Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально педагогической направленности «Студия добра», объединение «Мы вместе»
Отдел образования муниципального образования
Ясненский городской округ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
«СОГЛАСОВАНО» Педагогическим советом МБУ ДО «ДЮЦ» Протокол № 1 от «04» сентября 2018г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ ДО «ДЮЦ» ____________ Е.В. Умбетова Приказ № 5 от 05.09.2018г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Студия добра»
объединение «Мы вместе»
Уровень освоения: базовый
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год
Елемесова Жулдыз Есенгелдиевна,
методист МБУ ДО «ДЮЦ»
Ясный, 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Раздел |
Стр. |
I. |
Комплекс основных характеристик программы |
3 |
1.1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.1.1 |
Направленность (профиль) программы |
4 |
1.1.2 |
Актуальность программы |
5 |
1.1.3 |
Педагогическая целесообразность |
5 |
1.1.4 |
Отличительные особенности программы |
5 |
1.1.5 |
Адресат программы |
6 |
1.1.6 |
Объем и срок освоения программы |
6 |
1.1.7 |
Формы обучения |
6 |
1.1.8 |
Особенности организации образовательного процесса |
7 |
1.1.9 |
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий |
7 |
1.2 |
Цель и задачи программы |
8 |
1.3 |
Содержание программы |
9 |
1.3.1 |
Учебный план |
10 |
1.3.2 |
Содержание учебного плана |
11 |
1.4 |
Планируемые результаты |
15 |
1.4.1 |
Личностные результаты |
15 |
1.4.2 |
Метапредметные результаты |
15 |
1.4.3 |
Предметные результаты |
15 |
II. |
Комплекс организационно-педагогических условий |
18 |
2.1 |
Календарный учебный график |
18 |
2.2 |
Условия реализации программы |
23 |
2.2.1 |
Материально-техническое обеспечение |
23 |
2.2.2 |
Информационное обеспечение |
23 |
2.2.3 |
Кадровое обеспечение |
24 |
2.3 |
Формы аттестации |
25 |
2.3.1 |
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов |
25 |
2.3.2 |
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов |
26 |
2.4 |
Оценочные материалы |
26 |
2.5 |
Методические материалы |
26 |
2.6 |
Список литературы |
33 |
I. Комплекс основных характеристик программы
-
Пояснительная записка
В истории педагогики известны тимуровское движение и общественно-полезная деятельность как основа существования детских и молодежных объединений и организаций. Волонтерская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия существует, и будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в помощи и ограничены возможности государства удовлетворять потребности граждан в социальной поддержке. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются различными видами деятельности.
Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Дополнительная общеобразовательная программа социально - педагогической направленности «Студия добра» направлена на освоение обучающимися волонтерской деятельности. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам реализовать свои идеи и проекты. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, легко занимать необходимые позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром: получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества.
Взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, передавать информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки для младших, агитационные выступления, игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка.
Реализация программы также создает условия, обеспечивающие успешную социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья; построение коррекционно-развивающего процесса с учетом возможностей детей; поиск совершенствования и закрепление формирующихся видов деятельности особого ребенка (реализации индивидуального подхода, пошагового обучения). Образовательный процесс позволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в зависимости от заболевания, психофизиологических особенностей, потребностей) вследствие его гибкой организации.
1.1.1 Направленность (профиль) программы
Программа социализации и развития личности обучающихся имеет социально-педагогическую направленность.
Уровень программы: базовый.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273;
- Приказ МО и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 № 1008;
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. Регистрационный N 33660);
- Письмо Минобразования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Программа развития МБУ ДО «ДЮЦ» на период с 2015 – 2018 учебные годы от 23.12.2014 № 2;
- Устав МБУ ДО «ДЮЦ» от 22.03.2016г.
1.1.2 Актуальность программы
Обусловлена потребностью современного общества в социально активной молодежи, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанных на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм и милосердие, человеколюбие и сострадание, способных оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола.
1.1.3 Педагогическая целесообразность
Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности молодого человека, улучшению морально-психологического состояния молодежи, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.
1.1.4 Отличительные особенности программы
Новизна и отличие программы от существующих образовательных программ социально-педагогической направленности заключается в том, что она формирует механизмы вовлечения молодых людей в многообразную общественную социально-значимую деятельность, направленную на развитие инициативы и ответственности, повышение уровня толерантности, добровольности.
В отличие от уже существующих программ по волонтерскому движению, данная программа модульная и включает в себя не только изучение волонтерского движения, но и практическую творческую деятельность обучающихся.
1.1.5 Адресат программы
В программе принимают участие и активно работают ребята от 11 до 15 лет. Этот возраст называют подростковым. Главная особенность подросткового периода – развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности.
1.1.6 Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы – 1 год. Данная программа рассчитана на 216 часов (занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа). В соответствии с целями и основными задачами Программы предусмотрен рабочий план реализации программы на 1 год.
1.1.7 Формы обучения
Программа реализуется в очной форме учебного занятия. Входящие в программ занятия проводятся преимущественно в интерактивной форме и включают в себя социально-психологические тренинги, психологические и деловые игры, дискуссии, конкурсы, проектирование. Запланированы праздники, экскурсии, а также участие в работе выездных профильных лагерей. Исключительное значение в программе отдаётся групповым формам работы, позволяющим ребятам проявлять активность, наиболее полно реализовывать свои умения и навыки:
тренинги общения как вид групповой работы; дискуссии; упражнения на взаимодействие в группах; диагностика, позволяющая быстро оценить своё состояние; деловые игры; игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и развить собранность внимания; сборы, театрализованные выступления, экскурсии, вечера.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в группах постоянного состава одного возраста (группы 11-15 лет). Индивидуальные занятия проводятся во время подготовки к конкурсам.
Очно обучающиеся занимаются на занятиях согласно расписанию.
Дистанционно занимаются дети, которые получают задания по электронной почте для выполнения каких- либо творческих заданий или участия в заочных конкурсах.
В условиях сетевого взаимодействия в социальной сети «Вконтакте» создана группа для быстрого и мобильного общения, где все учащиеся Ясненского городского округа получают новости о жизни детской организации.
1.1.9 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Режим занятий подчиняется требованиям СанПин.
Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий.
Оптимальная наполняемость группы – не мене 15 человек.
Формы проведения занятий: свободные дискуссии, беседа, игра, мастер - класс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг, практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция, встреча, экскурсии, «трудовой десант»,практикум, лекция.
Формы организации учебной работы: коллективная, групповая.
Занятия проводятся:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час равняется 40 минутам).
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно – полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи:
Предметные:
- обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
- обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
- знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
- обучение основам работы с различными видами информации;
- знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
- обучение методике социального проектирования;
- расширение навыков работы с информацией;
- специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями
здоровья, подростки девиантного поведения).
Метапредметные:
- формирование первичных организаторских умений и навыков;
- развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
- развитие уверенности в себе;
- дальнейшее формирование организаторских умений и навыков;
- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.
Личностные:
- воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
- воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
- содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;
- воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- развивать активную деятельность;
- формировать общественную активность, реализацию в социуме
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план
1-й год обучения (11 – 15 лет)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля и/или аттестации |
||||
всего |
теория |
практика |
|||||
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
||||
Раздел 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения - 16 |
|||||||
1.1 |
Социальная работа и социальное служение. История добровольчества |
4 |
2 |
2 |
Теория,тестирование |
||
1.2 |
Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи |
8 |
2 |
6 |
Тренинг |
||
1.3 |
Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества |
4 |
2 |
2 |
Самопрезентация |
||
Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера- 30 |
|||||||
2.1 |
Игры - адаптации. Игры с эстрады |
12 |
4 |
8 |
Тренинги, игровые технологии |
||
2.2 |
Игровая программа, флешмобы |
4 |
2 |
2 |
Тренинги, игровые технологии |
||
2.3 |
Организация игровых переменок, детских праздников |
6 |
2 |
4 |
Тренинги, игровые технологии |
||
2.4 |
Игровое моделирование деятельности |
8 |
2 |
6 |
Тренинги, игровые технологии |
||
Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ - 50 |
|||||||
3.1 |
Здоровым быть модно! |
10 |
2 |
8 |
Викторина |
||
3.2 |
«Нам жить и помнить!» |
18 |
6 |
12 |
Тренинг |
||
3.3 |
«Мы в ответе за нашу планету» |
10 |
2 |
8 |
Беседа |
||
3.4 |
На службе ГИБДД |
12 |
2 |
10 |
Игра |
||
Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров- 12 |
|||||||
4.1 |
Информационный буклет. Принципы создания. |
4 |
2 |
2 |
Творческое задание |
||
4.2 |
Листовка |
4 |
2 |
2 |
Творческое задание |
||
4.3 |
Разработка и проведение классных часов |
4 |
2 |
2 |
Творческое задание |
||
Раздел 5. Основы проведения социальных дел- 14 |
|||||||
5.1 |
Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. |
14 |
2 |
12 |
Творческое задание |
||
Раздел 6. Конкурсная и проектная деятельность - 92 |
|||||||
6.1 |
Подготовка и участие в конкурсах в Программах деятельности ОООО «ФДО» |
88 |
5 |
83 |
Результативность за участие |
||
6.2 |
Итоговое занятие |
4 |
- |
4 |
Тестирование |
||
Итого часов: |
216 |
57 |
159 |
1.3.2 Содержание учебного плана
1-й год обучения (11-15 лет)
Вводное занятие
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.
Практическая деятельность: Игры на знакомство.
Раздел. 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения.
1.1 Социальная работа и социальное служение. История добровольчества.
Теория: Понятие социальное служение, социальная работа, добровольчество и благотворительность. Основные качества волонтера. История развития социального служения в России и за рубежом.
Практика: Практикум «Кто такой волонтер?»
Форма контроля: Тест на определение правильного понятия добровольцев. Работа с результатами теста.
1.2 Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи.
Теория: Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.
Практика: Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение.
Форма контроля: Практикум «Кто я?» тренинговое занятие.
1.3 Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества
Теория: Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого - педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально - правовое, профилактическое, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря.
Практика: Игры на «Волонтер – это…».
Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера
2.1. Игры-адаптации. Игры с эстрады.
Теория: Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение
персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста.
Практика: Игры на сплочение. Игры с эстрады. Игры - кричалки.
Форма контроля: Упражнения «Поппури»
2.2. Игровая программа.Флешмобы
Теория: Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры.
Практика: Работа с группами в игровой форме
Форма контроля: Флешмобы
2.3. Организация игровых переменок, детских праздников
Теория: Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П.Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых переменок, детских праздников.
Практика: Практическая работа в группах. Игры на взаимодействие сплочение команды.
Форма контроля: Упражнение «Вместе»
2.4. Игровое моделирование действительности
Теория: Виды, типы игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Отработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи.
Практика: Практикум «Игры, в которые мы играем».
Форма контроля: Проведение игр с младшими школьниками.
Раздел 3. Профилактическая работа волонтеров
3.1. Здоровым быть модно!
Теория: Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Понятие «здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье. Вредные привычки.
Практика: Игры и конкурсы. Дни здоровья. Флешмобы. Составление «рейтинга» своих вредных привычек. Подвижные игры. Акции.
Форма контроля: Организация акций по ЗОЖ силами ребят, например: Минутки здоровья для учащихся начальной школы «Береги зрение смолоду»
3.2. «Нам жить и помнить»
Теория: Добровольчество в России. Изучение отечественной истории, национальной культуры своему народа, традиций своей страны.
Практика: Акции «Открытка Ветерану», «Георгиевская ленточка», «Голубь мира», Операция «Рассвет», «Свеча Памяти».
Форма контроля: Викторина «По страницам истории»
3.3. «Мы в ответе за нашу планету»
Теория : Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры.
Практика: Озеленение прилегающей территории, участие в экологических акциях «Покормите птиц», «Зеленая аллея», «Родник».
Форма контроля: Проект «Дуб» , Экологическая викторина».
3.4. На службе ГИБДД.
Теория: «Правовые вопросы инспектору», изготовление листовок
Практика: Акции по ПДД: «По дороге в детский сад», «Внимание-Дети», «Автокресло детям».
Форма контроля: Организация урока для младших школьников «Веселый светофор».
Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров
4.1 Информационный буклет. Принципы создания
Теория: Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Практика: Создание буклета для акции.
4.2. Л истовка
Теория: Что такое флаер, листовка. Ее предназначение, как правильно разместить информацию для привлечения заинтересованных жителей.
Практика: Создание листовок для акции.
Форма контроля: Проведение акции с раздачей информационных листовок.
4.3 Разработка и проведение классных часов
Теория: Обсуждение заинтересованных тем на тему добровольчества.
Практика: Выступление каждого участника в качестве модератора.
Раздел 5. Основы проведения социальных дел
5.1 Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций.
Теория: Понятие социальная акция. Информирование о предстоящих мероприятий и акций. Разработка и проведение социальных акций.
Практика: Подготовка к акциям, создание необходимых атрибутов.
Раздел 6. Конкурсная и проектная деятельность
6.1. Подготовка и участие в конкурсах в Программах деятельности ОООО «Федерация детских организаций».
Теория: Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач.
Практика: участие в заочных этапах конкурсов, создание видеороликов, подготовка эссе, интерактивных конкурсах.
Форма контроля: Результативность по итогам конкурсов.
6.2 Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов за год.
Практика: Коллективно-творческое дело.
Форма контроля: Итоговое тестирование, анкетирование.
1.4 Планируемые результаты
Организация деятельности по программе «Студия добра» создаст условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1.4.1 Личностные результаты
- развитие навыков общественной деятельности;
- формирование нравственных ценностей;
- развитие самостоятельности, творческого подхода к заданиям;
- умение работать в команде
- формирование активной гражданской позиции.
1.4.2 Метапредметные результаты
- расширении круга приёмов составления разных типов плана;
-расширении круга структурирования материала;
-умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
-обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
-умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников
1.4.3 Предметные результаты
Воспитанник научится:
-Проявлять заботу и внимание к людям, попавшим в трудные жизненные ситуации.
- будут уважительно относиться к семье, к духовным ценностям.
- владеть знаниями о ЗОЖ, формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
- стремиться быть более ответственными, адаптированными к формированию к здоровой, нравственной личности;
-формировать у подшефных сверстников чувства нужности в этом непростом мире, нравственных качеств и чувства патриотизма.
Воспитанник получит возможность научиться:
- уметь аргументировано отстаивать свою позицию;
- уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
- участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых детско-юношеским центром и городом
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
1 –й год обучения (11-15 лет)
№ п/п |
Дата проведения |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
|
14.00 |
Тренинг. Беседа |
2 |
Вводное занятие. Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой. |
Каб № 9 |
Рефлексия |
|
16 |
Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения |
||||||
|
14.00 |
Лекция |
2 |
Понятие социальное служение и социальная работа |
Каб № 9 |
Тест |
|
|
14.00 |
Тренинг |
2 |
Добровольчество и благотворительность |
Каб № 9 |
Упражнение |
|
|
14.00 |
Тестирование |
2 |
Готов ли ты стать волонтером? |
Каб № 9 |
Тест |
|
|
14.00 |
Лекция |
2 |
История развития социального служения в России и за рубежом |
Каб № 9 |
Рефлексия |
|
|
14.00 |
Тренинг |
2 |
«Я могу быть добровольцем!» |
Каб № 9 |
Самопрезентация |
|
|
14.00 |
Игра |
2 |
Деловая игра «Волонтером быть почетно» |
Каб № 9 |
Рефлексия |
|
|
14.00 |
Рассказ |
2 |
Добровольцы |
Каб № 9 |
Творч. Задание |
|
|
14.00 |
Практикум |
2 |
«Кто такой волонтер?» |
Каб № 9 |
Самоконтроль |
|
30 |
Игровые технологии в работе волонтера |
||||||
|
14.00 |
Лекция |
2 |
Понятие игры-адаптации, Игры с эстрады |
Каб № 9 |
Игра |
|
|
14.00 |
Лекция |
2 |
Уровни развития коллектива. Игра «Без командира» |
Каб № 9 |
Игра |
|
|
14.00 |
Игра |
2 |
Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Игра «Смысл моего имени» |
Каб № 9 |
Рефлексия |
|
|
14.00 |
Игра |
2 |
Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие. Игра «Вавилонская башня» |
Каб № 9 |
Игра |
|
|
14.00 |
Тренинг |
2 |
Упражнение «Говорящие руки» |
Каб № 9 |
Упражнение |
|
|
14.00 |
Тренинг |
2 |
«Прокачайся» |
Каб № 9 |
Тренинг |
|
|
14.00 |
Лекция |
2 |
Роль и сфера применения игр на знакомство |
Каб № 9 |
Упражнение |
|
|
14.00 |
Лекция |
2 |
Роль игр на сплочение |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Игра |
2 |
Упражнение «Плечо друга» |
Каб № 9 |
Рефлексия |
|
|
14.00 |
2 |
Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. |
Каб № 9 |
Опрос |
||
|
14.00 |
Практикум |
2 |
«Лучший в мире» |
Каб № 9 |
Самоконтроль |
|
|
14.00 |
Тренинг |
2 |
«Тропинка» |
Каб № 9 |
Упражнение |
|
|
14.00 |
Игра |
2 |
Виды, типы игр и их значение. |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Игра |
2 |
Классификация игр |
Каб № 9 |
Игра |
|
|
14.00 |
Игра |
2 |
Игра |
Каб № 9 |
||
50 |
Профилактическая работа волонтеров |
||||||
|
14.00 |
Лекция |
2 |
Понятие «здоровый образ жизни». Пагубность вредных привычек |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «Чистые ладошки» |
Школы |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Экскурсия |
2 |
В здоровом теле здоровый дух! Консультирование с врачами ЯРБ |
ЯРБ |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Тренинг |
2 |
Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Зарядка «Будь здоров» |
Актовый зал |
Рефлексия |
|
|
14.00 |
Устный журнал |
2 |
Добровольчество в России |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «Обелиск» - 1 этап |
Мемориал |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «Обелиск» - 2 этап |
Мемориал |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «Лес победы» |
Мемориал |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Операция «Рассвет» |
Мемориал |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «Георгиевская ленточка» |
Площадь ДК «Заря» |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Урок с просмотром фильмов |
2 |
День героев Отечества |
Каб № 9 |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «Голубь мира» - изготовление бумажных голубей. |
Двор ДЮЦ |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Устный журнал |
2 |
Час мужества, посвященный Дню героя-антифашиста. |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Викторина |
2 |
Интерактивная олимпиада «Экотур» |
Каб № 9 |
||
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «Покормите птиц» |
Двор ДЮЦ |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Круглый стол |
2 |
Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права? |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «Родник» |
Родник |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «Зеленая аллея» или «Посади дерево» |
Двор ДЮЦ |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «Внимание-Дети» |
Ул. Ленина |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «Автокресло-детям» |
Ул. Ленина |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «Горка» |
Дорога |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «По дороге в детский сад» |
Ул. Ленина |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция «Ребенок на дороге» |
Ул. Ленина |
Фотоотчет |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
Акция « Велосипедист на дороге» |
Ул. Ленина |
Фотоотчет |
|
12 |
Информационные технологии в работе волонтеров |
||||||
|
14.00 |
Лекция |
2 |
Информационный буклет |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Дискуссия |
2 |
Принципы создания и оформления информационных буклетов |
Каб № 9 |
Беседа |
|
|
14.00 |
Тренинг |
2 |
«Алгоритм создания» |
Каб № 9 |
Тест |
|
|
14.00 |
Встреча-беседа |
2 |
Значение информационных листовок |
Каб № 9 |
Беседа |
|
|
14.00 |
Беседа |
2 |
Какая информция необходима на листовках? |
Каб № 9 |
Беседа |
|
|
14.00 |
Творческое занятие |
2 |
Создание буклета и листовок для акции |
Каб №9 |
Опрос |
|
14 |
Основы проведения социальных дел |
||||||
|
14.00 |
Теория |
2 |
Социальная акция |
Каб № 9 |
Тест |
|
|
14.00 |
Творческое занятие |
2 |
«Путешествие к истокам» |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Акция |
2 |
«Крещеную воду людям старшего поколения» |
Каб № 9 |
Выставка |
|
|
14.00 |
Творческое занятие |
2 |
Организация социальных дел |
Каб № 9 |
Выставка |
|
|
14.00 |
Творческое занятие |
2 |
«Будущее начинается сегодня» |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Дискуссия |
2 |
Социально-общественная деятельность |
Каб № 9 |
Тест |
|
|
14.00 |
Творческое занятие |
2 |
«Свои-чужие» |
Каб № 9 |
Опрос |
|
92 |
Конкурсная и проектная деятельность |
||||||
|
14.00 |
Устный журнал |
2 |
Обзор по программам ОООО «ФДО». История детского движения |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Самостоятельная работа |
2 |
Заочный конкурс «Позитивный контент»- 1 задание |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Самостоятельная работа |
2 |
Заочный конкурс «Позитивный контент»-2 задание |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Самостоятельная работа |
2 |
Заочный конкурс «Позитивный контент»-3 задание |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Самостоятельная работа |
2 |
Творческий конкурс «Мир без границ» |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Презентация |
2 |
Областная программа «Наследники». Знакомство с программой |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Самостоятельная работа |
2 |
Заочный конкурс эссе «Гражданин России» |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Самостоятельная работа |
2 |
Заочный конкурс «История детского движения» |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Репетиция |
2 |
Подготовка к Единому дню открытых дверей «Будь с нами» |
Каб № 9 |
Репетиция |
|
|
14.00 |
Конференция |
2 |
Единый день открытых дверей «Будь с нами» |
Актовый зал |
Слет |
|
|
14.00 |
Самостоятельная работа |
2 |
Заочный этап игры «Мы команда» - 1 задание |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Самостоятельная работа |
2 |
Заочный этап игры «Мы команда» - 2 задание |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Самостоятельная работа |
2 |
Заочный этап игры «Мы команда» - 3 задание |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Самостоятельная работа |
2 |
Заочный этап игры «Мы команда» - 4 задание |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Презентация |
2 |
Областная программа «Сами». Знакомство с программой |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Презентация |
2 |
Областная программа «Это наше право». Знакомство с программой |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Сбор |
2 |
Областная программа «Свой голос» и «Зеленый щит». Знакомство с программами |
Каб № 9 |
Опрос |
|
|
14.00 |
Сбор |
2 |
Интерактивная игра «Будь готов!» - 1 этап |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Самостоятельная работа |
2 |
Интерактивная игра «Будь готов!» - 2 этап |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Самостоятельная работа |
2 |
Интерактивная игра «Будь готов!» - 3 этап |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Самостоятельная работа |
2 |
Интерактивная игра «Будь готов!» - 4 этап |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Съемка |
2 |
Конкурс видеороликов «#Я_Федерация» |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Съемка |
2 |
Конкурс видеороликов «#Я_Федерация» |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Круглый стол |
2 |
Пост прав ребенка |
Актовый зал |
Репетиция |
|
|
14.00 |
Сбор |
2 |
Муниципальный сбор лидеров |
Актовый зал |
Репетиция |
|
|
14.00 |
Сбор |
2 |
Муниципальный сбор лидеров |
Актовый зал |
Репетиция |
|
|
14.00 |
Сбор |
2 |
Сбор правовой палаты |
Актовый зал |
Репетиция |
|
|
14.00 |
Индивидуальное занятие |
2 |
Подготовка к конкурсу «Лидер XXI века» |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Индивидуальное занятие |
2 |
Подготовка к конкурсу «Лидер XXI века» |
Каб № 9 |
Конкурс |
|
|
14.00 |
Лекция |
2 |
Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. |
Каб № 9 |
Выполнение задания |
|
|
14.00 |
Мозговая атака |
2 |
Выбор темы проекта |
Каб № 9 |
Выполнение задания |
|
|
14.00 |
Мозговая атака |
2 |
Цель и задачи проекта |
Каб № 9 |
Выполнение задания |
|
|
14.00 |
Работа в группах |
2 |
Гипотеза проекта |
Каб № 9 |
Выполнение задания |
|
|
14.00 |
Работа в группах |
2 |
Теоретические аспекты проекта |
Каб № 9 |
Выполнение задания |
|
|
14.00 |
Работа в группах |
2 |
Практическая часть проекта. 1 этап |
Каб № 9 |
Выполнение задания |
|
|
14.00 |
Работа в группах |
2 |
Практическая часть проекта 2 этап |
Каб № 9 |
Выполнение задания |
|
|
14.00 |
Работа в группах |
2 |
Выводы по проекту |
Каб № 9 |
Выполнение задания |
|
|
14.00 |
Защита |
2 |
Защита проекта. |
Каб № 9 |
Самопрезентация |
|
|
14.00 |
Защита |
2 |
Защита проекта. |
Каб № 9 |
Самопрезентация |
|
14.00 |
10 |
Мероприятия воспитательного и познавательного характера |
Каб № 9 |
||||
|
14.00 |
Посиделки. Чаепитие. |
4 |
Итоговое занятие |
Каб № 9 |
Рефлексия |
|
216ч. |
2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
Занятия волонтерского объединения «Мы вместе» проходят в - кабинете № 9, расположенного в МБУ ДО «ДЮЦ» на 2 этаже. Для реализации программы имеется: учебно-методическая литература, диски с мультимедийным материалом, пионерская атрибутика, ноутбук .
2.2.2. Информационное обеспечение
Информационными источниками служат «Аптечки ДИМО», разработанные главным специалистом ОООО «Федерация детских организаций» Пуговкиным А.А. В данных аптечках содержится аудио и видео материал, сценарии, музыкальные композиции и презентации, необходимые для проведения различных тематических мероприятий.
Также в работе используются видеоролики с видеохостингов YouTube и RuTube.
Имеются все необходимые фонограммы и аудиозаписи для проведения занятий и мероприятий, социальные видеоролики, иллюстрации.
Интернет-источники, необходимые для работы: сайт СПО-ФДО, РДШ, ФДО56, группа в контакте, инстаграме.
2.2.3 Кадровое обеспечение
Руководитель объединения (методист по детскому движению, педагог дополнительного образования) – Елемесова Жулдыз Есенгелдиевна
Образование высшее – ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ, Институт Управления, квалификация – организация работы с молодежью. Педагогический стаж работы – 3 года, стаж в занимаемой должности – 3 года.
Имеются документы о повышении квалификации:
- Сертификат о успешном прохождении образовательной программы в объеме 16 часов по теме «Социальное проектирование» в рамках форума работающей молодежи ( Оренбургская областная молодежная общественная организация работающей молодежи «ПРОФИ»)
- Удостоверение о повышении квалификации по курсу «Подготовка работников учреждений образования к оказанию первой помощи детям при несчастных случаях и состояниях, угрожающих жизни и здоровью» в объеме 16 часов (ГБУЗ «Оренбургский областной центр медицины катастроф»).
- Сертификат о обучении в рамках областного семинара по социальному проектированию в рамках проекта «Региональный центр социального продюсирования социально ориентированных детских общественных организаций» получившего поддержку Фонда президентских грантов. (Оренбургская областная общественная организация «Федерация детских организаций»).
- Сертификат о обучении в рамках программы областного семинара новых технологий работы с детьми и молодежью «МЕТОБУМ» в объеме 16 часов (Департамент молодежной политики Оренбургской области)
- Сертификат об окончании областной школы вожатского мастерства (Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко).
Также для реализации данной программы привлекаются педагоги-организаторы детских организаций школ Ясненского городского округа.
2.3 Формы аттестации
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, фото, свидетельство (сертификат), статья.
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, готовое изделие, защита творческих работ, конкурс, открытое занятие, портфолио, праздник, слет, фестиваль.
2.4 Оценочные материалы
Промежуточная аттестация будет осуществляться через:
- анкетирование всех участников программы (волонтеров);
- выпуск отчетных буклетов;
- количественный анализ результатов проведенных мероприятий с покакзателем охвата участников;
-· мониторинг достижений волонтёров, волонтерского объединения в целом. Анкетирование.
- Кто такие волонтеры?
- Этапы развития волонтерского движения в России?
- Характеристика социально – значемых проблем. Приведите примеры.
- Перечислите практические навыки необходимые волонтерам.
- Предложите акцию, направленную на пропаганду ЗОЖ.
Темы для издания буклетов:
- профилактика ЗОЖ;
- экологическое направление;
- социальные проблемы.
Мониторинг личного участия в конкурсах, мероприятиях, акциях.
-
Методические материалы
Методы обучения:
- словесные (беседы, рассказ, диалог, консультация);
- практической работы (упражнения, тренинги, тренировки, репетиции и др.); - проблемного обучения (эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, самостоятельный поиск путей решения поставленной задачи);
- проектные методы (разработка проектов, моделирование ситуаций, разработка сценариев, мероприятий и т.д.)
- игры;
- активных форм познавательной деятельности (диспут, викторины и др.);
- психологические и социологические (анкетирование, тестирование)
Методы воспитания
Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми и коллективными, постоянными и временными. Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела и т. д.) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, необходимо довести порученное дело до конца и т. д.). Если какая-либо из этих сторон организована (мотивирована) слабо, то поручение не будет выполнено или не даст нужного воспитательного эффекта.
Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника;
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Формы организации учебного занятия.
Традиционные формы занятий
Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.
Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.
Дискуссия - всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.
Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.
Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.
Слет, фестиваль, праздник т.д. - организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
Нетрадиционные формы занятий
Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.
Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.
Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей.
Круглый или философский стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни.
«Крепкий орешек» - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Тренинг- проведение занятий психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.
Акция, рейд.
Педагогические технологии
- технология индивидуализации обучения - форма, модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся или один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.
- технология группового обучения - при групповой форме деятельности обучающиеся делятся на группы для решения конкретных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога.
- технология проблемного обучения: проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.
Алгоритм учебного занятия (краткое описание структуры занятия и его этапов)
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его обучающихся. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности.
Структура учебного занятия в УДО
1. этап: организационный
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего
задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
4 этап: основной
В качестве основного этапа могут выступить следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Содержание: задания и вопросы, которые активизируют познавательную
деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Содержание: пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснований.
3. Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение условия новых знаний и способов действий. Содержание: тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Содержание: беседа и практические задания.
5. этап: контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Содержание: тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6. этап: итоговый
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает, как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели, и поощряет ребят за учебную работу.
7. этап: рефлективный
Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание: оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8. этап: информационный
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Содержание: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Дидактические материалы применятся в зависимости от вида учебного занятия – это могут быть раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения.
2.6 Список литературы
2.6.1 Основная литература
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011.
(стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.:
Просвещение, 2011
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред.
А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных
условиях. - Киев, 2001.
2.6.2 Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.)
Атлас «Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина»
Атлас детского движения ОООО «ФДО»
Детская областная газета
2.6.3 Интернет-ресурсы:
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и
http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.
htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Волонтёрский отряд «Планета друзей»
http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
7. Проект “Эра милосердия прошла?”
8. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru