Программа социально-педагогической направленности «Знайки»

1
0
Материал опубликован 24 March 2019 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Дом детского творчества"

ЗАТО город Фокино

ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете Директор МБОУ ДО ДДТ

Протокол № ________ _____________/Е.В. Киселева/

От «___»____________20____г. «___»___________20___ г.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально-педагогической направленности

«Знайки»

(платная образовательная услуга)


 

Возраст обучающихся: 3-6 лет

Срок реализации: 1 год

педагог дополнительного образования

Кулык Светлана Александровна



 

ЗАТО г. Фокино, 2017.

Пояснительная записка:

 

В последние годы значительно  возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

Современные дети  живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода  обучения к наиболее  перспективному  - развивающему обучению.

Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных платных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней  учиться, лучше ориентироваться в социуме.

Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации ребенок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему легче адаптироваться в школьном коллективе, а также создать собственное пространство для общения.

Цель программы: развитие познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.

Задачи:

Обучающие:

Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия.

Формировать базисные представления(об окружающем мире, математических, речевых умений.)

Развивающие:

1. Развивать внимание, речь, память, логическое мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

2. Развивать у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.


 

Воспитательные:

1. Воспитывать объективное отношение к себе, умение работать в группе, положительную мотивацию к обучению в школе.

Образовательная деятельность носит развивающий характер, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. Занятия программы раннего развития включают:

знакомство с основными цветами

знакомство с различными тематическими группами предметов (звери, птицы, деревья, цветы и др.)

знакомство с простыми формами

знакомство с количеством

развитие воображения, мышления, внимания

развитие крупной и мелкой моторики

Занятия в развивающем центре построены на принципах авторских методик: методики Марии Монтессори, методики В. В. Воскобовича, методики братьев Никитиных, музыка интеллекта автора Алиса Самбурская, раннее экономическое развитие.

Программный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Программа рассчитана на 1 год, предусматривает организацию подгрупповой и индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста.

Организация образовательной деятельности (ОД) - кружковая форма работы.

Набор детей проводится свободно. Количество детей в группе 10-12 человек.

Общее количество учебных часов образовательной деятельности в год - 48

Режим проведения - 1 раз в неделю с октября по май включительно.

Длительность ОД – 30 минут, в день 3 занятия.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Перечень знаний и умений, которыми должен овладеть ребенок к концу учебного года

Способы проверки ожидаемых результатов

овладеть навыками самостоятельной деятельности, совместной деятельности в быту и игре;

- уметь управлять своим поведением, контролировать речь, поступки, эмоции;

- уметь определять эмоциональное состояние другого человека по мимике, жестам, поступкам;

- проявлять активность и лидерские качества, уметь устанавливать контакт со сверстниками;

- уметь адекватно оценивать свои поступки, способности, неудачи и успехи.

Наблюдение, естественный эксперимент.

Наблюдение за поведением на занятии и в жизни. Методика Р.Жиля «Исследования межличностных отношений ребенка».

Наблюдения на занятиях.

Наблюдение, тесты для определения самооценки и уровня притязания. Тест «Рисунок семьи».

- уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

- находить в окружающей обстановке предметы геометрической формы;

- ориентироваться в пространстве и во времени;

- владеть навыками счета и образованием чисел первого десятка;

- пользоваться приемами развития творческих способностей.

Развивающая игра «Сложи квадрат» (Б.Никитин,В. В. Воскобович),

графические упражнения,

дидактические игры, наблюдение во время занятий.

Дидактические игры «Крышечки», «Что сначала, что потом»

праздник «Путешествие в страну геометрических фигур»

уметь сравнивать, обобщать и классифицировать по существенным признакам;

- уметь находить различия между 2- мя сходными изображениями, уметь находить нужный предмет среди остальных;

- уметь распознавать цвета, определять простые формы предмета круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- уметь обводить простые предметы по контуру, проводить линию по вспомогательным точкам, раскрашивать не выходя за контур;

- уметь придумывать новые образы, видеть новое в привычных вещах.

Наблюдение во время занятий, игра «Исключи лишнее», «Соотнесение предметов», «Дорисуй фигуру», «Найди предмет»,

метод диагностики уровня развития творческого воображения О.М. Дьяченко.

различать и называть основные цвета и их оттенки;

- иметь представления о форме и величине предметов;

- проявлять фантазию, воображение, творчество.

Наблюдения на занятиях;

дидактическая игра «Сложи такой же узор» и т.д.

Формы организации детской деятельности на кружке.

Логико-математические игры.

Комплексные занятия по экономике.

Дидактические игры по авторским методикам.

Интегрированные игровые занятия.

Совместная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная игровая деятельность.

Учебный план

Первый год обучения


 

Тема

Количество часов

теория

практика

Форма аттестации и контроля

1

Развитие математических способностей

9

2

7

Контрольные тесты

2

Игры по методике Воскобовича

15

3

12

Контрольные тесты

3

Игры по методике Монтессори

15

3

12

Контрольные тесты

4

Играем в Экономику

9

0

9

Решение игровой проблемы

 

ИТОГО

48

8

40

 

Содержание

1 год обучения.

1 тема. Развитие математических способностей. ( 9 часов: 2 ч. – теория, 7 часов - практика).

Знакомство с цифрами, соотношение цифры с определенным количеством предметов, сравнение в пределах 10, понятии «Больше», «меньше». Изучение геометрических фигур, сравнение предметов по ширине, высоте, длине.

2 тема. Игры по методике Воскобовича (15 часов = 3ч. – теория, 12 ч. – практика.)

Развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики  мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

(«Геоконт», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат Воскобовича», кораблик «Плюх-Плюх»).

3 тема. Игры по методике Монтессори (15 часов = 3ч. – теория, 12 ч. – практика).

Обучение в процессе игры: «Волшебный поднос» Поднос, на который ставится что-то для пересыпания, переливания или перекладывания пинцетом. «Многогранные прищепки», «Подбор одинакового, классификация», «Чудесный мешочек», «Градация цвета», «вкладыши».

4 тема. Играем в Экономику ( 9 часов: 0 ч. – теория, 9 часов - практика)

Экономические сюжетно-ролевые игры и комплексные занятия с решением проблемных ситуаций

Методическое обеспечение программы:

Основной формой работы проведения занятий является групповая. В случае, если ребенок тяжело адаптируется к данной форме работы или по желанию родителей, предлагается индивидуальная форма (дополнительно к групповой, или в качестве основной).

На занятиях используются развивающие игрушки, лото, мозаика, конструкторы, иллюстрированный материал.

Важнейшим моментом является организация предметно пространственной среды, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).

В групповом помещении выделены рабочая часть для занятий и пространство для свободной деятельности.

Среда носит стабильный, разнообразный, вариативный, динамичный характер и предполагает возможность преобразования. Она постоянно обновляется эстетически и интеллектуально с учетом специфики возраста и восприятия детей.

В практической деятельности используется широкий набор методов и педагогических приемов.

Педагогические приемы:

формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т. д.);

сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

Методы проведения занятия:

словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового материала. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме игры, сопровождаемой вопросами к детям.

Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

Принципы построения занятий кружка.

-Системность.

-Учёт возрастных особенностей детей.

-Дифференцированный подход.

-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

-Поэтапное использование игр.

-Гуманное сотрудничество педагога и детей.

-Высокий уровень трудности.

Способы фиксации результатов:

Проведение психологической и педагогической диагностики в середине и конце учебного года. В работе использованы нестандартные методики исследования интеллектуальной сферы дошкольников «Дорисование фигур» (3-5лет) - О.Ю. Дьяченко, методика развития памяти «10 слов (карточек)- А.Р.Лурия, методика «мисочки», «разрезанные картинки (4-6частей). «Конструирование по образцу» Т.В. Лаврентьева для диагностики результатов обучения.

Материальное обеспечение программы

Для реализации программы необходим хорошо освещенный учебный кабинет, рассчитанный на 10 - 12 человек с индивидуальным рабочим местом для занятий - стул, стол, демонстрационная доска, шкаф для хранения учебной литературы, наглядных пособий.

Материально- техническая база:

Ноутбук

Фотоаппарат.

Диски с записями классической и русской народной музыки.

Атрибуты для игр.

Дидактические игры.

Раздаточный материал.

Дидактический и наглядный материал.

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядных пособий различного вида.

Кроме вышеперечисленного используется такой дидактический материал как: трафареты, шаблоны, мультимедийные презентации, видео - занятия.

Наличие разнообразного дидактического материала позволяет существенно повысить эффективность обучения. Этот материал активно используется в различных образовательных ситуациях, как в работе с отдельными учащимися, так и с группой.

Перечисленные средства используются как при изложении учебного материала педагогом, так и в ходе самостоятельной деятельности учащихся, а также при контроле усвоения материала.

Наличие компьютера в учебном кабинете позволяет в ходе занятий активно использовать демонстрацию образцов почерпнутых из Интернета, записи видео-занятий, мастер-классов.

Список использованной литературы:

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2004.

Монтессори М. Дидактические игры и упражнения. - М., 2011.

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.: Мозаика – Синтез, 2006.

Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. М., 2009.

Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. -М: Линка-Пресс,2006.

Дружинин, Б.Л. Мы с приятелем вдвоем: Развивающие игры [Текст]/ Б.Л. Дружинин, И.И. Куминова. – М.: УЦ «Перспектива», 2003

Ерофеева, Т.И. Знакомство с математикой. Методическое пособие для педагогов [Текст] / Т.И.Ерофеева.– М.: Просвещение, 2006. – 112 с. – (Скоро в школу).

Киреева Л. Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно ролевые и дидактические игры., Волгоград: Учитель, 2008

Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]/ Л.С. Метлина.– М: Просвещение, 1984.– 253с.

Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры [Текст]: 3-е изд., доп./ Б.П. Никитин –М.: Просвещение, 1991.–160 с.: ил.

Петерсон, Л.Г. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Части 1-2. Методические рекомендации [Текст] / Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина. – М.: Баласс, 2004. – 256 с.

Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] /под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб: Издательство «Речь», 2004..

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации