Программа социально-педагогической направленности «Знайки»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
"Дом детского творчества"
ЗАТО город Фокино
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Директор МБОУ ДО ДДТ
Протокол № ________ _____________/Е.В. Киселева/
От «___»____________20____г. «___»___________20___ г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-педагогической направленности
«Знайки»
(платная образовательная услуга)
Возраст обучающихся: 3-6 лет
Срок реализации: 1 год
педагог дополнительного образования
Кулык Светлана Александровна
ЗАТО г. Фокино, 2017.
Пояснительная записка:
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных платных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации ребенок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему легче адаптироваться в школьном коллективе, а также создать собственное пространство для общения.
Цель программы: развитие познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.
Задачи:
Обучающие:
Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия.
Формировать базисные представления(об окружающем мире, математических, речевых умений.)
Развивающие:
1. Развивать внимание, речь, память, логическое мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. Развивать у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
Воспитательные:
1. Воспитывать объективное отношение к себе, умение работать в группе, положительную мотивацию к обучению в школе.
Образовательная деятельность носит развивающий характер, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. Занятия программы раннего развития включают:
знакомство с основными цветами
знакомство с различными тематическими группами предметов (звери, птицы, деревья, цветы и др.)
знакомство с простыми формами
знакомство с количеством
развитие воображения, мышления, внимания
развитие крупной и мелкой моторики
Занятия в развивающем центре построены на принципах авторских методик: методики Марии Монтессори, методики В. В. Воскобовича, методики братьев Никитиных, музыка интеллекта автора Алиса Самбурская, раннее экономическое развитие.
Программный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Программа рассчитана на 1 год, предусматривает организацию подгрупповой и индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста.
Организация образовательной деятельности (ОД) - кружковая форма работы.
Набор детей проводится свободно. Количество детей в группе 10-12 человек.
Общее количество учебных часов образовательной деятельности в год - 48
Режим проведения - 1 раз в неделю с октября по май включительно.
Длительность ОД – 30 минут, в день 3 занятия.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Перечень знаний и умений, которыми должен овладеть ребенок к концу учебного года |
Способы проверки ожидаемых результатов |
овладеть навыками самостоятельной деятельности, совместной деятельности в быту и игре; - уметь управлять своим поведением, контролировать речь, поступки, эмоции; - уметь определять эмоциональное состояние другого человека по мимике, жестам, поступкам; - проявлять активность и лидерские качества, уметь устанавливать контакт со сверстниками; - уметь адекватно оценивать свои поступки, способности, неудачи и успехи. |
Наблюдение, естественный эксперимент. Наблюдение за поведением на занятии и в жизни. Методика Р.Жиля «Исследования межличностных отношений ребенка». Наблюдения на занятиях. Наблюдение, тесты для определения самооценки и уровня притязания. Тест «Рисунок семьи». |
- уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; - находить в окружающей обстановке предметы геометрической формы; - ориентироваться в пространстве и во времени; - владеть навыками счета и образованием чисел первого десятка; - пользоваться приемами развития творческих способностей. |
Развивающая игра «Сложи квадрат» (Б.Никитин,В. В. Воскобович), графические упражнения, дидактические игры, наблюдение во время занятий. Дидактические игры «Крышечки», «Что сначала, что потом» праздник «Путешествие в страну геометрических фигур» |
уметь сравнивать, обобщать и классифицировать по существенным признакам; - уметь находить различия между 2- мя сходными изображениями, уметь находить нужный предмет среди остальных; - уметь распознавать цвета, определять простые формы предмета круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; - уметь обводить простые предметы по контуру, проводить линию по вспомогательным точкам, раскрашивать не выходя за контур; - уметь придумывать новые образы, видеть новое в привычных вещах. |
Наблюдение во время занятий, игра «Исключи лишнее», «Соотнесение предметов», «Дорисуй фигуру», «Найди предмет», метод диагностики уровня развития творческого воображения О.М. Дьяченко. |
различать и называть основные цвета и их оттенки; - иметь представления о форме и величине предметов; - проявлять фантазию, воображение, творчество. |
Наблюдения на занятиях; дидактическая игра «Сложи такой же узор» и т.д. |
Формы организации детской деятельности на кружке.
Логико-математические игры.
Комплексные занятия по экономике.
Дидактические игры по авторским методикам.
Интегрированные игровые занятия.
Совместная деятельность педагога и детей.
Самостоятельная игровая деятельность.
Учебный план
Первый год обучения
№ |
Тема |
Количество часов |
теория |
практика |
Форма аттестации и контроля |
1 |
Развитие математических способностей |
9 |
2 |
7 |
Контрольные тесты |
2 |
Игры по методике Воскобовича |
15 |
3 |
12 |
Контрольные тесты |
3 |
Игры по методике Монтессори |
15 |
3 |
12 |
Контрольные тесты |
4 |
Играем в Экономику |
9 |
0 |
9 |
Решение игровой проблемы |
ИТОГО |
48 |
8 |
40 |
Содержание
1 год обучения.
1 тема. Развитие математических способностей. ( 9 часов: 2 ч. – теория, 7 часов - практика).
Знакомство с цифрами, соотношение цифры с определенным количеством предметов, сравнение в пределах 10, понятии «Больше», «меньше». Изучение геометрических фигур, сравнение предметов по ширине, высоте, длине.
2 тема. Игры по методике Воскобовича (15 часов = 3ч. – теория, 12 ч. – практика.)
Развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
(«Геоконт», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат Воскобовича», кораблик «Плюх-Плюх»).
3 тема. Игры по методике Монтессори (15 часов = 3ч. – теория, 12 ч. – практика).
Обучение в процессе игры: «Волшебный поднос» Поднос, на который ставится что-то для пересыпания, переливания или перекладывания пинцетом. «Многогранные прищепки», «Подбор одинакового, классификация», «Чудесный мешочек», «Градация цвета», «вкладыши».
4 тема. Играем в Экономику ( 9 часов: 0 ч. – теория, 9 часов - практика)
Экономические сюжетно-ролевые игры и комплексные занятия с решением проблемных ситуаций
Методическое обеспечение программы:
Основной формой работы проведения занятий является групповая. В случае, если ребенок тяжело адаптируется к данной форме работы или по желанию родителей, предлагается индивидуальная форма (дополнительно к групповой, или в качестве основной).
На занятиях используются развивающие игрушки, лото, мозаика, конструкторы, иллюстрированный материал.
Важнейшим моментом является организация предметно пространственной среды, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).
В групповом помещении выделены рабочая часть для занятий и пространство для свободной деятельности.
Среда носит стабильный, разнообразный, вариативный, динамичный характер и предполагает возможность преобразования. Она постоянно обновляется эстетически и интеллектуально с учетом специфики возраста и восприятия детей.
В практической деятельности используется широкий набор методов и педагогических приемов.
Педагогические приемы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т. д.);
сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
Методы проведения занятия:
словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового материала. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме игры, сопровождаемой вопросами к детям.
Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
Принципы построения занятий кружка.
-Системность.
-Учёт возрастных особенностей детей.
-Дифференцированный подход.
-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
-Поэтапное использование игр.
-Гуманное сотрудничество педагога и детей.
-Высокий уровень трудности.
Способы фиксации результатов:
Проведение психологической и педагогической диагностики в середине и конце учебного года. В работе использованы нестандартные методики исследования интеллектуальной сферы дошкольников «Дорисование фигур» (3-5лет) - О.Ю. Дьяченко, методика развития памяти «10 слов (карточек)- А.Р.Лурия, методика «мисочки», «разрезанные картинки (4-6частей). «Конструирование по образцу» Т.В. Лаврентьева для диагностики результатов обучения.
Материальное обеспечение программы
Для реализации программы необходим хорошо освещенный учебный кабинет, рассчитанный на 10 - 12 человек с индивидуальным рабочим местом для занятий - стул, стол, демонстрационная доска, шкаф для хранения учебной литературы, наглядных пособий.
Материально- техническая база:
Ноутбук
Фотоаппарат.
Диски с записями классической и русской народной музыки.
Атрибуты для игр.
Дидактические игры.
Раздаточный материал.
Дидактический и наглядный материал.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядных пособий различного вида.
Кроме вышеперечисленного используется такой дидактический материал как: трафареты, шаблоны, мультимедийные презентации, видео - занятия.
Наличие разнообразного дидактического материала позволяет существенно повысить эффективность обучения. Этот материал активно используется в различных образовательных ситуациях, как в работе с отдельными учащимися, так и с группой.
Перечисленные средства используются как при изложении учебного материала педагогом, так и в ходе самостоятельной деятельности учащихся, а также при контроле усвоения материала.
Наличие компьютера в учебном кабинете позволяет в ходе занятий активно использовать демонстрацию образцов почерпнутых из Интернета, записи видео-занятий, мастер-классов.
Список использованной литературы:
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2004.
Монтессори М. Дидактические игры и упражнения. - М., 2011.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.: Мозаика – Синтез, 2006.
Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. М., 2009.
Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. -М: Линка-Пресс,2006.
Дружинин, Б.Л. Мы с приятелем вдвоем: Развивающие игры [Текст]/ Б.Л. Дружинин, И.И. Куминова. – М.: УЦ «Перспектива», 2003
Ерофеева, Т.И. Знакомство с математикой. Методическое пособие для педагогов [Текст] / Т.И.Ерофеева.– М.: Просвещение, 2006. – 112 с. – (Скоро в школу).
Киреева Л. Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно ролевые и дидактические игры., Волгоград: Учитель, 2008
Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]/ Л.С. Метлина.– М: Просвещение, 1984.– 253с.
Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры [Текст]: 3-е изд., доп./ Б.П. Никитин –М.: Просвещение, 1991.–160 с.: ил.
Петерсон, Л.Г. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Части 1-2. Методические рекомендации [Текст] / Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина. – М.: Баласс, 2004. – 256 с.
Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] /под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб: Издательство «Речь», 2004..