом поняв, что в ходе мероприятий проекта они могут проявлять заботу о пожилых людях, дарить радость, внимание, улыбки, хорошее настроение, что очень важно для пожилых людей для их психического здоровья и здоровья в целом.
Так, наш проект продолжал реализовываться. В ходе всего проекта его участники с творческим вдохновением, огромным желанием проявить заботу, подарить радость, тепло, хорошее настроение, частичку души пожилым людям из Лужского КЦСОН участвовали в творческих делах, изготавливали открытки, медали, плакаты, показывали мастер-классы, вместе с дедушками и бабушками играли на шумовых, ударных музыкальных инструментах. Воспитанники-участники и пожилые люди испытывали взаимную радость от проведенных мероприятий. С особым трепетом участники проекта и подключившиеся родители готовились ко Дню пожилого человека, в этот день было запланировано поздравить бабушек и дедушек с этим праздником, вновь отправиться в Лужский КЦСОН и реализовать там практику «Музыкальный караоке-круг» (итоговое мероприятие проекта), предварительно подготовив поздравления, стихотворения, открытки совместно с родителями воспитанников-участников проекта.
Практика «Музыкальный караоке-круг» была направлена на создание праздничного настроения у всех участников мероприятия, восстановление эмоционального состояния пожилых людей, повышение самооценки у детей, понимание их собственной значимости от участия в мероприятии, от оказанного им внимания и заботы о пожилых людях. Заранее мы узнали о музыкальных предпочтениях пожилых жителей Лужского КЦСОН, совместно с ними познакомились с репертуаром песен, которые были исполнены в ходе реализации практики («Катюша», «Учат в школе», Замечательный сосед», «Как-то летом на рассвете», «Вместе весело шагать», «Три танкиста»). Пожилые люди, воспитанники-участники, их родители и педагоги все вместе в одном кругу исполняли песни, используя караоке, и получив от этого невероятную радость, положительные эмоции, снятие эмоционального напряжения, хорошее настроение. В течение практики дети рассказывали пожилым людям стихотворения в честь праздника - День пожилого человека. По завершению мероприятия ребята подарили пожилым людям открытки, сделанные с родителями своими руками и плакат с поздравлениями, изготовленный в детском саду. Пожилые люди были очень рады, даже тронуты, что дети, педагоги, родители уделили им внимание, проявили заботу, заранее подготовив поздравление, открытки и исполнили с ними их любимые песни в караоке. После мероприятия с ребятами было записано видео-интервью, где ребята высказали мнение, что поздравляя пожилых людей Лужского КЦСОН, подарили им радость, улыбки, хорошее настроение, проявили заботу о них и хотели бы прийти к ним снова.
Директор Лужского КЦСОН в ходе практики «Музыкальный караоке-круг» высказала пожелание о дальнейшем сотрудничестве, рассказав о том, как положительно сказывается приход дошкольников на психоэмоциональном состоянии жителей центра, как радуются пожилые люди, ждут встречи с детьми.
После проведения всех мероприятий проекта, мы пришли к выводу, что необходимо продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, прививая детям такую ценность как забота о ближних, о людях пожилого возраста, нуждающихся в нашем внимании, сохраняя и укрепляя тем самым традиционные духовные ценности в нашем обществе, в нашей стране. Проект будет продолжен, на базе нашей ДОО будет сформирован творческий отряд «Лучики добра», взаимодействующий с Лужским КЦСОН, дошкольники и педагоги продолжат проявлять заботу, дарить добро, тепло, радость тем, кто особенно в этом нуждается.
Список литературы:
Указ Президента РФ от 9.11.2022г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для воспитателей дошкольных учреждений М: Мозаика Синтез, 2016.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду» М: Айрис-Пресс, 2008.
Тарасова Ирина Викторовна